• CyMATOXA

    Общая информация

    Ла-5: одномоторный истребитель-моноплан. Одноместный, с закрытой кабиной, деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла.

    Страна СССР
    Период производства 07.1942-
    Выпускался на авиазаводах: 21 авиазавод, 31 авиазавод, 99 авиазавод, 381 авиазавод
    Всего изготовлено: 10003шт.
    Период эксплуатации: 1942 -
    Экипаж: 1 чел.
    Двигатель: один радиальный двигатель (звезда), М-82, М-82Ф(с 12.1942), М-82ФН (с 03.1943)
    Винт один, ВИШ-105В диаметром 3,1 м
    Размер колёс 650x200 мм
    Возможное вооружение: 2 ШВАК + 2 х 100-кг бомбы ФАБ-100

    Особенности конструкции

    Ла-5 - одномоторный деревянный низкоплан. Основным конструкционным материалом планера была сосна. Обшивка фанерная. Фюзеляж состоял из металлической передней фермы и деревянного монокока, выполненного за одно целое с килем. Шасси - убирающееся, двухопорное с хвостовым колесом

    Дополнительное оборудование

    Характерные узлы при обнаружении обломков

    Самолёты, сходные по конструкции

     

    Где искать номер

    Щиток стойки шасси

    120px-%D0%A9%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D1

    Щиток стойки шасси Ла-5 с номером


    см. так же:

    • нумерация на двигателе М-82
    • нумерация на двигателе М-82Ф
    • нумерация на двигателе М-82ФН

    Нумерация

    Классификация номеров самолета Ла-5 производства 21 авиазавода: 
    

    Самолеты завода №21 в процессе производства имели несколько модификаций. При выпуске в серию новой модификации, нумерация начиналась снова с первой серии.

    Сначала выпускался Ла-5 с мотором М-82, без заднего обзора. Самолеты первой модификации имели номера:

    Пример: 37212764

    • 37 - тип самолета,
    • 21 - № завода,
    • 27 - № серии,
    • 64 - № самолета.

    На начало 1944 года выпуск этой модификации прекращен. В каждой серии выпускалось по 100 самолетов.

    Вторая модификация Ла-5 с мотором М-82, с каплевидной кабиной. Нумерация началась с первой серии, и полные номера были:

    Например: 39212764

    • 39 - тип самолета,
    • 21 - № завода,
    • 27 - № серии,
    • 64 - № самолета.

    Третья модификация Ла-5 ФН. Нумерация началась опять с первой серии. Полный номер пишется, как у второй модификации, но с прибавлением в документах букв «ФН»

    Пример: №3921ФН2764

    • 39 - тип самолета,
    • 21 - № завода,
    • ФН - модификация
    • 27 - № серии,
    • 64 - № самолета.

    Самолеты 99 завода имеют полный номер:
    

    Пример: 37-9906-14

    • 37- тип самолета,
    • 99 - № завода,
    • 06 - № серии,
    • 14 - № самолета

    Самолеты 381 завода имеют полный номер:
    

    Например: 3810413

    • 381 - № завода,
    • 04 - № серии,
    • 13 - № самолета.

    Завод №166: полный номер имеет:
    

    Например: 100611

    • 100 - условно взятое число
    • 6 - № серии
    • 11 - № самолета

    Информации о нумерации 31 завода - нет. 
    
    В документах ВВС ВМФ по настоящее время не удалось найти самолетов Ла-5, которые выпускались бы каким-либо заводом, кроме завода №21.
    
    на истребителях Ла-5ФН тип 41 завода №21 начиная с 1944 года устанавливали металлические лонжероны
    

     

     

    Части, имевшие самолёт на вооружении

    Основные типы и модификации:

    • Ла-5: с двигателем М-82. Малое количество приборов (отсутствуют авиагоризонт, гирокомпас и т.п.). Первая модификация без заднего обзора, вторая - с каплевидной кабиной. Бронеспинка 10мм. В 1942 выпущено 1129 шт (только 21 и 31 авиазаводы).
    • Ла-5Ф: двигатель М-82Ф. Изменена форма фонаря кабины (улучшен обзор назад). Отсутствуют крыльевые баки. Бронеспинка 8,5мм. Прицел ПБП-1б. Выпуск с 12.1942 (выпуск пересекался с выпуском Ла-5ФН)
    • Ла-5ФН: с двигателем М-82ФН. Герметизирован фюзеляж и кабина. Выпуск с 03.1943 (21 авиазавод - с 05.1945) (пересекался с выпуском Ла-5Ф)
    • Ла-5 УТИ: с двигателем М-82ФН или М-82Ф, учебно-тренировочный (сдвоенное управление). Вторая кабина вместо радиоотсека. Начало выпуска - лето 1943

     

    Фотографии самолёта

    Ла-5Ф.jpg
     

    Чертежи самолёта

    Места обнаружения/подъёмов

    Производство

    Заводы 1942 1943 1944
    21 авиазавод 1107 4619 3503
    31 авиазавод 22 5 -
    99 авиазавод - 184 102
    381 авиазавод -` 240 221

    `часть машин из узлов 21 авиазавода

    Техническое описание

    Ла-5 - одномоторный деревянный низкоплан. Как и у ЛаГГ-3, основным конструкционным материалом планера была сосна. Для изготовления лонжеронов крыла и некоторых шпангоутов использовали дельта-древесину. Деревянные детали самолета склеивали смоляным клеем.

    Крыло технологически делилось на центроплан и две двухлонжеронные консоли с фанерной работающей обшивкой. К трубе с помощью металлической торцевой нервюры крепились основные стойки шасси. Между лонжеронами центроплана были выклеены из фанеры кессоны для бензобаков, а в носовой части находились купола для колес шасси.

    Лонжероны - деревянные с полками из дельта-древесины (на истребителях Ла-5ФН тип 41 завода №21 начиная с 1944 года устанавливали металлические лонжероны.) К консолям с фанерной обшивкой крепились автоматические предкрылки, щитки-закрылки и элероны с дюралевым каркасом, обшитые перкалью. На левом элероне имелся триммер. В промежутке между первой и седьмой нервюрами консолей располагались топливные баки.

    Фюзеляж состоял из металлической передней фермы и деревянного монокока, выполненного за одно целое с килем. Фюзеляж наглухо скреплен с центропланом четырьмя стальными узлами. Кабина пилота закрыта сдвижным фонарем, стопорящимся в открытом и закрытом положениях.

    Горизонтальное оперение - свободнонесущее, стабилизатор - двухлонжеронный, цельнодеревянный, с фанерной работающей обшивкой. Стабилизатор состоял из двух половин, крепившихся к силовым элементам хвостовой части фюзеляжа. Руль высоты с триммером имел дюралевый каркас, обшитый полотном, и также состоял из двух половин.

    Шасси - убирающееся, двухопорное с хвостовым колесом. Основные опоры имели масляно-пневматические амортизаторы. Основные колеса размером 650x200 мм имели воздушнокамерные тормоза. Хвостовая свободноориентирующаяся опора убиралась в фюзеляж и снабжалась колесом размером 300x125 мм.

    Выхлопные патрубки соединялись в два коллектора реактивного типа. Для регулировки температуры мотора служили лобовые жалюзи, располагавшиеся в переднем кольце капота, и две створки по бокам капота за мотором. Сотовый маслорадиатор - под двигателем, в туннеле нижней крышки капота. На выходе туннель имел регулируемую заслонку (совок). Мотор запускался сжатым воздухом. Масляный бак емкостью 59 л размещался в фюзеляже в месте стыка деревянной части и металлической фермы. Горючее объемом 539 л размещалось в трех центропланных и двух консольных баках.

    Дополнительная информация

    на википедии

    на Уголке неба:

    0




    Отзывы пользователей


    Нет комментариев для отображения