Бортстрелок

«МОЯ» 37-Я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ

11 сообщений в этой теме

Уважаемые коллеги!

Сегодня, в советский День Авиации я предлагаю вашему вниманию свою очередную работу, написанную мной "на стыке" военно-исторического исследования и "военных мемуаров". 

Так как она получилась весьма объёмной, то её текст для публикации на форуме я разделил на несколько сообщений.

Интересного чтения!

 

"2024 © К.Б.Стрельбицкий

 

«МОЯ»  37-Я  ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ

 

… Утром одного из апрельских дней далёкого уже ныне 1985 года автор этих строк сошёл с пассажирского поезда на станции Серышево Забайкальской железной дороги, чтобы прибыть, согласно лежащему в кармане его форменного кителя воинскому предписанию, «для дальнейшего прохождения воинской службы» в местный авиационный гарнизон. И хотя некоторое время спустя он будет оттуда переведён «в интересах службы» сначала совсем в другой регион РСФСР, а впоследствии – вообще в иную советскую союзную республику, вся его последующая, на протяжении полутора лет «срочная» служба будет непосредственно связана с Дальней Авиацией, а именно – с 37-й воздушной армией. В истории Военно-Воздушных Сил Отечества такой порядковый номер носили последовательно два их оперативных объединения, и ниже автор расскажет вам историю именно того из них, в котором он сам тогда служил – 37-й воздушной армии 1-го формирования, существовавшей в 1980 – 1988 годах. То есть вся изложенная нами ниже информация потеряла не только свою былую «секретность» (и, тем более – «сов.секретность»), но и просто актуальность уже давным-давно, целых треть века тому назад, а её нынешнюю, историческую ценность вы сможете определить для себя сами, ознакомившись с предлагаемым ниже вашему вниманию материалом.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

37-я воздушная армия стратегического назначения Верховного Главного Командования (в дальнейшем тексте – 37 ВА)  формировалась в соответствии с совершенно секретным приказом Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Дмитрия Фёдоровича Устинова за № 005 от 05.01.1980 и последовавшими за этим так же «совсекретными» директивами Начальника Генерального Штаба Маршала Советского Союза Николая Васильевича Огаркова – за № 314/1/00170 от 05.02.1980, за № 314/7/00229 от 25.02.1980 и за № 314/7/00298 от 13.03.1980. Официальной датой создания 37 ВА считается день 13 августа 1980 года. 37 ВА подчинялась первоначально непосредственно Главнокомандующему Советскими Военно-Воздушными Силами Главному маршалу авиации Кутахову Павлу Степановичу, а с декабря 1984 года – сменившего его на этом посту маршалу авиации Ефимову Александру Николаевичу. Управление 37 ВА носило условный номер войсковой части «44402» и дислоцировалось в городе Москве, почему данную воздушную армию «полуофициально-разговорно» называли «Московской».

Спустя полтора с лишним десятилетия после её сформирования, в 1996 году вышла в свет книга воспоминаний «живой легенды» Дальней Авиации Героя Советского Союза, Заслуженного военного лётчика СССР, генерал-полковника авиации Василия Васильевича Решетникова под названием «Что было – то было», выдержавшая с тех пор далеко не одно издание (причём, не только на русском, но и на английском языках). В заключительной главе этих мемуаров – «Под знаком радикальных перемен», в её разделе «Штаб Дальней авиации идёт на распил» автор так, подробно изложил свой личный взгляд на то, что привело к появлению 37 ВА:

«На излёте семидесятых годов была запущена, сначала потихоньку, а затем с набором оборотов, ещё одна крупная и болезненная пертурбация, которую вместе с другими пришлось пережить и Дальней авиации. «Молодой» министр обороны Д.Ф.Устинов (Автор мемуаров имеет в виду то, что Дмитрий Фёдорович Устинов занял этот пост в возрасте уже 67 лет – КБС) вскоре после своего восшествия нежданно-негаданно затеял в войсках крупную организационную перестройку. Уж кто-кто, а его недавний, теперь уже покойный предшественник А.А.Гречко (Андрей Антонович Гречко скончался в 1976 году – КБС) и тогдашний Генеральный штаб очень чутко улавливали малейшие перекосы в организационной структуре, если они исподволь обозначались под влиянием каких-то объективных обстоятельств – то ли появления нового вида оружия или, скажем, изменения взглядов на формы вооружённой борьбы, – и немедленно реагировали на них, так сказать, тонкой регулировкой. Не менее чутки в этом деле были и главкомы. И вдруг – решительная перетасовка. Конечно, сам Дмитрий Фёдорович, человек всесильный, но в военной области, мягко говоря, неискушённый, был, надо думать, весьма далёк от реформаторских заносов. Зато его ближайшее окружение, такие же недавние назначенцы, прямо-таки горели радикальными идеями и, обретя высочайшую поддержку, а, в сущности, свободу действий, не были стеснены ни масштабами их развития, ни средствами. Есть странная манера у некоей разновидности профессиональных руководителей – любое дело начинать с разрушительных акций всего наработанного их предшественниками, не очень заботясь о реальных последствиях своих прожектов. Перестроечная инициатива, вспыхнувшая под флагом министра, в высших кругах руководящего состава видов Вооруженных Сил поддержки не получила. Последовало давление. Ему навстречу – глухая оборона. Те, кто выступил открыто, были смещены. Среди них – главком ПВО (Имеется в виду Маршал Советского Союза Павел Фёдорович Батицкий – КБС). В ВВС такая судьба постигла начальника Главного штаба (Имеется в виду начальник Главного Штаба ВВС - первый заместитель Главнокомандующего ВВС маршал авиации Александр Петрович Силантьев – КБС), после чего наш главком (Имеется в виду Главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов – КБС) в последнем споре с кем-то из несокрушимых произнёс в трубку раздражённо и зло: «Делайте что хотите». В Главный штаб пришёл новый начальник (Имеется в виду маршал авиации Григорий Петрович Скориков – КБС). Человек Генштаба! Теперь дела пошли как по маслу.

Крутая волна ломки и преображений крупно захватила и Дальнюю авиацию. В те годы её компактная и мобильная, хорошо отлаженная организация не давала ни малейшего повода для каких-либо перетасовок. Но наши воззрения на этот счёт не только никого не интересовали, но пресекались в самих попытках их произнести. Если бы только это! На затеянной по такому поводу целой серии командно-штабных учений нам была предоставлена возможность «убедительно» доказать вопреки собственным взглядам достоинства и преимущества грядущих штатных перемен. В новой игровой роли я, помнится, на тех учениях не преуспел. Всё шло по навязанному замыслу, и свернуть было некуда. Да и рискованно. Это как на конвое – шаг влево, шаг вправо... Напоследок включился главный механизм – исполнительный. Теперь уже исказилась не только структура всей группировки дальних бомбардировщиков, но бесследно испарились управление и штаб Дальней авиации, а главное, нарушилась система боевого управления, связи и связей, заметно пошатнулась боеготовность. В передрягу вверглась немалая доля генералов и офицеров, сначала строевых соединений, а затем и штаба Дальней авиации. Кто-то, не дрогнув от расставания с Москвой, ушёл на открытые вакансии в войска, другая часть, не видя лучших перспектив, на исходе служебно-возрастного ресурса сплыла в запас, были и те, кого разобрали по высшим штабам. Но самая крупная группа, заметно просев в должностных категориях, тяжело и грустно рассасывалась в новых структурных образованиях. Собранный, крепко сколоченный дружный коллектив опытнейших авиационных офицеров-профессионалов высокого класса – вдруг распался, пошёл в распыл, образовав мощный вакуум в единой системе управления главной ударной силой ВВС – Дальней авиацией».

Таков был личный взгляд на произошедшее того авиационного военачальника, который к 1980 году занимал высокий пост командующего Дальней Авиацией и в результате её очередных реформ сам, с одной стороны, его лишился, но с другой – сразу же при этом поднялся по «служебной лестнице» ещё выше, став заместителем Главнокомандующего уже всеми Советскими Военно-Воздушными Силами. А вот как – гораздо лаконичнее, но по-военному конкретно – вспоминал об этом спустя пару десятилетий после В.В.Решетникова, в вышедших в 2016 году  мемуарах под названием «В небе нет остановок (Из воспоминаний авиационного командарма)» генерал-лейтенант авиации Александр Иванович Тараканов: «… упорно ходили слухи о коренных изменениях в штатах ряда объединений ВВС, в том числе и Дальней авиации. Планировалось формирование Воздушных армий Верховного Главного Командования стратегического и оперативного назначения при непосредственном подчинении Главкому ВВС. Так практически и произошло. … Дивизии стратегических бомбардировщиков вошли в состав 37 ВА ВГК (СН), штаб которой был сформирован на базе бывшего штаба Дальней Авиации в Москве».

Обратим внимание на последнюю фразу – 37 ВА составили именно те существовавшие к этому времени соединения Дальней Авиации, которые имели на своём вооружении не новейшие реактивные самолёты-ракетоносцы, а более старые стратегические бомбардировщики – так же реактивные машины «семейства» «М-4»/«3М» конструкции В.М.Мясищева и турбовинтовые «Ту-95» конструкции А.Н.Туполева. И в этом, на наш взгляд, был свой серьёзный резон.

В результате основу 37 ВА составили четыре тяжёлые бомбардировочные авиационные дивизии Дальней Авиации (в дальнейшем тексте – тбад), носившие порядковые номера «73», «79», «106» и «201». Их Управления носили условные номера войсковых частей «23253», «10239», «10231» и «06936» соответственно. В самой 37 ВА её тбад «полуофициально» именовали по названиям аэродромов постоянного базирования, как мы и будем называть их здесь в дальнейшем: 73-я тбад – «Серышевская», 79-я тбад – «Семипалатинская», 106-я тбад  – «Узинская» и 201-я тбад – «Энгельсовская».

Из четырёх этих тбад 37 ВА только одна – «Узинская» –  была трёхполкового состава, и её тяжёлые бомбардировочные авиационные полки (в дальнейшем тексте – тбап) базировались сразу на два военных аэродрома: 409-й (в/ч 40433) и 1006-й (в/ч 06679) тбап – на «Узин», а 182-й гвардейский (в дальнейшем тексте – гв.тбап; в/ч 75715) – на «Моздок». Остальные три тбад 37 ВА были двухполковыми: 73-я тбад включала в себя 40-й (в/ч 15499) и 79-й (в/ч 64385) тбап на аэродроме «Серышево», 79-я тбад – 1023-й (в/ч 06680) и 1226-й (в/ч 19068) тбап («Семипалатинск»), а 201-я тбад – 1096-й (в/ч 06876) и 1230-й (в/ч 36651) тбап («Энгельс»). (Имена командиров всех тбад 37 ВА и их тбап перечислены нами в Приложениях 2 и 3 соответственно.) Известные ныне «авиационные» топонимы «Украинка» (для «Серышевской» тбад) и «Чаган» (для «Семипалатинской») были тогда «в ходу» отнюдь не во всей 37 ВА в целом, а только в самих этих тбад, зато, например, повсеместно в армии использовалось «разговорно-сокращённое» название «Семск» – вместо многослогового «Семипалатинск». Разумеется, никак не применялись в СССР такие НАТОвские названия аэродромов 37 ВА как «Долон» (для того же «Семипалатинска») и «Чепелевка» (для «Узина»). Практически не использовались даже в разговорах в 37 ВА известные лишь ограниченному кругу лиц (включая, разумеется, лётные экипажи) радиопозывные её основных аэродромов – «Каракуль» (у «Энгельса»), «Каретный» (у «Семипалатинска»; не путать с позывным гражданского аэродрома собственно города Семипалатинск – «Коврига»), «Кубанка» (у «Серышево»), «Расписка» (у «Моздока») и «Столярный» (у «Узина»). К 80-м годам фактически уже «ушли в прошлое» активно использовавшиеся ещё с 30-х «вторые адреса» военных аэродромов – по названиям ближайших железнодорожных станций, куда направлялись различные грузы для них: в 37 ВА у «Моздока», «Серышево» и «Энгельса» они совпадали, у «Семипалатинска» такой станцией был тот самый Долонь, а у «Узина» – Сухолесы.

Кроме двух (или – в случае с «Узинской» дивизией – трёх) тбап, каждая из тбад 37 ВА имела в своём составе ещё по одному, вспомогательному лётному подразделению: это были отаэ – отдельные транспортные авиационные эскадрилии. Они имели следующие порядковые номера: «Узинская» – 48-я отаэ, «Семипалатинская» – 53-я, «Энгельсовская» – 40-я (?) отаэ, «Серышевская» – 124-я отаэ. Условные же номера войсковых частей отаэ тбап 37 ВА имели, как это не будет удивительно для знакомых с советской «секретностью» не понаслышке, … «строго по порядку» – от в/ч 21204 до в/ч 21207 соответственно. Традиционно в Дальней Авиации все её отаэ «разговорно» именовались «Тазиками», но автору известны «персональные прозвания» из перечисленных выше четырёх тех двух, в тбад которых он сам служил: так «Серышевская» 124-я отаэ именовалась в разговорах «Деревягой» («Деревяшкой»), а «Узинская» 48-я – «Нормандией». На своём оснащении все отаэ тбад 37 ВА имели к моменту её создания в основном военно-транспортные самолёты Ан-12 и Ан-26, а так же Ан-2 конструкции О.К.Антонова.

Здесь же надо отметить, что 37 ВА – в отличии от других воздушных армий Дальней Авиации – за свою историю так и не имела ни одного «собственного» одрап – отдельного дальнего разведывательного авиационного полка, на вооружении которых состояли машины иного «семейства», чем в 37 ВА – «Ту-22Р» (специально же созданные на базе «штатных» для неё «девяносто пятых» самолёты разведки и целеуказания «Ту-95РЦ» поступали только в Морскую Авиацию Советского ВМФ). В самой же 37 ВА для целей дальней воздушной разведки постоянно и активно использовались разработанные на основе бомбардировщиков «Ту-95М» специальные стратегические разведчики, всего по паре каковых имелось только в двух из четырёх её тбад – в «Узинской» (по одному «Ту-95МР-1» и «Ту-95МР-2» в 409-м тбап) и в «Семипалатинской» (два «Ту-95МР-2» в 1023-й тбап).

Ныне практически каждая воинская часть Отечества имеет в своём названии различные почётные наименования, награды и прочие «регалии», а немногочисленные ранее гвардейские звания среди них теперь носят если ещё не все подряд, то, пожалуй, уже «через одну». Но в Советской Армии тех лет (а это была, подчеркнём, пресловутая «Эпоха награждений») дело обстояло далеко не так, наглядным примером чему – как раз описываемая нами 37 ВА. Так из четырёх её тбад здесь выделялась одна лишь «Узинская», которая после «Союзного юбилея» 30 декабря 1982 года стала носить почётное наименование «Имени 60-летия СССР». К Советской Гвардии из девяти первоначальных тбап 37 ВА принадлежал лишь один, имевший полное наименование «182-й гвардейский Краснознамённый Севастопольско-Берлинский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк». Кроме него, в составе 37 ВА награды имели лишь старейший среди частей объединения (см.Приложение 4) 79-й ордена Красной Звезды тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, да 2-я ордена Красной Звезды отдельная транспортная авиационная эскадрилия («принявшая» тот по преемственности от предшествовавшего ей 89-го отдельного транспортного авиационного полка, награждённого этим орденом ещё в бытность свою «неотдельным» вспомогательным авиаполком; об этой отаэ подробнее см.ниже). И такое положение с «регалиями» в 37 ВА существовало до 1987 года, когда в её состав был включён 184-й гвардейский Краснознамённый Полтавско-Берлинский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк. Остальные же три тбад и семь тбап 37 ВА имели в своих «открытых наименованиях» лишь «безликие» порядковые номера и указания на назначение авиационных дивизий и полков, приведённые нами выше.

Сами тбап внутри «своих» тбад традиционно назывались всеми «Первым» и «Вторым» – по порядку их вхождения в эту дивизию: в «Узинской» тбад (откуда традиция такой «парной нумерации» и пошла по всей Дальней Авиации) это были 409-й и 1006-й тбап соответственно, в «Семипалатинской» – 1226-й и 1023-й, в «Серышевской» – 79-й и 40-й, в «Энгельсовской» – 1096-й и 1230-й. Кроме того, в самих этих тбад в ходу были разговорные «прозвания» их тбап: в «Узинской» тбад (бывшей опять же «зачинательницей» данной, негласной, конечно, традиции) её «Первый полк» называли «Огородниками», а второй – «Монголами», в «Семипалатинской» – тоже «Монголами» и «Чебаками», а в «Серышевской» – «Татарами» и «Рапанами» соответственно (насчёт существования каких-либо «прозваний» обоих тбап «Энгельсовской» тбад автор не имеет никаких достоверных сведений). При этом 182-й гв.тбап в Моздоке звался в «Узинской» тбад просто «Третьим полком» и никакого собственного разговорного «прозвания» в этой дивизии не имел.

Кроме собственно «строевых» лётных частей (тбап) и их соединений (тбад), 37 ВА имела в своём составе десятки различных вспомогательных частей и подразделений, из которых мы считаем необходимым упомянуть здесь следующие части «центрального подчинения»:

- Оперативная группа в Арктике (ОГА; штаб – в Тикси, Якутская АССР РСФСР),

- 2-я отдельная транспортная авиационная эскадрилия (2-я отаэ; В/ч 13736; аэродром «Остафьево» (позывной – «Небесный»; ближайшая железнодорожная станция – Щербинка), Московская область РСФСР),

- 43-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава (43-й ЦБПиПЛС; В/ч 41521; аэродром «Дягилево» (позывной – «Кадриль»; ближайшая железнодорожная станция – Рязань), Рязанская область РСФСР),

- 44-й отдельный полк связи и радиотехнического обеспечения (44-й ОПСиРТО; в/ч 34008; Москва, РСФСР),

- 804-й Центральный узел связи (804-й ЦУС; В/ч 23452; город Краснознаменск Московской области РСФСР). 

Таким образом, география базирования 37 ВА по состоянию на 1980 год была весьма обширна, так как её соединения и части  дислоцировались на территории сразу семи удалённых друг от друга регионов трёх союзных республик (а в «военно-административном отношении» – входили в состав сил так же семи оперативно-стратегических территориальных объединений – военных округов (ВО) ): в РСФСР – в Северо-Осетинской («Моздок»; Северо-Кавказский ВО) и Якутской («Тикси»; Сибирский ВО) АССР, в Амурской («Серышево»; Дальневосточный ВО), Московской (сама Москва, Краснознаменск и аэродром «Остафьево»; одноимённый ВО) и Саратовской («Энгельс»; Приволжский ВО) её областях, а в Украинской и Казахской ССР – в их Киевской («Узин»; так же одноимённый ВО) и Семипалатинской («Семипалатинск»; Среднеазиатский ВО) областях соответственно (все перечисленные выше военные округа к моменту создания 37 ВА – Краснознамённые, за исключением Ордена Ленина Московского). Кроме того, оперативные аэродромы ОГА располагались на территориях ещё трёх ВО (Орденов Ленина Забайкальского и Ленинградского, а так же Краснознамённого Сибирского), то есть в целом 37 ВА «охватывала» сразу 10 тогдашних военных округов.

Разумеется, за годы существования 37 ВА состав её частей и подразделений изменялся, но не кардинально. Так уже в 1981 году из её состава был выведен 43-й ЦБПиПЛС, переподчинённый после этого командующему «соседней», 46-й («Смоленской», «ракетоносной») воздушной армией (что было абсолютно логично, ибо Центр тот «специализировался» на подготовке лётчиков именно для стратегических ракетоносцев Дальней Авиации). В 1986 году 37 ВА пополнилась десятым по счёту тбап – им стал 184-й гвардейский Краснознамённый Полтавско-Берлинский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк (в/ч 26385), дислоцировавшийся на аэродроме «Прилуки» (позывной – «Корнет»; ближайшая железнодорожная станция – Прилуки),  Черниговская область УССР), но организационно включённый в «Энгельсовскую» тбад, ставшую, таким образом, тоже – как и «Узинская» до этого – трёхполковой по своему составу. Впрочем, в том же самом, 1986 году 37 ВА «своеобразно лишилась» одного из своих тбап: начавший получать тогда новую, принципиально иную «матчасть» – специальные «воздушные танкеры» «Ил-78» конструкции С.В.Ильюшина – 409-й полк «Узинской» тбад был переформирован из тбап в апсз – авиационный полк самолётов-заправщиков, впрочем – с сохранением своих прежних и номеров (порядкового и войсковой части), и подчинения тбад, и аэродрома постоянного базирования.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первым командующим 37 ВА стал генерал-лейтенант авиации Иван Владимирович Горбунов (1923 – 2001). Вот что вспоминал о нём в своих мемуарах «Проверено небом» его «сменщик» на этом посту генерал армии Пётр Степанович Дейнекин:

«Штаб 37-й ВА ВГК разместили в центре Москвы на фондах управления Дальней авиации, и по субординации тех лет наш командарм прибыл к первому секретарю МГК КПСС В.В.Гришину.

- Уважаемый Виктор Васильевич! Командующий Воздушной армией генерал Горбунов. Представляюсь…

- Товарищ генерал! – перебил его первый секретарь. – Вы ничего не путаете? Ведь никакая армия со времён Наполеона в Москве не стояла!

Однако Иван Владимирович на реплику не отреагировал, развернул на столе карту и продолжил доклад с более высокого партийного чина, тоже принадлежавшего хозяину кабинета:

- Товарищ Член Политбюро! Вы заметили верно, однако наша армия не наземная, а воздушная и Верховного Главного командования! Её авиационные дивизии расположены в глубине страны вдоль широты Киев – Саратов – Семипалатинск – Хабаровск. (Раздвижная указка в его руке привычно заскользила по необъятным просторам Советского Союза.) Кроме того, в Тикси находится штаб оперативной группы в Арктике, которая содержит в постоянной готовности авиационные базы вдоль южного побережья наших северных морей. Арктика – это тоже наш передний край. Отсюда взлетают танкеры, от которых дозаправляются в воздухе боевые самолёты и таким образом дотягиваются до Америки. Кроме того, мы постоянно следим за авианосцами США в Атлантике и на Тихом океане. (При этом разложил на столе их фотографии с самолётами на палубах.)

Короче говоря, Горбунов своим докладом так увлёк Гришина, что официальная встреча вскоре переросла в задушевную беседу. В итоге руководящий состав Воздушной армии получил московскую прописку, просторные квартиры в Олимпийской деревне и секретаря МГК КПСС Илью Дмитриевича Писарева в качестве члена Военного совета армии.

- Стратегические корабли нашей армии, – говорил И.В.Горбунов, – находятся на вооружении около тридцати лет. В начале холодной войны они были единственным средством доставки ядерных боеприпасов к военным объектам вероятного противника. Однако, чтобы дотянуться до назначенных целей даже по прямой, через Северный полюс, у них явно не хватало дальности, и тогда В.М.Мясищев первым внедрил на своих машинах систему дозаправки топливом в полёте. А что касается самолётов Ту-95, то лётный состав ракетоносных полков нашей воздушной армии имеет большой опыт по выполнению воздушной разведки авианосных ударных соединений США. Найти авианосец в открытом океане сложнее, чем разыскать иголку в стогу сена, однако за последние два года экипажи выходили на визуальный контакт с фотоконтролем авианосцев «Рейнджер», «Китти Хок», «Эйзенхауэр», «Форрестол», «Корал Си», «Америка», «Энтерпрайз» и «Мидуэй». Общая длина маршрута к этим объектам с возвратом составляет около 18 тысяч км, причём с выполнением попутной и встречной дозаправки топливом, при общей продолжительности полёта до 26 часов. Есть у нас два полка бомбардировщиков Ту-95М, но им на смену скоро придут новые ракетоносцы Ту-95МС.

Не зря в народе говорят, что встречают по одёжке, но провожают по уму, а Иван Владимирович Горбунов был человек умнейший».

Так П.С.Дейнекин описал самое начало службы своего предшественника на посту командующего 37 ВА И.В.Горбунова – конечно, со слов его самого (что, по нашему мнению, только повышает историческую ценность процитированного выше отрывка). С именами же тех, кто вместе с И.В.Горбуновым в 1980 году вошёл в «первый набор» руководящего состава 37 ВА, вы можете ознакомиться в Приложение 1 к данной работе.

3 сентября 1985 года в 37 ВА произошла смена командования: вместо возглавлявшего её до этого генерал-лейтенанта авиации Горбунова Ивана Владимировича (вышел в отставку 19.09.1985) новым командующим армией стал генерал-лейтенант авиации Дейнекин Пётр Степанович (1937 – 2017). «Лётчик от бога» и выдающийся военачальник, Дейнекин ещё при жизни стал одной из «легенд» Дальней Авиации, и автор испытывает определённую гордость от того, что на своей службе лично видел его – в октябре 1985 года, когда тот (вместе с начальником Штаба 37 ВА генерал-лейтенантом авиации Милоновым Владимиром Алексеевичем) проводил итоговую проверку 2-й отаэ на аэродроме «Остафьево». В отличие от своего предшественника на этом посту, не оставившего никаких опубликованных воспоминаний, отставной генерал армии П.С.Дейнекин подробно расскажет о своём командовании 37 ВА в только что цитировавшихся нами выше объёмных мемуарах, изданных в 2011 году отдельной книгой под названием «Проверено небом», с каковой мы рекомендуем нашим читателям самостоятельно ознакомиться.

Весь период существования 37 ВА пришёлся на «Афганскую войну», и, если в целом советская Дальняя Авиация принимала в ней ограниченное участие, то непосредственно для 37 ВА оно стало «сверхограниченным» – стратегические бомбардировщики в «Афган» не летали, а действовали там лишь её «транспортники». Так, например, начиная с 1980 года и до конца пребывания Ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан поочерёдно один из военно-транспортных самолётов «Ан-26» из состава 2-й отаэ из Остафьево постоянно находился там «в командировке», в составе ВВС 40-й армии. К сожалению, один из двух потерянных за всё время боевых действий в Афганистане самолётов Дальней Авиации принадлежал именно 37 ВА – им стал самолёт-ретранслятор «Ан-26РТ» из состава 124-й отаэ «Серышевской» тбад, сбитый 21 декабря 1987 года афганскими мятежниками. Давая членам своего экипажа возможность покинуть подбитый самолёт, на его борту до последнего оставался и погиб вместе с ним пилотировавший машину заместитель командира 124-й отаэ майор Ковалёв Владимир Александрович, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но гораздо больше потерь причинили 37 ВА за годы её существования воздушные катастрофы, ставшие для послевоенной Дальней Авиации, увы, обычным явлением. Всего в них в 37 ВА в 1984 – 1987 годах было потеряно 6 самолётов и 19 военнослужащих (подробно об этом см. в Приложении 5) – четыре «Девяносто пятых» (из них два – из состава 182-го гв.тбап «Узинской» тбад, и по одному – из 40-го тбап «Серышевской» и 1226-го тбап «Семипалатинской» тбад) и две «Эмки» (обе машины – из 1096-го тбап «Энгельсовской» тбад).

Период существования 37 ВА совпал по времени с плановой модернизацией существующих аэродромов Дальней Авиации. Так ещё с 1977 года подобные работы велись на аэродроме «Узин», причём в масштабах, в принципе не допускавших никакую его одновременную эксплуатацию. Поэтому постоянно базировавшиеся здесь лётные части 106-й тбад были временно «отселены» на другие аэродромы Дальней Авиации: 1006-й тбап и 48-я отаэ в полном составе перелетели на второй аэродром своей дивизии, «Моздок», а 409-й тбап – на «Нежин» в соседней, Черниговской области УССР (позывной – «Ромашка», ближайшая железнодорожная станция – Нежин). В 1981 году все они вернулись на «Узин», который после проведённого капитального ремонта и полной модернизации стал крупнейшим военным аэродромом в Европейской части СССР, способным при этом принимать в случае необходимости абсолютно любые существовавшие на тот момент советские военные и гражданские самолёты (автор в 1986 году сам был свидетелем посадки здесь «транспортника»-гиганта «Ан-124 Руслан», а впоследствии, уже в 1989-м местный аэродром примет и стратегические ракетоносцы «Ту-160» из состава 184-го гв.тбап с «Прилук»). В 1986 – 1988 годах такого же рода работы будут вестись уже на другом аэродроме 37 ВА – «Энгельс», который на это время так же покинут лётные части 201-й тбад: 1096-й тбап временно перебазируется в полном составе на тот же аэродром «Моздок»», а 1230-й тбап будет «разделён» между «Семипалатинском» и аэродромом «Белая» (Иркутская область РСФСР; позывной – «Днепр», ближайшая железнодорожная станция – Усолье-Сибирское). Кроме того, в 37 ВА с 1985 года будут вестись работы по продлению и усилению («утолщению») взлётно-посадочной полосы в «Остафьево», причём здесь – уже без какого-либо прекращения работы этого военного аэродрома с закрытием его для полётов хотя бы на один день. Однако, «в рамках 37 ВА» так и не были проведены, например, капитальный ремонт и модернизация аэродрома «Серышево», явно необходимые ему после того, как тамошняя тбад «внутри своей армии» в 1985 году полностью перешла от эксплуатации состоявших до этого на её вооружении «Эмок» на машины «Девяносто пятого семейства».

В этой нашей работе по истории 37 ВА следует вспомнить о таком структурном элементе её Управления, как Отдел кадров, сотрудники которого ведали, в  частности, направлением офицеров армии на учёбу в военные академии, на переучивание в 43-й ЦБПиПЛС и – главное – перемещением их «в интересах службы» внутри самой 37 ВА. Вспомнить именно о нём, чтобы акцентировать внимание наших читателей на такой, уже в то время – напомним, речь идёт ещё о 80-х годах ХХ века – существенной для всех военнослужащих категории, как «престижность» различных, перечисленных нами выше мест службы в 37 ВА. «Вне конкурса» здесь «впереди всех» был подмосковный гарнизон «Остафьево», от КПП которого всего за час можно было добраться до самого центра Москвы, до Курского вокзала. Попасть на службу в здешнюю «Королевскую эскадрилию» (как называли во всей 37 ВА её 2-ю отаэ) было тогда сродни, пожалуй, выигрышу машины в денежно-вещевую лотерею, так как это было малореально без наличия у «кандидата» на службу на аэродроме «с видом на столицу СССР» пресловутых «блата» и «волостатой руки» «наверху» (так, например, в 1984 году здесь начинали свою службу после военного училища лейтенанты Милонов-мл. и Тараканов-мл. – сыновья уже упоминавшихся нами выше генералов, начальника Штаба 37-й и командующего 46-й воздушных армий соответственно). Поэтому офицеры Дальней авиации соглашались на возможный перевод их в «Остафьево» не только с условием понижения им там уже имеющейся у них должностной категории, но и даже без каких-либо реальных перспектив её повышения в дальнейшем (так, например, в 1986 году к увольнению в запас «по возрасту» во 2-й отаэ готовилось не менее трёх таковых, относившихся к «разряду» тех, кого в Советской Армии иронично называли «пятнадцатилетними капитанами»). «Блатным» местом службы «Остафьево» считалось и у солдат, и в то время, когда автор служил здесь в 1985 – 1986 годах, доля «срочников», призванных на службу из Москвы и области, достигала, по нашей оценке, примерно четверти от общего числа тамошних «срочнослужащих». При этом в «Остафьево» массово направлялись москвичи, не только окончившие различные ШМАС (Школы младших авиационных специалистов – обязательное место обучения рядового состава Советских ВВС в первые полгода службы), но и даже призванные первоначально вообще совсем в иные, нежели авиация, рода войск Советской Армии! (Так, вместе с автором в одной солдатской казарме 2-й отаэ в указанное выше время «проживали» имевшие в Москве «влиятельных родственников» бывшие мотострелок, пограничник и даже «стройбатовец», разумеется, никаких ШМАС вообще не оканчивавшие, но, тем не менее, допущенные в Остафьево к работе на «авиационной матчасти».) Следующие по престижности места службы среди гарнизонов 37 ВА делили сразу три – по алфавиту это были Моздок, Узин и Энгельс. Расположенные в «благоприятных климатических условиях» (Северный Кавказ, Киевщина и Поволжье соответственно), они имели давно и хорошо развитые военные городки со всей необходимой инфраструктурой, располагавшиеся к тому же в «гражданских» административных центрах (Моздок –  «столица» автономной области края, Энгельс – районный центр, а Узин – хотя уже и бывший райцентр, но в 1980-х годах – «город районного подчинения») с хорошей для того времени «транспортной доступностью». Всего этого никак нельзя было сказать про «Семипалатинск» (Чаган), располагавшийся к тому же в Азии, но последнее место по той самой «престижности» среди гарнизонов 37 ВА занимало, конечно, Серышево. Несмотря на свою дислокацию «на широте Киева», тоже в самом районном центре и прямо на Транссибирской железнодорожной магистрали, его местные «культурно-бытовые условия» по своему развитию «соответствовали» региону – Приамурью, а в Советской Армии служба «за Кривым озером» (то есть восточнее Байкала) традиционно считалась для офицеров чем-то вроде «ссылки» (впрочем, таковым – «местом ссылки» – Серышево было и для солдат, и автор в 1985 году служил здесь в одной части вместе сразу с несколькими воинами, переведёнными сюда за различные «провинности по службе» из западных гарнизонов 37 ВА). Но «вне конкурса» по «престижности» места службы в 37 ВА – так же, как и «Остафьево», но только уже «с другого конца» – был, конечно, заполярный посёлок Тикси с подчинёнными ему арктическими аэродромами Дальней Авиации (типа самого северного в мире военного аэродрома «Греэм-Белл» на одноимённом острове в архипелаге Земля Франца-Иосифа в Баренцевом море Северного Ледовитого океана), что, по нашему мнению, никаких комментариев не требует, кроме, разве что, одного-единственного – по аналогии с приведённым выше «местом ссылки» – образного сравнения с «каторгой». (Предвосхищая возможные вопросы некоторых читателей, которые после ознакомления с текстом данного абзаца захотят довольно-таки ехидно поинтересоваться у автора – «Ну, а ты-то сам за что в ту «ссылку» в Серышево «загремел», а?» – , он заранее отвечает им: во-первых, туда он был направлен ещё даже до полного окончания всего курса в учебном подразделении, как лучший в своей специальности курсант, по срочному требованию из Москвы, из Штаба 37 ВА, а, во-вторых, в Серышево он прибыл с востока (из Хурбы Комсомольского района Хабаровского края), а не с запада, как сюда попадали все «ссыльные» и большинство «распределённых» в этот гарнизон из различных ШМАС – за исключением, пожалуй, одних только солдат-механиков по авиационному вооружению, обучавшихся аж в Спасске-Дальнем Приморского края.)   

Выше мы упомянули «кадровиков» 37 ВА, но в пришедшуюся на вторую половину её истории «Перестройку» главными во всей воздушной армии считали себя, конечно же, её «политрабочие». Все они – начиная с начальника Политуправления 37 ВА и заканчивая «самыми последними» политработниками, замполитами её отдельных рот – своевременно и полностью «перестраивались», и на констатации этого факта мы закончим здесь свои упоминания об этой категории военнослужащих. Гораздо серьёзнее пресловутая «Перестройка» повлияла на боеспособность 37 ВА, которую она фактически … частично разоружила! Имеется в виду артиллерийское оборонительное вооружение самолётов, характерное именно для стратегических бомбардировщиков Дальней Авиации. Так, на вооружении первых машин «Ту-95» и их последующих модификаций – «Ту-95» и «Ту-95МР» – состояло по шесть 23-мм авиационных автоматических пушек системы «АМ-23», смонтированных по две в трёх артиллерийских установках – в верхней «ДТ-В12», в нижней «ДТ-Н12» и в кормовой «ДК-12». Они обслуживались каждая «собственным» членом экипажа того воздушного кораблин – соответственно старшим воздушным стрелком-радистом (СВСР), младшим (или нижним) воздушным стрелком (ВС) и командиром огневых установок (КОУ). С началом «Перестройки» для всех этих представителей воздушно-стрелковой специальности появились и стали шириться различные ограничения их действий при обычной ранее встрече с самолётами-перехватчиками ВВС стран НАТО: так теперь СВСРам вообще запрещалось выдвигать (поднимать) башню верхней установки над корпусом самолёта, а ВСам и КОУ – менять «мирное» положение стволов своих артустановок (нижние должны был оставаться направленными в корму, строго по диаметральной плоскости самолёта, а кормовые – поднятыми на угол их максимального возвышения). После того, как один КОУ всё-таки нарушил это «ценное указание», только поведя своими стволами в сторону обнаглевшего НАТОвского истребителя, приблизившегося к «девяносто пятому» на критически минимальную дистанцию, разразился поднятый «западниками» целый международный скандал, завершившийся тем, что теперь артустановки советских стратегических бомбардировщиков вообще перестали снаряжать боекомплектом! Ещё раньше членам их лётных экипажей перед полётами над нейтральными водами перестали выдавать патроны к их личному оружию, а затем – и сами пистолеты «ПМ» вообще (так что автор в 1986 году держал в руках «записанного» за ним «Макарова» только на стрельбище). Ушли с «Перестройкой» в прошлое и полёты с бомбовой нагрузкой, в то время, как раньше самолёты Дальней Авиации постоянно «возили» с собой «спецбоеприпасы» – атомные и  водородные бомбы (к чему такое «разоружение» привело впоследствии не просто одну Дальнюю Авиацию, а всю «Страну Советов» в целом, здесь напоминать не надо…). Впрочем, сами полёты Дальней Авиации (пусть и «разоружённых» её самолётов) продолжались – необходимого для них авиационного керосина у Советской страны тогда было «хоть залейся», и, например, солдаты-механики повсеместно тем же самым авиационным топливом обычно… отмывали от копоти «движков» вернувшиеся из полётов самолёты. На каждый полёт стратегический бомбардировщик «Девяносто пятого семейства» заправляли целыми 80 тоннами керосина (груз четырёх стандартных аэродромных топливозаправщиков «ТЗ-22», или одной железнодорожной цистерны), а каждая дозаправка стратегического ракетоносца в воздухе обходилась Советской стране – из-за специфики авиационного «топливопередаточного» оборудования – помимо самого объёма баков, ещё в «плюс 300 литров» авиационного керосина, выпускаемого по факту … «в чистое небо»! Неизрасходованный же стратегическим самолётом в его полёте керосин по возвращении на свой аэродром шёл уже в «отстой», который мог использоваться военнослужащими «для домашних нужд», но чаще просто сливался на землю за стоянками самолётов. (Однако уже очень скоро, с «приходом капитализма» такое положение дел закончится, и Дальняя Авиация сядет «на голодный топливный паёк» – правда, самой 37 ВА тогда уже не будет, так как она к тому времени уже «уйдёт в историю»).

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как было показано нами выше, с 1986 года к «первоначально-штатным» для 37 ВА машинам «семейств» «М-4»/«3М» и «Ту-95» начали массово «добавляться» стратегически ракетоносцы «Ту-160» и «воздушные танкеры» «Ил-78». Кроме того, на вооружение тбап «Семипалатинской» и «Узинской» тбад поступали принципиально новые самолёты «Девяносто пятого семейства» – «Ту-95МС» – уже не бомбардировщики, а тоже «чистые» ракетоносцы. В этих условиях дальнейшее существование самой 37 ВА, созданной как воздушная армия именно одних только стратегических бомбардировщиков, становилось лишь вопросом времени, и «ликвидационное решение» по ней не заставило себя долго – в масштабах существовавшей тогда советской военной бюрократии – ждать.

Вот как вспоминал об этом в уже цитировавшихся нами выше мемуарах «Что было – то было» всё тот же В.В.Решетников (именно «вспоминал», а не «писал», так как он, находясь уже в конце восьмого десятка лет своей жизни, только «наговаривал» их своим «литобработчикам», фактически писавшим ту книгу):

 «Организационная перестройка в масштабах Вооружённых Сил обошлась государству немалыми расходами – миллиардными! Пусть бы и так. Но новая структура никак не приживалась. С каждым годом всё больше и острее обрисовывалась её абсурдность, не клеилось управление, а значит, и всё остальное. Что дальше? Из тупика обычно пятятся назад. И спустя 5 или 6 лет, когда Дмитрий Фёдорович тоже успел уйти в мир иной (державные мужи того времени народу служили до упора) (На самом деле Д.Ф.Устинов скончался ещё в 1984 году – КБС), а к руководству пришёл обновленный состав, все нововведения были постепенно размыты, а организационные сдвижки возвращены в исходное положение. Не беззатратно, конечно. Примерно по тем же тарифам».

Здесь мы считаем необходимым представить нашим читателям ту воздушную мощь, которую имела 37 ВА к концу своего существования. По состоящим на вооружении её тбад типам боевых самолётов в 1988 году это были: 3МС, 3МН и М-4 – в целом 35 машин, Ту-16П – 8, Ту-22М2 – 8, «семейство» Ту-95 – всего 151 самолёт различных модификаций (в том числе: Ту-95К – 10, Ту-95К-22 – 47, Ту-95М – 20 и Ту-95МС – 74), Ту-160 – 6, итого 208 стратегических самолётов – 63 бомбардировщика и 145 ракетоносцев. К ним следует добавить 21 «воздушный танкер» Ил-78, а так же десятки военно-транспортных и прочих вспомогательных самолётов в отаэ 37 ВА. Это была самая мощная из всех четырёх воздушных армий Дальней Авиации.

Но, как сухо говорится в официальной истории Дальней Авиации, «на фундаменте боевой мощи новой авиационной техники военно-воздушные силы были переведены на новую организационную структуру. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 112-30 от 25.01.1988 г. приказом МО СССР от 25.02.1988 г. № 0018 на базе управления 37-й ВА ВГК (СН) было воссоздано управление командующего ДА».

Так, на восьмом году существования 37 ВА 1-го формирования закончилась её история. В Дальней Авиации Отечества затем появится ещё одна 37-я воздушная армия – 2-го формирования, существовавшая уже в Российской Федерации, в 1998 – 2009 годах, но это будет, как говорится, «совсем другая история». Мы же выше рассказали вам историю того оперативного объединения Военно-Воздушных Сил Отечества, в котором, напомним, автор этой работы сам в своё время служил – 37-й воздушной армии 1-го формирования, существовавшей в 1980 – 1988 годах.   

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Руководящий состав 37-й воздушной армии

(по состоянию на 1980 год)

 

Командующий армией – генерал-полковник авиации Горбунов Иван Владимирович

Начальник Штаба армии – генерал-лейтенант авиации Милонов Владимир Алексеевич

Начальник Политического отдела армии – генерал-лейтенант авиации Кудрявцев Анатолий Александрович

Первый заместитель Командующего армией – генерал-майор авиации Никитов Владимир Алексеевич

Заместитель Командующего армией по Инженерно-авиационной службе – генерал-майор авиации Мовчан Виктор Васильевич

Начальник Оперативного отдела – Первый заместитель Начальника Штаба армии – полковник Черкасов Станислав Иванович

Начальник Отдела боевой подготовки армии – генерал-майор авиации Толстухин Юрий Николаевич

Начальник Службы безопасности полётов армии – генерал-майор авиации Хандюков Борис Иванович

Начальник Войск связи и радиотехнического обеспечения армии – генерал-майор авиации Смирнов Александр Иванович

Главный штурман армии – полковник Шутько Евгений Константинович

Начальник Командного пункта армии – полковник Петренко Иван Филиппович.

 

Приложение 2

 

Командиры дивизий 37-й воздушной армии (1980 – 1988 гг.)

 

73-я тбад («Серышевская»):

Калугин Игорь Михайлович – до 1982 г.

Шабельский Леонид Сидорович – с 1982 г.

 

79-я тбад («Семипалатинская»):

Табашников Николай Иванович – до 1985 г.

Бредихин Павел Тарасович – с 1985 г.

 

106-я тбад («Узинская»):

Степанов Владислав Алексеевич – до 1984 г.

Соловьёв Анатолий Иванович – в 1984 – 1986 гг.

Тузов Геннадий Викторович – с 1986 г.

 

201-я тбад («Энгельсовская»):

Константинов Борис Афанасьевич – до 1981 г.

Осипенко Александр Николаевич – в 1981 – 1985 гг.

Алкснис Валдис Карлович – с 1985 г.

 

Примечание: Все вышеперечисленные командиры тбад 37 ВА в 1980 – 1988 годах носили штатные для этих своих должностей воинские звания «генерал-майор авиации».

Приложение 3

 

Командиры полков 37-й воздушной армии (1980 – 1988 гг.)

 

40-й тбап 73-й тбад:

Некрасов Н.И. – до 1982 г.

Башкиров Михаил Михайлович – в 1982 – 1985 гг.

Иванов Н.М. – в 1985 – 1988 гг.

Майоров А.З. – с 1988 г.

 

79-й тбап 73-й тбад:

Давыдов Владимир Иванович – до 1981 г.

Колесников Ю.Д. – в 1981 – 1984 гг.

Полегаев Владимир Иванович – в 1984 – 1987 гг.

Шумский А.С. – с 1987 г.

 

182-й гв.тбап 106-й тбад:

Соловьёв Анатолий Иванович – до 1980 г.

Садиков Владимир Александрович – в 1980 – 1984 гг.

Герасимов В.А. – в 1984 – 1988 гг.

Губанов В.И. – с 1988 г.

 

184-й гв.тбап 201-й тбад (только с 1986 г.):

Гребенников Владимир Дмитриевич – с 1986 г.

 

409-й тбап (с 1986 г. – 409-й апсз) 106-й тбад:

Бурукин Виктор Иванович – до 1987 г.

Кузнецов Анатолий Иванович – с 1987 г.

 

1006-й тбап 106-й тбад:

Бредихин Павел Тарасович – до 1982 г.

Дербенёв Александр Иванович – в 1982 – 1984 гг.

Захаров В.А. – в 1984 – 1987 гг.

Маскаев Виктор Михайлович – с 1987 г.

 

1023-й тбап 79-й тбад:

Кучерявый Александр Григорьевич – до 1981 г.

Ториков Игорь Валерьянович – в 1981 – 1984 гг.

Пузанов Александр Иванович – в 1984 – 1987 гг.

Шолудько Александр Петрович – с 1987 г.

 

1096-й тбап 201-й тбад:

Величко Юрий Григорьевич – до 1982 г.

Киселёв О.И. – в 1982 – 1987 гг.

Барановский В.А. – с 1987 г.

 

1226-й тбап 79-й тбад:

Тузов Геннадий Викторович – до 1982 г.

Артамохин Валерий Михайлович – в 1982 – 1987 гг.

Пыльнев Юрий Владимирович – с 1987 г.

 

1230-й тбап 201-й тбад:

Щербаков Геннадий Васильевич – до 1982 г.

Мохов Владимир Васильевич – в 1982 – 1985 гг.

Сажин В.М. – с 1985 г.

 

Примечание: Все вышеперечисленные командиры тбап тбад 37 ВА в 1980 – 1988 годах носили штатные для этих своих должностей воинские звания «полковник».

 

Приложение 4

 

Историческая очерёдность формирования будущих дивизий и полков 37-й воздушной армии

(в хронологическом порядке)

 

1938 год – 79-й тбап (как «Северная авиационная группа»), 184-й гв.тбап (как 51-й скоростной бомбардировочный авиационный полк)

1943 год – 182-й гв.тбап

1944 год – 2-я отаэ (как 89-й вспомогательный авиационный полк)

1955 год – 79-я, 106-я, 201-я тбад, 409-й, 1096-й, 1226-й, 1230-й тбап

1956 год – 73-я тбад, 1006-й, 1023-й тбап

1957 год – 40-й тбап.

 

Приложение 5

 

Авиационные катастрофы в 37-й воздушной армии

 

15.05.1984

В результате катастрофы в районе аэродрома «Моздок» (Моздокский район Северо-Осетинской АССР РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95КМ» из состава 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии погибли 2 члена его экипажа:

1. Филиппов В.П. – гвардии прапорщик, младший воздушный стрелок

2. Филовченко Николай Николаевич – гвардии прапорщик, командир огневых установок.

 

08.08.1984

В результате катастрофы в районе аэродрома «Энгельс» (Энгельсский район Саратовской области РСФСР) стратегического бомбардировщика «3МС» из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии погибли 5 членов его экипажа:

1. Тухватулин Вил Рахманович – полковник, заместитель начальника Отдела боевой подготовки 37-й воздушной армии, в данном полёте исполнявший должность командира кораблин

2. Козионов Виктор Алексеевич – майор, штурман полка, в данном полёте исполнявший должность старшего штурмана кораблин

3. Миронов Константин Константинович – капитан, помощник командира кораблин

4. Шабрин Николай Васильевич – капитан, старший бортовой техник-оператор радиоэлектронной борьбы

5. Воротников Александр Васильевич – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

 

28.09.1984

В результате катастрофы на аэродроме «Жана-Семей» (Семипалатинская область Казахской ССР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» из состава 1226-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии погибли 2 члена его экипажа:

1. Лебедев Н.А. – прапорщик, младший воздушный стрелок

2. Сергеев С.Н. – прапорщик, командир огневых установок.

 

12.10.1985

В результате катастрофы в районе города Златоуста (Златоустовский район Челябинской области РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» из состава 40-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии погибли 6 членов его экипажа:

1. Шарнин В.Л. – майор, командир кораблин

2. Харчук А.С. – старший лейтенант, старший техник бортовой

3. Белосвят Л.И. – лейтенант, помощник командира кораблин

4. Петров В.В. – лейтенант, младший штурман

5. Телятников В.И. – старший сержант сверхсрочной службы, старший воздушный стрелок-радист

6. Власенков В.В. – рядовой срочной службы, командир огневых установок.

 

24.12.1987

В результате катастрофы в районе аэродрома «Моздок» (Моздокский район Северо-Осетинской АССР РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» из состава 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии погибли 3 члена его экипажа:

1. Бугаев Александр Петрович – гвардии майор, командир авиационного отряда, командир кораблин

2. Артёмов Александр Владимирович – гвардии капитан, старший штурман

3. Жильцов Геннадий В. – гвардии старший лейтенант, помощник командира кораблин.

 

Кроме того, 16.10.1986 в результате катастрофы (без жертв среди членов экипажа) на аэродроме «Семипалатинск» (Семипалатинские район и область Казахской ССР) самолёта-заправщика «М-4М» из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии погиб водитель-прожекторист Отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии рядовой Шарипов.

 

 

П.С. Возможно, прочитав эту историю 37-й («Московской») воздушной армии стратегического назначения Верховного Главного Командования, о создании подобных работ задумаются и ветераны трёх других, одновременно с ней существовавших – 24-й («Винницкой»), 30-й («Иркутской») и 46-й («Смоленской»)? Автор нынешней работы с интересом прочитал бы их истории, созданные именно теми, кто практически в одно время с ним служил в рядах элиты Советских ВВС – в Дальней Авиации, и он заранее предлагает им принять нынешний текст за своего рода основу, план их будущих оригинальных исследований по истории «их» воздушных армий".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте ! 

Если речь идет о в/ч 37 ВА периода СССР то внесу поправки.

Моздок в/ч 21209 - 182 гв.тбап 

Москва в/ч 21989 - 44 опс 37 ВА 

Москва в/ч 23449 - 804 ЦУС ДА 

Рязань в/ч 74386 - 43 ЦБП и ПЛС ДА 

Владимирская область Костино в/ч 23452 - 139 ПРЦ 804 ЦУС ДА 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Radik , спасибо за внимание к теме! Конкретно по Вашим данным: с номерами в/ч 44 ОПСиРТО и 43 ЦБПиПЛС соглашусь, номер в/ч в Моздоке надо проверять, 804-й ЦУС - это никак не Москва и у него был не тот номер в/ч, а за часть в Костино - спасибо, но я её вообще не упоминал (как и много ещё других). 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все номера в/ч и места дислокации взяты из книги В.И.Феськова Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой Войны ( часть 2: Военно-Воздушные Силы ) 

В составе управления 37 ВА было еще с десяток в/ч .

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Radik , книга Феськова мне известна, но она - "небезгрешна"...

Начёт же Вашего "В составе управления 37 ВА было еще с десяток в/ч" - ещё раз подчеркну, что я не упоминал в своей работе ВСЕ части и подразделения 37 ВА. 

 
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эта другая книга , издание 2020 г. дополненное и исправленное . В книге описаны ВВС ПВО и РВСН.

Хотя и в ней встречаются ошибки.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Radik , а кто Вам сказал, что я имел в виду "недругую книгу"? :) У меня все они - от самого автора. И он сам мне "признавался", что знает НЕ ВСЁ...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу