Бортстрелок

"К истории авиапамятников Отечества"

7 сообщений в этой теме

2023 © К.Б.Стрельбицкий

(Москва, Российская Федерация)

 

К ИСТОРИИ АВИАПАМЯТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА

, или Обо всех самолётах-памятниках, когда-либо установленных в авиационных гарнизонах и на военных аэродромах Хурба, Серышево/Украинка, Остафьево и Узин

 

Когда автор в 2010 году создал справочный материал «Мемориальные самолёты и вертолёты на территории Республики Беларусь», ставший первым в своём роде и поэтому сразу же размещённый Байнетом, у одного из читателей возник резонный вопрос: «Откуда у Вас такой интерес именно к авиапамятникам?». Он у автора – ещё с его «срочной» службы, проходившей в 1984 – 1986 годах в авиационных гарнизонах и на военных аэродромах Хурба, Серышево/Украинка, Остафьево и Узин. Ниже вашему вниманию предлагается наш исторический обзор всех известных авиапамятников, установленных в тех местах, начиная с 70-х годов прошлого века, и существующих там поныне, по состоянию на 2023 год.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Начать этот обзор логично будет с констатации того, что самый первый авиапамятник встретился автору на той самой, «срочной» службе уже в самый первый же её день, когда в составе команды призывников он ещё только отправлялся на Дальний Восток из столичного аэропорта Домодедово – здесь, на площади перед аэровокзалом с 1977 года стоял самолёт «Аэрофлота» «Ту-114» с бортовым обозначением «СССР-76464».  Об этом авиапамятнике, уже в 2006 году просто варварски уничтоженном, имеется достаточно много информации в Сети, посему здесь мы лишь ограничимся одной только «констатацией данного факта», после чего перейдём к авиапамятникам в первом месте службы автора в 1984 – 1985 годах, а именно – в Хурбе (тогда – Комсомольского района Хабаровского края РСФСР, ныне – Российской Федерации).

В то время там их было три, и два из них автор последовательно увидел практически сразу же по прибытии в Хурбу. Первым из них стал стоявший на привокзальной площади Комсомольского-на-Амуре аэропорта (ещё с 1964 года аэродром Хурба, бывший до этого «чисто военным», является «аэродромом совместного базирования» гражданских и военных самолётов) «Ил-14М» с бортовым обозначением «СССР-93932» и в окраске «Аэрофлота», до 1982 года входивший, однако, в состав Лётного отряда Судостроительного завода имени Ленинского Комсомола и базировавшийся на «заводском» аэродроме Дзёмги в самом городе Комсомольск-на-Амуре. В Хурбу оттуда он не перелетал «своим ходом», а был привезён сюда на буксире за автотягачом, причём по пути, по воспоминанию очевидца, задевал деревья своими консолями крыла, не отсоединявшимися на эту, почти 30-километровую транспортировку. К сожалению, самолёт тот не простоял здесь в качестве авиапамятника и десятка лет: после того, как этот «Ил-14М» был «полностью вандализирован», местный аэропорт в сентябре 1991 года продал его на металлолом, и он был утилизирован на том же, бывшем своём аэродроме Дзёмги (где отдельные его фрагменты – всё те же консоли крыла – видели ещё в 2000 – 2001 годах).

Другой авиапамятник в Хурбе автор мог наблюдать уже совсем вскоре после «Ил-14М», когда строй их призывной команды на пути от аэровокзала к своей будущей воинской части миновал местный военный городок. Здесь, на его «парадной» площади на постаменте установлен «взмывающий в небо» самолёт «семейства» «МиГ-17» (его конкретная модификация нам не известна), первоначально носивший бортовой номер «01» красного цвета (в настоящее время у него всё тот же номер «Ноль – один», но уже – белого цвета и с красной окантовкой). На «лицевой» стороне постамента этого авиапамятника первоначально была установлена одна, металлическая доска – с изображением вверху «петличной» эмблемы Советских ВВС (так называемая «птичка»), а под ней – со словами «СОВЕТСКИМ / АВИАТОРАМ - / ЗАЩИТНИКАМ / РОДИНЫ». К настоящему времени ниже неё установлена уже вторая здесь памятная доска – с текстом «Экипажу самолета Су-24М2 / погибшему 6 июля 2015 года. / Раимов / Александр Ильясович / Салахутдинов / Дамир Рафаелович / Летчики не умирают. / Они улетают и не возвращаются…», а так же с фотографиями этих пилота и штурмана-оператора и их самолёта.

Третий из существовавших тогда в Хурбе авиапамятников автору лично увидеть так и не пришлось, хотя первоначально он и должен был именно у него принимать Военную Присягу. Но тогдашний месяц декабрь выдался в Хурбе особенно морозным (как, впрочем, и вся та зима 1984/1985 годов – когда на местном аэродроме по радиотрансляции звучали просто шокировавшие поначалу молодых воинов объявления типа: «Воздух ПРОГРЕЛСЯ до минус 39 градусов – полёты разрешены!»), и в результате все «сопризывники» автора ту церемонию принятия присяги проходили «по погоде» прямо внутри своей казармы, а не «у самолётика» – у «Су-15» с бортовым номером «03» красного цвета. Со временем и этот авиапамятник в Хурбе будет утилизирован, но впоследствии всё же заменён на точно такой же самолёт – так же с красным номером, но «60», установленный уже «на взлёте», с дополнительной «подставкой» под кабиной пилота (а не как «Ноль – три» раньше – «ровно», на всех трёх стойках выпущенного шасси).

Кроме этого, уже второго по счёту в гарнизоне «Хурба-2» самолёта-памятника «Су-15», здесь к настоящему времени имеется ещё 5 других авиапамятников: это – «Су-17М4» (бортовой номер – «303» красного цвета с жёлтой окантовкой), «Су-24М» («09 красный»), два «Су-27УБ» (бортовые номера их обоих нам неизвестны) и «Як-28П» («38 красный» с чёрной окантовкой). Все они, кроме обоих «отрывающихся от взлётной полосы» «Су-27УБ», установлены в качестве авиапамятников «по-стояночному» – на всех стойках своего выпущенного шасси каждый.

Из семи перечисленных нами выше нынешних авиапамятников в Хурбе шесть – или «естественного цвета металла», или же имеют стандартную для данных типов военных самолётов окраску (при этом у «Су-15» и «Як-28П» носовые обтекатели – зелёного цвета, а у «Су-24М» – белого), и лишь фюзеляж «Су-17М4» имеет ныне трёхцветный «камуфляж» – в виде «негеометрических» пятен светло-зелёного, «хаки» и светло-коричневого цветов. На нём же по обоим бортам в центральной его части нанесены изображения знака «Гвардия», а в носу, на красном и жёлтом фонах – «предупреждающие» надписи «ОПАСНО / ВОЗДУХО / ЗАБОРНИК». У «Су-24М» по левому борту перед пилотской кабиной нанесена прежнего варианта эмблема разработавшего этот самолёт ОКБ П.О.Сухого (так называемый «Крылатый лучник»), а на хвостовом оперении с обеих его сторон – надписи «ВКС РОССИИ».

В заключение этой части нашего рассказа, относящейся к Хурбе, необходимо отметить тот факт, что из семи авиапамятников, ныне установленных там, лишь один – «Су-24М» (был торжественно открыт 15 сентября 2020 года, с установкой перед ним памятной доски с текстом «ЗАЩИТНИКАМ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ / РУБЕЖЕЙ» и ниже него – стилизованным рисунком двух лавровых ветвей) – имел «при службе» непосредственное отношение к местной воинской части (277-й гвардейский бомбардировочный авиационный Млавский Краснознамённый полк) и реально базировался на данном аэродроме, а остальные шесть машин были «взяты на авиапамятники» уже с Базы резерва самолетов в Хурбе.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В дальнейшем, после окончания здесь учебного подразделения автор продолжил свою «срочную» службу в строевых частях 37-й воздушной армии Дальней Авиации, и первым её местом стал гарнизон «Серышево-2» (аэродром «Украинка») в Серышевском районе Амурской области РСФСР (ныне – Российской Федерации). Тогда, когда в 1985 году здесь служил автор, тут ещё не было ни одного авиапамятника – они станут появляться там позднее. и все, общим числом «7», сохранятся до настоящего времени, установленные при этом в трёх различных точках – непосредственно на лётном поле аэродрома «Украинка», на площади на территории гарнизона «Серышево-2» и при въезде в военный городок «Серышево-1» из местного райцентра – «гражданского» посёлка Серышево.

Непосредственно на лётном поле аэродрома «Украинка», на одной из прежних самолётных стоянок, точно напротив его Командно-диспетчерского пункта был создан своего рода «музей под открытым небом», экспонатами которого стали сразу 5 самолётов-памятников. Так, по центру этой стоянки, носом к «вышке» установлен самолёт-заправщик «М-4-II» (первоначально, в 1955 – 1961 годах – «строевой», стратегический бомбардировщик «М-4М», с бортовым номером «63» красного цвета и заводским «5301518»), и по бокам от него – ещё 4 самолёта-памятника: справа – один «Ан-12БП» (бортовой номер – «08» жёлтого цвета, заводской – «3341304»), а слева – остальные три: «Ан-2» («04 красный») и два «Ан-24Т» (с бортовыми номерами «58» и «32» тоже красного цвета). Перед каждым из этих пяти самолётов-памятников установлены информационные щиты; в частности, у «Эмки» их – сразу два: слева – с информацией об истории создания и службы самолётов данного типа, а справа – с их основными лётно-техническими характеристиками. К сожалению, именно эта машина «М-4-II» является ныне «несколько некомплектным» авиапамятником: она была установлена здесь уже без, в частности, обоих блистеров носовой гермокабины (отверстия для их «штатных» плексиглазовых колпаков по обоим бортам фюзеляжа просто закрыли металлическими «заглушками»), а так же без «внешнего» топливозаправочного оборудования этого «воздушного танкера».

Шестой местный авиапамятник – второй здесь «Ан-12БП» (бортовой номер – «33» красного цвета, заводской – «1400206») установлен на площади на территории гарнизона «Серышево-2», а седьмой – так же второй «Ан-2» («30 красный») – при въезде в военный городок «Серышево-1» из местного райцентра – «гражданского» посёлка Серышево, напротив Контрольно-пропускного пункта городка и типового советского здания «авиационно-дивизионного» Гарнизонного Дома Офицеров (ныне – «ФГКУ 131 Дом Офицеров (Гарнизона)») по адресу «улица Святителя Иннокентия, дом 9».

Все шесть «серышевских» авиапамятников-«Антоновых» сохранили поныне свою первоначальную, стандартную для данных типов машин окраску: оба «Ан-2» – тёмно-зелёную (с «небесными» (у самолёта у КПП) или белыми (у машины на лётном поле аэродрома) нижними поверхностями плоскостей и фюзеляжа), а четыре других «Ана» – светло-серую (при этом оба «Ан-12БП» имеют цветные коки воздушных винтов и диски колёс шасси: у стоящего на поле и то, и другое сейчас – голубого цвета, но первоначально они были красными и зелёными соответственно, а у «гарнизонного» – белые коки и тоже зелёные диски). Ни одна из этих шести машин не имеет на своих фюзеляжах, за исключением номеров, изображённых по обоим бортам, ближе к корме, никаких рисунков или надписей. Седьмой же «серышевский» авиапамятник-«Эмка» имеет традиционно принятые в советской Дальней Авиации окраску (верх – светло-серый, низ и кормовой руль направления – белые, выкрашенные особой, «противоатомной» краской) и обозначения-номера: бортовой 63» красного цвета (в четырёх местах – на обеих открытых створках носовой стойки шасси и на хвостовом оперении – по два с каждого борта) и заводской «5301518» (там же и тоже с обеих его сторон).

Если выше мы писали, что «в заключение .., части нашего рассказа, относящейся к Хурбе, необходимо отметить тот факт, что из семи авиапамятников, ныне установленных там, лишь один … имел «при службе» непосредственное отношение к местной воинской части … и реально базировался на данном аэродроме», то с семью «серышевскими» авиапамятниками дело обстоит «с точностью до наоборот». Исключением здесь является всё та же «Эмка», с 1955 года служившая «в обоих качествах» (первоначально – как «строевой», стратегический бомбардировщик, и затем – уже как самолёт-заправщик) в составе 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации в Энгельсе, откуда этот самолёт 12 января 1991 года и перелетел в Серышево, чтобы в конце концов стать здесь авиапамятником. Все остальные 6 здешних самолётов-памятников – по два Ан-2, Ан-12 и Ан-24 – как раз-таки «имели  «при службе» непосредственное отношение к местной воинской части … и реально базировались на данном аэродроме». Этой частью была 124-я отдельная транспортная авиационная эскадрилия 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации – явный «лидер» среди советских авиационных воинских частей по количеству сохранившихся ныне в качестве авиапамятников бывших её самолётов, и автор испытывает определённую гордость от того, что в 1985 году он служил в гарнизоне «Серышево-2» и на аэродроме «Украинка» в составе именно этой эскадрилии.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В том же 1985 году автор был переведён «в интересах службы» в рамках 37-й воздушной армии Дальней Авиации из приамурского Серышева в подмосковное Остафьево (тогда – Подольского района Московской области РСФСР; ныне это территория уже так называемой «Новой Москвы», а официально – поселения Щербинка Новомосковского административного округа города федерального значения Москва Российской Федерации).

В то время там имелся один-единственный авиапамятник, который автор смог увидеть на второй день своей службы здесь, впервые прибыв на местный аэродром. Это был старейший из описываемых нами сегодня самолётов-памятников – военно-транспортный «Ли-2» с бортовым номером «01» красного цвета на тёмно-зелёном фюзеляже. Ранее он входил в состав базировавшегося с 1944 года на Остафьевский аэродром 89-го транспортного авиационного полка ВВС Красной Армии, впоследствии переформированного во 2-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилию Дальней Авиации, в которой в 1985 – 1986 годах и служил автор.  В качестве авиапамятника этот самолёт был установлен напротив тогдашнего (ныне закрытого) въезда на лётное поле Остафьевского аэродрома в 1970 году, к 25-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, о чём свидетельствовала памятная доска на нём. Она была укреплена на правой бетонной «пирамиде» – на одной из трёх таковых, на которые «опирался» обеими своими, сложенными носовыми стойками шасси и кормовым колесом-«дутиком» этот, «летящий» самолёт-памятник. Но какой конкретно на той доске был текст, сам автор, в те годы до четырёх раз в день проезжавший мимо этого авиапамятника на «Дальнюю стоянку» Остафьевского аэродрома (ныне – «Южная стоянка» этого аэродрома «совместного базирования») и обратно в гарнизон, сейчас, конечно, уже точно не помнит… Данный самолёт-памятник «исчез в неизвестном направлении» с Остафьевского аэродрома в «лихие 90-е» (очевидно – в 1997 году, когда 2-я отдельная транспортная авиационная эскадрилия Дальней Авиации была выведена отсюда и расформирована), но его точная окончательная судьба так и остаётся неизвестной, а в нынешнем Остафьеве про него уже никто вообще не помнит – в отличии от другого авиапамятника, просуществовавшего здесь меньше года, в 1979-м – 1980-м…

Речь идёт о самолёте, созданном как «Ан-10А» (заводской номер – «0401905», а его «гражданское» бортовое обозначение нам точно неизвестно, но, возможно, оно было «СССР-11939»), переданном Дальней Авиации и переоборудованном в «самолёт-салон» «Ан-10ТС» её командующего. В этом качестве в течение двух десятилетий (в 1960 – 1979 годах) он входил в состав тех же «остафьевских» 89-го полка и 2-й отдельной эскадрилии, пока не был списан из состава Дальней Авиации. После этого, в том же 1979 году он был частично демонтирован на «Дальней стоянке» и вновь собран и установлен у стадиона, напротив тогдашнего Гарнизонного Дома Офицеров (ныне этот бывший ГДО носит официальное название «Филиал МУК ДК «г.о.Щербинка в г.Москве» »). На этом самом месте тот авиапамятник планировалось использовать в дальнейшем – как уже многие, именно такие самолёты-памятники по всей стране – в качестве детского кинотеатра, однако в Остафьеве дело до реализации так и не дошло – вскоре он был подожжён вандалами (самое печальное при этом состояло в том, что ими оказались учащиеся местной школы-дети военнослужащих Остафьевского гарнизона, для которых этот «кинотеатр в самолёте» в будущем и предназначался...). После этого остатки «Ан-10ТС» были «на месте пожара» демонтированы и перевезены на территорию Технико-эксплуатационной части 2-й отдельной эскадрилии (ныне – район терминала «Международного бизнес-аэропорта федерального значения «Остафьево» »), где в том же 1980 году их «окончательно утилизировали». Когда в 1985 году автор «по службе» неоднократно бывал на территории той ТЭЧ, от них там уже не осталось и следа, а про сам этот, несостоявшийся «авиапамятник-кинотеатр» никто в Остафьевском гарнизоне тогда больше даже и не вспоминал… Такова печальная история обоих утраченных самолётов-памятников, в 70-х – 80-х годах прошлого века установленных в подмосковном тогда Остафьево…

 

 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В  1986 году автор вновь будет переведён «в интересах службы» в рамках 37-й воздушной армии Дальней Авиации, на этот раз – из подмосковного Остафьево в украинский Узин (тогда – Белоцерковского района Киевской области УССР, ныне – Украины), и здесь, на крупнейшем (с 1981 года) военном аэродроме Европейской части Советского Союза он в том же году и закончит свою «срочную» службу. Несмотря на то, что Узинский военный аэродром существовал здесь ещё с 30-х годов ХХ века (а при нём, естественно – и гарнизон, и военный городок), в Узине в советское время никогда не было ни одного авиапамятника. Таковой появился здесь только лишь в самом конце истории Узина как «Миста авиаторов», уже «в Украине», в 1993 году – им стал учебный бомбардировщик «Ту-95У» (первоначально – «строевой», стратегический бомбардировщик «Ту-95М») с бортовым номером «51» красного цвета (заводской номер – «7800503»). История этого самолёта с 1958 года и этого авиапамятника до года 2021-го максимально подробно описана в главе «Память неба» нашей работы «Полк, бывший первым во всём: Иллюстрированные страницы истории 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка / 409-го авиационного полка самолётов-заправщиков (Аэродром Узин, 1955 – 2001 годы)». Но мы не будем здесь сейчас всё там описанное повторять – это просто не имеет смысла потому, что нынешняя реальная судьба данного самолёта-памятника остаётся неизвестной… Последняя документально подтверждённая информация о его существовании в Узине датируется лишь августом 2021 года, и за прошедшие с того времени уже два года этот, уникальный «Ту-95У» вполне мог стать – как целый ряд других, увы, бывших уже авиапамятников «в Украине» – жертвой превратившегося после начала «известных событий на Украине» просто в лавинообразный, и без того «первобытно-варварский» процесс тамошней «декоммунизации»…

 

Подведём следующий итог всему вышеизложенному нами: в четырёх упомянутых выше советских авиационных гарнизонах (Хурба, Серышево/Украинка, Остафьево  и Узин) и на их военных аэродромах, начиная с 70-х годов ХХ века и по настоящее время, было установлено в целом 20 авиапамятников – по два самолёта «Ан-2», «Ан-12», «Ан-24», «Су-15» и «Су-27», а так же по одному «Ан-10», «Ил-14», «Ли-2», «М-4», «МиГ-17», «Су-17», «Су-24», «Ту-95» и «Як-28». И, если оба упомянутых в нашем материале «аэрофлотовских» самолёта из них – «Ил-14» и «Ту-114» – были со временем, к сожалению, уничтожены, то большинство из перечисленных нами 18 военных самолётов до сих пор остаются зримыми артефактами истории Советских Военно-Воздушных Сил и нынешних Российских Военно-космических сил. Это – 14 авиапамятников (без утраченных ранее «Ан-10», «Ли-2» и одного из двух «Су-15», а так же не учитывая «Ту-95»), которые сохраняются в двух ныне действующих российских авиационных гарнизонах (по 7 самолётов – в Хурбе и в Серышево/Украинка) до настоящего времени.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги, чтобы не перегружать форум "картинками", выше я выложил только сам текст этого моего материала. С его полным вариантом, иллюстрированным несколькими десятками исторических и современных фотографий, можно ознакомиться и скачать его по ссылке - https://disk.yandex.ru/i/lj9Rctbm2DOMig Интересного вам всем его просмотра!

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

П.С. 24 – 26 августа 2023 года в упомянутом нами выше в качестве последнего места службы автора городе Узин отмечались последовательно три праздника – «День независимости Украины», «День города» и «День авиации Украины». Однако в размещённых на официальном Интернет-сайте Узинской городской территориальной общины информации о них и на «отчётных» фотографиях с этих праздничных мероприятий – в отличие от аналогичных два года назад, в 2021-м – упоминавшийся нами выше самолёт-памятник «Ту-95У» уже вообще никак не фигурировал… Поэтому наше предположение, выдвинутое выше – «… этот, уникальный «Ту-95У» вполне мог стать – как целый ряд других, увы, бывших уже авиапамятников «в Украине» – жертвой превратившегося после начала «известных событий на Украине» просто в лавинообразный, и без того «первобытно-варварский» процесс тамошней «декоммунизации»…» – следует считать, к сожалению, верным…                        

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу