летнаб

Склад немецких самолетов у станции Чир

1 сообщение в этой теме

 
     Уважаемые форумчане! Пока "затишье в поле", в связи с погодными условиями, хочу поделиться интересными данными опубликованными  в ВК на сайте сообщества "Сталинградские рубежи", о работе "трофейных команд" по сбору немецких самолетов. Возможно кто  то уже это видел, а кому то будет интересно. И ещё ...возможно есть такие документы и по аэродромам Морозовский и Тацинская. Здесь тоже работали "трофейные бригады".. Даже есть фото  солдаты  у склада контейнеров, которые немцы здесь загружали продовольствием и боеприпасами для окруженной армии Паулюса. Для примера привожу один документ, кому интересно найдет на сайте.
 
  Склад немецких самолётов у станции Чир.

В фондах архива ЦДНИВО имеется доклад военного отдела Нижне-Чирского РК ВКП(б), направленный в июне 1943 года в Обком. В нём сообщалось, что оправлено на погрузку 106 немецких самолётов. Также сообщалось, что от станции Чир до хутора Тузов имеется построенная немцами узкоколейка. Но есть и более интересный документ.

На сайте germandocsinrussira.org есть доклад с материалами осмотра матчасти самолётов противника у станции Чир 26-28 апреля 1943 года. Доклад подписан начальником разведотдела 8-й воздушной армии майором Голобородько и направлялся в Главное разведуправление Красной Армии. В сопроводительной записке информировалось, что самолёты были приготовлены противником для эвакуации в тыл и располагались по сторонам специально построенного ж.д. тупика.


Всего было описано 99 единиц, часть самолётов были целыми, остальные в разной степени комплектности.
Осмотр был произведён тщательно, с описанием модификаций самолётов, года постройки и производителя, заводских номеров и фотографиями тактических знаков и эмблем.
Документ интересен для нас тем, что помогает составить представление об используемых противником в сражении за Сталинград самолётах более подробно. Какие же из них были обнаружены у станции Чир?

Истребители.

Истребителей было больше - всего 60 единиц. Все они были немецкими, т.е. "Мессершмиттами". Итальянских "Макки" и румынских "I.A.R." обнаружено не было, хотя они принимали участие в воздушных боях у Сталинграда. Интересно, что среди "Мессершмиттов" было немало устаревших к 1942 году модификаций.
Например, один из них был идентифицирован как Ме 109С 1939 года постройки и производства завода Фокке-Вульф. Ме (Bf) 109 - одномоторный, одноместный истребитель с нижним расположением крыла. Модификация Ме 109С имела двигатель мощностью всего 700 л.с., что для 1942 года было совсем недостаточно. Развивал максимальную скорость до 470 км/ч и вооружался только четырьмя пулемётами калибра 7,92 мм.

Ме (Bf.) 109Е.
Ещё 30 истребителей - это различные модификации "Эмиля" - Ме-109Е 1938 - 40 гг. постройки. Произведены были заводами "Вена Нейштедтер", "Эрла Машиненверк", "Арадо Варнемюнде" и "Физилер Кассель".
Для воздушных боёв 1942 года Ме-109Е подходили, но явных преимуществ перед Як-1 и ЛаГГ-3 не имели. По скорости проигрывали новым модификациям советских истребителей. Поэтому больше использовались как истребители-бомбардировщики и штурмовики, что подтверждали соответствующие знаки (гербы штурмовиков) на фюзеляжах нескольких самолётов у станции Чир.

Ме (Bf.) 109F.
В боях на сталинградском направлении у люфтваффе имелись не только устаревшие истребители, но и вполне современные и даже новейшие для 1942 года.
Среди "сто девятых" было обнаружено 14 самолётов Ме 109F разных модификаций, выпущенных в 1939 - 42 годах. Произведены они были заводами "Вена Нейштедтер" и "Эрла Машиненверк".
Ме 109F советские лётчики-истребители в 1942 году считали наиболее опасным противником. Истребители этой модификации обладали мощным пулемётно-пушечным вооружением, отличной маневренностью и скоростью до 620 км/ч на высотах более 4000 метров.
Из 14 Ме-109F у станции Чир, 6 были в тропическом исполнении. Знаки на некоторых фюзеляжах (скрещённые мечи на белом щите) указывали на принадлежность к 3-й эскадре "Удет".

Ме 109G.
Самыми современными из описанных в донесении разведотдела 8 ВА истребителями были Ме-109G и Ме-109G-2. Всего их было найдено 13. Построены они были в 1942 году заводами "ВОР" и "Вена Нейштедтер".
Это были новейшие, мощные боевые самолёты. Улучшенная аэродинамика и мотор мощностью 1475 л.с. позволяли самолёту разгоняться до недостижимой в то время для советских истребителей скорости в 650 км/ч (в пикировании выдерживал и большую скорость). Ме-109G имел гермокабину, а на G-2 ставилась обычная. Это были ранние версии Ме 109G, ещё относительно лёгкие, и вооружались 20-мм пушкой и 7,9-мм пулемётами.
На одном из самолётов имелся герб 52-й эскадры - меч с крыльями на чёрно-красном щите.Другие эмблемы на фюзеляжах тоже достаточно интересны. Например туз пик или Микки Маус с пистолетом и тесаком.

Ме-110.
"Сто десятый" - это тяжёлый двухместный двухмоторный истребитель. Всего их насчитали пять единиц разных модификаций. Произведены были в 1940 - 41 годах заводами "Готта" и "Мессершмитт". На фронтах под Сталинградом они встречались часто. Нередко советские зенитчики обстреливали свои Пе-2, принимая их за Ме-110 из-за схожести силуэтов.

Штурмовики и бомбардировщики.

В Сталинградской битве со стороны люфтваффе роль штурмовой авиации больше играли пикирующие бомбардировщики Ju 87. Но самолёты-штурмовики тоже были, которых на складе у станции Чир было обнаружено 7. Из них шесть - это старые полуторапланы "Хеншели" Hs 123. Но также была найдена передняя часть фюзеляжа Hs 129. Это был уже новейший одноместный бронированный штурмовик с мощным вооружением. Он начал серийно выпускаться в 1942 году и его замечали зенитчики и авиачасти у Сталинграда. Но был он тут в незначительных количествах.

Юнкерс Ju 87 Stuka - было обнаружено всего четыре, что само по себе ничего не говорит. Эти пикирующие бомбардировщики с сиреной наземные войска видели чаще всего. Им давали разные прозвища - "певун", "музыкант", "лаптёжник". Если им не мешали истребители или зенитки, они кружили над позициями и, сбрасывая бомбы в почти отвесном пикировании, наносили большой урон из-за точности бомбометания. Могли сбрасывать бомбы весом 250 - 1000 кг.

Юнкерс Ju 88 у станции Чир было найдено 8 единиц, но эти бомбардировщики также видели часто. Они совершали налёты на позиции наземных войск, на аэродромы, тыловые объекты. Ju-88 являлись скоростными бомбардировщиками и могли бомбить с пологого пикирования.

Хейнкель He 111 - основной тяжёлый бомбардировщик люфтваффе. У станции Чир был найден всего один 1942 года в тропическом исполнении. После окружения гитлеровских войск использовались как транспортные для доставки грузов в "котёл".

Дорнье Do 17С тоже был обнаружен всего один. Этот двухмоторный самолёт использовался как бомбардировщик.

Готта Go 145. Достаточно редкая модель самолёта. Это лёгкий биплан 1937 года постройки. "Готта" - вагоностроительная фирма, при гитлеровском режиме выпускала самолёты и планеры. Go 145 считается учебно-тренировочным самолётом, но, по некоторой информации, на Восточном фронте немцы, увидев эффективность У-2, стали их использовать как ночные бомбардировщики.

Транспортные и вспомогательные самолёты.

Среди боевых машин, конечно, были и небоевые, хотя и военные. Было описано четыре "Шторха" 1942 года постройки. Лёгкий одномоторный самолёт фирмы "Физилер" Fi 156 Storch в гитлеровской армии использовался как штабной, для перелётов генералов уровня штаба армии и выше. Два из четырёх "Шторхов" были в тропическом варианте.
Ну и конечно, были найдены также четыре транспортника Юнкерс Ju-52 разных модификаций. Годы постройки - от 1934 до 1942. На них во многом полагалось командование окружённых под Сталинградом гитлеровских войск, но количества Ju-52 для обеспечения снабжением такой большой группировки войск оказалось явно недостаточным. Трёхмоторный Ju-52, он же "Тётушка Ю", вполне бы мог наравне с "Дугласом" войти в историю только как хороший пассажирский, либо просто транспортный самолёт. Но из-за Второй Мировой войны запомнился больше как военно-транспортный.

Исходя из данных упомянутого доклада можно сказать, что военно-воздушные силы Германии в битве за Сталинград не были полностью укомплектованы только новыми самолётами, несмотря на важность сталинградского направления. Вероятно, промышленность Германии не в состоянии была обеспечить потребности новыми истребителями и бомбардировщиками свои авиачасти даже на таком передовом направлении. Поэтому сюда стягивалась вся свободная техника, даже старых модификаций, с африканских и средиземноморских театров
военных действий.
Конечно, это не полные данные и по ним нельзя полностью судить об уровне обеспеченности техникой люфтваффе. Было бы отлично привести, например, опись захваченных самолётов противника на аэродроме "Питомник". Среди них были очень интересные и редкие типы. Но такого документа пока не обнаружено, к сожалению.

https://wwii.germandocsinrussia.org/ru/nodes/1958#pag..

3eKpCUrcwvQ.jpg

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу