7.62

ЛаГГ-3 №3121 3079 мл.лейт. ТОМИЛЬЧЕНКО 728 ИАП

39 сообщений в этой теме

ЛаГГ-3 №3121 3079 лётчика Томильченко, Торжокский р-н

Мл.лейт. Томильченко Анатолий Николаевич (Никонович), 1920 г.р.

157 ИАП (728 ИАП) 256 ИАД 3 ВА

Пару лет назад, работая в ЦАМО с фондами 3-й Воздушной армии Калининского фронта, попались документы по катастрофе ЛаГГ-3 в январе 1943 г. мл.лейт. Томильченко из 728 ИАП.

Эти материалы и абрис с указанным местом падения были отправлены нашим друзьям из отряда «Исток» (пос. Калашниково Тверской обл.). Они совершили развед-выезд и сузили район поиска места падения. В марте 2021-го года уже расширенной командой мы выдвинулись на поиски воронки в заросшей пойме реки.

-3-.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы ставили задачу перед собой найти место и по возможности номер. В документах было указано место захоронения – д. Пустошка. Еще одной из причин был опыт наших владимирских друзей, о котором рассказывал Евгений Агафонов. Что даже в тыловых районах в воронках ОБЫЧНО оставляли останки лётчика…

Весной 2021 г. было найдено место падения - заросшая ивняком низина с водой. Спасла глубинная рамка, которая и сработала на сигнал через кусты. Небольшие обломки, с клеймами и бирками 21-го завода НКАП. Но верхние 20-25 см были проморожены, отработать каждый сигнал было очень проблематично. Номеров или останков тогда найдено не было и решили позже продолжить.

-2-.jpg

-1-.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Летом 2023-го года коллеги из Кувшиново и Твери провели еще два выезда, нашли пряжки подвесной системы и фрагмент черепа. Тогда же был найден обломок с номером 31213079, указанный в документах о катастрофе. В последующем осеннем выезде тверские поисковики с глубины около 3-4 м достали останки летчика с орденом Красного Знамени. Костных останков было найдено немного. Думаю, участники того выезда сами дополнят фотографиями.

Две недели назад мы совместно продолжили работы, в ходе которых были извлечены еще остатки двух унтов, фрагменты ремня, обрывки свитера и комбинезона, зажигалка, коробок спичек. Костные останки были переданы на антропологическую экспертизу.

На фото ниже - до начала работ две недели назад.

 

1-.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Начат поиск родни летчика в пос. Шебекино Орловской области. Спасибо Владиславу А., который сделал компьютерную обработку портрета летчика.

Об обстоятельствах гибели. Как свидетельствуют документы, катастрофа самолета №3079 мл.лейт. Томильченко произошла в результате учебного воздушного боя 4-х Як-1 против 4-х ЛаГГ-3 в районе аэр. Коробово. На высоте 3000м самолет ведущего кап. Овчарова, заходя на боевой разворот был сзади снизу под углом 50-60 градусов ударен винтом самолета Томильченко. После столкновения самолет Овчарова имея незначительные повреждения хвостового оперения удачно приземлился на аэродроме. Самолет Томильченко вошел в штопор, попыток покинуть самолет с парашютом летчик не предпринимал. Предположительно потерял сознание от удара обломками.

10-.JPG

11-Томильченко_Анатолий_Николаевич-.JPG

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 минуты назад, 7.62 сказал:

Начат поиск родни летчика в пос. Шебекино Орловской области.

Место рождения и адрес родных Курская обл., г. Шебекино. В 1954 году из Курской области выделена Белгородская область, в т.ч. г. Шебекино.

Так что искать нужно в г. Шебекино Белгородской области.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В дополнение вышесказанного. Личные вещи 

 

IMG-20231002-WA0002.jpg

IMG-20230930-WA0049.jpg

IMG_20230930_214106_033.jpg

 

20231202_133058.jpg

IMG_20230930_214106_218.jpg

Изменено пользователем Илья Михайлович
6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так же в осенний выезд были подняты и следующие детали 

IMG-20231212-WA0008.jpg

IMG-20231212-WA0007.jpg

Изменено пользователем Илья Михайлович
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, Илья Михайлович сказал:

Обломок с номером 31213079

IMG-20230929-WA0022.jpg

На фото чётко виден номер 31213039. Где то ошибка?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уже достаточно много лет назад Михаил Романов работая в архиве ЦАМО нашёл документы о падении самолёта Томильченко и передал мне схему падения с привязками . А я передал её Виктору Макарову ПО "Земляки" г.Кувшиново по причине его более близкого расположения к месту падения . Так что тверские коллеги по поиску как ни странно знали об этом месте , но видимо без московских коллег подъём был затруднителен у нас не было абриса ! Вижу 39 .    С уважением   

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Номер однозначно    31213039.   (даже  "0" больше напоминает  "П").

IMG-20230929-WA0022.jpg

Изменено пользователем TITANIK
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Александр Владимирович видимо история с передачей информации вами Виктору Викторовичу не очень вписывалась в пред историю данного подъёма. Я тоже вижу 39! 

С уважением Семён! 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, зухер сказал:

Уже достаточно много лет назад Михаил Романов работая в архиве ЦАМО нашёл документы о падении самолёта Томильченко и передал мне схему падения с привязками . А я передал её Виктору Макарову ПО "Земляки" г.Кувшиново по причине его более близкого расположения к месту падения . Так что тверские коллеги по поиску как ни странно знали об этом месте , но видимо без московских коллег подъём был затруднителен у нас не было абриса ! Вижу 39 .    С уважением   

Добрый день!

В марте 2021года, Сергей Михайлович, мне лично  передал материалы и схему места падения самолета Томильченко.

Со своей командой мы произвели разведку местности, нашли немного мелкого дюраля. Через неделю, уже большой компанией нашли точное место падения самолёта.

Виктор Викторович Макаров был тогда приглашён в качестве почетного гостя. В последствии мы узнали от него, что он ищет это место уже 8 лет, по Вашим схемам и привязкам. Причем, на другом берегу реки. Видимо, действительно не было абриса. Любопытно посмотреть на Вашу схему, может она чем отличается?

Про других, не знаю. Отвечу за себя. Мне, тогда это место показалось малоперспективным:

1. Не было выраженной воронки от падения

2. Не нашли более менее крупных фрагментов

3. Местные жители утверждали, что был подьем самолёта трактором и летчик был торжественно похоронен в 1960х годах. Стоял гроб и какая то часть от самолёта. Причём  у них в памяти даже сохранилась фамилия лётчика - Томильченко. Из фрагментов самолёта, местные умельцы делали портсигары и т.п.

В 2022г. и первой половине 2023 года мне было не до самолётов.

Но, видимо Виктор Викторович знал главное (либо из Ваших документов либо чуйка сработала), что тогда в 60-х годах от лётчика подняли часть руки и ещё что то и всё (это я узнал недавно). Он собрал экспедицию и не от кого не зависит. Теперь МЫ в гостях у Виктора на подьеме.

 

 

 

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В названии темы неточность. Эта катастрофа случилась 26.01.43 в 157 иап, в котором лётчик Томильченко служил с 30.10.42.

IMG_20231213_081100.jpg

 Не совсем корректно указан и № с-та либо в самом архивном документе, либо при выписке с этого док-та - скорее второе. На фото обломка ясно видно, что две последние цифры 39, а не 79. Посмотрите, пожалуйста, ещё раз свои записи. Возможно допущена описка. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Землекоп @Дочь ветерана ВОВ 863 иап @TITANIK @никитин дмитрий @зухер @Алекс21

На фрагменте выбита скорее всего 3, но если присмотреться, то можно увидеть исправление 3 на 7.

Кто это сделал? Не мы.

IMG-20231213-WA0002.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Сергей Сергеев сказал:

Вот теперь видно, что перебит на 7 ку. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, сейчас хорошо видно, что это "7".  Смущает буква  "П".

Изменено пользователем TITANIK
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день! Набитая 3,состоит из верхней половины семерки и перевернутой 2,ноль похож на букву П, низ не пробили, последний снимок, хорошо видна 7(вторая 3) 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 часов назад, *Владимир* сказал:

Добрый день! Набитая 3,состоит из верхней половины семерки и перевернутой 2,ноль похож на букву П, низ не пробили, последний снимок, хорошо видна 7(вторая 3) 

Совершенно верно, низ плохо пробит и если присмотреться то видна неглубокая линия снизу, которая дополняет "букву П" и получается цифра 0

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 12.12.2023 в 19:05, зухер сказал:

Уже достаточно много лет назад Михаил Романов работая в архиве ЦАМО нашёл документы о падении самолёта Томильченко и передал мне схему падения с привязками . А я передал её Виктору Макарову ПО "Земляки" г.Кувшиново по причине его более близкого расположения к месту падения . Так что тверские коллеги по поиску как ни странно знали об этом месте , но видимо без московских коллег подъём был затруднителен у нас не было абриса ! Вижу 39 .    С уважением   

 

В 12.12.2023 в 23:49, Землекоп сказал:

Александр Владимирович видимо история с передачей информации вами Виктору Викторовичу не очень вписывалась в пред историю данного подъёма. Я тоже вижу 39! 

С уважением Семён! 

Макаров Виктор Викторович просил разместить:

 Добрый день Соратники!

Хотел поговорить с Вами по самолёту на реке Осуга, который мы поднимаем  с лета этого года. Информацию по нему  мне дал наш знаменитый поисковик Александр Халиманчук лет 8-9 назад. 

Помню из его выписки, что от впадения реки Поведь в реку Осуга вверх по течению реки Осуга правый берег и 2 метра от берега  он упал.

Наши многолетние поиски к сожалению были безрезультатны.

Исследовали дно реки, правый и левый берега выше по течению, метров на 400 выше.

Участники этих экспедиций, слава Богу продолжают свой движ.

В марте 2021года, я и мой отряд, по приглашению коллег вновь приняли участие в поиске: Москва, Волоколамск, Калашниково, Тверь, Кувшиново.

Ребята привезли новую информацию по самолёту.

Информация, привезённая ребятами,  помогла его найти, хотя и не сразу.

Мы вышли на большую старицу реки Осуга, напротив  бывшей  д. Пустошка, порядка 200 метров от неё.

В результате поиска, в конце дня было найдено место падения.

Самолёт оказался намного ближе от места бывшего поиска, выше по реке Осуга   и в стороне от русла реки.

Летом 2023 года мы выехали на поиски входа в землю  самолёта:  сложности были в поиске, каждую весну этот участок полностью затоплен и наносы грунта.

Результат нашей работы был сообщен нашей команде,  и мы начали подготовку к подъему самолёта нашей командой.

Будут вопросы, звоните, пишите, но мне  лично или приезжайте.

Я открыт и доступен всегда! Всегда отвечаю за свои слова!

Ещё раз Благодарю Александра Халиманчука!  За тот первый движ по самолёту. И по экспонатам  в экспозицию нам в Кувшиново. Он первый откликнулся и помог.

С уважением к  Вам, Ваш Соратник  Макаров Виктор.

 

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые товарищи! Может, как то будем более  уважительней относиться к друг другу? Ведь можно было это все узнать лично или по телефону. И не засорять тему.

От некоторых умозаключений форум только страдает и его  покидают люди, причем очень хорошие специалисты в авиапоиске.

Мне, например, интересно читать темы других форумчан о подъемах, а не узнавать это из новостей.

 

Изменено пользователем Сергей Сергеев
5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Сергей Сергеев не вполне понял о чём речь, если честно. У вас первая фраза противоречит последней. Если всё узнавать лично или по телефону, то никто не будет создавать тем на форме, что бы другие читали про интересные подъёмы

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 часов назад, Сергей Сергеев сказал:

Уважаемые товарищи! Может, как то будем более  уважительней относиться к друг другу? 

 

Уважительно относиться друг к другу надо ВСЕГДА!  Независимо от личных пристрастий. А форум для того и создан, чтобы освящать поисковую работу.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу