kubanec

Советский самолёт (Ла-5). Ростовская область. Весёловский район

86 сообщений в этой теме

Вчера проверили местную легенду: "во время войны в один день упали два советских самолёта, недалеко друг от друга".

Можно ли сделать какие-либо предположения по марке самолёт!?

IMG_20240711_061653.jpg

IMG_20240711_061706.jpg

IMG_20240711_061719.png

IMG_20240710_224338.jpg

Изменено пользователем kubanec
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Найдено на МП. Алюминий идентичный авиационному, но, видимо, отношение не имеет)))) 

IMG_20240711_215336.jpg

Изменено пользователем kubanec
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, kubanec сказал:

Найдено на МП. Алюминий идентичный авиационному, но, видимо, отношение не имеет)))) 

IMG_20240711_215336.jpg

Приветствую! Такие номерные таблички по приказу Наркомата обороны 1943 г. "Охраняется государством" оставляла трофейная команда после определения пригодности единицы ВВТ и постановки на учет.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Юрий Анатольевич Большое спасибо!!! Наличие данной таблички, видимо, и объясняет катастрофически малое количество обломков на МП. Интересно: а сейчас есть в архивах документы работы трофейных команд? Может где-то пылятся на полках их отчеты!?

Уважаемы коллеги!

Принимая во внимания легенду, что в один день упали в непосредственной близости друг от друга два наших самолета, отработали много документов.

Подходящим донесением является потеря 30.01.1943г. в этом районе трех Ла-5 из состава 437 иап (мл. лейтенант Филиппов, ст. сержанты Михайлов и Кабанов).

@linnet Борис Владимирович несколько лет назад в другой теме делился информацией: 

" В оперсводке 201 иад за 30.1.1943 указано, что Филиппов нбз на Ла-5 №1095

 в период 14.15 - 15.30 сборная группа 7 самолетов 3 Як-1 м 4 Ла-5 ведущие Балясников и Юмкин на прикрытие 6 Ил-2 в район Арпачин. Не доходя В. Соленый ведущий группы Ил-2 развернулся назад по неизвестной причине. В это время Балясников начал собирать к себе группу Ла-5 для прикрытия своих войск. Спустя 10 минут на Н-1500 м увидели Ю-88 и атаковали его. Но внезапно были атакованы 2-мя Ме-109. Ведомый Питалев потерял ведущего Балясникова и пришел на свой аэродром самостоятельно. Сержант Мельник вернулся с Илами и Яками на свой аэродром. При возвращении экипажи видели в районе В. Соленый два горящих самолета неустановленного типа. В результате боя не вернулись с задания Филиппов и Кабанов, судьба которых неизвестна". 

Место падения обнаружено в 5 км на север от х. Верхне-Соленый.

У немецких летчиков истребительной эскадры JG52 две заявки на данный квадрат. Два самолета сбиты в одно время.

Lt Lipfert Helmut Липферт Хельмут   6./JG52 LaGG-5 08 693: at 1200 m 12:47 O
Hptm Resch Rudolf Реш Рудольф   6./JG52 LaGG-5 08 838: at 2000 m 12:45 O

Место обнаружение фрагментов попадает в квадрат "08693".

Может все-таки получится распознать в приведенных выше крупных обломках фрагменты двигателя М-82? 

08693.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ребята рассмотрели кронштейн для замка ДЗУС. Были на Ла-5, но, видимо, и на других самолетах встречались...

IMG_20240712_073804.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 11.07.2024 в 07:43, kubanec сказал:

Вчера проверили местную легенду: "во время войны в один день упали два советских самолёта, недалеко друг от друга".

Можно ли сделать какие-либо предположения по марке самолёт!?

IMG_20240711_061653.jpg

IMG_20240711_061706.jpg

IMG_20240711_061719.png

IMG_20240710_224338.jpg

Приветствую! В левом обломке мне видится фрагмент заднего картера нагнетателя двигателя ФШ-82ФН.На рисунке обвел красной линией

нагнетатель.PNG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Юрий Анатольевич Большое спасибо! Похоже, что он! И по шпилькам совпадает и фланец от бензонасоса остался на фрагменте.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Юрий Анатольевич сказал:

В левом обломке мне видится фрагмент заднего картера нагнетателя двигателя ФШ-82ФН

Простите, в железе не разбираюсь. Именно двигателя ...-82фн? Именно фн? Не рановато ли для потери 30.1.1943?

Филиппов потеря на Ла-5 №1095, Кабанов - №1042

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я думаю, что конструктивно нагнетатели на АШ-82Ф и АШ-82 ФН одинаковы.

"Кстати, параметры нагнетателя на АШ-82Ф и АШ-82ФН совсем одинаковые: передаточные числа, диаметр крыльчатки и пр. одни и те же, и прирост давления наддува произошел исключительно из-за введения непосредственного впрыска - нагнетатель теперь сжимал не топливо-воздушную смесь, а только воздух, воздуха в цилиндры поступало больше, значит чтобы обогатить смесь, надо было подать и больше топлива. Отсюда и рост мощности, и снижение высоты, на которой достигнуты пики её максимума. И если и была какая-то экономия топлива от введения впрыска на авиамоторе Швецова, то она была очень небольшой и ее компенсировал увеличившийся наддув".

  • М-82Ф — идентичен АШ-82 за исключением улучшенной системы охлаждения и смазки, что позволило двигателю непрерывно функционировать на взлётном режиме. Массово устанавливался на Ла-5Ф с декабря 1942 г.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 12.07.2024 в 11:43, linnet сказал:

Филиппов потеря на Ла-5 №1095, Кабанов - №1042

Ла-5 № 1042 (37211042?) с мотором № 65021709 отправлен с завода лётом 21.12.1942

Ла-5 № 1095 (37211095?) с мотором № 65021854 отправлен с завода лётом 26.12.1942

ИСПРАВИЛ перепутанные сочетания номеров самолетов-моторов.

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, linnet сказал:

Простите, в железе не разбираюсь. Именно двигателя ...-82фн? Именно фн? Не рановато ли для потери 30.1.1943?

Филиппов потеря на Ла-5 №1095, Кабанов - №1042

Писал чисто под источник ,откуда взят рисунок. Извините.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet @Юрий Анатольевич Спасибо за ответы и внимание к теме! Сейчас поле после уборки озимой пшеницы ужасным образом вспахано. Дождемся культивации и зайдем с глубинником. По воспоминаниям местного жителя, будучи мальчуганом, дербанил провода в кабине, говорит, что самолет по крылья был в земле. Может трофейщики не все собрали и что-нибудь лежит глубже. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, kubanec сказал:

Интересно: а сейчас есть в архивах документы работы трофейных команд? Может где-то пылятся на полках их отчеты!?

Пару раз в документах воздушных армиий попадались ограниченные по времени донесения трофейных рот со списками найденных самолетов.  

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Видимо выводы с Ла-5 были поспешны... Сегодня обследовал прилегающую лесополосу к полю. Вся звенит, как и и грунтовая дорога между полем и лесополосой. Боекомплект получается 12,7 мм. Два фрагмента брони. Трёхзначные чекухи. Двигатель, видимо, водяного охлаждения. На одном фрагменте номер через тире "-1015". Бесполезен? 

IMG_20240714_135207.jpg

IMG_20240714_140549.jpg

IMG_20240714_140535.jpg

IMG_20240714_140515.jpg

IMG_20240714_141104.jpg

IMG_20240714_140250.jpg

Изменено пользователем kubanec
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kubanec

On 12.07.2024 at 8:32 AM, kubanec said:

Ребята рассмотрели кронштейн для замка ДЗУС. Были на Ла-5, но, видимо, и на других самолетах встречались...

IMG_20240712_073804.jpg

такой узел вот только на як-1 отмывал.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kubanec Приветствую!  На фото гильзы пушки ШВАК 20 мм.На Ла-5 стояло две пушки. С клеймами 21 завода тоже порядок.Откуда предположение про мотор с водяным охлаждением?

Изменено пользователем Юрий Анатольевич
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Юрий Анатольевич Спасибо! Ранее не приходилось находить гильзы ШВАК. Сравнил с найденными УБ и ВЯ, решил, что УБ!!! Про мотор с водяным охлаждением просто предположение с ошибочной идентификацией гильд ШВАК за УБ. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

толщину не видно, но очень похоже на ребро охлаждения воздушника. их, по идее должно немало валятся. мы на бостоне заколебались их собирать.

IMG_20240714_140535.jpg.6a801bd4811e9d284a83403414ca57e8.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот статья в газете Веселовские вести от 23.01.2020 г. "Как освобождали Веселовский район" : — Немцы сказали, что если возьмут пленного русского солдата, то будут расстреливать всю деревню. Однажды в окно постучался русский солдат, чтобы пустили переночевать, но они сказали, чтобы он взял разрешение у старосты или начальника. Начальник разрешил, но каратели спросили у него паспорт, но он сказал, что, когда переплывал, потерял все документы. Каратели поняли, что это русский лётчик. Eго вывели на улицу и начали избивать, сняли с него всё и кинули в холодный погреб. А утром его расстреляли. Когда его вели на расстрел, он громко крикнул: «Держитесь, наши близко!» (из воспоминаний М.П. Калмыковой, х. Нижнесолёный)    Возможно как то связано. Надо в школьном музее посмотреть....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте

Думаю что номер 1015 может быть номером самолета Ла-5 - 37211015. У меня нет данных по этому номеру, самые близкие 1013 и 1019 в 11 ГИАП.

Милош

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Milos Хотелось бы надеяться...

Если будет полезна информация, то в январе 1943г. боевые действия здесь вел 2 сак в составе: 437 иап, 236 иап, 181 иап, 239 иап и 3 гв. иап.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Юрий Анатольевич @Kuf Всем добрый день! Не может быть фрагмент номера двигателя!? 

IMG_20240720_155542.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 16.07.2024 в 22:44, Milos сказал:

Думаю что номер 1015 может быть номером самолета Ла-5 - 37211015. 

Милош

 

1 час назад, kubanec сказал:

Не может быть фрагмент номера двигателя!? 

IMG_20240720_155542.jpg

Если это сокращеные номера самолета и мотора, то Ла-5 №37211015 выпущен с завода с мотором №65021962. Отправлен с завода лётом 10.12.1942.

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kubanec Добрый вечер! Трудно по одной проекции определить точно обломок.Возможно это обломок от маслоотстойника.Судя по месту нанесения,номер агрегатный,не двигателя.Сравните пожалуйста обломок с рисунком сами

333.PNG

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, linnet сказал:

 

Если это сокращеные номера самолета и мотора, то Ла-5 №37211015 выпущен с завода с мотором №65021962. Отправлен с завода 10.12.1942.

@Юрий Анатольевич @Kuf@linnet Борис Владимирович, а есть привязка данного самолёта к полку!?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ла-5 №37211015 отправлен с завода 10.12.1942.

Но в декабре 1942-феврале 1943 этот номер не проходил через 2 ЗАБр - не поступал, не зачислялся в полк, не отправлялся с полком. То ли пропал по дороге в запасную бригаду, то ли был передан с завода непосредственно в строевую часть.

во 2 сак не было такого номера к началу февраля 1943 года и не поступал/убыл в течении февраля.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Найдены на МП. Подскажите, пожалуйста, бортовые часы?

Часы-2.jpg

Часы.jpg

Часы-4.jpg

Часы-3.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kubanec Приветствую! Нет не хронометр,для часов все просто и в платах нет камней!!! А в АВР их по пять подшипников на плате.По конструкции видно,что на шесть часов стояла кнопка для корректировки центральной стрелки.Вывод; ВЫСОТОМЕР или УКАЗАТЕЛЬ ВЫСОТНОСТИ.Если интересно то думаю дальше уточните сами.Желаю успехов!

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу