Бортстрелок

"Хронологическая канва истории Узинской дивизии Дальней Авиации (1955 - 1992)"

3 сообщения в этой теме

2024 © К.Б.Стрельбицкий

 

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАНВА  ИСТОРИИ

 

УЗИНСКОЙ  ДИВИЗИИ  ДАЛЬНЕЙ  АВИАЦИИ

 

(1955 – 1992)

 

 

 

1955

 

106-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия Дальней Авиации Советских Военно-Воздушных Сил (в дальнейшем тексте – 106-я тбад; условное наименование – Войсковая часть № 10231) была сформирована в соответствии с директивой Начальника Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР Маршала Советского Союза В.Д.Соколовского за № орг./3/462577 от 31.01.1955.

01.03.1955 первым командиром 106-й тбад (из 12 таковых в её истории – см.ниже) стал дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Молодчий Александр Игнатьевич (1920 – 2002).

Формирование 106-й тбад происходило на аэродромах «Гаёк» (город Белая Церковь) и «Узин» (гарнизон «Узин-2», село (с 1956 года – посёлок, с 1971 года – город) Узин; оба – Белоцерковского района Киевской области УССР).

Как первая в советской Дальней Авиации дивизия стратегических бомбардировщиков, 106-я тбад была по штату трёхполковой. Первоначально она организационно включала в себя 409-й (с 1955 года), 1006-й (с 1956 года – см.) и 1023-й (только в 1956 – 1958 годах – см.) тяжелые бомбардировочные авиационные полки (в дальнейшем тексте соответственно – 409-й тбап, 1006-й тбап и 1023-й тбап; Войсковые части № 40433, № 06679 и № 06680; «полуфициальные» названия в дивизии – «Первый полк», «Второй полк» и «Третий полк», неофициальные (у первых двух) – «Огородники» (так же «Татары» и «Иллюзионисты-шпагоглотатели» (или просто «Шпагоглотатели») ) и «Монголы» (так же «Будённовцы» и «Карьеристы») ).

Кроме трёх этих тбап, в истории 106-й тбад в её состав организационно входили ещё две лётные части:

- 182-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный полк (182 гтбап; Войсковая часть № 75715; «Новый третий полк», затем – просто «Третий полк»; с 1962 года – см.),

- 48-я отдельная транспортная авиационная эскадрилия (Войсковая часть № 21204; «Нормандия»; с 1961 года – см.).

В состав 106-й тбад организационно входили так же различные дивизионные наземные части и подразделения обеспечения, в том числе – Авиационно-техническая база 1-го разряда (Войсковая часть № 30192), Ремонтно-техническая база (Войсковая часть № 27828), Отдельный батальон связи и радио-технического обеспечения (Войсковая часть № 23248), Дивизионные авиационно-ремонтные мастерские (пятизначный условный номер войсковой части не установлен), Гарнизонный Дом офицеров и др., а так же приданные ей части (в частности – Отдельный инженерный батальон (Войсковая часть № 11538) из состава Инженерных войск Советской Армии, а не ВВС).

Всего в состав 106-й тбад за всю её историю, в 1955 – 1992 годах входило организационно 12 различных воинских частей.

Первой лётной частью 106-й тбад стал вновь сформированный 409-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, первоначально – четырёхэскадрильного состава («строевые» 1-я, 2-я и 3-я эскадрилии – по штату на самолётах «Ту-95», транспортная 4-я – на «Ту-4» и «Ли-2»). День полкового праздника 409-го тбап отмечался ежегодно 31 мая.

30.11.1955 приказом Командующего Дальней Авиацией Героя Советского Союза маршала авиации В.А.Судца 106-я тбад организационно вошла в состав 43-й воздушной армии.

 

 

1956

 

15.03.1956 на аэродроме «Узин» приземлился перелетевший сюда с аэродрома «Гаёк» первый самолёт «Ту-95» из состава 409-го тбап. 17.03.1956 он начал плановые полёты самолётов «Ту-95» 106-й тбад с аэродрома «Узин».

К 25.06.1956 формируется второй полк 106-й тбад – 1006-й тбап, имевший первоначально четырёхэскадрильный состав: «строевые» 1-я, 2-я и 3-я эскадрилии – по штату на самолётах «Ту-95», «вспомогательная» 4-я – на 6-ти «Ту-16». Первый стратегический бомбардировщик «Ту-95» 1006-й тбап получил 20.06.1956. День полкового праздника 1006-го тбап отмечался ежегодно 25 июня.

С момента окончания формирования 1006-го тбап и до конца 1958 года (см.) 106-я тбап первый раз в своей истории (второй – с 1986 года (см.) ) вела совместную эксплуатацию турбовинтовых и реактивных самолётов.

31.08.1956 в состав 409-го тбап вошёл первый учебно-тренировочный стратегический бомбардировщик «Ту-95У».

 

 

1957

02.02.1957 на аэродроме «Узин» началось формирование третьего полка 106-й тбад – 1023-й тбап. Как сформированный целиком на бывшей материальной части 1006-го тбап (оставшегося более чем на два с половиной года, до 24.08.1959 (см.) без каких-либо собственных самолётов), он, как и тот, имел четырёхэскадрильный состав: «строевые» 1-я, 2-я и 3-я эскадрилии – по штату на самолётах «Ту-95», «вспомогательная» 4-я – на 6-ти «Ту-16». День полкового праздника 1023-го тбап отмечался ежегодно 25 октября.

16.03.1957 произошла первая в 106-й тбад (из семи в её истории – см.ниже) авиационная катастрофа. В результате неё на аэродроме «Узин» погибли все 8 членов экипажа стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 5800310) из состава 409-го тбап:

1. Поднебесов Владимир Иванович – капитан, командир кораблин

2. Баланенко Василий Иосифович – капитан, помощник командира кораблин

3. Рассадников Николай Михайлович – лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

4. Машиев Ю.С. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), старший техник бортовой

5. Миловидов Станислав Сергеевич – старший сержант срочной службы, командир огневых установок

6. Кузенко Василий Андреевич – ефрейтор срочной службы, младший воздушный стрелок

7. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), старший штурман

8. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), младший штурман (ФИО обоих не установлены).

Кроме них, в результате данной авиационной катастрофы на земле погибло ещё 4 военнослужащих 106-й тбад (их ФИО, воинские звания и штатные должности не установлены).

24.12.1957 вторым в истории 106-й тбад её командиром стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Решетников Василий Васильевич (1919 – 2023).

 

 

1958

 

В 08.1958 произошла вторая в истории 106-й тбад авиационная катастрофа, в результате которой в районе города Куйбышева (Куйбышевская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «Ту-95» из состава 409-го тбап погибли 3 члена его экипажа – помощник командира кораблин, старший штурман и старший бортовой техник (ФИО и конкретные офицерские воинские звания всех, а так же точная дата катастрофы не установлены).

Во исполнение директивы Начальника Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР Маршала Советского Союза В.Д.Соколовского за № 4/24319 от 17.09.1958 и в соответствии с директивой Главнокомандующего ВВС Маршала авиации Г.К.Вершинина за № 202821 от 08.12.1958 1023-й тбап был исключён из состава 106-й тбад и передан в состав вновь формируемой на аэродроме «Чаган» (гарнизон «Семипалатинск-4», Семипалатинская область Казахской СССР) 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации. В период 26 – 30.12.1958 на аэродром «Чаган» перелетели все самолёты 1023-го тбап с аэродрома «Узин».

 

 

1959

 

С 24.08.1959 1006-й тбап, не имевший до этого с 02.1957 (см.) собственной авиационной материальной части, начал получать стратегические ракетоносцы «Ту-95К». 

 

 

1960

 

Во исполнение директив Начальника Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР Маршала Советского Союза М.В.Захарова за № 71154 от 30.06.1960 и № 322034 от 01.07.1960 106-я тбад 10.07.1960 была выведена из состава 43-й воздушной армии (в которую входила ранее, с 1955 года – см.) и организационно вошла в состав вновь созданного 2-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиационного корпуса (2-й отбак) Дальней Авиации.

24.12.1960 третьим в истории 106-й тбад её командиром стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Плохов Алексей Александрович (1921 – 2006).

 

 

1961

 

Транспортная, 4-я эскадрилия 409-го тбап (военно-транспортные самолёты «Ту-4» и «Ли-2») была выведена из состава полка и на её основе в составе 106-й тбад была сформирована новая лётная часть, получившая официальное наименование «48-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья» (48-я отаэ). В дальнейшем на её вооружение поступали самолёты «Ан-12» (с 1964 года – см.ниже), «Ан-24», «Ан-26», а так же «Ан-2». (Хотя дивизионные транспортные эскадрилии в Дальней Авиации одинаково разговорно именовались «Тазики», 48-я отаэ 106-й тбад всю свою историю неофициально называлась в дивизии «Нормандия».)

 

 

1962

 

Согласно директиве Начальника Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР Маршала Советского Союза М.В.Захарова за № орг./4/61199 от 15.05.1962 в состав 106-й тбад был включён вновь формируемый на аэродроме «Нежин» (Черниговская область УССР) 182-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный полк (182-й гтбап). Он стал единственной гвардейской частью в истории 106-й тбад (гвардейское знамя этому, фактически восстановленному полку, расформированному в предыдущем, 1961 году, будет вручено вновь только 19.01.1963). К 31.08.1962 182-й гтбап на своих стратегических ракетоносцах «Ту-95К» и стратегических бомбардировщиках «Ту-16» полностью перелетел с аэродрома «Нежин» на аэродром «Моздок» (Северо-Осетинская АССР, РСФСР), начав отсюда плановые полёты на самолётах «Ту-95К» в 09.1962. День полкового праздника 182-го гтбап отмечался ежегодно 10 мая.

 

 

1963

 

14.11.1963 четвёртым в истории 106-й тбад её командиром  стал генерал-майор авиации Шиханов Иван Васильевич (1921 – после 1988 (?) ), который будет занимать этот пост дольше всех комдивов-106 – более пяти лет, до 18.01.1969.

 

 

1964

 

На вооружение 409-го тбап поступили 2 стратегических самолёта-разведчика – единственный в истории Советских ВВС «Ту-95МР-1» и одна из трёх существовавших машин «Ту-95МР-2».

На вооружение 48-й отаэ стали поступать первые в 106-й тбад машины Антонова – тактические военно-транспортные самолёты «Ан-12».

 

 

1965

 

26.08.1965 произошла третья в истории 106-й тбад авиационная катастрофа, в результате которой в районе города Одессы (Одесская область РСФСР) двух стратегических бомбардировщиков – «Ту-95» (№ 6800403) и «Ту-95М» (№ 7800504) – из состава 409-го тбап погибли 15 членов их экипажей:

1. Тропынин Иосиф Андреевич – подполковник, командир полка, в данном полёте исполнявший обязанности командира кораблин «Ту-95М»

2. Иванов Александр Фёдорович – майор, командир авиационной эскадрилии, командир кораблин «Ту-95»

3. Коваленко Николай Селивёрстович – гвардии майор

4. Веснин Борис Васильевич – капитан

5. Каргин Геннадий Дмитриевич – капитан (должности всех не установлены)

6. Колосницын Пётр Тимофеевич – капитан технической службы, старший техник бортовой кораблин «Ту-95»

7. Шевцов Николай Григорьевич – капитан технической службы, старший техник бортовой кораблин «Ту-95М»

8. Шашлов Алексей Иванович – капитан технической службы, техник бортовой кораблин «Ту-95М»

9. Пелых Дмитрий Павлович – старший лейтенант (должность не установлена)

10. Гоголев Николай Иванович – старший техник-лейтенант, техник бортовой кораблин «Ту-95»

11. Пидтилок Николай Григорьевич – сержант сверхсрочной службы (должность не установлена)

12. Струк Иван Григорьевич – младший сержант срочной службы, воздушный стрелок «Ту-95М»

13. Кондрашов Анатолий Степанович – военнослужащий срочной службы

14. Сударев Николай Николаевич - …

15. Бондаренко … (ИО не установлены) - … (звания и  должности всех троих не установлены).

 

 

1967

 

20.10.1967, к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции 106-я тбад была награждена Памятным знаменем Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР, оставленным дивизии навечно (хранилось в дальнейшем на «Посту № 1» в помещении Штаба 409-го тбап на территории гарнизона «Узин-2»; судьба знамени после 1992 года – см. – не установлена). 

 

 

1969

 

18.01.1969 пятым в истории 106-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Матросов Михаил Васильевич (род. в 1921 г., ск.в период между 1979 и 1988 гг. (?) ).

 

 

1973

 

19.01.1973 в состав 1006-го тбап (с 05.1983 – в составе 409-го тбап) вошёл «Ту-116» - первый из двух пассажирских самолётов в составе 106-й тбад в её истории.

30.10.1973 шестым в истории 106-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Никитов Владимир Алексеевич (род. в 1933 г.).

 

 

1975

 

07.08.1975 седьмым в истории 106-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Толстухин Юрий Николаевич, в 1971 – 1973 годах командовавший её 182-м гтбап.

 

 

1976

 

В состав 409-го тбап вошёл самолёт-летающая лаборатория (бывший опытный межконтинентальный высотный бомбардировщик) «Ту-96».

 

 

1977

 

05.01.1977 в состав 409-го тбап вошёл «Ту-114» - второй пассажирский самолёт в составе 106-й тбад в её истории.

12.06.1977 восьмым в истории 106-й тбад её командиром стал полковник Пищагин Дмитрий Борисович. Он прокомандует соединением меньше всех комдивов-106 – всего 11 месяцев – и окажется единственным из них, так и не получившим за время своего командования дивизией штатного для этой должности звания «генерал-майор авиации».

26.08.1977 в истории 106-й тбад произошла четвёртая авиационная катастрофа (ставшая самой крупной во всей послевоенной истории Дальней Авиации по числу погибших в ней военных авиаторов – 19 человек), в результате которой в районе Аральского моря при столкновении в воздухе двух стратегических ракетоносцев «Ту-95К» (№№ 6802301 и 9802010) из состава 182-го гтбап погибли 16 членов их экипажей. Первый экипаж:

1. Гусев А.В. – гвардии капитан, помощник командира кораблин

2. Иванюк А.Г. – гвардии капитан, старший бортовой техник

3. Игнатенко В.Г. – гвардии капитан, старший штурман

4. Попов Павел Ф. – гвардии старший лейтенант, командир кораблин

5. Вахитов Р.З. – гвардии лейтенант, бортовой оператор радиоэлектронной борьбы 

6. Пятаков А.В. – гвардии лейтенант, младший штурман

7. Купеев Б.Б. – гвардии прапорщик, младший воздушный стрелок

8. Слисаренко Н.П. – гвардии прапорщик, командир огневых установок

9. Филенко Н.П. – гвардии прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

Второй экипаж:

1. Пушкарёв Н.Н. – гвардии капитан, старший бортовой техник

2. Бибишев Анатолий В. – гвардии старший лейтенант, командир кораблин

3. Вадиков А.И. – гвардии лейтенант, младший штурман

4. Мирошниченко С.В. – гвардии лейтенант, помощник командира кораблин

5. Рожков А.В. – гвардии лейтенант, старший штурман

6. Мартьянов Алексей Владимирович – гвардии прапорщик, старший воздушный стрелок-радист

7. Пожидаев А.И. – гвардии прапорщик, командир огневых установок.

Кроме них, в этой авиационной катастрофе погибли так же 3 стажёра – курсанты 5-го курса Челябинского высшего военного авиационного Краснознамённого училища штурманов имени 50-летия ВЛКСМ, проходившие перед выпуском из него так называемые «государственные полёты»:

1. Кузьмин В.А.

2. Никифоров М.Б. (оба – во втором экипаже)

3. Фомин Ю.А. (в первом экипаже).

 

 

1978

 

16.05.1978 девятым в истории 106-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Степанов Владислав Алексеевич (1937 – 2021).

 

 

1980

 

В соответствии с приказом Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова за № 005 от 05.01.1980 и директивами Начальника Генерального Штаба Маршала Советского Союза Н.В.Огаркова за № 314/1/00170 от 05.02.1980,  за № 314/7/00229 от 25.02.1980 и за № 314/7/00298 от 13.03.1980 106-я тбад организационно вошла в состав вновь созданной 37-й воздушной армии Верховного Главного Командования.

 

 

1982

 

28.01.1982 произошла пятая в истории 106-й тбад авиационная катастрофа, в результате которой на аэродроме Раменское (Московская область РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95М-55» (№ 8800601) из состава 409-го тбап погибли все 10 членов его испытательного экипажа (не военнослужащие 106-й тбад!):

1. Кульчицкий Николай Евгеньевич – Герой Советского Союза, капитан, лётчик-испытатель, командир кораблин

2. Шкатов Виктор Ильич – капитан, лётчик-испытатель, помощник командира кораблин

3. Амплеев Виталий Яковлевич – бортэлектрик-испытатель, бортовой электрик

4. Горсткин Игорь Николаевич – бортрадист-испытатель, бортовой радист

5. Жилин Александр Азарович – бортинженер-испытатель, бортовой инженер

6. Макаров Константин Павлович – бортмеханик-испытатель, бортовой механик

7. Николаичев Александр Николаевич – штурман-испытатель, штурман-навигатор

8. Серман Валерий Эдуардович – ведущий инженер

9. Сунгатулин Хайдар Измайлович – бортмеханик-испытатель, бортовой механик

10. Шевцов Александр Семёнович – штурман-испытатель, штурман-бортовой оператор.

30.12.1982 106-й тбад было присвоено почётное наименование «Имени 60-летия СССР». По этому случаю дивизия была награждена вторым Памятным знаменем, которое, так же, как и первое (см. 1967 год), было оставлено 106-й тбад навечно (оба они хранились в дальнейшем на «Посту № 1» в помещении Штаба 409-го тбап на территории гарнизона «Узин-2»; судьба обоих знамён после 1992 года – см. – не установлена). 

 

 

1983

 

В 05.1983 пассажирский самолёт 409-го тбап «Ту-114» был исключён из составов полка, 106-й тбад и Дальней Авиации в целом, перелетел на аэродром «Ульяновск-Центральный» и передан там в Музей Гражданской авиации Центра Гражданской авиации Совета Экономической Взаимопомощи, натурным экспонатом которого (ныне как Головного отраслевого музея истории гражданской авиации) является до настоящего времени.

 

 

1984

 

15.05.1984 произошла шестая в истории 106-й тбад авиационная катастрофа, в результате которой в районе аэродрома Моздок (Северо-Осетинская АССР, РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95КМ» из состава 182-го гтбап погибли 2 члена его экипажа:

1. Филиппов В.П. – гвардии прапорщик, младший воздушный стрелок

2. Филовченко Николай Николаевич – гвардии прапорщик, командир огневых установок.

На следующий день после этого, 16.05.1984 новым, десятым в истории 106-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Соловьёв Анатолий Иванович (род. в 1942 г.), бывший в 1977 – 1980 годах командиром 182-го гтбап.

 

 

1986

 

106-я тбад, как дислоцированная  в основном на территории Киевской области Украинской ССР, стала единственным соединением Дальней Авиации, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (на начальном этапе): сам Узинский военный аэродром использовался в качестве одного из пунктов приёма прибывающих по воздуху грузов, в их доставке принимали участие военно-транспортные самолёты 48-й отаэ 106-й тбад, а непосредственно в «зоне ЧАЭС» две недели мая месяца работали 15 добровольцев-водителей из составов обоих Аэродромно-транспортных батальонов Авиационно-технической базы 106-й тбад (из числа военнослужащих срочной службы весеннего призыва 1984 года, уволенных в запас сразу же по возвращению из Чернобыля в Узин).

На вооружение 409-го тбап стали поступать первые в 106-й тбад машины Ильюшина – самолёты-заправщики «Ил-78Т». Первые два таких «воздушных танкера» совершили посадку на аэродроме «Узин» 25.06.1986. С постановкой на вооружение этих самолётов 106-я тбад вернулась к совместной эксплуатации турбовинтовых и реактивных самолётов, которая уже велась в её истории ранее, в 1956 – 1958 годах (см.). В конце года (точная дата не установлена, но не ранее середины октября месяца) 409-й тбап, получивший к этому времени первые 11 таких машин (из 23, поступивших на вооружение полка до конца 1988 года – см.), был переформирован в 409-й авиационный полк самолётов-заправщиков (409-й апсз).

10.10.1986 одиннадцатым в истории 106-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Тузов Геннадий Викторович (1944 – 1991).

 

 

1987

 

30.09.1987 на аэродроме «Моздок» совершил посадку первый стратегический ракетоносец «Ту-95МС», на которые началось перевооружение 182-го гтбап (до конца года полк получил ещё две такие машины).

24.12.1987 произошла седьмая (и последняя) в истории 106-й тбад авиационная катастрофа, в результате которой в районе аэродрома «Моздок» (Северо-Осетинская АССР, РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» (№ 6002209) из состава 182-го гтбап погибли 3 члена его экипажа:

1. Бугаев Александр П. – гвардии майор, командир отряда, командир кораблин

2. Артёмов А.В. – гвардии капитан, старший штурман

3. Жильцов Г.В. – гвардии старший лейтенант, помощник командира кораблин.

 

 

1988

 

В соответствии с приказом Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Т.Язова за № 0018 от 25.02.1988 106-я тбад организационно вошла в состав 46-й воздушной армии Верховного Главного Командования.

К концу года 409-й апсз получил на вооружение последний, 23-й по счёту самолёт-заправщик «Ил-78Т».

 

 

1989

 

Согласно «Плану укомплектования и перевооружения Дальней Авиации на 1989 год»,  106-я тбад должна была иметь на своём вооружении по штату в целом 80 самолётов (из них – 56 боевых, стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев «семейства» «Ту-95»; только в строевых лётных частях, в трёх тбап, без учёта 48-й отаэ), в том числе (через дробь – имелось в наличии фактически):

182-й гтбап – 25/14 «Ту-95МС» и 3/3 «Ту-95К»,

409-й апсз – 23/21 «Ил-78Т», 0/17 «Ту-95» и 1/1 «Ту-116»,

1006-й тбап – 25/20 «Ту-95МС» и 3/0 «Ту-95».

При этом все 17 самолётов «Ту-95», ещё состоявших на вооружении 409-го тбап, подлежали в том же, 1989 году  «передаче» (в документе не указано, куда именно), а получить этот полк должен был ещё 2 «Ил-78Т», ему «недостающих до штата», равно, как и оба других полка 106-й тбад – пополниться до штатного числа «25» самолётами «Ту-95МС», получаемыми ими «по факту» от авиационной промышленности.

В 07.1989 двенадцатым (и последним) в истории 106-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Башкиров Михаил Михайлович (род. в 1947 г.).

 

 

1990

 

182-й гбтап в этом году планировалось вывести из состава 106-й тбад и передать его в состав 201-й тбад с перебазированием с аэродрома «Моздок» на аэродром «Энгельс» (Саратовская область РСФСР), однако «по причинам экономического плана» эти планы не были реализованы.

 

 

1991

 

В 04.1991 из состава 409-го тбап, 106-й тбад и Дальней Авиации в целом был исключён и списан на слом второй пассажирский самолёт в истории дивизии - «Ту-114».

В 08.1991 409-й апсз получил самолёт «Ил-76МД» (в варианте «воздушного танкера»), оставшийся единственным таковым в истории дивизии.

 

 

1992

 

13.02.1992 личный состав дислоцированных в Узине частей и подразделений 106-й тбад начал принимать украинскую военную присягу. В результате Украине «переприсягнули»:

в 1006-й тбап – менее половины личного состава, в том числе из лётного состава – 6 экипажей из 36-ти,

в 409-й апсз – половина личного состава,

в 48-я отаэ – три четверти личного состава,

в Управлении 106-й тбад (включая Политуправление) - весь личный состав полностью.

Среди «переприсягнувших» Украине были тогдашние комдив-106, комполка-409 и комэск-48, а комполка-1006 отказался принимать украинскую присягу.

182-й гтбап, как единственная дислоцировавшаяся на территории России лётная часть 106-й тбад, был впоследствии включён в состав 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной Донбасской Краснознамённой авиационной дивизии Дальней Авиации Военно-Воздушных Сил Российской Федерации.

Так в начале 1992 года закончилась 36-летняя история 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации.

 

 

Приложение

 

 

 

Командиры лётных частей 106-й тбад в период 1955 – 1992 годов

 

 

 

Командиры 182-го гтбап:

 

Выжевский Владимир Андреевич (1920 – после 1965 (?) ) – временно исполнял обязанности командира полка в 1962 году

Тумакаев Фоат Хамидович (1921 – после 1971 (?) ) – командовал полком в 1962 – 1971 гг.

Толстухин Юрий Николаевич – в 1971 – 1973 гг.

Лахно А.П – в 1973 – 1977 гг.

Соловьёв Анатолий Иванович (род. в 1942 г.) – в 1977 – 1980 гг.

Садиков Владимир Александрович (1945 – 2024) – в 1980 – 1984 гг.

Герасимов В.А. – в 1984 – 1988 гг.

Губанов Виктор К.(или И.?; род.в 1951 г.) – командовал полком с 1988 года.

 

 

Командиры 409-го тбап:

 

Харитонов Николай Николаевич, Герой Советского Союза (1922 – 1991) – командовал полком в 1955 – 1957 годах

Ермаков Иван Тихонович (1920 – 1974) – в 1957 – 1965 гг.

Тропынин Иосиф Андреевич (1922 – 1965) – в 1965 г.

Зенченко Рафаэль Николаевич (1929 – 1999) – в 1965 – 1968 гг.

Блохин Леонид Николаевич – в 1968 – 1973 гг.

Ириневич Виктор Петрович – в 1973 – 1975 гг.

Табашников Николай Иванович (1941 – 2013) – в 1975 – 1979 гг.

Бурукин Виктор Иванович (1942 – 2022) – в 1979 – 1987 гг.

Кузнецов Анатолий Иванович (ск. в 1993 г.) – командовал полком с 1987 года.

 

 

Командиры 1006-го тбап:

 

Павлов Юрий Петрович (1922 – после 1977 (?) ) – командовал полком в 1956 – 1959 годах

Дергач Николай Петрович (1923 – 2000) – в 1959 – 1962 годах

Шахлин А.П. – в 1962 – 1966 годах

Мухин Лев Владимирович (1930 – после 1979 (?) ) – в 1966 – 1969 годах

Белобородов Н.А. – в 1969 – 1976 годах

Говоров С.Я. – в 1976 – 1978 годах

Бредихин Павел Тарасович (род. в 1942 г.) – в 1978 – 1982 годах

Дербенёв Александр Иванович (ск. до 2020 г. (?) ) – в 1982 – 1984 годах

Захаров В.А. – в 1984 – 1987 годах

Маскаев Виктор Михайлович – в 1987 – 1992 годах

Крытыш Валерий Владимирович – командовал полком в 1992 году.

 

 

Командир 1023-го тбап (только в 1956 – 1958 годах!):

Безбоков Владимир Михайлович, Герой Советского Союза (1922 – 2000).

 

 

Примечания:

1. Все поименованные выше командиры полков 106-й тбад носили в период 1955 – 1992 годов штатные для этих должностей воинские звания «полковник» (в 182-м гтбап – «гвардии полковник»).

2. Командиры ещё одной лётной части 106-й тбад – 48-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии – в 1961 – 1992 годах не установлены, за исключением подполковника Галькова, командовавшего частью в 1987 – 1988 годах.

 

 

 

 

Изменено пользователем Бортстрелок
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Бамовец сказал:

 Константин Борисович,по комдивам и нш у Вас есть информация ? С уважением.

@Бамовец , Уважаемый коллега! По многим комдивам-106 информация есть, а вот по начштаба-106 их полный список у меня пока ещё только в работе. Предлагаю продолжить общение по всем ним в личной переписке - здесь, на форуме или по известному вам моему электронному адресу.

С  уважением - К.Б.Стрельбицкий

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу