Общая информация
Ла-5: одномоторный истребитель-моноплан. Одноместный, с закрытой кабиной, деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла.
Страна | СССР |
Период производства | 07.1942- |
Выпускался на авиазаводах: | 21 авиазавод, 31 авиазавод, 99 авиазавод, 381 авиазавод |
Всего изготовлено: | 10003шт. |
Период эксплуатации: | 1942 - |
Экипаж: | 1 чел. |
Двигатель: | один радиальный двигатель (звезда), М-82, М-82Ф(с 12.1942), М-82ФН (с 03.1943) |
Винт | один, ВИШ-105В диаметром 3,1 м |
Размер колёс | 650x200 мм |
Возможное вооружение: | 2 ШВАК + 2 х 100-кг бомбы ФАБ-100 |
Особенности конструкции
Ла-5 - одномоторный деревянный низкоплан. Основным конструкционным материалом планера была сосна. Обшивка фанерная. Фюзеляж состоял из металлической передней фермы и деревянного монокока, выполненного за одно целое с килем. Шасси - убирающееся, двухопорное с хвостовым колесом
Дополнительное оборудование
- прицел ПБП-1a, ПБП-1б (у Ла-5Ф)
- радиостанция с 08.1942 года все с радиоприемниками, каждая третья - с радиостанциями РСИ-4
- радиополукомпас РПК-10 (с 08.1942, не на всех)
- кислородный прибор на Ла-5ФН: КПА-Збис или КП-12
- бронеспинка 8,5мм
Характерные узлы при обнаружении обломков
Самолёты, сходные по конструкции
Где искать номер
Щиток стойки шасси
см. так же:
Нумерация
Классификация номеров самолета Ла-5 производства 21 авиазавода:
Самолеты завода №21 в процессе производства имели несколько модификаций. При выпуске в серию новой модификации, нумерация начиналась снова с первой серии.
Сначала выпускался Ла-5 с мотором М-82, без заднего обзора. Самолеты первой модификации имели номера:
Пример: 37212764
- 37 - тип самолета,
- 21 - № завода,
- 27 - № серии,
- 64 - № самолета.
На начало 1944 года выпуск этой модификации прекращен. В каждой серии выпускалось по 100 самолетов.
Вторая модификация Ла-5 с мотором М-82, с каплевидной кабиной. Нумерация началась с первой серии, и полные номера были:
Например: 39212764
- 39 - тип самолета,
- 21 - № завода,
- 27 - № серии,
- 64 - № самолета.
Третья модификация Ла-5 ФН. Нумерация началась опять с первой серии. Полный номер пишется, как у второй модификации, но с прибавлением в документах букв «ФН»
Пример: №3921ФН2764
- 39 - тип самолета,
- 21 - № завода,
- ФН - модификация
- 27 - № серии,
- 64 - № самолета.
Самолеты 99 завода имеют полный номер:
Пример: 37-9906-14
- 37- тип самолета,
- 99 - № завода,
- 06 - № серии,
- 14 - № самолета
Самолеты 381 завода имеют полный номер:
Например: 3810413
- 381 - № завода,
- 04 - № серии,
- 13 - № самолета.
Завод №166: полный номер имеет:
Например: 100611
- 100 - условно взятое число
- 6 - № серии
- 11 - № самолета
Информации о нумерации 31 завода - нет.
В документах ВВС ВМФ по настоящее время не удалось найти самолетов Ла-5, которые выпускались бы каким-либо заводом, кроме завода №21.
на истребителях Ла-5ФН тип 41 завода №21 начиная с 1944 года устанавливали металлические лонжероны
Части, имевшие самолёт на вооружении
Основные типы и модификации:
- Ла-5: с двигателем М-82. Малое количество приборов (отсутствуют авиагоризонт, гирокомпас и т.п.). Первая модификация без заднего обзора, вторая - с каплевидной кабиной. Бронеспинка 10мм. В 1942 выпущено 1129 шт (только 21 и 31 авиазаводы).
- Ла-5Ф: двигатель М-82Ф. Изменена форма фонаря кабины (улучшен обзор назад). Отсутствуют крыльевые баки. Бронеспинка 8,5мм. Прицел ПБП-1б. Выпуск с 12.1942 (выпуск пересекался с выпуском Ла-5ФН)
- Ла-5ФН: с двигателем М-82ФН. Герметизирован фюзеляж и кабина. Выпуск с 03.1943 (21 авиазавод - с 05.1945) (пересекался с выпуском Ла-5Ф)
- Ла-5 УТИ: с двигателем М-82ФН или М-82Ф, учебно-тренировочный (сдвоенное управление). Вторая кабина вместо радиоотсека. Начало выпуска - лето 1943
Фотографии самолёта
Чертежи самолёта
Места обнаружения/подъёмов
Производство
Заводы | 1942 | 1943 | 1944 |
21 авиазавод | 1107 | 4619 | 3503 |
31 авиазавод | 22 | 5 | - |
99 авиазавод | - | 184 | 102 |
381 авиазавод | -` | 240 | 221 |
`часть машин из узлов 21 авиазавода
Техническое описание
Ла-5 - одномоторный деревянный низкоплан. Как и у ЛаГГ-3, основным конструкционным материалом планера была сосна. Для изготовления лонжеронов крыла и некоторых шпангоутов использовали дельта-древесину. Деревянные детали самолета склеивали смоляным клеем.
Крыло технологически делилось на центроплан и две двухлонжеронные консоли с фанерной работающей обшивкой. К трубе с помощью металлической торцевой нервюры крепились основные стойки шасси. Между лонжеронами центроплана были выклеены из фанеры кессоны для бензобаков, а в носовой части находились купола для колес шасси.
Лонжероны - деревянные с полками из дельта-древесины (на истребителях Ла-5ФН тип 41 завода №21 начиная с 1944 года устанавливали металлические лонжероны.) К консолям с фанерной обшивкой крепились автоматические предкрылки, щитки-закрылки и элероны с дюралевым каркасом, обшитые перкалью. На левом элероне имелся триммер. В промежутке между первой и седьмой нервюрами консолей располагались топливные баки.
Фюзеляж состоял из металлической передней фермы и деревянного монокока, выполненного за одно целое с килем. Фюзеляж наглухо скреплен с центропланом четырьмя стальными узлами. Кабина пилота закрыта сдвижным фонарем, стопорящимся в открытом и закрытом положениях.
Горизонтальное оперение - свободнонесущее, стабилизатор - двухлонжеронный, цельнодеревянный, с фанерной работающей обшивкой. Стабилизатор состоял из двух половин, крепившихся к силовым элементам хвостовой части фюзеляжа. Руль высоты с триммером имел дюралевый каркас, обшитый полотном, и также состоял из двух половин.
Шасси - убирающееся, двухопорное с хвостовым колесом. Основные опоры имели масляно-пневматические амортизаторы. Основные колеса размером 650x200 мм имели воздушнокамерные тормоза. Хвостовая свободноориентирующаяся опора убиралась в фюзеляж и снабжалась колесом размером 300x125 мм.
Выхлопные патрубки соединялись в два коллектора реактивного типа. Для регулировки температуры мотора служили лобовые жалюзи, располагавшиеся в переднем кольце капота, и две створки по бокам капота за мотором. Сотовый маслорадиатор - под двигателем, в туннеле нижней крышки капота. На выходе туннель имел регулируемую заслонку (совок). Мотор запускался сжатым воздухом. Масляный бак емкостью 59 л размещался в фюзеляже в месте стыка деревянной части и металлической фермы. Горючее объемом 539 л размещалось в трех центропланных и двух консольных баках.
Дополнительная информация
на Уголке неба:
Нет комментариев для отображения