Линеец

Майкоп. Нужна помощь в определении самолета

14 сообщений в этой теме

Здравствуйте форумчане!   Помогите установить тождественность самолета.

В апреле с.г. проверили информацию одного охотника, который указал на МП самолета ВОВ, в лесном массиве восточнее Майкопа. Нашли это место, воронку заполненную водой и множество фрагментов в юго-восточном направлении от нее. Боеприпасов не найдено. Заклепки остатков фюзеляжа, как мне кажется и к этому склонен ЖЕКА, отличаются от самолетов ВОВ. На найденном лючке фюзеляжа красной краской от руки был нанесен номер «7-04», на другом фрагменте такой же остаток номера «-04». Еще один фрагмент имел четкую цифру «4» нанесенную синим цветом через трафарет в середине какого-то номера. Найдено несколько чекух завода, прилагаю их в фото.   С уважением Линеец.

P30430-122344.jpg

P30430-122414.jpg

P30430-121655.jpg

P30430-121813.jpg

P30430-122038.jpg

P30430-124738.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день.

Давно меня не было)

Самолёт, скорее всего МиГ-15/17. Очень уж характерная расшивка и клепки.

Красной краской написан скорее всего заводской номер на внутренней части лючков, капотов.

Синей, на фюзеляже где либо, или на отклоняемых плоскостях. Вполне возможно, что номер 7-04... но... там где синей через трафарет, как будто бы после 4 ещё чтото написано. Нужно еще искать номера.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо. Ближе к разгадке. В Майкопском учебном авиаполку после 1955 года были учебные самолеты МиГ-15 бис, а позже до 1972 года и Миг-17. Возможно какой-то из них и разбился. Сделаем еще вылазку на МП.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Линеец сказал:

Спасибо. Ближе к разгадке. В Майкопском учебном авиаполку после 1955 года были учебные самолеты МиГ-15 бис, а позже до 1972 года и Миг-17. Возможно какой-то из них и разбился. Сделаем еще вылазку на МП.

Учебными МиГ-15бис быть не могут. Были наверное Ути-МиГ-15, помимо всех остальных.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Линеец , только что отправил Вам в "Личном сообщении" ссылку для скачивания с "файлообменника" советской "ведомственной" литературы по найденному Вами самолёту УТИ МиГ-15. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Константин Борисович огромное спасибо, получил техническое описание УТИ МиГ-15.

Коллеги, за эти дни с отрядом отработали близлежащую станицу к МП, нашли очевидца происшествия и другие детали происшествия. В ближайшие дни разложу все по "полочкам" и прошу вашей помощи.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте коллеги! Заранее прошу извинить, что выбрасываю объемную информацию. Беседуя с жителями станицы, находящейся не далеко от МП самолета, нашли тракториста, который был привлечен к эвакуации останков.

 Его пояснение: «…я был прикомандирован к колхозу «Ленина» где работал на тракторе С-100, у него было приспособление лебедкой корчевать из земли корни спиленных деревьев. В декабре 1960 - 1963 годов, к председателю колхоза поступило обращение от военных оказать помощь по извлечению из земли упавшего самолета. На тракторе я поехал из станицы на юг через бывший поселок Шпалорез вверх по балке Гадючка (Глубокая) примерно 8-9 километров. Там было несколько военных машин «Летучек», офицеры и солдаты. Там я пробыл 2 дня и одну ночь, с ними ночевал в летучке. Снег тогда не земле лежал не глубокий, но продолжал идти. От военных я услышал следующую историю:

     - курсант Армавирского летного военного училища на реактивном самолете  Миг-17 «ласточка», выполнял тренировочный полет и пропал. Его искали несколько дней в зоне выполнения полета в районе п. Хаджох, в верховьях реки Белой. Результаты были безуспешны, к тому же в горах выпал глубокий снег.

     Через два – три дня после пропажи самолета, позвонили из х. Грозного Майкопского района и сообщили, что пастух слышал гул какого-то низко пролетевшего самолета и взрыв. Когда военные стали «прочесывать» местность указанную пастухом, обнаружили разбившимся разыскиваемый ими самолет. Перед воронкой самолет снес макушку дерева дуба, под крутым углом врезался в землю. Солдаты копали землю в воронке, а затем то, что вошло в землю, обвязали тросами и я корчевателем поднял вверх, как позже оказалось и турбину самолета, вошедшую в землю до 3-х метров. Тогда я расспрашивал офицера о судьбе летчика, он мне ответил, чтобы я подошел к дереву и посмотрел на то, что осталось.  Возле дерева я увидел груду разорванного мяса и куски окровавленной одежды, это то, что собрали солдаты от погибшего пилота. Офицер говорил, что видимо курсант не выдержал нагрузки, потерял сознание и неуправляемый самолет ушел из своей зоны и упал в этом районе. Слышал, что курсант был родом с Украины, фамилию я не запомнил».

     Следующим действием хотели получить информацию в Майкопском учебном авиационном полку. 709 учебный истребительный авиаполк, в котором выполняли тренировочные полеты курсанты Армавирского ВВАУЛ,  был расформирован в 1992 году. Последователи информацией о предшественниках  не располагают, как в Майкопе, так и Армавире. Музея нет. На территории части находится памятник МиГ-21  посвященный летчикам, не вернувшимся из полета. На 2-х мемориальных плитах фамилии 20 погибших в разное время пилотов. Из них 7 фамилий разбившихся на самолетах МиГ-15 бис и МиГ-17:               

              - 1955год -  МиГ-15 бис - курсант Шкоденко;

- 1958год -  МиГ-15 бис - курсант Макаров;

- 1963год -  МиГ-17 –курсант Литвин;

- 1964год -  МиГ-17 - курсант Левадный;

- 1971год -  МиГ-17 - курсант Дахшукаев;

- 1972год -  МиГ-17  - курсант Осипов. (Награжден орденом Красной Звезды посмертно);

- 1972год -  МиГ-17 – ст. лейтенант Пресняков;

К нашему случаю, исходя из пояснения тракториста, подходят два случая, это курсанты Литвин и Левадный. Фамилия Литвин, ближе к украинской.

Через Совет ветеранов полка, установили ветерана, выпускника АВВАУЛ периода обучения 1960 – 1964 г.г, который пояснил: «В училище он подружился с курсантом Литвин – отличником в учебе, имя и отчество его не помнит. В 1963 - 1964 году, он для прохождения практических полетов остался в Армавирском училище, а Литвин и еще нескольких курсантов откомандировали в Майкопский 709 учебный авиационный полк. Во время тренировочного полета на учебном самолете МиГ-17, Литвин не вернулся из зоны полетов верховья реки Белой – Хаджох. Его искали там несколько дней, в том числе вертолетами. В результате он был найден в другом месте в 10 км. от Майкопа на восток в сторону реки Лаба. Самолет врезался в землю и Литвин погиб.

     В 1966 году он был переведен из Заполярья в Майкоп на должность руководителя полетов в 709 учебный истребительный авиационный полк (709 УИАП) где прослужил до 1980 года. Здесь он встречался с теми сослуживцами, которые принимали участие в работах по извлечению и установлению останков самолета и пилота. С их слов пилота и самолет разнесло в клочья, фрагменты тела  снимали  с деревьев…».

Исходя из вышеизложенного, как вы считаете, нужно обращаться в ЦАМО, для получения заключения комиссии по расследованию факта катастрофы самолета 709 УИАП, на основании имеющихся сведений?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день.

Зная данные лётчика, полк, можно сделать запрос в архив. По таким данным могут дать справку о происшествии. Нам дают, но не всегда, по номеру самолёта. Именно по реактивной авиации.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Линеец , а теперь отправил Вам в "Личном сообщении" ссылку для скачивания с "файлообменника" советской "ведомственной" литературы и по самолёту МиГ-17. 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 08.05.2023 в 14:05, Линеец сказал:

Исходя из вышеизложенного, как вы считаете, нужно обращаться в ЦАМО, для получения заключения комиссии по расследованию факта катастрофы самолета 709 УИАП, на основании имеющихся сведений?

Добрый день! Непременно надо делать запрос

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

                                                                                             

Из полета не вернулся

Советская Адыгея №5 от 16.01.2025г.

Майкопский поисковый отряд «Память» Совета ветеранов Адыгеи во главе с его командиром Владимиром Сахно, стараются вернуть погибшим героям имена. «СА» рассказывает об одной из недавних поисковых операций.

      В марте 2023 года, в Майкопский поисковый отряд «Память» поступила информация, что в лесном массиве охотничьего хозяйства «Элота», примерно в 10 километрах от города Майкопа, лежат останки самолета периода Великой Отечественной войны.

 Поиски самолета

     - Появилась надежда, что это останки самолета   Пе-2 № 24/11 из состава 742 ОРАП 5 ВА, который 1 ноября 1942 года в 14.30  вылетел на разведку по маршруту: Андрюковская, Калайджинская, Лабинская, Курганная, Кропоткин, Николаевское, Белореченская, Черниговская, Тверская, Хадыженская, Нефтегорск, Самурская. Самолет с задания не вернулся. Экипаж, в составе капитана Зозуля, капитана Мартынова и старшины Борисова, числятся пропавшими без вести. В процессе проведения архивных исследований, на основании документов Бундесархива, коллегам из «Кубанского плацдарма», удалось установить обстоятельства гибели экипажа. В 14.10 по берлинскому времени, (15.10 по московскому), на высоте 5000 метров самолет был атакован «мессерами» в 25 км восточнее Майкопа. В результате боя Пе-2 был подбит. Оборонительным огнем был сбит Ме-109G-2 №13624 пилота 4/52 JG Uffz Tauchmann, который упал восточнее Майкопа. Самолет разбился, летчик погиб, - рассказывает Владимир Сахно.

     Состоялась встреча с руководителем хозяйства Александром Ярошенко, который подтвердил наличие останков самолета, но принадлежность и обстоятельства катастрофы самолета  ему не известны.

     В начале апреля, когда лесная дорога подсохла, поисковый отряд сделал первый выход к месту катастрофы самолета. Проводником был Александр Солдатенков. На месте катастрофы самолета, которое он нашел безошибочно, по правому берегу балки «Глубокая», отчетливо была видна воронка, залитая водой, от врезавшегося в землю самолета и вокруг множество его фрагментов. Но принадлежность самолета по найденным осколкам сразу определить не удалось.

     Второй выезд к месту происшествия в конце апреля оказался неудачным. Ночью прошел сильный ураган, который повалил на лесную дорогу деревья, распиливая их, было потеряно световое время и отряд смог проехать только несколько километров до балки «Сухая».

 Место катастрофы

     Следующим этапом работы отряда было установление очевидцев из ближайших населенных пунктов. Первым был выезд в станицу Кужорскую, и он оказался удачным, был найден свидетель и участник работ на месте катастрофы самолета.

 - В декабре 1964 года я был прикомандирован к колхозу «Ленина» станицы Кужорской, где работал на тракторе С-100. У трактора было приспособление - лебедкой корчевать из земли корни спиленных деревьев. К председателю колхоза поступило обращение от военных, оказать помощь для извлечения из земли разбившегося самолета. На тракторе я поехал от станицы на юг, через бывший поселок Шпалорез, вверх вдоль   балок «Глубокая» и «Сухая» примерно 8-9 километров. Там было несколько военных машин «летучек», офицеры и солдаты. Пробыл с военными я два дня и одну ночь. Снег продолжал идти, но на земле его  лежало немного. От военных я услышал следующее: курсант Армавирского летного военного училища, на реактивном самолете  Миг-17 «ласточка», выполнял тренировочный полет и пропал. Его искали несколько дней в зоне выполнения полета, в районе п. Хаджох, в верховьях реки Белой. Результаты были безуспешны, к тому же в горах выпало много снега. Через два – три дня после пропажи самолета, позвонили из х. Грозного и сообщили, что пастух слышал гул какого-то низко пролетевшего самолета и затем взрыв. Когда военные стали «прочесывать» местность, указанную пастухом, обнаружили разбившийся разыскиваемый ими самолет. Перед воронкой самолет снес макушку дуба и под крутым углом врезался в землю, - рассказал Владимир Кириллович Ключко, 1938 года рождения.

     По его словам, солдаты копали землю в воронке, а затем то, что вошло в землю, обвязали тросами и он корчевателем поднял вверх, как позже оказалось турбину самолета, вошедшую в землю примерно на три метра.

     -Тогда я спросил офицера о судьбе летчика, он мне сказал, что видимо курсант не выдержал нагрузки, потерял сознание, и неуправляемый самолет ушел из своей зоны и упал в этом районе. Слышал, что погибший  курсант был родом с Украины, фамилию я не запомнил, - поделился очевидец.

     Состоялось еще два выхода поисковиков к  месту катастрофы самолета, были найдены его фрагменты: фюзеляжа, турбины, шасси, технические номера завода, по которым установлена принадлежность советского реактивного самолета  с заводским номером «…10704». Стало понятно, что это не тот самолет.

      - Для прояснения обстоятельств происшествия, состоялся визит в Майкопский военный авиационный полк. Возле контрольно-пропускного пункта установлен памятник «Летчикам, не вернувшимся из полета» – в виде самолета  МиГ-21, с двумя тумбами под ним, на тумбах значатся фамилии погибших в разные времена пилотов 709 учебного истребительного авиационного полка. Один из них курсант Левадный, погибший в 1964 году на самолете  МиГ-17, - отмечает Владимир Сахно.

 Под грифом «Секретно»

     Поисковики побеседовали с председателем Совета ветеранов авиаторов Майкопского авиационного гарнизона Вадимом Константиновичем Мартыновым, он подтвердил, что найденное ими место катастрофы самолета в лесном массиве охотничьего хозяйства «Элота», имело место в истории полка в 1964 году. Оно отражено на одной из тумб памятника погибшим летчикам и курсантам, это катастрофа самолета МиГ-17, в которой погиб курсант Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков Левадный.

     Более подробную информацию, о летном происшествии и данных курсанта Левадного, отряду установить не представилось возможным, поскольку 709 УИАП, инициатор и строитель памятника, в 1990-х годах был расформирован. Центральный архив Министерства обороны, куда были переданы документы полка, на запрос о летном происшествии, сослался на секретность данной информации.

     - 60 лет прошло после того, как останки погибшего курсанта Левадного были отправлены на родину и погребены. А город, в своем большинстве видимо и не знал об этом летном происшествии, - делится Владимир Сахно,  командир поискового отряда «Память» Совета ветеранов Адыгеи.

     В этом году мы будем отмечать 80 - летие  Великой Победы. Печально быстро уходят из жизни участники и свидетели тех героических событий 1941-45 годов. И до сих пор в России есть семьи, которые не знают о судьбе своих дедов и прадедов, погибших, защищая Родину. Поэтому  не сидят, сложа руки, участники поискового отряда «Память». Они продолжают поиск самолета, не вернувшегося с задания 1 ноября 1942 года.

 Галина Шевелева.

  Памятник  летчикам, не вернувшимся из полета в г. Майкопе

 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про Пе-2 пока ничего нет. Было 2 информации в Мостовском районе, но это оказались Ли-2 и МиГ-21

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу