Uladzimir

СБ, планер 12/92, д. Мезовичи, Осиповичский р-н, Беларусь

19 сообщений в этой теме

Приветствую уважаемое сообщество!

Просим помощи в установлении экипажа советского бомбардировщика СБ-2-М103 с номером планера 12/92, сбитого в районе д. Мезовичи Осиповичского района Беларуси в 1941 году. Один из лётчиков погиб. Похоронен на местном кладбище как неизвестный. Надпись на обелиске: " Вечная слава неизвестному Герою-Лётчику, погибшему в воздушном бою в 1941 г. "

По характеру МП, можно утверждать что самолёт был посажен. По информации местных жителей: летчик был изначально похоронен возле самолёта (экипажем?), а после войны перезахоронен на кладбище д. Мезовичи.

328202411340.jpg

328202411143.jpg

32820241132.jpg

328202411215.jpg

328202411240.jpg

Изменено пользователем Uladzimir
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К  сожалению  такие  шильды  не  всегда  соответствуют  номеру самолета.

В  вашем  случае   деталь  очень  похожа  на  фрагмент  капота,  тогда

это  может  быть  номером  самолета.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не факт!  Очень часто номера с буквами  "П",   "Л"  с номерами самолёта  НЕ   СОВПАДАЮТ! 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделимся своими наблюдениями касательно проблемы номеров:

Бомбардировщик СБ в плане стабильности номеров очень дружелюбный тип самолёта. Довоенный выпуск самолётов, в отличии от военного времени, располагал к довольно высокой культуре производства - время позволяло. Потери СБ на территории Беларуси ещё имели состав и ремонты мирной жизни (немного проблем от "финской"), в отличии от бортов потерянных уже намного позже, когда собирали и ремонтировали СБ из того что оставалось, дабы выпустить на боевую работу такой нужный стране самолёт. Отсюда и разные номера "доноров" и т.п.

Пока, на СБ типы номеров разделили для себя на пять типов:

1 "Узкие шильды", они же в производстве - хомуты для разнообразных электрических и воздушных магистралей. Найденные номера на них пока на 100% сходились с планерами.

2 "Прямоугольные шильды", находили на "косынках" лонжеронов крыла. Вот тут всё плохо. Серия сходилась, а вот номер скорее порядковый на сборке.

3 "Номера на дюрале". Часто в углах съёмных элементов. Вид так же полный с разделителем стороны  "Л" и "П" - сходились.

Кстати, ни разу, не встретили клеймёного лючка. Ни на поверхности, ни на петле, а их найдено довольно много.

4 "Номера на железе", полные в виде серия/номер без букв - сходились.

5 "Номера на железе", неполные в виде одной/двух цифр, один раз три цифры - не сходились (предположения на неполный/сокращённый номер)

Если можете поделиться своими наблюдениями - будем благодарны, т.к. тема сложная и другой опыт было бы очень интересно перенять.

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
54 минуты назад, Uladzimir сказал:

 

Пока, на СБ типы номеров разделили для себя на пять типов:

1 "Узкие шильды", они же в производстве - хомуты для разнообразных электрических и воздушных магистралей. Найденные номера на них пока на 100% сходились с планерами.

2 "Прямоугольные шильды", находили на "косынках" лонжеронов крыла. Вот тут всё плохо. Серия сходилась, а вот номер скорее порядковый на сборке.

3 "Номера на дюрале". Часто в углах съёмных элементов. Вид так же полный с разделителем стороны  "Л" и "П" - сходились.

Кстати, ни разу, не встретили клеймёного лючка. Ни на поверхности, ни на петле, а их найдено довольно много.

4 "Номера на железе", полные в виде серия/номер без букв - сходились.

5 "Номера на железе", неполные в виде одной/двух цифр, один раз три цифры - не сходились (предположения на неполный/сокращённый номер)

Отработано  34  места  падения  СБ.  Тоже  самое  начало  войны,  основные  потери  4-7  июля  1941. Определено:

по  рисованным  номерам            2

по  № мотора                                  7   была  одна  шильда  прямоугольная,  не  совпало  даже  близко

по  №  мотора  и  рисованному  номеру  3

по  документам, шильде  Ф-2               4

на  7  самолетах  все  шильды  мимо.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
56 минут назад, Uladzimir сказал:

 

1 "Узкие шильды", они же в производстве - хомуты для разнообразных электрических и воздушных магистралей. Найденные номера на них пока на 100% сходились с планерами.

3 "Номера на дюрале". Часто в углах съёмных элементов. Вид так же полный с разделителем стороны  "Л" и "П" - сходились.

Кстати, ни разу, не встретили клеймёного лючка. Ни на поверхности, ни на петле, а их найдено довольно много.

4 "Номера на железе", полные в виде серия/номер без букв - сходились.

Если  не  трудно  покажите  примеры  этих  номеров.

А  зачем  лючки  клеймить,  они  же  несъемные.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, авиатор сказал:

Если  не  трудно  покажите  примеры  этих  номеров.

А  зачем  лючки  клеймить,  они  же  несъемные.

Добро. Постараюсь сегодня или завтра вечером сделать.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как обещал.

Отработано 15 мест падений СБ (один Ар-2). Диапазон отработаных потерь от 26.06.1941 по 4.07.1941. (Он также увеличивается до середины июля и единичные борта позже. Всё из-за специфики нашего территориального расположения).

На 4-х СБ никаких номеров не найдено.

На 4-х найдены номера мотора. На одном частично. В установлении помог только один. 

На одном борту сохранилась краской трафаретная серия и обломанный номер в серии, но на нём также был найден трафарет другой серии! Номера краской не распространены у нас ввиду мизерного колличества подъёмного материала. Потому и железо постоянно идёт в чистку электролизом.

Не знаю как разделять фото описанием, потому по порядку пойдут узкие шильды, потом номера на дюрале (на обломке 7Л2хх, а чекан 6-и меньше остальных. Возможно СБ-2-М103 8 сбап), потом на железе, потом обломанная "прямоугольная" на "косынке" (вторую целую не могу быстро найти). Потом отдельным сообщением пример железки, перед 1_ей удар от заклёпки. Фрагмент, возможно обода шасси с номером 137-1х. Кстати, может кто такое набитие встречал?

328202411340.jpg

3302024191627.jpg

3302024191842.jpg

3302024191914.jpg

3302024191737.jpg

3302024191810.jpg

330202419203.jpg

3302024192026.jpg

3302024192057.jpg

3302024192118.jpg

3302024191656.jpg

3302024192252.jpg

3302024192310.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 минуты назад, Uladzimir сказал:

Как обещал.

Отработано 15 мест падений СБ (один Ар-2). Диапазон отработаных потерь от 26.06.1941 по 4.07.1941. (Он также увеличивается до середины июля и единичные борта позже. Всё из-за специфики нашего территориального расположения).

На 4-х СБ никаких номеров не найдено.

На 4-х найдены номера мотора. На одном частично. В установлении помог только один. 

На одном борту сохранилась краской трафаретная серия и обломанный номер в серии, но на нём также был найден трафарет другой серии! Номера краской не распространены у нас ввиду мизерного колличества подъёмного материала. Потому и железо постоянно идёт в чистку электролизом.

Не знаю как разделять фото описанием, потому по порядку пойдут узкие шильды, потом номера на дюрале (на обломке 7Л2хх, а чекан 6-и меньше остальных. Возможно СБ-2-М103 8 сбап), потом на железе, потом обломанная "прямоугольная" на "косынке" (вторую целую не могу быстро найти). Потом отдельным сообщением пример железки, перед 1_ей удар от заклёпки. Фрагмент, возможно обода шасси с номером 137-1х. Кстати, может кто такое набитие встречал?

Спасибо!!!  У  нас  шильды  практически  не "работают",  номер  на  алюминии  попался  всего  один  раз  и  то  мимо.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первое  фото,  что  за  деталь?  И какой  номер?  отсвечивает,  не  разобрать.

Второе  фото,  какой  полный  номер  самолета?  По  этому  номеру  установили  или  были  дубли?

3302024191656.thumb.jpg.120d7a7d2ab0c3775ed39c1175538104.jpg

3302024192332.thumb.jpg.bcdd15b069bad080228a12cf5e5b38e4.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первое: 319 и ниже 11, плюс пяток клейм ОТК.

Второе: 15 5

Оба элемента с одного СБ.

Железо часто чистится и одна/две цифры не редкость. Три, в первый раз. Ещё одна особенность:

СБ 315/5 числится за 140 сбап и 319/11 тоже. А этот полк имел у нас большие потери.

3302024205219.jpg

3302024205233.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо!  На  железо  раньше  особо  не  обращал  внимания,  буду  знать.

Да  не  особо  много  и  железа,  но  временами  попадается.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только  написал  Вам,  что  на  лючках  номер  не  нужен  и  вчера  на  месте  падения  СБ  сам  нашел  лючок  с  цифрами.

Лючок  странной  формы,  явно  половина,  выкрашен  снаружи  черной  краской.

Теперь  ломаю  голову,  что  это  значит

P5010218.JPG

P5010219.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Увы, у нас даже такого не было. Ни карандаша/чертилки, ни краски, ни номеров, максимум ОТК. Наиболее логично - "технология" при сборке. Более экстравагантно - последние две цифры серии.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

100%  номер агрегата. Довольно частая находка. Штук пять на разных СБ находили. С термостатного клапана маслорадиатора авиамотора (он же  8-дюймовый клапан-термостат типа "Фультон")

Стиль всегда одинаков:

Трёхзначный - четырёхзначный номер сверху (были с разделителем и без)

Дата снизу.

Ни с мотором, ни с планером не сходился.

Screenshot_20240504-075427~2.jpg

Screenshot_20240504-075422~2.jpg

Изменено пользователем Uladzimir
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу