Опубликовано: 4 июля, 2012 (изменено) Туапсинские хлопцы нашли место падения предположительно Як-1. Останков пилота на месте падения не обнаружено, но установить обстоятельства гибели самолета все равно интересно. Заводской номер мотора 121-1129. Изменено 24 июля, 2012 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 июля, 2012 Еще несколько фото с места падения. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 июля, 2012 Такой мотор М-105ПА № 121-1129 стоял на Як-1 № 2162. Машина убыла с завода с летчиком 8-го иап 23.4.42 г. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 июля, 2012 Спасибо за информацию!!! В мае 1942 г., когда на базе ВВС Южного фронта была сформирована 4 ВА, 8 иап включили в состав 229 иад (с 25.05.42 г.). Но в части оставалось только два исправных Як-1, на которых до середины июля производилась воздушная разведка по заданиям 4 ВА. В конце июля 1942 г. в Армавире были получены 2 самолета: один Як-1 и один учебный Як-7 (спарка), бывшие ранее на вооружении эвакуированной школы летчиков-истребителей. 1 августа они перелетели в Моздок. На этих двух самолетах летчики полка начали выполнять боевые вылеты в составе 217 иад. За десять дней боевой работы в районе Моздока (с 13 по 24.08.42 г.) полком было произведено 303 боевых вылета. За это короткое время, когда полк действовал главным образом по наступающим наземным войскам противника, было сбито 12 самолетов. Свои потери составили пять самолетов и четыре летчика. 24.08.42 г. оставшиеся 9 самолетов были сданы в мастерские. С сентября по декабрь 1942 г. находился в составе 6 оутап. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июля, 2012 В октябре 1942 г. 518 иап 236 иад получил несколько поддержанных яков из авиамастерских. Возможно эта машина одна из них. Сейчас прорабатываем эту версию. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июля, 2012 Возможных вариантов три: 7.10 — район Шаумян. Сбиты в возд. бою с Ме-109 лейтенант С. М. Колесников и ст. с-нт Ф.Б. Варфоломеев. Парашюты район Гунайка. 11.10 - район Котловина-Гунайка. Сбит в возд. бою лейтенант Т.Г. Шевченко. Парашют. Получить более точную информацию пока не получается. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июля, 2012 По ОБД лейтенант Сергей Михайлович Колесников, летчик 518-го иап 236-й иад числится не вернувшимся с задания 6.10.42 г. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июля, 2012 В районе Туапсе весной-летом 1942 г. очень интенсивно летали и воевали летчики 32 иап ВВС ЧФ. Правда в основном эксплуатировал ЛаГГ-3, но и несколько Як-1 в боевом составе также имел. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июля, 2012 До весны 43-го Яки вообще были большой редкостью в наших местах, в основном воевали на ЛАГГах. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 марта, 2014 Возможных вариантов три: 7.10 — район Шаумян. Сбиты в возд. бою с Ме-109 лейтенант С. М. Колесников и ст. с-нт Ф.Б. Варфоломеев. Парашюты район Гунайка. 11.10 - район Котловина-Гунайка. Сбит в возд. бою лейтенант Т.Г. Шевченко. Парашют. Получить более точную информацию пока не получается. старший сержант Варфоломеев Федор Борисович был сбит 7.10.1942 г., вернулся в часть. Подтверждается наградным листом. http://www.podvignaroda.ru/filter/filte ... 2f9613910f http://www.podvignaroda.ru/filter/filte ... 24399093d9 Скорей всего после ранения 27.10.1942 г. в строй не вернулся. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 марта, 2014 По оперативным сводкам Варфоломеева Ф.Б. сбивали дважды, 07.10.42 г. и 28.10.42.: 7.10.42г. 2 самолета ЯК-1 командир звена лейтенант КОЛЕСНИКОВ С. М. и пилот старший сержант ВАРФОЛОМЕЕВ Ф. Б. вместе с 5 ЛАГГ-3 246 ИАП вылетели на прикрытие своих войск в р-не ШАУМЯН. Вели воздушный бой с 6 Ме-109, 4 Ме-110, 11 Ю-87. Старший сержант ВАРФОЛОМЕЕВ после атаки одного Ю-87 был атакован сзади одним Ме-109ф, самолет загорелся, упал в р-не ГУНАЙКА, пилот выбросился на парашюте, вернулся в часть невредим. Лейтенант КОЛЕСНИКОВ С.М. при выходе из атаки столкнулся с Ю-87, самолет противника и самолет лейтенанта КОЛЕСНИКОВА пошли к земле, упали в р-не ГУНАЙКА, лейтенант КОЛЕСНИКОВ выбросился на парашюте, вернулся в часть невредим. 28.10.42 г. Самолет ЯК-1 пилот старший сержант ВАРФОЛОМЕЕВ Ф. Б. в составе группы 2 ЯК-1 и 2 ЛАГГ-3 прикрывали порт ТУАПСЕ. Вели воздушный бой с 2 Хе-113 в результате которого один ЯК-1, пилотируемый старшим сержантом ВАРФОЛОМЕЕВЫМ, был подбит и садился вынужденно на берегу моря в р-не ст. ШЕПСИ. При посадке самолет разбит, пилот тяжело ранен, находится в полевом госпитале с. Магри. После госпиталя скорее всего был списан. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 марта, 2014 По Якам есть приказ, правда номера самолётов не совпадают, как они погибли в бою и легли в землю рядышком, так и в приказе - рядышком 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 Вчера с местным жителем посетили место падения нашего самолёта. Нашёл он обломки этого самолёта в далёком 1967 году, во время охоты, наткнулся на пулемёт, торчащий из зарослей колючки. Тогда все самолётные обломки были на месте. В 1993 году в составе очень известной в наших краях поисковой организации "Рубеж" мой проводник на месте падения этого самолёта нашёл останки лётчика с парашютной аммуницией: нижнюю челюсть, фрагменты рёбер, костей рук и ног. В том же году его перезахоронили в братской могиле в поселке Пшиш, Туапсинского района. Об этом он мне рассказывал, когда мы с ним обсуждали план наших дальнейших поисков мест падений самолётов. Ну вот вчера утром решили идти на самолёт с останками. Добравшись до места, обнаружили карьер на месте воронки от упавшего самолёта, чему сначала были очень удивлены. По мере работы удалось установить, что обломки принадлежат Як-1. На одном из фрагментов вдрыск разбитого мотора удалось найти номер 121-1129! И тут меня просветило! Это же Як-1 № 1574 из 518 ИАПа! Прошлой осенью местный коллега нашёл его после долгих розысков, была создана тема в Тризне. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 По ОБД лейтенант Сергей Михайлович Колесников, летчик 518-го иап 236-й иад числится не вернувшимся с задания 6.10.42 г. Вот и получается, думая, что самолёт без останков - его квалифицировали как без лётчика. Кто бы знал, что лётчика похоронили 20 лет назад как безымянного!!! Состыковав все нюансы из рассказа, расскопок и архива, и благодаря Сергею Кузнецову, можно предположить, что найденный Як-1 № 1574 с мотором М-105ПА № 121-1129 из состава 518 ИАП 236 ИАД, невернулся с боевого задания с района Шаумян, пилотировал самолёт командир звена лейтенант Колесников С.М. Есть у кого возможность прояснить судьбу Колесникова С.М.? Если действительно он НБЗ 06.10.1942, то почему в оперативной сводке он значится сбитым за 07.10.1942 года? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 По оперативным сводкам Варфоломеева Ф.Б. сбивали дважды, 07.10.42 г. и 28.10.42.:7.10.42г. 2 самолета ЯК-1 командир звена лейтенант КОЛЕСНИКОВ С. М. и пилот старший сержант ВАРФОЛОМЕЕВ Ф. Б. вместе с 5 ЛАГГ-3 246 ИАП вылетели на прикрытие своих войск в р-не ШАУМЯН. Вели воздушный бой с 6 Ме-109, 4 Ме-110, 11 Ю-87. Старший сержант ВАРФОЛОМЕЕВ после атаки одного Ю-87 был атакован сзади одним Ме-109ф, самолет загорелся, упал в р-не ГУНАЙКА, пилот выбросился на парашюте, вернулся в часть невредим. Лейтенант КОЛЕСНИКОВ С.М. при выходе из атаки столкнулся с Ю-87, самолет противника и самолет лейтенанта КОЛЕСНИКОВА пошли к земле, упали в р-не ГУНАЙКА, лейтенант КОЛЕСНИКОВ выбросился на парашюте, вернулся в часть невредим. 28.10.42 г. Самолет ЯК-1 пилот старший сержант ВАРФОЛОМЕЕВ Ф. Б. в составе группы 2 ЯК-1 и 2 ЛАГГ-3 прикрывали порт ТУАПСЕ. Вели воздушный бой с 2 Хе-113 в результате которого один ЯК-1, пилотируемый старшим сержантом ВАРФОЛОМЕЕВЫМ, был подбит и садился вынужденно на берегу моря в р-не ст. ШЕПСИ. При посадке самолет разбит, пилот тяжело ранен, находится в полевом госпитале с. Магри. После госпиталя скорее всего был списан. Обращает на себя внимание одна странность: шаблонность окончаний обеих частей первого абзаца. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 Обращает на себя внимание одна странность: шаблонность окончаний обеих частей первого абзаца. Один автор, записи одним днем. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 почему в оперативной сводке он значится сбитым за 07.10.1942 года? Просто уточнили потерю днем позже. Наверное один из двух парашютистов, которых приняли за наших пилотов 518-го иап, был немец. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 Просто уточнили потерю днем позже. Наверное один из двух парашютистов, которых приняли за наших пилотов 518-го иап, был немец. Сергей, я правильно понял, что один парашютист был Варфоломеев, а другой - лётчик со сбитого немецкого самолёта? Кстати, мы вчера обследовали предполагаемый район падения немца, кроме давно найденного моим проводником такого барабана с 20-мм ганспатронами ничего не обнаружили. Дно с него уперли 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 Это самолет лейтенанта Колесникова. Из этого боя он не вернулся. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 Был награжден орденом Красного Знамени 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 Был награжден, но как выяснилось посмертно 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 ЕСССТЬ! Жека, молодец! Теперь точно знаем, чьи останки были до сегодняшнего дня безымянными. А то мне стало уже казаться: на померещилось ли мне там, в сумраке леса, что найденный мной фрагмент позвоночника, рассыпавшийся у меня в руках - действительно был фрагментом человеческих останков. А что насчёт родственников? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 Какая-то непонятка в приказе о награждении. Первый приказ был 03.10.42 г. Второй 01.02.43 г. При этом во втором приказе речь идет о вылете 07.10.42 г. в котором Колесников таранил Ю-87, больше упоминаний о его боевой работе нет. Или в приказе ошибка и писарь перепутал 6 и 7 октября, или 6-го Колесников остался жив. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 ... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 Какая-то непонятка в приказе о награждении. Первый приказ был 03.10.42 г. Второй 01.02.43 г. При этом во втором приказе речь идет о вылете 07.10.42 г. в котором Колесников таранил Ю-87, больше упоминаний о его боевой работе нет. Или в приказе ошибка и писарь перепутал 6 и 7 октября, или 6-го Колесников остался жив. Я тоже не нашёл больше упоминаний о его боевой работе - поэтому в заметке выше написал только про Варфоломеева. Из этого следует, всё же больше похоже на ошибку писаря. Пример: даже в приказах на списание самолётов - два самолёта списаны в разное время разными приказами. ЛАГГ-3 № 2536 и 2559 списаны в приказах от 08.01.43 № 06 и 12.02.43 № 032 - и оба при боевой работе.... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 У меня в документах оба самолета списаны как потеря 07.10.1942 г. Короче путаница во многих документах с разницей в 1 день. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 июня, 2014 Если обратиться к этому документу 06.10.42 Hptm. Siegfried Simsch 5./JG 52 LaGG 95 734 at 2.000 m. 12.30 Film C. 2035/I Anerk: Nr. 572 06.10.42 Uffz. Otto Fönnekold 5./JG 52 Il-2 95 733 at 2.000 m. 12.35 Film C. 2035/I Anerk: Nr. 573 06.10.42 Ltn. Fritz 5./JG 52 I-153 95 594 at 1.500 m. 16.58 Film C. 2035/I Anerk: Nr. 574 06.10.42 Fw. Schulz 6./JG 52 Pe-2 95 694 at 2.500 m. 09.44 Film C. 2035/I Anerk: Nr. X 06.10.42 Hptm. Rudolf Resch 6./JG 52 Pe-2 95 694 at 2.500 m. 09.42 Film C. 2035/I Anerk: Nr. X 06.10.42 Uffz. Walter Köhne 4./JG 52 I-153 95 544: tiefflug 05.30 Film C. 2035/I Anerk: Nr. X 07.10.42 Fw. Karl Hammerl 1./JG 52 LaGG-3 49 792 at 7.500 m. 14.40 Film C. 2035/I Anerk: Nr. 388 07.10.42 Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 Yak-1 95 552 at 2.000 m. 06.10 Film C. 2035/I Anerk: X 07.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG 95 742 at 3.500 m. 08.05 Film C. 2035/I Anerk: X k 07.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG 95 674 at 2.800 m. 13.25 Film C. 2035/I Anerk: X k 07.10.42 Uffz. Werner Quast 4./JG 52 LaGG 95 674 at 2.800 m. 13.26 Film C. 2035/I Anerk: X k 07.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG 95 674 at 2.800 m. 13.28 Film C. 2035/I Anerk: X k 07.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG 95 674 at 2.800 m. 13.28 Film C. 2035/I Anerk: X k 07.10.42 Uffz. Werner Quast 4./JG 52 LaGG 95 674 at 2.800 m. 13.35 Film C. 2035/I Anerk: X k то получается, что 06.10. 42 г. Яков не сбивали. А вот на следующий день заявлен самолёт Варфоломеева - 07.10.42 Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 Yak-1 95 552 at 2.000 m. 06.10 Film C. 2035/I Anerk: X этот квадрат соседствует с квадратом 95 563, что полностью совпадает с направлением падения самолёта. Так как Колесников таранил Ю-87, и оба самолёта, согласно ЖБД, упали на землю, то соответственно здесь его не будет, НО зато мы знаем время воздушного боя - 07.10 по нашему - утро, и есть ещё целый день для различных штабных записей. Я думаю, что запись в личной карточке - ошибочна, а вот в остальном всё - как было. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах