Kuf

Ла-5 № 0320 мотор 6502495 сержант Ильин С.П. Волгоградская область

28 сообщений в этой теме

Приветствую, уважаемые коллеги!

Вчера начали работы на новом месте. остров Сарпинский-это через Волгу от Кировского района г. Волгоград. Место в июле показал местный житель. Уже тогда мы предположили МП Ла-5 - была найдена характерная щеколда от лючка, обломок ребра охлаждения и немного древесины.

В ходе работ с использованием техники был извлечен двигатель, части шасси, обломки ШВАК, части обшивки, приборов, разбитая бронеспинка. На данный момент находки еще не вывезены с острова-местные жители отмывают. Помощь оказали, конечно, очень большую! За что им огромное спасибо!

9.jpg 4.jpg 10.jpg 1.jpg

После извлечения двигателя на двух поршнях был очищен одинаковый номер мотора - 6502495. Позже еще на одном поршне прочитан такой же номер.

5.jpg 6.jpg

На месте падения обнаружены останки летчика.

2.jpg 3.jpg 7.jpg 8.jpg

Работы по перебору отвалов и вывозу находок продолжаем. По мере фотографирования буду добавлять информацию.

В своих записях искомый номер мотора не обнаружил. проверил частичные данные по

27 иап (за сентябрь 1942)

437 иап (за сент и ноябрь 1942)

15 иап (за сент 1942)

13 иап (за ноябрь 1942)

181, 239, 9 гиап, 3 гиап - у меня только номера машин, без указания моторов. Это все полки 8 ВА. По 16 ВА по Ла-5 у меня данных нет, к сожалению.

Прошу помощи в установлении номера самолета и привязке летчика.

Изменено пользователем Kuf
6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
56 минут назад, Kuf сказал:

номер мотора - 6502495.

Ла-5 № 03-20 (37210320) с мотором №6502495 и винтом №42014627 был отправлен 19.8.1942 лётом с завода №21 в г. Горький.

В списках потерь 8 ВА по декабрь 1942 номера самолета и мотора не встретил на первый взгляд. Хотя соседние номера попадались.

Изменено пользователем linnet
6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, linnet сказал:

Ла-5 № 03-20 (37210320) с мотором №6502495 был в составе 437 иап на 15.9.1942 года.

Там в последней графе стоит пометка, что нбз 11.9.1942. (11 - неточно?)

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В нескольких списках 437 иап дата потери  указана как 11.9.1942 (подправленная).

В списках потерь 8 ВА много потерь 437 иап, 27 Ла-5 с 13.8. по 1.11.1942. Но там нет 03-20 и мотора и нет потери 11.9.1942.

В Память народа потери 2-х летчиков 437 иап 11.9.1942:

Роденко Николай Архипович погиб в воздушном бою, похоронен х. Морозкино.

Ильин Сергей Пахомович нбз из района Песчанка, Бекетовка, Купоросная. Вёл бой с Ме-109.

Изменено пользователем linnet
6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet Огромное спасибо! 0320 у меня в списках 437 иап есть, но почему то без указания мотора и с пометкой. что на 22.09.42 в учете отсутствует. К нему у меня привязан Ильин. Сейчас буду проверять цепочку.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, Kuf сказал:

0320 у меня в списках 437 иап есть, но почему то без указания мотора и с пометкой. что на 22.09.42 в учете отсутствует.

Есть списки матчасти 437 иап на 22.9.1942 и самолетов и моторов. Пометки, что нбз 11.9.1942.

Изменено пользователем linnet
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 minutes ago, linnet said:

Есть списки матчасти 437 иап на 22.9.1942 и самолетов и моторов. Пометки, что нбз 11.9.1942.

Чуток разобрался. Нашел мотор. Не был разнесен, так как в отснятых материалах нет списка самолетов. два раза сфотографирован список моторов, по видимому ошибка при фотографировании. у вас же список номеров самолетов по 437 иап на 22.09.42 есть? т.е. он в природе существует? да, увидел НБЗ 11.09.42. по сводкам 4 ЛАГГ-5 НБЗ. Роденко Н.А по ДБП учтен похороненным в х. Морозкино, Это на 1939 год Средне-Ахтубинский район Верхне-Ахтубинский с/с, в учете 1945 года - х. Мороськино. Территориально около п. Красный Буксир. Это очень близко от Средней Ахтубы, т.е.от МП это 23 км на СВ. Кстати, официально Роденко тоже не учтен в списках братских.

А документы 437 иап по матчасти искали в ЦАМО? или 287 ИАД? может в них есть связка? на октябрь могу включить в список запросов дел, если еще никто не смотрел.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
28 минут назад, Kuf сказал:

А документы 437 иап по матчасти искали в ЦАМО? или 287 ИАД? может в них есть связка? на октябрь могу включить в список запросов дел, если еще никто не смотрел.

Специально я полк и дивизию не смотрел дела. Только то, что попалось в делах 8 ВА.

 

30 минут назад, Kuf сказал:

у вас же список номеров самолетов по 437 иап на 22.09.42 есть? т.е. он в природе существует?

Есть список самолетов с привязкой моторов на 22.9.1942 и отдельно список моторов.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис Владимирович! Огромное спасибо за привязку к самолету! Она позволила установить имя. Наш товарищ СанСаныч по горячим следам нашел документ из которого я " привязал" Ильина.

Имя установлено! Это Ильин Сергей Пахомович!

287 сд-79о~3.JPG

Screenshot_20240909-225811_Chrome.jpg

Изменено пользователем Kuf
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 minutes ago, linnet said:

@Kuf А Роденко какой номер самолета и какое число?

С Роденко совсем интересно. В этом документе написано 11.09.42 нбз як-1  4437. У меня он выделен с вопросом до выяснения

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Расписан подьем конечно красиво,а посмотришь видео от первых лиц и возникают вопросы?!,Разодрать обломки самолета и останки пилота ковшом экскаватора это наверное не совсем правильно, или это какой то другой уровень.🤔

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Видимо не полностью описаны условия подъема. Эта местность на острове Сарпинском, расположенном напротив Волгограда, полностью заливается каждый год весной во время половодья, лишь осенью вода уходит. Это конец озера. Поэтому подъем был возможен только с помощью экскаватора, при этом, по словам очевидцев, после удачного подъема в яму сразу стала поступать вода. Сегодня место раскопа будет дорабатываться, по заверениям поисковиков. На острове другой техники, кроме этого экскаватора, нет. В этих условиях это был единственно возможный вариант подъема самолета.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 hours ago, СЗЦР said:

Расписан подьем конечно красиво,а посмотришь видео от первых лиц и возникают вопросы?!,Разодрать обломки самолета и останки пилота ковшом экскаватора это наверное не совсем правильно, или это какой то другой уровень.🤔

Перечитываю и всю голову сломал, что же ответить. Экскаваторщик-профессионал. Без него эту машину не реально было бы поднять. Решения все были взвешены. Вы посмотрели какое-то видео и поторопились высказаться. Нормальному поисковику ясно сразу, что снимал простой обыватель. И ведь в видео нет процесса нашего ныряния в яму, залипания в глине, почти фонтана грунтовых вод и тд. В общем, работу продолжаем. Советы принимаем. Особенно от питерских специалистов по работе в глинах. Без шуток.

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
23 часа назад, linnet сказал:

@Kuf А Роденко какой номер самолета и какое число?

Скорее всего, это какой-то приданный летчик и самолет, потому что ни летчика с такой фамилией, ни Як-1 в полку в сентябре не было.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
33 минуты назад, Alex63 сказал:

Скорее всего, это какой-то приданный летчик и самолет, потому что ни летчика с такой фамилией, ни Як-1 в полку в сентябре не было.

В Альбоме полка Роденко упоминается среди потерь лётчиков.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 часа назад, СЗЦР сказал:

Расписан подьем конечно красиво,а посмотришь видео от первых лиц и возникают вопросы?!,Разодрать обломки самолета и останки пилота ковшом экскаватора это наверное не совсем правильно, или это какой то другой уровень.🤔

Видео  не  видел,  в  теме  его  не  показывали.  Но  экскаватором  тоже  можно  копать,  если  с 

умом.  Верхний  слой  до  обломков  копает  экскаватор, потом  руками  если  есть  летчик, 

дальше  мотор  докапывает  экскаватор. Работали  и  не  раз  так  на  твердых  грунтах  с 

минимальным  количеством  людей(4-5  человек,  больше  не  было),  а  тут  вода,  песок-плывун.

Нормально  и  правильно  ребята  отработали.

Изменено пользователем авиатор
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, авиатор сказал:

Видео  не  видел,  в  теме  его  не  показывали.  Но  экскаватором  тоже  можно  копать,  если  с 

умом.  Верхний  слой  до  обломков  копает  экскаватор, потом  руками  если  есть  летчик, 

дальше  мотор  докапывает  экскаватор. Работали  и  не  раз  так  на  твердых  грунтах  с 

минимальным  количеством  людей(4-5  человек,  больше  не  было),  а  тут  вода,  песок-плывун.

Нормально  и  правильно  ребята  отработали.

Забавно,что видео Вы Константин не смотрели, но-ребята отработали нормально. Я согласен что подымать самолеты можно и с привлечением тяжело техники,главное делать все с умом как Вы описали,а не черпать ковшем все подряд из ямы,а после перебирать все из отвала,тут как минимум никаким уважением к погибшему пилоту и не пахнет.Плывун конечно может быть,но если подвижный грунт не дает достойно поднять останки пилота,возможно стоило отложить работы и лучше к ним подготовится?https://v1.ru/text/gorod/2024/09/09/74064404/?utm_source=vk&utm_medium=social&utm_campaign=v1

Изменено пользователем СЗЦР
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@СЗЦР такое ощущение, что вы нарисовали себе картину, как экскаватор нарезает корпус самолета кусками и выкидывает в отвал. Это совсем не так. На самом деле, толщина слоя с обломками составляла около 1,2м с учетом размера двигателя. Все это было заглинено и заилено, плюс грунтовая вода поперла. В общем, классическое МП Волгоградской области с добавлением глины и воды. Конечно, можно было бы заморозить вокруг грунт или возвести сруб, пригнать супер помпу, потратить гору денег, времени с месяц и вытащить все те же разорванные останки и обломки. Добавлю, что единственный крюк от подвесной был найден между цилиндрами при отмывке мотора. О какой анатомии может идти речь?

Пишу в ожидании парома, который работает три раза в неделю и стоит 1600 в одну сторону. Это к нюансам работы на этом острове.

Слова о "достойном" поднятии летчика такие растяжимые, что даже и сказать нечего. Вы еще про моральный кодекс поисковика мне расскажите)))

В общем, если моих слов и дальнейшего отчета вам будет не достаточно, чтобы убедиться в том, что мы понимаем что делаем и к памяти относимся со всей ответственность, то мне и сказать больше нечего. Потому, что в окончании вы всегда сможете написать - он оправдывается и это доказывает, что накосячил.

С уважением, Дмитрий.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скажу пару слов: на наших донских тяжелых суглинках тоже не сильно помахаешь лопатой. Поэтому техника также применяется, только как сказал коллега, до начала появления фрагментов самолета. Дальше работа продолжается вручную. 

Изменено пользователем kubanec
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 часа назад, СЗЦР сказал:

Плывун конечно может быть,но если подвижный грунт не дает достойно поднять останки пилота,возможно стоило отложить работы и лучше к ним подготовится?

Очень  хорошая  мысль. Мне  так  несколько  раз  советовали.  Давай  подождем  когда  будет 

меньше  воды,  давай  наберем  побольше  народу, давай  подождем  когда  пропадут  комары 

и  слепни, давай  найдем  мощную  помпу. И  дождались,  два  раза  все  вынесли 

металлоломщики.

Изменено пользователем авиатор
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@СЗЦР А Вы лично видели,что ковшом «раздирали» обломки самолёта и останки летчика? Вы присутствовали там? Судить по какому-то видео не стоит. Я видел этот видос,который скорее всего снял кто-то из местных жителей и как это сейчас модно,по горячему «сплавил» это видео. Кстати,в этом ролике нет того о чем Вы написали выше,типа «ковшом раздирали»

Изменено пользователем Вольдемар
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хлопцы, мы работаем на конечный результат, и то что остаётся на м.п. это наше, остальное нас не касается, и как сказал командир отряда  г. Геленджика, Высшей  наградой для нас, являются благодарные лица лица родственников погибших лётчиков, Да,ещё один экипаж вернулся из боя.Поклонимся Великим тем годам!!! 

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большую часть работы закончили. Основеая часть находок отмыта и законсервирована. Уж очень сильно начинали окислятся после извлечения на воздух. Добавлю фотографии узлов и других частей, которые сегодня отмыли. Агрегаты в следующем сообщении выложу-маслятся.

На ленте капота найден номер машины - 3721 320 (ноль перед 320 не набит) Пока единственный номер самолета. 

IMG_9922.JPG IMG_9891.JPG

 самолет в падении горел-на покрышке видны следы огня, найден оплавленный плекс. Диск шасси разложился, но остальное присутствует-удивила сохранность камер тормозов.

Завтра передаем двигатель в музей-сделаю побольше фотографий, а детализацию уже после максимальной отмывки.

IMG_9880.JPG IMG_9886.JPG IMG_9887.JPG IMG_9896.JPG IMG_9897.JPG IMG_9898.JPG IMG_9899.JPG IMG_9900.JPG  IMG_9901.JPG IMG_9902.JPG IMG_9903.JPG IMG_9904.JPG IMG_9905.JPG IMG_9906.JPG IMG_9907.JPG IMG_9911.JPG IMG_9912.JPG IMG_9913.JPG IMG_9916.JPG IMG_9920.JPG

Изменено пользователем Kuf
5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добавлю также документы на летчика. УПК на сайте уже не найти.

Из личных вещей найдена расческа (кстати, было что расчесывать-нашли) и мундштук, части шлемофона, часть ремня (край под прягу обычную) сапог, обрывки портупеи.

Iliin SP 437 iap.jpg 00000185.jpg 00000186.jpg00000057.jpg 00000006.jpg 00000110 сводка 8 ВА за 11.09.42.jpg 00000331.jpg

00000186_photo.jpg

Изменено пользователем Kuf
5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

потихоньку отснял узлы и агрегаты. если кому-нибудь будут нужны более детальные фото-пишите. разбирать агрегаты будем чуть позже.

Масляный насос МШ-5

IMG_9973.JPG IMG_9974.JPG IMG_9975.JPG IMG_9976.JPG 

НБЗ-ФА ???

IMG_9977.JPG IMG_9978.JPG IMG_9979.JPG IMG_9980.JPG 

Регулятор РПД ?

IMG_9981.JPG IMG_9982.JPG IMG_9983.JPG 

МШ-3

IMG_9984.JPG IMG_9986.JPG IMG_9987.JPG 

Генератор 350М (номер не совпадает с номером мотора)

IMG_9992.JPG IMG_9993.JPG IMG_9994.JPG IMG_9995.JPG 

?

IMG_0008.JPG IMG_0009.JPG 

?

IMG_0010.JPG IMG_0011.JPG IMG_0012.JPG 

Противовес с шайбами

IMG_0013.JPG IMG_0014.JPG IMG_0016.JPG 

Разные узлы

IMG_0017.JPG IMG_0018.JPG 

IMG_0019.JPG IMG_0020.JPG IMG_0022.JPG IMG_0023.JPG 

Шестерни приводов (по схеме так определил)

IMG_0024.JPG IMG_0025.JPG IMG_0026.JPG 

Предохранитель и перезарядка с остатками борта самолета

IMG_0001.JPG IMG_0002.JPG IMG_9998.JPG IMG_9999.JPG 

?

IMG_0003.JPG IMG_0004.JPG 

Крепеж капота и фара

IMG_0005.JPG IMG_0006.JPG IMG_0007.JPG 

?

IMG_0027.JPG IMG_0028.JPG 

крепеж орудия

IMG_0029.JPG IMG_0030.JPG IMG_0031.JPG IMG_9988.JPG IMG_9990.JPG 

Приборы и часть панели

IMG_0058.JPG IMG_0059.JPG IMG_0060.JPG IMG_0061.JPG IMG_0062.JPG IMG_0063.JPG IMG_0074.JPG

РСИ

IMG_0071.JPG IMG_0073.JPG IMG_0068.JPG IMG_0069.JPG 

Бронеспинка (есть раскол от попадания

IMG_0080.JPG IMG_0081.JPG IMG_0082.JPG IMG_0083.JPG IMG_0084.JPG IMG_0085.JPG IMG_0086.JPG 

Крышка бака

IMG_0032.JPGIMG_0033.JPG

?

IMG_0034.JPG IMG_0035.JPG

 

IMG_0036.JPG IMG_0037.JPGIMG_0038.JPG

 

IMG_0039.JPG IMG_0040.JPG

шланг гидросистемы?

IMG_0041.JPG IMG_0042.JPG

 

IMG_0043.JPG IMG_0044.JPG

 

IMG_0045.JPG IMG_0046.JPG IMG_0047.JPG

IMG_0048.JPG IMG_0049.JPG

IMG_0052.JPG IMG_0053.JPG

замок

IMG_0054.JPGIMG_0055.JPG

 

IMG_0056.JPG IMG_0057.JPG

Прицел ПБ

IMG_0064.JPG IMG_0065.JPG

IMG_0066.JPG

 

IMG_0075.JPG IMG_0076.JPG IMG_0077.JPG IMG_0078.JPG

IMG_0079.JPG IMG_9991.JPG

 

IMG_9996.JPG IMG_9997.JPG

IMG_0070.JPG

Изменено пользователем Kuf
5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу