Опубликовано: 24 августа, 2023 2023 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация) К ИСТОРИИ АВИАПАМЯТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА , или Обо всех самолётах-памятниках, когда-либо установленных в авиационных гарнизонах и на военных аэродромах Хурба, Серышево/Украинка, Остафьево и Узин Когда автор в 2010 году создал справочный материал «Мемориальные самолёты и вертолёты на территории Республики Беларусь», ставший первым в своём роде и поэтому сразу же размещённый Байнетом, у одного из читателей возник резонный вопрос: «Откуда у Вас такой интерес именно к авиапамятникам?». Он у автора – ещё с его «срочной» службы, проходившей в 1984 – 1986 годах в авиационных гарнизонах и на военных аэродромах Хурба, Серышево/Украинка, Остафьево и Узин. Ниже вашему вниманию предлагается наш исторический обзор всех известных авиапамятников, установленных в тех местах, начиная с 70-х годов прошлого века, и существующих там поныне, по состоянию на 2023 год. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 августа, 2023 Начать этот обзор логично будет с констатации того, что самый первый авиапамятник встретился автору на той самой, «срочной» службе уже в самый первый же её день, когда в составе команды призывников он ещё только отправлялся на Дальний Восток из столичного аэропорта Домодедово – здесь, на площади перед аэровокзалом с 1977 года стоял самолёт «Аэрофлота» «Ту-114» с бортовым обозначением «СССР-76464». Об этом авиапамятнике, уже в 2006 году просто варварски уничтоженном, имеется достаточно много информации в Сети, посему здесь мы лишь ограничимся одной только «констатацией данного факта», после чего перейдём к авиапамятникам в первом месте службы автора в 1984 – 1985 годах, а именно – в Хурбе (тогда – Комсомольского района Хабаровского края РСФСР, ныне – Российской Федерации). В то время там их было три, и два из них автор последовательно увидел практически сразу же по прибытии в Хурбу. Первым из них стал стоявший на привокзальной площади Комсомольского-на-Амуре аэропорта (ещё с 1964 года аэродром Хурба, бывший до этого «чисто военным», является «аэродромом совместного базирования» гражданских и военных самолётов) «Ил-14М» с бортовым обозначением «СССР-93932» и в окраске «Аэрофлота», до 1982 года входивший, однако, в состав Лётного отряда Судостроительного завода имени Ленинского Комсомола и базировавшийся на «заводском» аэродроме Дзёмги в самом городе Комсомольск-на-Амуре. В Хурбу оттуда он не перелетал «своим ходом», а был привезён сюда на буксире за автотягачом, причём по пути, по воспоминанию очевидца, задевал деревья своими консолями крыла, не отсоединявшимися на эту, почти 30-километровую транспортировку. К сожалению, самолёт тот не простоял здесь в качестве авиапамятника и десятка лет: после того, как этот «Ил-14М» был «полностью вандализирован», местный аэропорт в сентябре 1991 года продал его на металлолом, и он был утилизирован на том же, бывшем своём аэродроме Дзёмги (где отдельные его фрагменты – всё те же консоли крыла – видели ещё в 2000 – 2001 годах). Другой авиапамятник в Хурбе автор мог наблюдать уже совсем вскоре после «Ил-14М», когда строй их призывной команды на пути от аэровокзала к своей будущей воинской части миновал местный военный городок. Здесь, на его «парадной» площади на постаменте установлен «взмывающий в небо» самолёт «семейства» «МиГ-17» (его конкретная модификация нам не известна), первоначально носивший бортовой номер «01» красного цвета (в настоящее время у него всё тот же номер «Ноль – один», но уже – белого цвета и с красной окантовкой). На «лицевой» стороне постамента этого авиапамятника первоначально была установлена одна, металлическая доска – с изображением вверху «петличной» эмблемы Советских ВВС (так называемая «птичка»), а под ней – со словами «СОВЕТСКИМ / АВИАТОРАМ - / ЗАЩИТНИКАМ / РОДИНЫ». К настоящему времени ниже неё установлена уже вторая здесь памятная доска – с текстом «Экипажу самолета Су-24М2 / погибшему 6 июля 2015 года. / Раимов / Александр Ильясович / Салахутдинов / Дамир Рафаелович / Летчики не умирают. / Они улетают и не возвращаются…», а так же с фотографиями этих пилота и штурмана-оператора и их самолёта. Третий из существовавших тогда в Хурбе авиапамятников автору лично увидеть так и не пришлось, хотя первоначально он и должен был именно у него принимать Военную Присягу. Но тогдашний месяц декабрь выдался в Хурбе особенно морозным (как, впрочем, и вся та зима 1984/1985 годов – когда на местном аэродроме по радиотрансляции звучали просто шокировавшие поначалу молодых воинов объявления типа: «Воздух ПРОГРЕЛСЯ до минус 39 градусов – полёты разрешены!»), и в результате все «сопризывники» автора ту церемонию принятия присяги проходили «по погоде» прямо внутри своей казармы, а не «у самолётика» – у «Су-15» с бортовым номером «03» красного цвета. Со временем и этот авиапамятник в Хурбе будет утилизирован, но впоследствии всё же заменён на точно такой же самолёт – так же с красным номером, но «60», установленный уже «на взлёте», с дополнительной «подставкой» под кабиной пилота (а не как «Ноль – три» раньше – «ровно», на всех трёх стойках выпущенного шасси). Кроме этого, уже второго по счёту в гарнизоне «Хурба-2» самолёта-памятника «Су-15», здесь к настоящему времени имеется ещё 5 других авиапамятников: это – «Су-17М4» (бортовой номер – «303» красного цвета с жёлтой окантовкой), «Су-24М» («09 красный»), два «Су-27УБ» (бортовые номера их обоих нам неизвестны) и «Як-28П» («38 красный» с чёрной окантовкой). Все они, кроме обоих «отрывающихся от взлётной полосы» «Су-27УБ», установлены в качестве авиапамятников «по-стояночному» – на всех стойках своего выпущенного шасси каждый. Из семи перечисленных нами выше нынешних авиапамятников в Хурбе шесть – или «естественного цвета металла», или же имеют стандартную для данных типов военных самолётов окраску (при этом у «Су-15» и «Як-28П» носовые обтекатели – зелёного цвета, а у «Су-24М» – белого), и лишь фюзеляж «Су-17М4» имеет ныне трёхцветный «камуфляж» – в виде «негеометрических» пятен светло-зелёного, «хаки» и светло-коричневого цветов. На нём же по обоим бортам в центральной его части нанесены изображения знака «Гвардия», а в носу, на красном и жёлтом фонах – «предупреждающие» надписи «ОПАСНО / ВОЗДУХО / ЗАБОРНИК». У «Су-24М» по левому борту перед пилотской кабиной нанесена прежнего варианта эмблема разработавшего этот самолёт ОКБ П.О.Сухого (так называемый «Крылатый лучник»), а на хвостовом оперении с обеих его сторон – надписи «ВКС РОССИИ». В заключение этой части нашего рассказа, относящейся к Хурбе, необходимо отметить тот факт, что из семи авиапамятников, ныне установленных там, лишь один – «Су-24М» (был торжественно открыт 15 сентября 2020 года, с установкой перед ним памятной доски с текстом «ЗАЩИТНИКАМ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ / РУБЕЖЕЙ» и ниже него – стилизованным рисунком двух лавровых ветвей) – имел «при службе» непосредственное отношение к местной воинской части (277-й гвардейский бомбардировочный авиационный Млавский Краснознамённый полк) и реально базировался на данном аэродроме, а остальные шесть машин были «взяты на авиапамятники» уже с Базы резерва самолетов в Хурбе. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 августа, 2023 В дальнейшем, после окончания здесь учебного подразделения автор продолжил свою «срочную» службу в строевых частях 37-й воздушной армии Дальней Авиации, и первым её местом стал гарнизон «Серышево-2» (аэродром «Украинка») в Серышевском районе Амурской области РСФСР (ныне – Российской Федерации). Тогда, когда в 1985 году здесь служил автор, тут ещё не было ни одного авиапамятника – они станут появляться там позднее. и все, общим числом «7», сохранятся до настоящего времени, установленные при этом в трёх различных точках – непосредственно на лётном поле аэродрома «Украинка», на площади на территории гарнизона «Серышево-2» и при въезде в военный городок «Серышево-1» из местного райцентра – «гражданского» посёлка Серышево. Непосредственно на лётном поле аэродрома «Украинка», на одной из прежних самолётных стоянок, точно напротив его Командно-диспетчерского пункта был создан своего рода «музей под открытым небом», экспонатами которого стали сразу 5 самолётов-памятников. Так, по центру этой стоянки, носом к «вышке» установлен самолёт-заправщик «М-4-II» (первоначально, в 1955 – 1961 годах – «строевой», стратегический бомбардировщик «М-4М», с бортовым номером «63» красного цвета и заводским «5301518»), и по бокам от него – ещё 4 самолёта-памятника: справа – один «Ан-12БП» (бортовой номер – «08» жёлтого цвета, заводской – «3341304»), а слева – остальные три: «Ан-2» («04 красный») и два «Ан-24Т» (с бортовыми номерами «58» и «32» тоже красного цвета). Перед каждым из этих пяти самолётов-памятников установлены информационные щиты; в частности, у «Эмки» их – сразу два: слева – с информацией об истории создания и службы самолётов данного типа, а справа – с их основными лётно-техническими характеристиками. К сожалению, именно эта машина «М-4-II» является ныне «несколько некомплектным» авиапамятником: она была установлена здесь уже без, в частности, обоих блистеров носовой гермокабины (отверстия для их «штатных» плексиглазовых колпаков по обоим бортам фюзеляжа просто закрыли металлическими «заглушками»), а так же без «внешнего» топливозаправочного оборудования этого «воздушного танкера». Шестой местный авиапамятник – второй здесь «Ан-12БП» (бортовой номер – «33» красного цвета, заводской – «1400206») установлен на площади на территории гарнизона «Серышево-2», а седьмой – так же второй «Ан-2» («30 красный») – при въезде в военный городок «Серышево-1» из местного райцентра – «гражданского» посёлка Серышево, напротив Контрольно-пропускного пункта городка и типового советского здания «авиационно-дивизионного» Гарнизонного Дома Офицеров (ныне – «ФГКУ 131 Дом Офицеров (Гарнизона)») по адресу «улица Святителя Иннокентия, дом 9». Все шесть «серышевских» авиапамятников-«Антоновых» сохранили поныне свою первоначальную, стандартную для данных типов машин окраску: оба «Ан-2» – тёмно-зелёную (с «небесными» (у самолёта у КПП) или белыми (у машины на лётном поле аэродрома) нижними поверхностями плоскостей и фюзеляжа), а четыре других «Ана» – светло-серую (при этом оба «Ан-12БП» имеют цветные коки воздушных винтов и диски колёс шасси: у стоящего на поле и то, и другое сейчас – голубого цвета, но первоначально они были красными и зелёными соответственно, а у «гарнизонного» – белые коки и тоже зелёные диски). Ни одна из этих шести машин не имеет на своих фюзеляжах, за исключением номеров, изображённых по обоим бортам, ближе к корме, никаких рисунков или надписей. Седьмой же «серышевский» авиапамятник-«Эмка» имеет традиционно принятые в советской Дальней Авиации окраску (верх – светло-серый, низ и кормовой руль направления – белые, выкрашенные особой, «противоатомной» краской) и обозначения-номера: бортовой 63» красного цвета (в четырёх местах – на обеих открытых створках носовой стойки шасси и на хвостовом оперении – по два с каждого борта) и заводской «5301518» (там же и тоже с обеих его сторон). Если выше мы писали, что «в заключение .., части нашего рассказа, относящейся к Хурбе, необходимо отметить тот факт, что из семи авиапамятников, ныне установленных там, лишь один … имел «при службе» непосредственное отношение к местной воинской части … и реально базировался на данном аэродроме», то с семью «серышевскими» авиапамятниками дело обстоит «с точностью до наоборот». Исключением здесь является всё та же «Эмка», с 1955 года служившая «в обоих качествах» (первоначально – как «строевой», стратегический бомбардировщик, и затем – уже как самолёт-заправщик) в составе 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации в Энгельсе, откуда этот самолёт 12 января 1991 года и перелетел в Серышево, чтобы в конце концов стать здесь авиапамятником. Все остальные 6 здешних самолётов-памятников – по два Ан-2, Ан-12 и Ан-24 – как раз-таки «имели «при службе» непосредственное отношение к местной воинской части … и реально базировались на данном аэродроме». Этой частью была 124-я отдельная транспортная авиационная эскадрилия 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации – явный «лидер» среди советских авиационных воинских частей по количеству сохранившихся ныне в качестве авиапамятников бывших её самолётов, и автор испытывает определённую гордость от того, что в 1985 году он служил в гарнизоне «Серышево-2» и на аэродроме «Украинка» в составе именно этой эскадрилии. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 августа, 2023 (изменено) В том же 1985 году автор был переведён «в интересах службы» в рамках 37-й воздушной армии Дальней Авиации из приамурского Серышева в подмосковное Остафьево (тогда – Подольского района Московской области РСФСР; ныне это территория уже так называемой «Новой Москвы», а официально – поселения Щербинка Новомосковского административного округа города федерального значения Москва Российской Федерации). В то время там имелся один-единственный авиапамятник, который автор смог увидеть на второй день своей службы здесь, впервые прибыв на местный аэродром. Это был старейший из описываемых нами сегодня самолётов-памятников – военно-транспортный «Ли-2» с бортовым номером «01» красного цвета на тёмно-зелёном фюзеляже. Ранее он входил в состав базировавшегося с 1944 года на Остафьевский аэродром 89-го транспортного авиационного полка ВВС Красной Армии, впоследствии переформированного во 2-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилию Дальней Авиации, в которой в 1985 – 1986 годах и служил автор. В качестве авиапамятника этот самолёт был установлен напротив тогдашнего (ныне закрытого) въезда на лётное поле Остафьевского аэродрома в 1970 году, к 25-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, о чём свидетельствовала памятная доска на нём. Она была укреплена на правой бетонной «пирамиде» – на одной из трёх таковых, на которые «опирался» обеими своими, сложенными носовыми стойками шасси и кормовым колесом-«дутиком» этот, «летящий» самолёт-памятник. Но какой конкретно на той доске был текст, сам автор, в те годы до четырёх раз в день проезжавший мимо этого авиапамятника на «Дальнюю стоянку» Остафьевского аэродрома (ныне – «Южная стоянка» этого аэродрома «совместного базирования») и обратно в гарнизон, сейчас, конечно, уже точно не помнит… Данный самолёт-памятник «исчез в неизвестном направлении» с Остафьевского аэродрома в «лихие 90-е» (очевидно – в 1997 году, когда 2-я отдельная транспортная авиационная эскадрилия Дальней Авиации была выведена отсюда и расформирована), но его точная окончательная судьба так и остаётся неизвестной, а в нынешнем Остафьеве про него уже никто вообще не помнит – в отличии от другого авиапамятника, просуществовавшего здесь меньше года, в 1979-м – 1980-м… Речь идёт о самолёте, созданном как «Ан-10А» (заводской номер – «0401905», а его «гражданское» бортовое обозначение нам точно неизвестно, но, возможно, оно было «СССР-11939»), переданном Дальней Авиации и переоборудованном в «самолёт-салон» «Ан-10ТС» её командующего. В этом качестве в течение двух десятилетий (в 1960 – 1979 годах) он входил в состав тех же «остафьевских» 89-го полка и 2-й отдельной эскадрилии, пока не был списан из состава Дальней Авиации. После этого, в том же 1979 году он был частично демонтирован на «Дальней стоянке» и вновь собран и установлен у стадиона, напротив тогдашнего Гарнизонного Дома Офицеров (ныне этот бывший ГДО носит официальное название «Филиал МУК ДК «г.о.Щербинка в г.Москве» »). На этом самом месте тот авиапамятник планировалось использовать в дальнейшем – как уже многие, именно такие самолёты-памятники по всей стране – в качестве детского кинотеатра, однако в Остафьеве дело до реализации так и не дошло – вскоре он был подожжён вандалами (самое печальное при этом состояло в том, что ими оказались учащиеся местной школы-дети военнослужащих Остафьевского гарнизона, для которых этот «кинотеатр в самолёте» в будущем и предназначался...). После этого остатки «Ан-10ТС» были «на месте пожара» демонтированы и перевезены на территорию Технико-эксплуатационной части 2-й отдельной эскадрилии (ныне – район терминала «Международного бизнес-аэропорта федерального значения «Остафьево» »), где в том же 1980 году их «окончательно утилизировали». Когда в 1985 году автор «по службе» неоднократно бывал на территории той ТЭЧ, от них там уже не осталось и следа, а про сам этот, несостоявшийся «авиапамятник-кинотеатр» никто в Остафьевском гарнизоне тогда больше даже и не вспоминал… Такова печальная история обоих утраченных самолётов-памятников, в 70-х – 80-х годах прошлого века установленных в подмосковном тогда Остафьево… Изменено 6 сентября, 2023 пользователем Бортстрелок 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 августа, 2023 В 1986 году автор вновь будет переведён «в интересах службы» в рамках 37-й воздушной армии Дальней Авиации, на этот раз – из подмосковного Остафьево в украинский Узин (тогда – Белоцерковского района Киевской области УССР, ныне – Украины), и здесь, на крупнейшем (с 1981 года) военном аэродроме Европейской части Советского Союза он в том же году и закончит свою «срочную» службу. Несмотря на то, что Узинский военный аэродром существовал здесь ещё с 30-х годов ХХ века (а при нём, естественно – и гарнизон, и военный городок), в Узине в советское время никогда не было ни одного авиапамятника. Таковой появился здесь только лишь в самом конце истории Узина как «Миста авиаторов», уже «в Украине», в 1993 году – им стал учебный бомбардировщик «Ту-95У» (первоначально – «строевой», стратегический бомбардировщик «Ту-95М») с бортовым номером «51» красного цвета (заводской номер – «7800503»). История этого самолёта с 1958 года и этого авиапамятника до года 2021-го максимально подробно описана в главе «Память неба» нашей работы «Полк, бывший первым во всём: Иллюстрированные страницы истории 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка / 409-го авиационного полка самолётов-заправщиков (Аэродром Узин, 1955 – 2001 годы)». Но мы не будем здесь сейчас всё там описанное повторять – это просто не имеет смысла потому, что нынешняя реальная судьба данного самолёта-памятника остаётся неизвестной… Последняя документально подтверждённая информация о его существовании в Узине датируется лишь августом 2021 года, и за прошедшие с того времени уже два года этот, уникальный «Ту-95У» вполне мог стать – как целый ряд других, увы, бывших уже авиапамятников «в Украине» – жертвой превратившегося после начала «известных событий на Украине» просто в лавинообразный, и без того «первобытно-варварский» процесс тамошней «декоммунизации»… Подведём следующий итог всему вышеизложенному нами: в четырёх упомянутых выше советских авиационных гарнизонах (Хурба, Серышево/Украинка, Остафьево и Узин) и на их военных аэродромах, начиная с 70-х годов ХХ века и по настоящее время, было установлено в целом 20 авиапамятников – по два самолёта «Ан-2», «Ан-12», «Ан-24», «Су-15» и «Су-27», а так же по одному «Ан-10», «Ил-14», «Ли-2», «М-4», «МиГ-17», «Су-17», «Су-24», «Ту-95» и «Як-28». И, если оба упомянутых в нашем материале «аэрофлотовских» самолёта из них – «Ил-14» и «Ту-114» – были со временем, к сожалению, уничтожены, то большинство из перечисленных нами 18 военных самолётов до сих пор остаются зримыми артефактами истории Советских Военно-Воздушных Сил и нынешних Российских Военно-космических сил. Это – 14 авиапамятников (без утраченных ранее «Ан-10», «Ли-2» и одного из двух «Су-15», а так же не учитывая «Ту-95»), которые сохраняются в двух ныне действующих российских авиационных гарнизонах (по 7 самолётов – в Хурбе и в Серышево/Украинка) до настоящего времени. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 августа, 2023 (изменено) Уважаемые коллеги, чтобы не перегружать форум "картинками", выше я выложил только сам текст этого моего материала. С его полным вариантом, иллюстрированным несколькими десятками исторических и современных фотографий, можно ознакомиться и скачать его по ссылке - https://disk.yandex.ru/i/lj9Rctbm2DOMig Интересного вам всем его просмотра! Изменено 24 августа, 2023 пользователем Бортстрелок 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 августа, 2023 П.С. 24 – 26 августа 2023 года в упомянутом нами выше в качестве последнего места службы автора городе Узин отмечались последовательно три праздника – «День независимости Украины», «День города» и «День авиации Украины». Однако в размещённых на официальном Интернет-сайте Узинской городской территориальной общины информации о них и на «отчётных» фотографиях с этих праздничных мероприятий – в отличие от аналогичных два года назад, в 2021-м – упоминавшийся нами выше самолёт-памятник «Ту-95У» уже вообще никак не фигурировал… Поэтому наше предположение, выдвинутое выше – «… этот, уникальный «Ту-95У» вполне мог стать – как целый ряд других, увы, бывших уже авиапамятников «в Украине» – жертвой превратившегося после начала «известных событий на Украине» просто в лавинообразный, и без того «первобытно-варварский» процесс тамошней «декоммунизации»…» – следует считать, к сожалению, верным… 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах