Автор: Бортстрелок
в Из архивов "Авиации Отечества",
2023 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)
ПОГИБЛИ НА «ДАЛЬНИХ ДЕВЯНОСТО ПЯТЫХ»…
(ЛЁТЧИКИ, ПОГИБШИЕ В КАТАСТРОФАХ САМОЛЁТОВ «Ту-95» СОВЕТСКОЙ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ В 1953 – 1987 ГОДАХ)
Предлагаемая ниже вашему вниманию работа автора является своего рода логическим продолжением его материала под названием «Погибли на «Эмках»… (Лётчики, погибшие в катастрофах самолётов «3М» и «М-4» советской Дальней Авиации в 1955 – 1992 годах)», уже выложенного ранее в Сети – https://trizna.ru/forum/topic/47473-погибли-на-эмках/ .
Нынешний материал посвящён потерям материальной части и личного состава в катастрофах периода 1953 – 1987 годов самолётов «семейства» «Ту-95», состоявших на вооружении советской Дальней Авиации (потери так же относящихся к нему машин типов «Ту-95РЦ» и «Ту-142» из состава Морской Авиации Советского Военно-Морского Флота и их экипажей в данной работе нами не рассматриваются).
Для автора самолёты «семейства» «Ту-95» – основные стратегические бомбардировщики и ракетоносцы Дальней Авиации с 1955 года и по настоящее время – являются «родными» по его срочной службе в 1985 – 1986 годах в её строевых частях: в 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии на аэродроме Украинка (гарнизон «Серышево-2» в Амурской области РСФСР) и в 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии на аэродроме Узин (гарнизон «Узин-2» в Киевской области УССР).
В заключении к данной работе автор сообщает, что «… всего в 1953 – 1987 годах в 16 авиационных катастрофах самолётов «семейства» «Ту-95» советской Дальней Авиации … погибло … 111 человек (из которых к настоящему времени нами установлены имена лишь 78-ми)». Последнее нуждается здесь в следующем нашем пояснении: это связано с тем, что тяжёлые бомбардировочные авиационные полки Дальней Авиации, оснащённые самолётами «семейства» «Ту-95», базировались в советское время на аэродромах не только РСФСР, но и Украинской и Казахской ССР, и после распада СССР это привело к тому, что далеко не все их документы в конце концов отложились в нынешнем Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации в подмосковном Подольске. Так, например, вся 37-летняя советская история 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (в котором в 1986 году в украинском Узине служил автор) «представлена» ныне в ЦА МО РФ … всего 2-мя (прописью – «двумя») архивными делами, а остальные документы этой части в 1992 году были, якобы, сданы в ГАМО Украины в Киеве (на самом деле большинство из них наверняка сразу же оказалось тогда «за океаном» или же в частных коллекциях по всему миру). И в то время, как очно известно, что этот полк в период 1957 – 1965 годов потерял в авиационных катастрофах 3 своих самолёта «Ту-95» и 30 военнослужащих, «благодаря» таковому положению дел с документами, нам на сегодняшний день удалось установить из них только: полностью по фамилиям, именам и отчествам – 10 человек (или 33% от известного общего количества погибших), по одним только фамилиям – 20 (67%), по воинским званиям – 5 (17%), по штатным должностям – 14 (47%).
Данная работа автора посвящена памяти всех советских военных (а так же гражданских) лётчиков, погибших в 1953 – 1987 годах, в период освоения и боевой эксплуатации Дальней Авиацией стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев «семейства» «Ту-95». В хронологическом порядке этот скорбный список имён выглядит следующим образом: