Бортстрелок

"Хронологическая канва истории Серышевской дивизии Дальней Авиации (1956 - 1998)"

7 сообщений в этой теме

2024 © К.Б.Стрельбицкий

 

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАНВА  ИСТОРИИ

СЕРЫШЕВСКОЙ  ДИВИЗИИ  ДАЛЬНЕЙ  АВИАЦИИ

(1956 – 1998)

 

 

1956

73-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия Дальней Авиации Советских ВВС (в дальнейшем тексте – 73-я тбад; условное наименование – Войсковая часть № 23253) была сформирована в соответствии с директивой Начальника Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР Маршала Советского Союза В.Д.Соколовского за № орг/4/40742 от 06.10.1956 (по другим данным – в соответствии с директивой Главнокомандующего Советскими ВВС Главного маршала авиации П.Ф.Жигарева от 05.01.1956).

Формирование 73-й тбад происходило на аэродроме «Украинка» (гарнизон «Серышево-2», Серышевский район Амурской области РСФСР) на базе подлежащей расформированию 99-й бомбардировочной авиационной дивизии Фронтовой (с 1956-го – Дальней) Авиации Советских ВВС, дислоцировавшейся здесь с 1953 года. Первой лётной частью 73-й тбад стал бывший 79-й бомбардировочный авиационный ордена Красной Звезды полк, первоначально – четырёхэскадрильного состава («строевые» 1-я, 2-я и 3-я эскадрилии – по штату на самолётах Мясищева (семейства «М-4 / 3М»), «тренировочная» 4-я – на «Ту-16»).

73-я тбад была по штату двухполковой и в соответствии с этим организационно включала в себя 40-й и 79-й ордена Красной Звезды тяжелые бомбардировочные авиационные полки (в дальнейшем тексте – соответственно 40-й тбап и 79-й тбап, Войсковая часть № 15499 и Войсковая часть № 64385). Кроме них, в состав 73-й тбад временно (только в 1958 году – см.ниже) входил так же 208-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк (208 гвтбап; Войсковая часть № 55280).

Кроме трёх этих тбап, в истории 73-й тбад в её состав организационно входили ещё три лётные части:

- 124-я отдельная транспортная авиационная эскадрилия (Войсковая часть № 21207; с 1959 года – см.ниже),

- 251-я отдельная тяжёлая авиационная эскадрилия самолетов-заправщиков (пятизначный условный номер войсковой части не установлен; только в 1960 – 1969 годах – см.ниже),

- Авиационный отряд Управления 73-й тбад (порядкового номера не имел; Войсковая часть № 23253-А; только в 1957 – 1959 годах – см.ниже).

В состав 73-й тбад организационно входили так же различные дивизионные наземные части и подразделения обеспечения, в том числе – 460-я авиационно-техническая база (Войсковая часть № 62266), 651-я ремонтно-техническая база (Войсковая часть № 27835), 37-й отдельный батальон связи и радио-технического обеспечения (Войсковая часть № 49753), Дивизионные авиационно-ремонтные мастерские и др., а так же приданные ей части (в частности – «Н-ский» (порядковый номер не установлен) отдельный военно-строительный отряд из состава Инженерных войск Советской Армии, а не ВВС).

Всего в состав 73-й тбад за всю её историю, в 1956 – 1998 годах входило организационно 28 различных воинских частей

73-я тбад организационно вошла в состав 84-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальней Авиации.

Первым командиром 73-й тбад (из 12 таковых в её истории – см.ниже) стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Фурс Павел Михайлович (1920 – 1981).

 

1957

07.02.1957 на аэродроме «Украинка» совершил посадку первый боевой самолёт 73-й тбад – стратегический бомбардировщик «М-4» 79-го тбап, пилотировавшийся лично командиром полка подполковником Н.П.Сидоровым, перегнавшим эту машину сюда из Энгельса. 

73-я тбад организационно вошла в состав вновь созданной 5-й воздушной армии Дальней Авиации (переформирована в соответствии с директивой Главнокомандующего Советскими ВВС Маршала авиации К.А.Вершинина за № 517209 от 09.07.1957 из 84-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальней Авиации, в состав которого с момента своего формирования входила 73-я тбад).

40-й тбап был сформирован согласно директиве Главнокомандующего Советскими ВВС Маршала авиации К.А.Вершинина за № 01306 от 13.09.1957 на базе сокращаемого 581-го бомбардировочного авиационного полка 99-й бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации, первоначально – четырёхэскадрильного состава. Полк был вооружён стратегическими бомбардировщиками Мясищева (семейства «М-4 / 3М» - «строевые» 1-я и 2-я эскадрилии), а так же Туполева («Ту-16» - «тренировочная» 3-я эскадрилия), и военно-транспортными самолётами «Ли-2» (транспортная 4-я эскадрилия). (Из-за большого количества служивших в нём лиц татарской национальности 40-й тбап носил неофициальное название «Татарский полк», или «Татары».)

Авиационный отряд Управления 73-й тбад получил на вооружение стратегические бомбардировщики «Ту-4».

 

1958

В соответствии с директивой Главнокомандующего Советскими ВВС Маршала авиации К.А.Вершинина за № 305901 от 22.05.1958 на аэродром «Украинка» с аэродрома «Сеща» (Брянская область РСФСР) был передислоцирован 208-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк (208-й гвтбап). Здесь он был передан из 11-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной Орловско-Берлинской Краснознамённой авиационной дивизии Дальней Авиации, в состав которой организационно входил до этого, 73-й тбад, став единственной гвардейской частью в её истории и первой в дивизии, целиком вооружённой самолётами Туполева (стратегическими бомбардировщиками «Ту-4»). Сдав здесь эту свою материальную часть на слом и пробыв в составе 73-й тбад всего полгода, 208-й гвтбап 15.12.1958 был расформирован.

 

1959

02.01.1959 оба полка 73-й тбап «обменялись» каждый одной из своих эскадрилий с другим: из 40-го тбап в 79-й тбап перешла 3-я («тренировочная») эскадрилия на самолётах «Ту-16», а взамен неё первый получил от второго 3-ю эскадрилию самолётов семейства «М-4 / 3М».

Кроме того, так же в начале года транспортная, 4-я эскадрилия 40-го тбап (военно-транспортные самолёты «Ли-2») была выведена из состава полка, и на её основе 19.02.1959 в составе 73-й тбад была сформирована новая лётная часть, получившая официальное наименование «124-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья» (124-я отаэ). В дальнейшем на её вооружение поступали самолёты «Ан-12» (с 1964 года – см.ниже), «Ан-24», «Ан-26», а так же «Ан-2». (Хотя все дивизионные транспортные эскадрилии в Дальней Авиации одинаково разговорно именовались «Тазики», в 1985 году, когда автор данного материала служил в составе 124-й отаэ, она неофициально называлась «Деревяга», а ранее (в частности, в 1980 – 1982 годах) – «Деревяшка».)

 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1960

73-я тбад организационно вошла в состав вновь созданного 8-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиационного корпуса Дальней Авиации (переформирован директивами Начальника Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР Маршала Советского Союза М.В.Захарова за № 71154 от 30.06.1960 и № 322034 от 01.07.1960 из 5-й воздушной армии Дальней Авиации, в состав которого с 1957 года входила 73-я тбад).

Вторым в истории 73-й тбад её командиром стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Козлов Михаил Данилович (1915 – 1991).

01.03.1960 обе 3-и («заправочные») эскадрилии обеих полков дивизии – 40-го тбап и 79-го тбап (ставших к тому времени по новому своему штату трёхэскадрильными) – были выведены из их состава и сведены в новую лётную часть 73-й тбад, получившую официальное наименование «251-я отдельная тяжёлая авиационная эскадрилия самолетов-заправщиков» (251-я отаэсз), носившую неофициальное наименование «Летучие мыши».

 

1961

25.12.1961 произошла первая в 73-й тбад (из восьми в её истории – см.ниже) авиационная катастрофа. В результате неё на аэродроме «Украинка» погибли 6 членов экипажа стратегического бомбардировщика «М-4М» из состава 40-го тбап:

1. Чувашов Дмитрий Михайлович – майор, командир отряда, командир кораблин

2. Абдулкаримов М.Х. – капитан, старший штурман

3. Баринов Василий Михайлович – капитан, помощник командира кораблин 

4. Петров П.С. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Хрущ А.В. – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор

6. Ткачук А. – рядовой срочной службы, старший воздушный стрелок-радист.

Так же в результате этой авиационной катастрофы на земле погиб член экипажа стратегического бомбардировщика «3М» того же полка:

1. Свешников В.А. – старший сержант сверхсрочной службы, командир огневых установок.

После этой катастрофы новым, третьим в истории 73-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Кротов Анатолий Сергеевич (род. в 1922 г.).

 

1963

08.03.1963 произошла вторая авиационная катастрофа, оставшаяся самой крупной во всей истории 73-й тбад. В результате неё в районе аэродрома «Украинка» в столкновении в воздухе были потеряны сразу 2 стратегических бомбардировщика «3М» из состава 40-го тбап и погибли 11 членов их экипажей:

Первый экипаж:

1. Середа Иван Николаевич – подполковник, командир авиационной эскадрилии, командир кораблин

2. Потапкин В.К. – капитан, старший штурман

3. Свистухин Жорес Николаевич – капитан, помощник командира кораблин

4. Анохин В.В. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Стрекалов В.Е. – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор.

Второй экипаж:

1. Гильмитдинов Н.Г. – майор, командир отряда, командир кораблин

2. Маков А.С. – капитан, старший штурман

3. Соболев А.В. – капитан, помощник командира кораблин

4. Ракецкий Н.А. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Сорин З.Е. – старший лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

6. Гайдай В.А. – лейтенант, штурман-бортовой оператор.

 

1964

На вооружение 124-я отаэ стали поступать первые в 73-й тбад машины Антонова – тактические военно-транспортные самолёты «Ан-12».

 

1965

Четвёртым в истории 73-й тбад её командиром стал полковник Болдинский Василий Иванович (1922 – 1965).

04.05.1965 в результате катастрофы в горах Джугджур (Хабаровский край РСФСР) стратегического бомбардировщика «3МД» из состава 79-го тбап погибли все 7 членов его экипажа:

1. Болдинский Василий Иванович – полковник, командир дивизии, в данном полёте исполнявший обязанности командира кораблин

2. Севостьяненко Пётр Иванович – полковник, старший штурман дивизии, в данном полёте исполнявший обязанности штурмана-бортового оператора

3. Лопатин Андрей Яковлевич – подполковник, командир полка, в данном полёте исполнявший обязанности помощника командира кораблин

4. Чепурнаев В.М. – подполковник, старший штурман полка, в данном полёте исполнявший обязанности старшего штурмана кораблин

5. Саньков Василий Лаврентьевич – майор, бортовой техник-инструктор полка, в данном полёте исполнявший обязанности старшего бортового техника кораблин

6. Лысенко И.И. – капитан, начальник Связи эскадрилии, старший воздушный стрелок-радист

7. Дроздов И.А. – старший сержант срочной службы, командир огневых установок.

Пятым в истории 73-й тбад (и третьим в 1965 году) её командиром стал генерал-майор авиации Марченко Анатолий Иванович.

 

1968

Шестым в истории 73-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Гончаренко Иван Иванович (1923 – 2016).

К этому году впервые относится такое разговорное «поименование» 651-й ремонтно-технической базы 73-й тбад, как «Глухонемые». Именно с того времени и именно из гарнизона «Серышево-3» этот термин распространится в дальнейшем на другие РТБ – сначала в одной Дальней Авиации, а затем – и по всем Советским ВВС в целом.

 

1969

Седьмым в истории 73-й тбад её командиром стал бывший в 1966 – 1968 годах командиром 79-го тбап генерал-майор авиации Субботин Константин Константинович (род. в 1931 г.), который будет занимать этот пост дольше всех комдивов-73 – семь лет, до 1976 года.

В 12.1969 251-я отаэсз была расформирована, а её самолёты-заправщики «М-4» – распределены между обоими полками 73-й тбад (так, например, 40-й тбап получил 10 таких машин, которые вновь образовали 3-ю, «заправочную» эскадрилию полка, получившую разговорное название «Нормандия»).

 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1974

17.09.1974 в результате катастрофы в районе аэродрома «Чаган» (Семипалатинская область Казахской ССР) самолёта-заправщика «М-4-II» из состава 40-го тбап погибли 2 члена его экипажа:

1. Станиславский Л.Н. – майор, командир кораблин

2. Угланов А.Ф. – рядовой срочной службы, командир огневых установок.

 

1976

Восьмым в истории 73-й тбад её командиром стал полковник Цырульников Г.М. (или Цирюльников Г.И. - ?). Он окажется единственным из комдивов-73, так и не получивших за всё время своего длительного (в течении двух лет, до 1978 года) командования дивизией штатного для этой должности звания «генерал-майор авиации».

 

1978

08.06.1978 в результате катастрофы в районе аэродроме «Украинка» стратегического бомбардировщика «3М» из состава 40-го тбап погибли 2 члена его экипажа:

1. Хамзин Р.М. – старший лейтенант, старший бортовой техник

2. Харченко А.А. – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

После этой катастрофы новым, девятым в истории 73-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Калугин Игорь Михайлович.

 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1980

В соответствии с приказом Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова за № 005 от 05.01.1980 и директивами Начальника Генерального Штаба Маршала Советского Союза Н.В.Огаркова  за № 314/1/00170 от 05.02.1980 и за № 314/7/00229 от 25.02.1980 73-я тбад организационно вошла в состав вновь созданной 37-й воздушной армии Верховного Главного Командования.

 

1982

Десятым в истории 73-й тбад её командиром стал бывший в 1974 – 1979 годах командиром 79-го тбап генерал-майор авиации Шабельский Леонид Сидорович (род. в 1941 г.).

 

1984

В этом году оба полка 73-й тбад полностью перешли на оснащение своих «строевых» эскадрилий (1-е и 2-е) стратегическими бомбардировщиками семейства «Ту-95» (начиная с «Ту-95» и «Ту-95М», «через» «Ту-95К» и «Ту-95К-22» и закончив «Ту-95МС») каждый. При этом 3-и эскадрилии обоих полков 73-й тбап оставались «заправочными», и на их вооружении продолжали состоять «воздушные танкеры» Мясищева (семейства «М-4 / 3М» - «М-4М», «М-4-II» и «3МС-2»).

 

1985

К 04.1985 все бывшие стратегические бомбардировщики Мясищева (семейства «М-4 / 3М») 73-й тбад на аэродроме «Украинка» были полностью утилизированы.

Имеющимися в нашем распоряжении фотографиями           документально подтверждена служба в составе 73-й бад в 1957 – 1984 годах 12 следующих самолётов семейства «М-4 / 3М»:

- «М-4М» - заводские номера «5300508», «5300710», «5301114», «6302528», бортовые номера в составе 73-й бад соответственно «62», «08», «04», «66»,

- «3М» - «7300502» и «6320401», соответственно «17» и «24»,

- «3МД» - «?301301» (бортовой номер не установлен), «0301804» и «30»,

- «3МН» - «8301004» и «56»,

- «3МН-2» - «6300301» и «58»,

- «3МС-2» - «7300605» и «7300805», соответственно «19» и «14»,

а так же точно не идентифицированных ещё 2 машин Мясищева, носивших в составе 73-й бад бортовые номера «16» и «36».

Начиная с 1985 года на вооружении 73-й тбад по штату состояли только турбовинтовые военные самолёты.

12.10.1985 в результате катастрофы в районе города Златоуста (Челябинская область РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» из состава 79-го тбап погибли 6 членов его экипажа:

1. Шарнин В.Л. – майор, командир кораблин

2. Харчук А.С. – старший лейтенант, старший бортовой техник

3. Белосвят Л.И. – лейтенант, помощник командира кораблин

4. Петров В.В. – лейтенант, штурман-оператор

5. Телятников В.И. – старший сержант сверхсрочной службы, старший воздушный стрелок-радист

6. Власенков В.В. – рядовой срочной службы, командир огневых установок.

 

1988

В соответствии с приказом Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Т.Язова за № 0018 от 25.02.1988 73-я тбад организационно вошла в состав вновь созданной 30-й воздушной армии Верховного Главного Командования.

20.07.1988 в результате катастрофы в районе аэродрома «Украинка» временного приданного 73-й тбад из состава 1225-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиационного полка Дальней Авиации стратегического бомбардировщика-ракетоносца «Ту-22М2» погибли все 4 члена его экипажа:

1. Масько Валерий И. – полковник, штурман-инструктор полка, исполнявший обязанности штурмана кораблин 

2. Ашихмин Геннадий А. – майор, штурман-оператор радиотехнических средств кораблин

3. Лесняк А.Н. – капитан, командир кораблин

4. Колесников В.И. – старший лейтенант, помощник командира кораблин.

Одиннадцатым в истории 73-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Пузанов Александр Иванович (род. в 1946 г.).

 

1989

Согласно «Плану укомплектования и перевооружения Дальней Авиации на 1989 год», 79-я тбад должна была иметь на своём вооружении по штату в целом 61 самолёт (только в строевых лётных частях, без учёта 124-й отаэ), в том числе – 46 «Ту-95К-22» (по 23 в каждом из двух своих полков), 14 «Ту-95К» (по 7 в каждом полку), а так же 1 «Ту-116» (в составе 40-го тбап). Фактически же в этом году 40-й тбап имел сверх данного штата 3 «Ту-95М», а 79-й тбап – ещё один, 24-й по счёту в этом полку «Ту-95К-22». При этом ещё один самолёт 40-го тбап – «Ту-95» (№ 203) – подлежал в том же, 1989 году списанию на слом, а 5 других самолётов дивизии – «отходу в ремонт»: в 40-м тбап ими должны были стать два «Ту-95К-22» (№№ «2203 (2)» и «2208 (6)») и единственный «Ту-116» (№ «780 (1)»), а в 79-м тбап – два «Ту-95К» (№№ «2103 (4)» и «2106 (8)»).

 

Изменено пользователем Бортстрелок
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1992

Двенадцатым (и последним) в истории 73-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Винокуров Евгений Евгеньевич.

 

1998

К маю этого года, в результате проведения Министерством обороны Российской Федерации очередных «оргштатных мероприятий», направленных на «оптимизацию» Дальней Авиации ВВС РФ, 73-я тбад прекратила своё существование на 42-м его году. Её подразделения, материальная часть и личный состав, продолжая оставаться дислоцированными на аэродроме «Украинка», были переданы в состав 326-й тяжёлой бомбардировочной Тарнопольской ордена Кутузова авиационной дивизии Дальней Авиации ВВС РФ.

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приложение

 

Командиры лётных частей 73-й тбад в период 1956 – 1998 годов

 

Командиры 40-го тбап:

… (Первый/первые командир/командиры полка в период 1957 – 1961 годов не установлен/установлены)

Сычёв Геннадий Михайлович (1923 – после 1966 (?) ) – командовал полком в 1961 – 1962 годах

Червяков Владимир Иванович (1923 – 2017), Герой Советского Союза – в 1962 – 1963 гг.

Стежко Пётр Дмитриевич (1923 – после 1994 (?) ) – в 1963 – 1966 гг.

Абдулин Юдет Махмутович – в 1966 – 1969 гг.

Воротников Владимир Александрович (род. в 1929 г.) – в 1969 – 1972 гг.

Константинов Борис Афанасьевич (1937 – 1996) – в 1972 – 1975 гг.

Грушевский Леонид Фёдорович (1941 – 2013) – в 1975 – 1977 гг.

Некрасов Н.И. – в 1977 – 1982 гг.

Башкиров Михаил Михайлович (род. в 1947 г.) – в 1982 – 1985 гг.

Иванов Н.М. – в 1985 – 1988 гг.

Майоров А.З. – командовал полком с 1988 года.

 

Командиры 79-го тбап:

Сидоров Николай Павлович (1922 – 1976) – командовал полком в 1956 – 1959 годах

Матросов Михаил Васильевич (1921 – после 1979 (?) ) – в 1959 – 1963 гг.

Подольский Владимир Данилович (1928 – 2014) – в 1963 – 1966 гг.

Субботин Константин Константинович (род. в 1931 г.) – в 1966 – 1968 гг.

Муравлёв Василий Алексеевич – в 1968 – 1971 гг.

Тараканов Александр Иванович (род. в 1935 г.) – в 1971 – 1974 гг. 

Шабельский Леонид Сидорович (род. в 1941 г.) – в 1974 – 1979 гг.

Давыдов Владимир Иванович (род. в 1942 г.) – в 1979 – 1981 гг.

Колесников Ю.(или Д. - ?)Д. – в 1981 – 1984 гг.

Полегаев Владимир Иванович (1951 – 2022) – в 1984 – 1987 гг.

Шумский А.С.(или З. - ?) – в 1987 – 1993 гг.

Ерохин С.И. – в 1993 – 1995 гг.

Дегтярь Н.П. – командовал полком с 1995 года.

 

Примечания:

1. Все поименованные выше командиры 40-го тбап и 79-го тбап носили в период 1956 – 1998 годов штатные для этих должностей воинские звания «полковник».

2. Командиры остальных лётных частей 73-й тбад – 208-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (в 1958 году),  124-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии (в 1959 – 1998 годах), 251-й отдельной тяжёлой авиационной эскадрилии самолётов-заправщиков (в 1960 – 1969 годах) и Авиационного отряда Управления 73-й тбад (в 1957 – 1959 годах) – не установлены, за исключением подполковника Токарева Владимира Николаевича (род. в 1938 г.), командовавшего 124-й отаэ в 1975 – 1978 годах.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги!

Данный материал вошёл в подготовленный мной специально для Серышевского районного историко-краеведческого музея сборник материалов «ИЗ ИСТОРИИ  СЕРЫШЕВСКОЙ  ДИВИЗИИ  ДАЛЬНЕЙ  АВИАЦИИ  (1956 – 1998)».

Его «Оглавление»:

Вместо введения, или Фрагменты из воспоминаний о Серышево 1985 года будущего военного историка

Стрельбицкий К.Б. Хронологическая канва истории Серышевской дивизии Дальней Авиации (1956 – 1998)

Сторожук О.А.  Воспоминания о службе в Серышево в 1968 – 1970 годах

Тараканов А.И.  На Амурской земле (1969 – 1975 годы)

Стрельбицкий К.Б.  Авиапамятники Серышево / «Украинки»

Алфавитный список имён военнослужащих 73-й тяжёлой бомбардировочной дивизии Дальней Авиации (1956 – 1998 годы), упоминаемых в тексте сборника.

«Интернет-оригинал» воспоминаний О.А.Сторожука размещён в разделе «История. Холодная война» сайта Рунета «ВВС России: люди и самолёты», электронный вариант книги А.И.Тараканова «В небе нет остановок. Из воспоминаний авиационного командарма» доступен во многих «Онлайн-читалках» Рунета, моя работа об авиапамятниках так же есть на нашем форуме. Открывающий же сборник текст специально написан мной для него, и ниже я приведу его полностью:

 

«ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ, ИЛИ ФРАГМЕНТЫ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О СЕРЫШЕВО 1985 ГОДА БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ИСТОРИКА

«… Утром одного из апрельских дней далёкого уже ныне 1985 года автор этих строк сошёл с пассажирского поезда на станции Серышево Забайкальской железной дороги, чтобы прибыть, согласно лежащему в кармане его форменного кителя воинскому предписанию, «для дальнейшего прохождения воинской службы» в местный авиационный гарнизон», – такими словами начинается текст нашей военно-исторической работы « «Моя» 37-я воздушная армия». И хотя в дальнейшем автор прослужит здесь, в составе 124-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации недолго, будучи через некоторое время переведён «в интересах службы» совсем в другой регион РСФСР, служба уже почти четыре десятилетия назад в гарнизоне «Серышево-2», на аэродроме «Украинка» останется в его памяти. Ныне он объединил все известные ему материалы по истории этого воинского соединения в данный сборник, специально составленный им для Серышевского районного историко-краеведческого музея.

Для любого военнослужащего, прибывающего в Сершевскую дивизию, она начиналась с местной железнодорожной станции на «главном ходу» Транссибирской магистрали (здесь же, на этой станции служба та у всех и заканчивалась – за исключением тех, весьма немногих, кто убывал отсюда с военного аэродрома). К 1985 году здесь уже давно стояло новое, типовой советской постройки одноэтажное станционное здание, «громко» именуемое «вокзалом». Между ним и станционными железнодорожными путями находился постамент с бюстом того, в чью память были названы после его смерти сам тот посёлок и эта станция – «СЕРЫШЕВ / СТЕПАН / МИХАЙЛОВИЧ / 1889 – 1928 гг.», как было указано на большой памятной доске. Ниже неё в постамент бюста была вмурована маленькая табличка с текстом о том, что за ней с 1968 года находится «капсула времени» с «Письмом комсомольцам 2018 года», которую надлежало открыть спустя 50 лет, в год 100-летия ВЛКСМ.

За самым дальним от станции магистральным железнодорожным путём начиналась однопутная ветка, ведущая в военный гарнизон. По ней с конца 1960-х годов несколько раз в день туда и обратно, на станцию Серышево ходил пассажирский поезд-«подкидыш». Так как эта ветка была, в отличии от основной железнодорожной магистрали неэлектрифицированной, то поезд тот водил «мотовоз» (тепловоз). К 1985 году старые (судя по их виду – ещё довоенного образца) пассажирские вагоны этого поезда были отведены в самый конец ветки, в гарнизон и там сброшены с рельс под насыпь (где их неоднократно видел автор, ежедневно проходивший мимо них на пути из казармы на стоянку самолётов своей эскадрилии и обратно), а их заменили на несколько новых пассажирских («сидячих») вагонов. 

Практически напротив здания «вокзала», по ту сторону станционных путей располагался комплекс зданий Серышевского элеватора, являвшегося самым высоким зданием района. В этот комплекс входил местный хлебозавод, выпекавший в 1985 году очень вкусный «солдатский» («серый») хлеб (во всяком случае, именно таким он запомнился автору, впервые попробовавшему его после нескольких месяцев употребления в солдатской столовой предыдущего, учебного ещё подразделения в Комсомольском районе Хабаровского края того, что там называлось «хлебом»).

«Центром общественно-политической и культурной жизни» любого советского военного городка всегда являлся «ГДО» – Гарнизонный дом офицеров. Разумеется, свой ГДО был и в Серышево, где он был введён в эксплуатацию в 1960 году. Местный ГДО был построен по типовому проекту 1950-х годов Дома офицеров для военных городков авиационных дивизий двухполкового  состава. Это было трёхэтажное здание «домиком», главное  внутреннее пространство которого занимал актовый (зрительный) зал. К основному зданию ГДО с его тыла вплотную примыкала пристройка, в которой размещался спортивный зал. За свою непродолжительную  службу в Серышево автору не довелось лично посетить местный ГДО, но впоследствии он не раз бывал в других таких же, типовых зданиях, десятки которых были разбросаны по всей территории бывшего Советского Союза, и поэтому он прекрасно представляет себе то, о чём сейчас пишет. Нынешним «выгодным отличием» Серышевского ГДО от других, однотипных ему, является то, что, во-первых, до настоящего времени это здание сохранило на своём фасаде «проектную», оригинальную советскую военную символику (лепнину в виде пятиконечной звезды с серпом и молотом, «обвитую» лавровым венком, на самом вверху, а ниже неё, между вторым и третьим этажами – шесть «розеток» с такими же звёздами), а, во-вторых, это здание уже седьмой десяток лет непрерывно продолжает выполнять свою первоначальную функцию – Гарнизонного дома офицеров. В самом военном городке в посёлке Серышево автор был лишь однажды – дома в гостях у своего старшины прапорщика Алексея Петровича Зябкина (1957 – 2023), о котором сохранил с 1985 года самые лучшие человеческие воспоминания.                

 Автор прекрасно знает, что нынешняя авиабаза «Украинка» Дальней авиации ВКС России – действующая, и поэтому он здесь не будет ничего писать про Серышевский военный аэродром, а про местный гарнизон он вспомнит лишь следующее. На территорию гарнизона «Серышево-2» автор попал, естественно, через его Главный контрольно-пропускной пункт (КПП). Первым местом в гарнизоне для него оказалось здание Штаба дивизии, где он подал дежурному свои документы, включая упоминающееся в самом начале этого текста предписание. Довольно много времени здесь ушло на то, чтобы командование приняло решение, где именно будет проживать автор – в Советской Армии того времени уже начала остро ощущаться нехватка рядового состава призывных возрастов, и «расположение» 124-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии, в которую автора направили из учебного подразделения автор, было просто закрыто из-за полного отсутствия там других солдат. В результате автор, в конце концов, был «определён на постой» в «расположение» личного состава Дивизионных авиационно-ремонтных мастерских (ДАРМ), размещавшееся в правой из двух основных солдатских казарм гарнизона, на втором её этаже (после подъёма туда по лестнице – слева). Из зданий гарнизона автор успел лично побывать так же в солдатской санчасти (двухэтажное здание за этой казармой) и, конечно, в солдатской столовой. Она размещалась в типовом для советских авиационных гарнизонов здании, состоящем из двух частей, в которых размещались «обеденные» залы¸ соединённые между собой так называемым «варочным цехом». На фасаде левого корпуса Серышевской солдатской столовой из кирпича была выложена дата её строительства – «1953 / сентябрь» – под пятиконечной звездой (на правом – один только тот год). Правее столовой, если стоять к ней лицом, в то время располагалось одноэтажное здание «Солдатской чайной» (именуемое солдатами гарнизона «Чипок»), в которой автор так же побывал.

Выше автор уже упоминал условное название военного гарнизона при аэродроме «Украинка» – «Серышево-2». При этом «Серышево-1» именовался военный городок в собственно посёлке Серышево, «Серышево-3» – так называемая «Ремонтно-техническая база» (РТБ) 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии, а «Серышево-4» – гарнизон при аэродроме «Орловка», где дислоцировался 404-й истребительный авиационный Таллинский ордена Кутузова полк ПВО, «прикрывавший» с воздуха «Украинку». Соответственно письма, которые в 1985 году адресовались автору на его службу в Серышево, имели следующий адрес: «676351, Амурская обл., Серышевский р-н, п/о Серышево-2, в/ч 23253-А, Стрельбицкому К.Б.».

Из событий, произошедших в период службы автора в Серышево, ему больше всего запомнилось отмечавшееся в военном гарнизоне 9 мая 1985 года 40-летие Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Утром этого дня, вскоре после завтрака на главной рулёжной дорожке аэродрома «Украинка» прошёл парад всех частей военного гарнизона «Серышево-2», в котором лично принимал участие автор. «Коробки» воинских частей были построены на «внешней» стороне «рулёжки» (ближней к главной взлётно-посадочной полосе аэродрома), после чего они прошли парадным маршем по её стороне уже «внутренней», перед зданием Командно-диспетчерского пункта (так называемая «Вышка»). Интересно отметить, что если все офицеры и прапорщики дивизии, принимавшие в этом участие, были одеты по случаю праздника в парадную форму, то солдаты участвовали в данном параде в своей повседневной форме – в пилотках, в «хэбэ» и в кирзовых сапогах. При этом среди офицеров дивизии выделялся тогдашний командир 37-го отдельного батальона связи и радио-технического обеспечения – как выпускник военного училища связи, он один-единственный был одет в парадную форму «общевойскового» образца («цвета морской волны»), в то время как все остальные офицеры были в синей парадной форме Советских ВВС. После окончания прохождения личного состава гарнизона над «рулёжкой» довольно низко пролетел стратегический бомбардировщик «Ту-95» (на которые в том, 1985 году была полностью перевооружена Серышевская дивизия). Говорили, что его тогда лично пилотировал сам «комдив-73» генерал-майор авиации Шабельский Леонид Сидорович (во всяком случае, именно его самолёт к этому, праздничному дню готовили, отмывая фюзеляж от копоти предыдущих полётов, солдаты ДАРМ). Одновременно с парадом частей гарнизона, праздничная демонстрация проходила и в районном центре Серышево. Учитывая 6-часовую разницу во времени с Москвой, солдаты уже после обеда смотрели по телевизору прямую трансляцию главного праздничного военного парада страны – с Красной площади столицы.

Таковы основные воспоминания автора о его непродолжительной службе в Серышево в 1985 году».

 

Весь текст сборника «ИЗ ИСТОРИИ  СЕРЫШЕВСКОЙ  ДИВИЗИИ  ДАЛЬНЕЙ  АВИАЦИИ  (1956 – 1998)» доступен для скачивания единым файлом по ссылке - https://disk.yandex.ru/i/zBPsGvQyI-s_UQ

С уважением – К.Б.Стрельбицкий

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу