Бортстрелок

Архивные описи по авиационным катастрофам самолётов Гражданского Воздушного Флота СССР (1929 – 1991 годы)

8 сообщений в этой теме

Уважаемые коллеги!

История Гражданского Воздушного Флота СССР отмечена, в числе прочего, и многочисленными, к сожалению, авиационными катастрофами самолётов «Аэрофлота»…

Ныне порядка полутора тысяч дел с расследованиями и заключениями по катастрофам, произошедшим в 1929 – 1991 годах с советскими гражданскими самолётами, отложились в одном из центральных отраслевых архивов Российской Федерации, где они условно считаются «архивными делами ограниченного доступа». Это заключается в том, что хотя ни одно из этих дел формально не носит ныне уже никаких «ограничивающих грифов», но архивные описи, в которых эти дела перечислены, не выдаются «на руки» исследователям, ведущим научно-исследовательскую работу в читальных залах того архива. То есть, человек, изучающий историю «Аэрофлота» в целом или отдельного его авиапредприятия, в каком-либо определённом регионе или за какой-либо её период, просто остаётся не в курсе наличия именно таких, «катастрофных» дел ГВФ…

Автор этого сообщения в своё время смог не только получить доступ к данным, «катастрофным» архивным описям «Аэрофлота», но и полностью скопировать их, изучив их списки. При этом одним из главных моих выводов по ним стала констатация того факта, что Главное Управление ГВФ, в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов в значительной мере передавшее свою лётную матчасть военной авиации, все эти годы продолжало вести собственную документацию по всем своим «предвоенным» самолётам, в войну потерпевшим авиационные катастрофы - как в тылу, так и на фронте. Так же это касалось и лётчиков «Аэрофлота», участвовавших в перегонах самолётов, получаемых Советским Союзом в рамках Ленд-лиза.

Всё это я сообщаю авиапоисковикам-форумчанам для того, чтобы, ознакомившись с этой темой форума, они могли бы обратиться ко мне по интересующим их «гражданским» авиакатастрофам периода Великой Отечественной, получили бы от меня в ответ архивные реквизиты конкретных дел (название и номера описей и самих дел) и, «вооружённые» такой информацией, смогли бы затем направить от своих поисковых объединений официальные запросы в этот архив по данным, интересующим их эпизодам.

Так как данную тему форума я создал как чисто информационную, то всё дальнейшее общение по ней я предлагаю каждому из вас вести либо в «Личных сообщениях» на форуме, либо в электронной переписке, в связи с чем напоминаю всем вам мой электронный адрес – kbszajac@yandex.ru

С уважением – К.Б.Стрельбицкий  

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги!

По уже поступившим на мой электронный адрес вашим запросам делаю следующее уточнение (цитирую один из своих ответов на них):

" ... Эти описи архивных дел составлены, как и положено, по хронологическому принципу (то есть - по годам, а внутри них - по времени составления дела).

Название каждого дела включает в себя: марку разбившегося самолёта, его регистрационный номер в ГВФ, авиапредприятие или подразделение ГВФ, в которое он организационно входил, и имя пилота/командира воздушного судна. Никакой территориальной привязки (место авиационной катастрофы) в названиях архивных дел по периоду войны, к сожалению, НЕТ.

Например - "Материалы расследования катастрофы самолёта ПС-41 Л-3515 Азово-Черноморского управления ГВФ 08.08.1941, пилот Полосухин И.Д. (приказы, заключения, акты, объяснительные и докладные записки, протоколы и др.)" (39 листов). ... ".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вся информация, кроме фамилий, есть на специальном сайте. Например:

http://www.airdisaster.ru/database.php?id=3155

productbox_top.gif
spacer7.gif spacer7.gif Катастрофа ПС-41 Азово-Черноморского Кавказского управления ГВФ в Ростове-на-Дону spacer7.gif
spacer7.gif   spacer7.gif
spacer7.gif spacer7.gif
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 августа 1941 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ростовская область, 2 км восточнее а/д Ростов-на-Дону
Тип ВС:  ПС-41
Регистрация ВС:  СССР-Л3515
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азово-Черноморское Кавказское управление ГВФ
 
spacer7.gif
productbox_bottom.gif
 
Описание
    Пилот-инструктор УТО АЧКУ ГВФ выполнял задание по зондированию атмосферы в районе а/д Ростов-на-Дону на самолете ПС-41 Л-3515 18-го сводного авиатранспортного отряда АЧКУ ГВФ. Приехав в аэропорт, бортмеханик-радист направился к самолету для предполетного осмотра материальной части, а пилот пошел оформлять документацию и получать парашюты для себя и бортмеханика. К моменту прихода пилота бортмеханик, осмотрев самолет и заправку горючего, запустил для пробы на земле моторы. Положив парашюты, пилот вторично направился в аэровокзал за обмундированием, прислушиваясь к работе моторов. Моторы работали хорошо на всех режимах. По возвращении пилота к самолету, бортмеханик и аэролог занимали свои места в самолете, бортмеханик доложил о поной исправности самолета и моторов. Обороты обоих моторов на большом шагу давали 1800 об/мин и на малом газу 2100 об/мин. Пилот проверил работу моторов по приборам, вырулил на старт и в 06:02 начал взлетать. Во время конца пробега правый мотор дал кратковременные перебои, которые заметили бортмеханик и пилот. Однако направление взлета и оставшееся расстояние до леска не позволили пилоту сбавить газ и зарулить на старт. После отрыва самолета от земли моторы стали работать нормально. При подъеме пилот решил еще раз проверить правый мотор в полете по кругу над аэродромом. На высоте 300-400 м пилот проверил работу мотора с переключением поочередно на правое и левое магнето. Мотор работал хорошо, о чем пилот сообщил бортмеханику-радисту и стал производить набор высоты. После набора высоты 5000 м правый мотор дал несколько перебоев с выхлопами в патрубок и тряской во время перебоев.
    Экипаж посмотрел на приборы, показания приборов были нормальными (П=1750 об/мин, Рмасла=3,5 кг/см2, Рбензина=0,14 кг/см2, t масла 75°, t воды 60°).
    Бортмеханик предложил пилоту пойти на снижение, пилот согласился, убрал газ обоим моторам и перешел на пикирование. Затем бортмеханик посоветовал пилоту выключить правый мотор, что тот и сделал, закрыв жалюзи и капоты и перекрыв пожарный кран, вместо того, чтобы оставить его работать на малом газу и в случае нужды воспользоваться им. С работающим на малом газу левым мотором и выключенным, но вращающимся винтом правого мотора пилот продолжал снижаться в пределах аэродрома. Снизившись до высоты 400 м и проходя над аэродромом против ветра, пилот выпустил шасси и дал газ левому мотору. Левый мотор (возможно вследствие переохлаждения или по причине незакрытого высотного крана) вначале дал хлопки, а затем дал 1500-1600 об/мин вместо нормальных 1750 об/мин. Пилот стал делать левый разворот, но самолет имел большую инертность из-за выключенного правого мотора и малого крена, поэтому разворачивался с большим радиусом и выходил далеко за пределы аэродрома. Вместо того, чтобы немедленно убрать газ левому мотору, восстановив нормальную управляемость, и, имея высоту 350-300 м, сделать крутые развороты в пределах аэродрома и сесть на аэродром, пилот продолжал полет на плохо управляемом самолете, летевшем с увеличенной скоростью снижения. Выйдя далеко за пределы аэродрома и сделав второй разворот, пилот увидел, что при наличии оставшейся высоты ему не дотянуть до аэродрома, принял решение убрать шасси и произвести вынужденную посадку вне аэродрома. Во время процесса уборки шасси и выбора посадочной площадки, при наличии вокруг пересеченной местности с проходящей высоковольтной линией проводов, пилот упустил из внимания скорость самолета, которая дошла до 150-160 км/ч вместо нормальной скорости 180-190 км/ч, и к моменту выравнивания скорость настолько уменьшилась, что винт выключенного правого мотора остановился. На высоте 20-25 м пилот убрал газ левого мотора. Это, при наличии добавочного сопротивления от остановившегося винта правого мотора, создало резкое падение скорости и переход самолета в штопор с опусканием носа и сваливанием на правое крыло. Самолет ударился о землю вначале правой плоскостью затем кабиной Ф-1, правым и левым моторами в 2 км восточнее аэродрома. Находившийся в Ф-1 аэролог убит, пилот и бортмеханик получил ушибы и легкие ранения.
   
 
Сведения о пострадавших
 
  На борту Погибло
 
Экипаж 3 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
 
 
Всего погибших 1
 
 
Подробности происшествия
 
Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП  
Организация, расследовавшая АП  
Отчет о расследовании  
 
Сведения о воздушном судне
 
Тип ВС ПС-41
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3515
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.08.1939
Заводской номер ВС 8/214
Наработка ВС (часы) 800
Наработка ВС (циклы)  
Силовая установка 033-111 923-1390
 
Сведения о рейсе
 
Номер рейса  
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азово-Черноморское Кавказское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ростов-на-Дону
Пункт назначения Ростов-на-Дону
Начальный пункт маршрута Ростов-на-Дону
Конечный пункт маршрута Ростов-на-Дону
 
Подробные сведения
 
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    1) Неправильно принятое решение пилотом по совету бортмеханика выключить на высоте 5000 м правый мотор и идти на снижение с одним мотором при наличии нормальных показаний приборов вместо того, чтобы идти на посадку с убранным газом, но обоими работающими моторами.
    2) Второе неправильное принятое решение пилотом - продолжать полет с недодающим полных оборотов левым мотором по кругу вместо того, чтобы убрать газ мотору и произвести посадку на аэродром с расчетом на 180°, учитывая наличие 300-350 м высоты и нахождение самолета в тот момент над центром аэродрома.
    3) Допущенная пилотом на планировании (при убирании шасси) недопустимо малая (150 км/ч) скорость при работающем левом моторе, что при прекращении тяги винта вследствие сбавления оборотов левого мотора и наличии добавленного сопротивления от остановившегося винта, привело к полной потере скорости и переходу самолета в штопор.
   
 
Дополнение
 
Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации  
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet , Уважаемый Борис Владимирович!

Ждал подобного возможного комментария, и именно от Вас :)

Вполне естественно, что такая информация именно на том сайте Рунета появляется - после того, как одному из его создателей "полный комплект" копий описей "катастрофных" передал в своё время именно автор этих строк :)После чего тот, создатель "airdisaster.ru" уже работал в архиве с "бумажными" оригиналами этих документов, "квинтэссенцию" которых затем выкладывал на сайте.

С уважением - К.Б.Стрельбицкий  

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добавлю, не все помнят. Недостающую информацию по фамилиям экипажей можно узнать, обратившись на сайт. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet , Уважаемый Борис Владимирович!

Соглашусь с Вами и здесь, так как знаю, что на сайте airdisaster.ru не отказывают в такой информации обратившимся к ним.

Но здесь, на "Тризне", как Вы сами давно и прекрасно знаете, собрались, в первую очередь, авиапоисковики, которым в случае их находок самолётов и останков лётчиков нужны и их имена, и максимальные "персональные данные" для поиска родственников тех. Не уверен, что создатели того сайта полностью копировали эту информацию в архиве... В то же время данная тема мной создана именно для того, чтобы авиапоисковики-форумчане - самоцитата - "... ознакомившись с этой темой форума, могли бы обратиться ко мне по интересующим их «гражданским» авиакатастрофам периода Великой Отечественной, получили бы от меня в ответ архивные реквизиты конкретных дел (название и номера описей и самих дел) и, «вооружённые» такой информацией, смогли бы затем направить от своих поисковых объединений официальные запросы в этот архив по данным, интересующим их эпизодам" - в первую очередь, именно по персоналиям лётчиков ГВФ.

С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу