Барсс

Судьба экипажа самолета-разведчика

6 сообщений в этой теме

Интересно было проследить судьбы членов одного экипажа Ил-4 47 гв.апдр ГК КА.

Начнем, пожалуй, с отрывка из документально-художественной повести Силантьева В.И. "Воздушные разведчики: Записки авиамеханика"

Цитата

В то славное лето 43-го нам нежданно-негаданно подвалила еще одна радость. Вернулся из фашистского тыла давно пропавший без вести боевой летчик Василий Кокорев. Посмотреть на живого Кокорева сбежались все летчики и механики, находившиеся в ту минуту в казарме. Василия обнимали, мяли, щупали, будто сомневались, цел ли он...

...Потом уже стали подробно расспрашивать, что приключилось с бывалым разведчиком.

— Сбили! — ответил Василий. — Сбили на подходе к Рославлю. Самолет загорелся и стал падать. Я дал сигнал товарищам прыгать. Затем сам выпрыгнул в темноту... 

Василий Кокорев воевал во второй ночной эскадрилье...

...В то лето вторая эскадрилья несла большие потери. В считанные дни число ее экипажей сократилось почти вдвое. Однако эскадрилья продолжала воевать. Каждый из оставшихся в строю боевых экипажей теперь летал за себя и за невернувшихся товарищей. Стоило это больших усилий воли и нервов, огромной физической нагрузки. Летали чаще, чем в нормальной обстановке, а протяженность одного разведывательного полета теперь увеличилась. Если раньше разведчик-ночник вылетал на разведку пяти-шести крупных целей, то теперь за один полет он разведывал сразу десять-двенадцать объектов. Это были, как правило, аэродромы, магистральные шоссе и железные дороги, по которым ночью враг перебрасывал свои армии.

Летчики-ночники летали на тихоходных бомбардировщиках ДБ-Зф, переименованных в Ил-4. Их большой радиус полета позволял летать на разведку по шесть и более часов. Вылетали со своей базы засветло, чтобы достичь линии фронта к моменту наступления темноты. 

И в тот злополучный полет Василий Кокорев вылетел заблаговременно. Настроение у экипажа было боевым, приподнятым. Экипаж накануне отметили орденами. Это был их 28-й боевой вылет. К линии фронта подошли точно в расчетное время, но было еще светло. Кокорев решил подождать, когда стемнеет, и стал кружить над позициями своих войск. Это, видимо, встревожило наших зенитчиков и службу воздушного наведения на земле, которая поддерживала радиосвязь со своей авиацией. Вскоре стрелок-радист сообщил:

— Командир! Служба наведения с земли нас спрашивает: «Горбатый! Ты что крутишься на одном месте, почему не идешь за «ленточку»?» Что ответить, командир? Кокорев задумался на несколько секунд. Улыбнулся при мысли, что его бомбардировщик назвали по аналогии с действительно горбатым штурмовиком Ил-2 — грозой фашистов. Затем приказал стрелку-радисту:

— Передай на землю: я не «горбатый». Жду темноты, чтобы пересечь «ленточку».

«Ленточкой» авиаторы условно называли линию фронта. С земли на это радировали:

— Хорошо, ждите. Если требуется, мы вас прикроем.

— Спасибо, обойдемся! — дал радиограмму разведчик.

В небе не было видно «мессеров», обычно шнырявших в прифронтовой полосе, и Кокорев благополучно ушел за «ленточку». Сначала все шло хорошо. Снизились до высоты 400 метров над шоссе и наблюдали за автоколоннами с вражескими войсками. Затем они поднялись на высоту двух с половиной тысяч метров, с которой обычно делали ночные разведывательные фотосъемки. Им предстояло сфотографировать вражеский аэродром.

В лунную ночь он хорошо был виден издалека. С него взлетали фашистские ночные бомбардировщики. Кокорев ожидал, что на подходе к цели вражеские зенитчики откроют огонь по русскому разведчику. Однако фашисты молчали. Видимо, они не хотели раскрывать свои позиции, которые отлично просматриваются с воздуха ночью во время стрельбы зенитных орудий и пулеметов. Кокореву хотелось отдать штурману приказ потревожить фашистов, сбросив одну-другую фугаску: к этому приему часто прибегали разведчики-ночники, когда получали задание вскрыть противовоздушную оборону врага. У фашистов сдавали нервы, они открывали огонь из всех точек, обозначая себя. Однако на этот раз у Кокорева было другое задание — сфотографировать вражескую технику на аэродроме. 

Нервы были напряжены. От летчика-ночника требовалось филигранное искусство пилотирования, от штурмана — точный расчет. Заранее надо было сбросить фотоавиабомбу, затем подождать секунд двадцать, пока она не взорвется и не осветит на мгновение объект съемки, и строго выдержать боевой курс. Все это занимало в общей сложности не более трех минут. Но это были минуты концентрации всей воли и всех способностей членов боевого экипажа! Во время ночной фоторазведки многое зависело от степени освещенности объекта лучами сброшенной фотоавиабомбы. Легкий крен — и на снимке получалось темное пятно.

В остальном же боевая работа ночников и разведчиков, действовавших днем, мало чем отличалась. И тех и других в небе подстерегала опасность, и тех и других одинаково встречали свинцом вражеские зенитки и истребители. Во время воздушного боя днем разведчики успевали разглядеть, сколько «мессеров» участвовало в атаке, куда пришлась их пулеметная очередь. Ночники часто становились жертвами внезапных атак фашистских стервятников, не могли даже огрызнуться ответной очередью из пулеметов.

Так случилось и с экипажем Кокорева. Все произошло в считанные секунды. Вспыхнул левый мотор. От него потянулся белый предательский шлейф дыма горящего моторного масла. Кокорев отдал команду экипажу покинуть самолет на парашютах, а сам рассчитывал посадить раненую машину. Но стервятник повторил атаку, найдя цель по белому шлейфу дыма, и метко поразил самолет второй раз. Бомбардировщик стал неуправляем.

Первым выпрыгнул стрелок, вторым штурман, третьим стрелок-радист. Командир наказывал им всем, приземлившись, собраться вместе и группой пробиваться к партизанам либо через линию фронта. Не получилось. «Где же товарищи?» — думал Василий, когда благополучно опустился на парашюте и один направился в сторону леса. 

Василию везло. Три дня он блуждал во вражеском тылу и не наскочил на полицаев. Заметив шагавшую по дороге женщину с хлебом и молоком, он попытался разузнать у нее про партизан. Женщина отдала ему все продукты Наконец он повстречал пастуха-партизана и попал в отряд Рогнединской партизанской бригады, воевавшей на Брянщине.

Герой этого отрывка - Кокорев Василий Григорьевич, на тот момент гвардии старший лейтенант, командир звена 3 эскадрильи 47 гв.орап. События того вылета произошли в ночь с 31.07. на 01.08.1943. Из партизанского отряда возвратился 25 августа 1943 года. После прохождения спецпроверки вернулся в полк,  и воевал до конца войны. Генерал-майор авиации. Скончался 20 февраля 2015 года. Похоронен на Троекуровском кладбище г. Москвы.

Краткую справку о прохождении службы Кокорева В.Г., рассказанную им самим, можно прочитать здесь

.D2uH9QgdRnfsk.jpg

далее..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По каким-то причинам в данном отрывке из повести не указаны члены экипажа. В этом поможет вот этот момент - Настроение у экипажа было боевым, приподнятым. Экипаж накануне отметили орденами. 

И действительно, накануне того вылета, приказом ВВС КА от 27.07.1943 № 32/н весь экипаж был награжден боевыми орденами, только получить не успели...

00000155.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...Кокорев отдал команду экипажу покинуть самолет на парашютах... 

Гв. сержант Андреев Борис Алексеевич, воздушный стрелок. Сведений о том, что с ним произошло после приземления, не нашел, но судя по наградному в 1945 году - плена избежал, вернулся и до конца войны воевал в родном полку. Увы, о дальнейшей судьбе, а также фото, не нашел...

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гвардии старший сержант Кондратенко Леонид Федорович, воздушный стрелок-радист. В донесениях о потерях или нахождении в плену в базе сведений нет, вроде все также как и у АНДРЕЕВА, все удачно сложилось, судя по записи в УПК -

Воинское звание: нач. радиостанции
Дата окончания службы: __.__.1946
Наименование награды: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Но... лучше процитирую отсюда:

Цитата

Боевой путь ветерана
Весной 1942 г. после окончания 2-й Высшей школы штурманов г. Мары Леонид Федорович был направлен в 47-й Гвардейский авиаполк дальней разведки, где и служил стрелком-радистом. В августе 1943г. на подлете к г. Рославлю его самолет, возвращавшийся из дальней разведки, был сбит фашистами и загорелся. Это был их 28-й вылет, экипаж сфотографировал вражеский аэродром. Командир экипажа приказал прыгать. Летчиков разбросала далеко друг от друга. Леонид Федорович попал в плен к фашистам. Сначала его содержали в лагере для пленных советских летчиков в г. Лодзь. Затем перевели в лагерь в г. Кётхен, откуда ему с группой товарищей удалось сбежать в феврале 1945 г.. Войну окончил в 62-ом мотомехполку в Германии в звании старший. сержант. Интересна история награждения Леонида Федоровича орденом "Красная звезда». Кондратенко Л.Ф. был награжден этим орденом в 1943 г. ПОСМЕРТНО, т. к. считался погибшим. Командир экипажа В.Г. Кокорев выжил и попал к нашим партизанам. Матери Леонида Федоровича была отправлена похоронка. Награду Леониду Федоровичу вручили только в 1981г. Его командир В.Г. Кокорев генерал-майор авиации увидел в научном журнале статью с фотографией Кондратенко Л.Ф. (Л.Ф. работал доцентом в ЛИИЖте в Ленинграде) и узнал, что его стрелок-радист ЖИВ! Так награда нашла героя спусти 38 лет.

D24afXx1bHcqU.jpg

Пример, что не все данные есть в базе ПАМЯТЬ НАРОДА...

Изменено пользователем Барсс
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гвардии лейтенант Безносов Михаил Степанович, штурман. Единственный из экипажа, кто считается до сих пор пропавшим без вести.

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie5428317/

И всё же не просто пропавший. Есть сведения, что попал в плен. И сведения такие предоставил ... летчик Кокорев, будучи в партизанском отряде.

image_311.jpg

Возможно, когда-нибудь найдутся сведения о судьбе Безносова Михаила Степановича в немецких документах, будем надеяться..

Images_554_2019_DIP_006_00000653_00000728_01038956_00001306_photo.jpg

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Юго-восточнее Рославля, до Липовки примерно 10 км, приблизительный район падения самолета

Смоленская область, Рославльский муниципальный округ, деревня Липовка, в районе - место выброски Кокорева, 01.08.1943

Смоленская область, Рославльский муниципальный округ, деревня Аселье, в районе - место, где Кокарев подобран партизанами, 05.08.1943

Смоленская область, Рославльский муниципальный округ, деревня Хартовка - место пленения Безносова, 05.08.1943

image_312.jpg

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу