Общая информация
ЛаГГ-3 - одномоторный одноместный свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. КБ Лавочкина.
Страна | СССР |
Период производства | 02.1941-1944 |
Выпускался на авиазаводах: | 21 авиазавод (до 1943г.), 23 авиазавод (до 1942г.), 31 авиазавод (до 1944г.), 153 авиазавод (до 1943г.) |
Всего изготовлено: | 6528 шт. |
Период эксплуатации: | 1941- |
Экипаж: | 1 чел. |
Двигатель: | один V-образный, М-105П, М-105ПА, М-105ПФ |
Винт | один, ВИШ-61 (с регулятором Р-7), ВИШ-105СВ (небольшое количество в 23 и 29 сериях, все с 33 серии) |
Возможное вооружение: |
1я серия: 1 БК + 2 БС + 2 ШКАС; 4-8 серия: 1 пушка + 1 БС + 2 ШКАС + 6 РС-82; 11 серия: 1 пушка + 1 БС + 2 ШКАС + 6 РС-82 или РС-132 + 2 бомбы до 50 килограмм; 23-35 серия: 1 пушка + 1 БС + 6 РС-82 или РС-132 + 2 бомбы до 50 килограмм; 34 серия: 1 НС-37 + БС + 6 РС-82 или РС-132; 66 серия: 1 20-мм пушка + 1 БС + 6 РС-82 или РС-132 + 2 бомбы до 50 килограмм. Фактически, РС-132 почти не использовались, в связи с дефицитом |
Особенности конструкции
Фюзеляж самолёта деревянный, типа монокок, овального сечения, переходящий в хвостовой части в килевую ферму. Усиленные шпангоуты (№ 1 и 14) изготовлены с применением дельта-древесины, лонжероны — из сосновых брусьев переменного сечения. Все деревянные детали фюзеляжа соединяются на клее без использования гвоздей и шурупов. Обшивка фюзеляжа выклеивалась из берёзового шпона; толщина обшивки изменяется от 9,5 мм в носу до 3 мм — в корме. Наружная отделка поверхности фюзеляжа включала склеивание шпона тканью. В задней части фюзеляжа находился сервисный люк (420x390 мм)
К передней части фюзеляжа крепится металлический лафет под мотораму и вооружение. Лафет представляет собой сварную силовую ферму из оцинкованных стальных труб.
Крыло технологически делилось на центроплан и две двухлонжеронные консоли с работающей фанерной обшивкой.
Деревянный центроплан двухлонжеронной конструкции является основным силовым агрегатом самолёта, к нему крепятся консоли крыла, шасси, фюзеляж. Обшивка центроплана между лонжеронами — фанерная, толщиной 7 мм; обшивка носка крыла выклеена из шпона толщиной 4 мм. Лонжероны центроплана коробчатого сечения, полки изготовлены из дельта-древесины. Торцевые нервюры центроплана — металлические. Фюзеляж крепится к центроплану на четырёх стальных узлах. Плоскости крыла крепятся к стыковым узлам центроплана на болтах. Линии разъёма плоскости и центроплана закрываются металлической лентой.
Крыло, так же как центроплан, двухлонжеронное; обшивка плоскостей фанерная, передняя кромка выклеена из шпона толщиной 3 мм. В плане консоли имеют трапециевидную форму с закругленными концами. Каркасы элеронов и секций щитков выполнены из дюралюминия, обшивка элеронов — полотняная (перкаль), щитков — дюралевая. В правой консоли крыла установлена трубка Пито.
Горизонтальное оперение — свободнонесущее. Стабилизатор отъёмный, двухлонжеронный, деревянной конструкции с фанерной работающей обшивкой толщиной 3 мм. Каркас руля высоты изготовлен из дюралюминия и обтянут полотном. Половинки руля высоты подвешиваются на стабилизатор в пяти точках. Конструкция руля направления аналогична конструкции руля высоты, руль направления подвешивается к килю в трех точках на кронштейнах.
Шасси — убираемое с масляно-воздушной амортизацией, основные опоры — одностоечные с боковым подкосом-подъёмником. Для колес в центроплане из берёзового шпона выклеены специальные купола. Размер основных колес 600 x 180 мм (ранние серии) или 650x200 мм (поздние серии). Хвостовая опора шасси убираемая, после начала войны неубирающаяся костылевая.
Двигатель крепится к раме двадцатью болтами из хромансилевой стали.
В центроплане установлено три бензобака, ещё по одному — в консолях крыла. Центральный бензобак имеет ёмкость 124 л, следующие — ёмкостью по 114 л, крыльевые — по 98 л. Сверху баки закрыты четырьмя слоями прорезиненной материи с фенолформальдегидной пропиткой, обеспечивающей самогерметизацию. Дополнительная противопожарная безопасность обеспечивалась за счёт нагнетания в топливные баки выхлопных газов, отводившихся из левого выхлопного патрубка (единственный советский истребитель с такой системой).
Дополнительное оборудование
- прицел ПБП-1, позже ПБП-1а (прицел рефлекторного типа)
- радиостанция РСИ-3 «Орёл» (обычно у комэсков и ком.звена), РСИ-4 «Малютка» (с 08.1942, 29я серия )
- генератор постоянного тока
- аккумулятор
- кислородный прибор КПА-Збис
- бронеспинка 8,6мм
- спидометр УС-800А
- альтиметр В-12 (66-я производственная серия)
- курвиметр УП-27
- тахометр ТЕ-22
- указатель уровня топлива БЕ-35 или БЕ-40.
Характерные узлы при обнаружении обломков
Малое количество силовых трубок (только моторама). Большое количество деревянных частей, фанеры
Моторама:
Самолёты, сходные по конструкции
Где искать номер
Шильды самолётов ЛаГГ-3
Номера на узлах самолёта
Номера изнутри, на щитках стоек шасси
Номер на щитке стойки шасси ЛаГГ-3 21 авиазавода |
см. так же:
Нумерация
Классификация номеров самолета ЛаГГ-3 производства 21 авиазавода:
Пример: 31213745
- 31 - тип самолета
- 21 - № завода
- 37 - № серии
- 45 - № самолета
Классификация номеров самолета ЛаГГ-3 производства 31 авиазавода:
Пример: 6603
- 66 - № серии. В каждой серии выпускается по 99 самолетов
- 03 - № самолета
возможный вариант (требует проверки): 213191
Информации о нумерации 23 и 153 заводами - нет.
В документах ВВС ВМФ встречаются следующие номера ЛаГГ-3:
- 0110032
- 0110070
Завод производитель самолетов не установлен.
Части, имевшие самолёт на вооружении
Основные типы и модификации:
1-2, часть 3й серии: 21 авиазавод, 2 х ШКАС, 2 х БС + один БС в развале блока цилиндров на место пушки.
3z серия
4-я серия (истребитель): отличалось от первых производственных серий: двигатель М-105ПА. УБС заменён на ШВАК
7-я серия (истребитель): начиная с этой серии ёмкость каждого бака в консолях уменьшили на 40 литров. Более крупные колеса размером 650 x 200 мм.
8-я серия (истребитель): сняты 2 ШКАСа. На некоторых машинах этой серии была установлена вместо ШВАКа ВЯ-23. Часть машин получила вертикальную фотокамеру АТА-1, установленную в хвостовой части фюзеляжа. Начало выпуска конец 1941 года.
11-я серия (ударный истребитель): машины оснащены направляющими для пуска ракет (РО-82), внешними бомбодержателями (Д3-40) и они же узлами крепления подвесных топливных баков. От консольных баков отказались совсем. Начало выпуска начало 1942 года.
23-я серия (истребитель): изменена конструкция хвостового оперения. Небольшое количество машин получило воздушный винт ВИШ-105СВ. Выпуск серии продолжался до лета 1942 года.
29-я серия (истребитель): двигатель М-105ПФ. Выхлопной коллектор заменили тремя сдвоенными патрубками. Консольные баки восстановили. Вооружение: одна пушка ШВАК и один пулемёт БС. С августа 1942 года приёмопередатчик РСИ-3 заменили на КВ приёмопередатчик РСИ-4 «Малютка». Некоторые машины получили винт ВИШ-105СВ, на него полностью перейдут с 33-й серии. Начало выпуска июнь 1942 года.
34-я серия (ударный истребитель): противотанковая модификация. Вместо ШВАК — НС-37. Первые ЛаГГ-3 (около 40 машин), появились на фронте под Сталинградом осенью 1942 года.
35-я серия (истребитель): установлены автоматические предкрылки. Расположенную на правом крыле трубку Пито перенесли под крыло. Радиатор увеличенного сечения, соответственно больший воздухозаборник. Убирающееся хвостовое колесо. Выхлопные патрубки соединены попарно и не имеют общего коллектора (до 35й серии был общий). Модифицированы горизонтальные стабилизаторы и рули высоты. Выпуск с августа 1942 до весны 1943 года. Выпускал только 31 авиазавод. С конца 1942 по осень 1943 единственный завод выпускающий ЛаГГ-3.
66-я серия (истребитель): последняя серия для ЛаГГ-3 и последним самолётом с двигателем жидкостного охлаждения созданным в КБ Лавочкина. Имел облегчённую раму. Некоторые узлы унифицированы с Як-1Б. Лобовое бронестекло как у Ла-5 (толщина бронестекла 55 мм). Выхлопные патрубки того же типа, что и на Як-9. Выпуск с весны по сентябрь 1943 года.
Фотографии самолёта
ЛаГГ-3 №213191, 31 авиазавод, сентябрь 1941г. Самолет в модификации истребителя морской авиации дальнего действия, под крыльями на бомбодержателях подвесные баки ПСБ-100, вмещающие по 100 л топлива. |
ЛаГГ-3 №3121422, 21 авиазавод, 8 направляющих для РС-82, август-сентябрь 1941 г. |
ЛаГГ-3 № 3121715, 21 авиазавод, август-сентябрь 1941г. |
ЛаГГ-3 поздний, 31 авиазавод, на внешней подвеске напалм. |
ЛаГГ-3, 35-я серия, № 31213445 с М-105ПФ и винтом ВИШ-105СВ, вооруженный пушкой НС-37 и пулеметом БС. Август 1942г. |
ЛаГГ-3 № 3121715, 7-я серия, 21 авиазавод, август 1941 года. Приборная доска пилота. |
Чертежи самолёта
На Уголке неба:
- Чертеж "Лавочкин,Гудков,Горбунов ЛаГГ-3
- Чертеж "Лавочкин,Горбунов,Гудков ЛаГГ-3(2)
- РЛЭ "Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 (html)
- РЛЭ "Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 (gif)
Литература
Места обнаружения/подъёмов
На форуме Тризны:
Производство
- 21 авиазавод: с 1940г.
- 23 авиазавод (г.Ленинград): с января 1941г, до эв. передано 65 машин
- 31 авиазавод (г.Таганрог): с февраля 1941
- 165 авиазавод (г.Ростов): с февраля 1941
- 153 авиазавод (г.Новосибирск): с мая 1941
Дополнительная информация
на Уголке неба:
Нет комментариев для отображения