Бортстрелок

«Книга Памяти лётчиков советской Дальней Авиации (1945 – 1991)»

1 сообщение в этой теме

Уважаемые коллеги!

Сегодня – 23 декабря 2024 года, день 110-летнего юбилея Дальней Авиации Отечества.

К этому дню я подготовил «Книгу Памяти лётчиков советской Дальней Авиации (1945 – 1991)». Из «Введения» в неё:

 

«После окончания в сентябре 1945 года Второй мировой войны советская Дальняя Авиация до конца своей истории ещё только дважды непосредственно участвовала в боевых действиях: в 1950 – 1953 гг. в Корее и в 1979 – 1989 гг. в Афганистане. И лишь во второй из этих войн были потеряны два самолёта Дальней Авиации и погибло трое их лётчиков. Небоевые же потери советской Дальней Авиации в 1945 – 1991 гг. были несоразмерно большими…

…Как вспоминал один из ветеранов Дальней Авиации, «после страшной катастрофы 1977 года и её разбора в нашей части Начальник Центральной Инспекции безопасности полётов авиации Вооружённых Сил СССР, маршал авиации Иван Иванович Пстыго озвучил цифры, которые нас просто ошеломили: за год только авиация Вооружённых Сил Советского Союза (а это, кроме ВВС – моряки, ПВОшники, пограничники, испытатели и т.д.) теряла в авариях и катастрофах около 500 летательных аппаратов и примерно 350 членов их лётных экипажей, и одно военное лётное училище страны (из 11-ти тогдашних) ежегодно работало «вхолостую», только на восполнение этих потерь лётчиков». Гибель лётчиков Дальней Авиации в послевоенных катастрофах стала такой обыденностью, что один из детей, проживавших в 1950-х годах в авиационном гарнизоне «дальников», впоследствии вспоминал так: «… Новые самолёты Ту-16 нам, гарнизонным детям очень понравились потому, что когда падал Ту-4 (а это происходило почти каждый год), то на кладбище около военного городка появлялось сразу 12 могильных холмиков, а когда падал Ту-16 – всего только 6-ть – две большие разницы…». И эти его слова – отнюдь не какой-то цинизм, а обычное тогда восприятие гибели лётчиков не только в самой Дальней Авиации, но и во всех Советских ВВС в целом…

…По нашим оценкам, в среднем каждый седьмой из тысяч погибших в 1945 – 1991 гг. советских военных лётчиков был «дальником»... Все они – от командира тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии до младшего стрелка воздушного кораблин, от полковника до рядового, от Героя Советского Союза-участника Великой Отечественной войны до солдата срочной службы-«первогодка» – включены нами ныне в «Книгу  Памяти лётчиков советской Дальней Авиации (1945 – 1991)».

Она построена по хронологическому принципу – перечисление имён погибших ведётся в ней, начиная с сентября 1945 года и заканчивая годом 1991-го. Для каждой авиационной катастрофы в максимально полном виде нами указываются: её дата, место (район; с привязкой к тогдашнему административно-территориальному делению СССР), класс и тип потерянного в ней самолёта Дальней Авиации, его принадлежность к её авиационным полку и дивизии, общее число погибших при этом. Далее по каждому из них в максимально полном виде указываются его фамилия, имя и отчество (оба – полностью), воинское звание, штатные должности в части и в экипаже воздушного кораблин в этом, последнем его полёте. Перечисление погибших в каждой авиационной катастрофе ведётся нами согласно их воинским званиям, от старшего к младшему, а при их равенстве – по фамилиям в алфавитном порядке. Кроме того, указываются иные военнослужащие (не являвшиеся членами лётного экипажа потерпевшего катастрофу воздушного кораблин), а так же гражданские лица, так же погибшие в результате данной воздушной катастрофы. При отсутствии в источниках информации каких-либо из перечисленных выше данных, применяется знак «…» (многоточие). После окончания публикации данных за каждый календарный год (начиная с 1945-го и заканчивая 1991-м) по нему приводятся общие статистические данные.

В «Заключении» к «Книге Памяти лётчиков советской Дальней Авиации (1945 – 1991)» нами приведены общие итоговые данные по безвозвратным потерям самолётов Дальней Авиации и их лётчиков в этот  период её истории.

В качестве приложений «Книга Памяти лётчиков советской Дальней Авиации (1945 – 1991)» – для удобства пользования ей и поиска информации в её тексте – снабжена нами четырьмя указателями: «Указателем упоминаемых в тексте Книги Памяти имён погибших лётчиков Дальней Авиации», «Указателем … географических названий», «Указателем … типов самолётов Дальней Авиации» и «Указателем … частей и соединений Дальней Авиации». В них в алфавитном порядке нами перечислены соответственно: имена лётчиков; названия аэродромов, населённых пунктов и прочих географических объектов; обозначения типов самолётов; номера и наименования авиационных полков, дивизий, отдельных эскадрилий и прочих частей Дальней Авиации. После каждой записи в каждом из этих указателей нами приводится дата, под которой в тексте «Книги Памяти лётчиков советской Дальней Авиации (1945 – 1991)» приведена конкретная информация.

Заключает «Книгу Памяти лётчиков советской Дальней Авиации (1945 – 1991)» приложение «Дни памяти и поминовения лётчиков Дальней Авиации, погибших в 1945 – 1991 годах» ».

 

Из «Заключения» к «Книге Памяти лётчиков советской Дальней Авиации (1945 – 1991)»:

 

«Таким образом, всего за 1945 – 1991 годы в частях Дальней Авиации по причинам боевого характера были потеряны 2 самолёта (оба вспомогательные – «Ан-26» и «Ан-30») и произошло 177 воздушных катастроф, в которых было потеряно 193 самолёта, включая 178 боевых (77 «Ту-16», 19 «Ту-22», по 18 «М-4»/«3М» и «Ту-4», 14 «Ту-95», 13 «Б-25», 6 «Ил-4», 5 «Ту-22М2», 4 «Ил-28», 3 «Ту-2», 1 «Пе-8») и 15 вспомогательных (8 «Ли-2»/«Си-47», 3 «Ан-12», 2 «По-2», по 1 «Ан-26» и «Ил-14»), а так же 1 приданный вертолёт («Ми-4»).

При этом погибло 1.064 человека – лётчиков Дальней Авиации, а так же пассажиров их самолётов (включая 30 гражданских лиц).

Кроме того, в результате этих авиационных катастроф на земле погибло ещё 23 человека – 6 военнослужащих Дальней Авиации и 17 гражданских лиц, а еще 31 гражданский – в воздухе».

 

Электронная версия «Книги Памяти лётчиков советской Дальней Авиации (1945 – 1991)» будет распространяться мной бесплатно, по вашим индивидуальным предварительным заказам, которые следует направлять по моему электронному адресу – kbszajac@yandex.ru

 

С уважением – К.Б.Стрельбицкий

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу