Бортстрелок

"Исключить из списков личного состава Эскадры воздушных кораблей..."

1 сообщение в этой теме

2024 © К.Б.Стрельбицкий

 

 

«ИСКЛЮЧИТЬ ИЗ СПИСКОВ ЛИЧНОГО СОСТАВА

 

ЭСКАДРЫ ВОЗДУШНЫХ КОРАБЛЕЙ…»

 

(РУССКИЕ ВОЕННЫЕ ЛЁТЧИКИ,

 

ПОГИБШИЕ НА БОМБАРДИРОВЩИКАХ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» В 1915 – 1918 ГОДАХ)

 

 

 

Светлой памяти бескорыстного и глубокого

 

 исследователя истории Русской Военной Авиации

 

Заслуженного лётчика-испытателя России

 

Александра Васильевича Махалина (1946 – 2017)

 

ПОСВЯЩАЕТСЯ

 

 

 

02.11.1915

В авиационной катастрофе (произошедшей вследствие боевых повреждений, полученных от зенитного огня противника) в районе местечка Прилуки (ныне – агрогородок Сенницкого сельского совета Минских района и области Республики Беларусь) воздушного кораблин «Илья Муромец III» («Третий») из состава 1-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей погибли 2 члена его экипажа:

Озерский Дмитрий Алексеевич (род.26.10.1888) – штабс-капитан, командир воздушного кораблин

Фогт Эдмунд (так же Эдмунд-Георгий (Эдмунд-Георг?); год рождения не установлен) – старший унтер-офицер, исправляющий должность младшего механика воздушного кораблин.

Вместе с ними погиб прикомандированный от штаба 3-й армии к экипажу этого воздушного кораблин на данный боевой вылет в качестве офицера-наблюдателя начальник Разведывательного отделения  причисленный к Генеральному штабу подполковник Звегинцов Александр Иванович (род.25.01.1869).

Погибшие в этой авиакатастрофе были похоронены в индивидуальных могилах в различных местах Российской Империи: Озерский – на Западной аллее («Аллея лётчиков») на Братском кладбище жертв войны в селе Всехсвятское одноимённой волости Московской губернии (ныне – территория города Москвы, Российская Федерация), Фогт – на 4-м («Иноверческом») участке Братского кладбища в городе Минске (ныне – Республика Беларусь), Звегинцов – на Новостроящемся (Всесвятском) кладбище в городе Воронеже (ныне – Российская Федерация; все три захоронения до настоящего времени не сохранились).

Имена Озерского и Фогта открывают собой многотысячный Мартиролог Дальней Авиации Отечества, а сами они в истории Отечественной авиации в целом являются первыми погибшими в своих специальностях каждый – командир воздушного кораблин/судна и бортмеханик/борттехник/бортинженер соответственно.

 

15.03.1916

В результате несчастного случая (попал под воздушный винт работающего авиационного мотора своего самолёта) на аэродроме Колодзиевка (ныне – Колодиивка Тернопольских района и области Украины) погиб артиллерийский офицер воздушного кораблин «Илья Муромец II» («Второй») из состава 1-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей поручик Павлов Александр Степанович (1891 года рождения). Он был похоронен в индивидуальной могиле на Русском кладбище города Ташкент, (ныне – Республика Узбекистан; захоронение до настоящего времени не сохранилось) и стал первым погибшим представителем воздушно-стрелковой специальности в истории Отечественной авиации.

 

19.03.1916

После ранения в воздушном бою в госпитале в тот же день скончался старший моторист воздушного кораблин «Илья Муромец II» («Второй») из состава 1-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей старший унтер-офицер Ушаков Михаил Васильевич (1891 года рождения). Он был похоронен в индивидуальной могиле «на кладбище для воинских чинов при городе Скалат» (ныне – Тернопольских района и области Украины; захоронение до настоящего времени не сохранилось).

 

 

16.05.1916

В авиационной катастрофе (произошедшей в результате ошибки пилота) в районе Крестов (ныне – территория города Псков одноимённой области Российской Федерации) воздушного кораблин «Илья Муромец II учебный» («Второй учебный») из состава 2-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей погибли:

Иньков Евгений Александрович (род.18.02.1885) – штабс-капитан, командир воздушного кораблин

Валевачёв Георгий Степанович (род.09.07.1887) – штабс-капитан, помощник командира воздушного кораблин (умер от полученных ран 23.05.1916)

Ковальчук Николай Михайлович (род.14.11.1884) – рядовой, младший механик (умер от полученных ран 21.05.1916).

Места захоронений Инькова и Валевачёва не установлены, а Ковальчук был похоронен в индивидуальной могиле «на городском кладбище Пскова» (ныне – Псковской области Российской Федерации; захоронение до настоящего времени не сохранилось).

 

 

12.09.1916

Вместе с воздушным кораблём «Илья Муромец ХVI» («Шестнадцатый») из состава 2-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей, сбитом в воздушном бою немецкими истребителями, у деревни Чухны (ныне – несуществующий населённый пункт на территории Кревского сельского совета Ошмянского района Гродненской области Республики Беларусь) погибли:

Макшеев Дмитрий Дмитриевич (род.15.07.1880) – поручик, исправляющий должность командира воздушного кораблин

Рахмин Митрофан Александрович (род.26.05.1891) – поручик, помощник командира воздушного кораблин

Гаибов Фаррух-Ага Мамедкерим-Ага-оглы (род.02.10.1891) – поручик, артиллерийский офицер

Карпов Олег Сергеевич (род.09.12.1892) – поручик, стажёр-артиллерийский офицер и исправляющий должность механика-пулемётчика воздушного кораблин, в данном вылете исправляющий должность младшего офицера-наблюдателя воздушного кораблин.

Все погибшие были похоронены немцами в братской могиле на месте  гибели, это захоронение до настоящего времени не сохранилось, но погибшим лётчикам на военном кладбище у села Боруны (ныне – агрогородок одноимённого сельского совета Ошмянского района Гродненской области Республики Беларусь) был установлен польский кенотаф, а в самом населённом пункте – белорусский памятный знак. 

 

 

29.04.1917

В авиационной катастрофе (произошедшей вследствие сознательной диверсии нижних чинов из числа своего наземного технического персонала) воздушного кораблин «Илья Муромец I» («Первый») из состава 1-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей в районе села Доброводы (ныне – посёлок Тернопольских района и области Украины) погибли:

Лавров Георгий Иванович (род.28.06.1889) – старший лейтенант, командир воздушного кораблин

Витковский Сергей Константинович – штаб-ротмистр, исправляющий должность помощника командира воздушного кораблин

Шокальский Александр Юлианович (род.05.07.1889) – лейтенант, исправляющий должность артиллерийского офицера

Отрешко Алексей Иванович – подъесаул, исправляющий должность артиллерийского офицера воздушного кораблин «Илья Муромец VIII» («Восьмой»), прикомандированный к экипажу воздушного кораблин «Илья Муромец I» («Первый») на данный боевой вылет в качестве офицера-стажёра

Балашов Фёдор Павлович – прапорщик, младший механик

Сафронов Ф. – старший унтер-офицер, пулемётчик (полное имя и отчество, а так же годы рождения Витковского, Отрешко, Балашова и Сафронова не установлены).

Все погибшие официально числились похороненными в городе Винница (ныне – одноимённой области Украины), где их захоронения до настоящего времени не сохранились. Однако известно, что С.К.Витковский был похоронен на участке № 30 на «Петроградской дорожке» Смоленского православного кладбища города Петрограда (ныне – Санкт-Петербург, Российская Федерация), где его захоронение сохранилось до настоящего времени.  

Эти 6 русских военных лётчиков из экипажа воздушного кораблин «Илья Муромец I» стали первыми жертвами терроризма в истории мировой авиации.

 

 

21.09.1917

После ранения в воздушном бою в тот же день в госпитале скончался моторист воздушного кораблин «Илья Муромец IX» («Девятый») из состава 4-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей старший унтер-офицер Янкевич (год рождения, имя, отчество и место захоронения не установлены).

 

 

30.11.1918

В авиационной катастрофе (произошедшей в результате ошибки пилота) воздушного кораблин «Илья Муромец I» («Первый») из состава Эскадры воздушных кораблей в районе села Эртиль (ныне – город одноимённого района Воронежской области Российской Федерации) погиб красвоенлёт (ранее – штабс-капитан) командир воздушного кораблин Алехнович Глеб Васильевич (род.30.10.1886). Он был похоронен в индивидуальной могиле на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры города Петрограда (ныне – Санкт-Петербург, Российская Федерация), где его захоронение сохранилось до настоящего времени.

Г.В.Алехнович стал последним погибшим лётчиком воздушных кораблей типа «Илья Муромец» и первым погибшим советским лётчиком Дальней Авиации.  

 

Таким образом, всего на бомбардировщиках типа «Илья Муромец» Эскадры Воздушных Кораблей в 1915 – 1918 годах погибло 20 человек. Эти безвозвратные потери распределяются следующим образом:

- по причинам гибели: в результате авиационных катастроф (включая – от ран, полученных в них) – 13 человек, от воздушного огня противника (аналогично) – 6, в результате несчастного случая – 1 человек,

- по воинским чинам: подполковник, 3 штабс-капитана, старший лейтенант, штаб-ротмистр, подъесаул, 5 поручиков, лейтенант, прапорщик, 4 старших унтер-офицера и рядовой, а так же красвоенлёт (ранее – штабс-капитан),

- по штатным должностям (включая исправляющих их и стажёров на них) в экипажах воздушных кораблей: 5 командиров кораблей, 3 помощника командиров кораблей, 5 артиллерийских офицеров, 1 офицер-наблюдатель, 3 механика, 2 моториста и 1 пулемётчик.

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу