"Погибли на "Эмках"..."

Бортстрелок
Автор: Бортстрелок в Из архивов "Авиации Отечества",
2023 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация)     ПОГИБЛИ НА «ЭМКАХ»… (ЛЁТЧИКИ, ПОГИБШИЕ В КАТАСТРОФАХ САМОЛЁТОВ «3М»  и «М-4» СОВЕТСКОЙ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ В 1955 – 1992 ГОДАХ)     …Ни одна из серийных машин советской Дальней Авиации не вызывала в период своей службы (и не продолжает вызывать до сих пор) столь «разносторонних», неоднозначных оценок, как «Эмка» – стратегический бомбардировщик (а затем – и самолёт-заправщик) «М-4/3М» конструкции В.М.Мясищева. И это понятно: разработанная в самом начале 1950-х годов, «Эмка» стала столь принципиально новой для всего в целом советского военного самолётостроения машиной, что некоторые впервые применённые тогда на ней конструкторские решения оставались своего рода «новациями» ещё и спустя треть века – когда в 1985 – 1986 годах в рядах Дальней Авиации служил автор этих строк. Ему удалось хотя бы немного лично познакомиться с этим самолётом уже на «излёте» и его, и своей собственной службы: когда в 1985 году, по окончании учебного подразделения он был направлен для дальнейшего прохождения службы своей в авиационный гарнизон «Серышево-2» (аэродром Украинка в Амурской области РСФСР), в 73-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную дивизию, то это соединение Дальней Авиации как раз только что полностью закончило эксплуатацию «Эмок»; в ходе своего дальнейшего перемещения по службе автор «миновал» «Столицу «Эмок»» – аэродром в городе Энгельс Саратовской области РСФСР (хотя, как выяснится позже, он имел реальную возможность попасть служить именно туда); и только на последнем месте своей службы – на аэродроме 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации в городе Узин (Киевская область УССР) он смог «лично познакомиться» с «Эмками», перегоняемыми туда с других аэродромов Дальней Авиации для последующих здесь их списания и утилизации. При этом лично автора просто поразили тогда применённые на «Эмках» системы как аварийного спасения экипажа, так и его защиты в полёте от оружия массового поражения – в принципе отсутствовавшие на «его» стратегическом бомбардировщике «Ту-95» – военном самолёте тех же «класса» и времени разработки, что и «Эмка». Как в то время, так и впоследствии автор слышал от действующих военных авиаторов и ветеранов Дальней Авиации – как от самих лётчиков «Эмок», так и от обслуживавших их специалистов Инженерно-авиационной службы – только положительные отзывы, а затем – и воспоминания об этих машинах. Несмотря на то, что за годы эксплуатации в различных авиационных катастрофах была потеряна каждая пятая из выпущенных «Эмок» – 25 машин из 127-ми – и при этом погибло больше сотни советских военных лётчиков, самолёт этот не «заслужил» в истории Советских ВВС никакого «отрицательного прозвища» – как вполне сопоставимый с ним по масштабам материальных и человеческих потерь «Ту-22», называемый из-за них не иначе, как «Людоед». Данная работа автора посвящена памяти всех советских военных (а так же гражданских) лётчиков, погибших в 1955 – 1992 годах, в период освоения и боевой эксплуатации Дальней Авиацией стратегических бомбардировщиков (а затем – самолётов-заправщиков) «М-4/3М» конструкции В.М.Мясищева. В хронологическом порядке этот скорбный список имён выглядит следующим образом:  
  • 5 ответов