Жека

Ил-2 № 302404, э-ж Муравьев-Гузев, 502 ШАП

41 сообщение в этой теме

Изучая заявки немецких зенитчиков на сбитые советские самолеты обнаружили несколько уже отработанных нами самолетов, места падения которых были указаны достаточно точно. Решили попробовать поискать место падения основываясь на данных зенитчиков. Первый выезд решили провести в районе ст. Нижнебаканская по заявке 12.08.1943 года.

IMG-20221116-WA0022.jpg

IMG-20221116-WA0023.jpg

IMG-20221116-WA0029.jpg

IMG-20221116-WA0030.jpg

Изменено пользователем Жека
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ходить по полю почти не реально, но тем не менее кое-что найти удалось. Подождем пока трава упадет. Ил точно на этом поле есть.

20230924_135632.jpg

20230924_135638.jpg

Изменено пользователем Жека
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В этот день не вернулись два экипажа из 618 ШАП (экипажи Верятина и Астахова) и один из 502 ШАП (экипаж Муравьева).

Изменено пользователем Жека
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
42 минуты назад, Жека сказал:

Предположительно экипаж 502 ШАП Муравьев-Гузеев

Есть сомнения. На фото видны гильзы 23 мм ВЯ, а 12.8.1943 в 502 шап потеря Ил-2 №302404. Выпуск завода №30 4.6.1943 с пушками 20 мм ШВАК.

В тот же день, в том же районе в 214 шад были две потери Ил-2 в 618 шап: экипажи Астахова и Вегетина(?). Оба самолета завода №18.

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за информацию! Экипаж Верятин-Бородин мы нашли еще лет 10 назад. Экипаж установили на номеру мотора. На экипаж Верятина у немцев тоже есть заявка. Место падения самолета указано достаточно точно.

Вариант с Астаховым не рассматривали поскольку в донесении указано, что упал по одним данным 500 метров южнее Молдаванское, по другим 800 метров. По факту место падения примерно 5000 метров южнее.

С другой стороны в пос. Нижнебаканский на памятнике советским воинам есть надпись:  „Память сердца неудержимо возвращается к прошлому. Летчики — штурмовики: Михаил Астахов, Валентин Верятин, стрелок Борис Бородин 12.08.1943 года в районе п. Нижнебаканского повторили подвиг Н. Гастелло“.

Выходит все-таки экипаж Астахова.

fullimage10.jpg

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Заявка зенитчиков на экипаж Верятина

post-12123-0-00191900-1669825741.jpg

post-12123-0-24584800-1669825745.jpg

Изменено пользователем Жека
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самолет Астахова №1878558 был выпущен с завода №18 27.5.1943 с мотором №244464. Самолет и мотор в разных списках как потери 12.8.1943.

В журнале потерь запись по экипажу Астахова:

"При выполнении б/задания экипаж над целью сделал 8 заходов не выходя с территории противника. На 9 заходе был сбит огнем ЗА. Экипаж вел себя героически на горящем самолете врезался в батар пр-ка"

В немецкой заявке Ил-2 сбит огнем ЗА в 6.23 (берлинское время), а уже около 6.30 немецкий офицер осматривал обломки. Я так понял, что немец в отчете указал, что самолет упал посреди позиций (4-й батареи?). 

ПРОСЬБА К КОЛЛЕГАМ СДЕЛАТЬ ТОЧНЫЙ ПЕРЕВОД. Возможно, это нечасто встречающееся свидетельство противника об "огненном таране". 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 часов назад, Жека сказал:

...

IMG-20221116-WA0029.jpg

IMG-20221116-WA0030.jpg

 

28 минут назад, linnet сказал:

... ПРОСЬБА К КОЛЛЕГАМ СДЕЛАТЬ ТОЧНЫЙ ПЕРЕВОД. Возможно, это нечасто встречающееся свидетельство противника об "огненном таране". 

@Жека @linnet , Сам я, конечно, сразу "просто прочитал" эти документы, а теперь надо, чтобы их прочитали и другие форумчане, поэтому сегодня :)я сделаю "письменный" их перевод и размещу его здесь.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дословный перевод верхнего документа - донесения от 13.08.1943 обер-лейтенанта Фон Шмитерлёва из «Поисковой команды»:

«12.08.1943 примерно в 06.30 я прибыл на место падения Ил-2, сбитого в 06.23. Место падения я обнаружил примерно в середине позиции 4-го взвода. Самолёт ещё горел и был полностью разрушен. Два члена экипажа были мертвы и сгорели поблизости от самолёта. Самолёт был идентифицирован как модернизированный Ил-2 (двухместный).

Координаты места падения следующие: 7409500 r 4972650 h

(Карандашный автограф)».

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дословный перевод нижнего документа - донесения от 12.08.1943 вахмистра Эбельса из 5-го зенитного артиллерийского дивизиона 4-го зенитного артиллерийского полка Люфтваффе:

«12.08.1943 я получил приказ найти очередной сбитый самолёт. Место падения было видно перед позицией батареи. Я пошёл в «направлении 7» (буквально так!) и нашёл самолёт ближе к 5-му (зачёркнуто) 4-му зенитному артиллерийскому дивизиону 4-го зенитного артиллерийского полка. В результате падения самолёт был полностью разрушен и частично сгорел. Члены экипажа сгорели вместе с ним.

Место падения: лист карты L-37-112-В   координаты: r 74/09500  H 49/72650

Вахмистр (Карандашный автограф)».

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То, что самолет упал на позиции артиллерийской батареи, это 100 %. По поляне попадаются артиллерийские укупорки. В следующий раз сделаю их фото. 

Изменено пользователем Жека
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В тему - об "огненных таранах" этого дня экипажей Астахова и Верятина (сс. 148 - 149 2-го тома 3-томника Зайцева по таранам):

148-14932145c97f273cfad.jpg

 

Изменено пользователем Бортстрелок
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"8 февраля 1943 года. 

... Вспоминается прошлое, мечтаю о будущем. Хороша была жизнь, но будет лучше. А если смерть? Становится грустно. Но чёрт с ней, со смертью. Умирать так умирать, лишь бы победить. А если умирать, то как Гастелло". 

           (из дневника летчика Михаила Астахова) 

Запись сделана, когда был в командировке в Куйбышеве - летал за новым с-том ("Живу в "гостях", жду аккумуляторы").

Из неё понятно, что "огненный таран" - не спонтанное решение, а многократно обдуманный осознанный поступок в ситуации, если будет подбит над тер-рей врага. 

Запись оказалась пророческой. 

Свой дневник Михаил вёл со студенческой скамьи, с 39 г - учился в инс-те, был почти отличником, но поступив в аэроклуб, сделал выбор - стать лётчиком. Дневник сохранился. Опубликован. 

Из дневника стала известна и точная дата рождения Михаила - 21.11., везде в др. д-тах указан только год - 1919.

Интересен факт, что впервые он поднялся в воздух 6 мая 1940 г в аэроклубе под руководством девушки-инструктора Татьяны Косиновой. 

Есть запись о друге Верятине Валентине - порадовался за друга, награжденного Орденом Кр. Звезды. 

Удивительно как похожи их судьбы: оба в 40 г, окончив аэроклубы Москвы, поступили в Балашовскую ВАШП; в 41 - оставлены в ней инструкторами; подавали рапорты - просились на фронт; 07.11.42 направлены в действующую армию в составе 618 шап на СталФ;  29.03.43 стали мл. л-тами; 26.07.43 им присвоили звание л-тов. 

12.08.43 погибли в боевых вылетах, совершив "огненные тараны" на позиции немецких зенитчиков. 

Абсолютно одинаковыми записями заканчиваются и их УПК... 

IMG_20230927_201425.jpg

IMG_20230927_201203.jpg

Изменено пользователем Дочь ветерана ВОВ 863 иап
5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Непосредственное место падения самолета нашли. Расположено посередине между двумя немецкими капонирами. Подробности и фото вечером.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня наш Абинский отряд нашел на месте падения фрагментированные останки и парашютную систему.

8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 hours ago, Жека said:

Коллеги, напомните, где на парашютной системе стоят такие полукольца?

IMG-20240103-WA0008 (1).jpg

 

image006.jpg

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня продолжили просеивать замлю на месте падения. Попалось еще пара фрагментов останков и парашютной системы.

IMG-20240201-WA0030.jpg

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу