Бортстрелок

Текст бланка "Учётной карточки" для советских военных аэродромов и взлётно-посадочных площадок периода 1930-х – 1941 годов

4 сообщения в этой теме

Уважаемые коллеги!

В Российском государственном военном архиве (РГВА, Москва) и в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦА МО РФ, Подольск) к настоящему времени отложились сотни «Учётных карточек» советских военных аэродромов и взлётно-посадочных площадок периода 1930-х – 1941 годов. Все они представляют собой заполненные «на местах», в Штабах ВВС военных округов 10-страничные типографские бланки «формата А4».

Ниже вашему вниманию предлагается полный типографский текст «Учётной карточки», разбитый по страницам её бланка:

 

«Страница 1

 

«Наименование организации, заполняющей карточку

(Название Военного округа)

(край, область, район)

 

Учётная карточка

(название аэродрома или посадочной площадки)

Расположенный (точная ориентировка аэродрома)

 

Составлено «…» … 193. г.

(за кем закреплён земельный участок)

Проверено: «…» … 193. г.

«…» … 193. г.

«…» … 193. г.»

 

Страница 2

 

«Вырезка из карты района аэродрома

Масштаб … Ряд … Лист …

I. Аэронавигационная характеристика аэродрома

а) Широта и долгота от Гринича.

б) Высота над уровнем моря.

в) Магнитное склонение на 19… г.

г) Основные характерные ориентиры при подходе днём и ночью по сторонам света.

 

II. Подходы и запретные зоны:

а) Естественные и искусственные препятствия на подходах к аэродрому, их название, высота, точное расположение по отношению к лётному полю».

 

Страница 3

 

«Кроки аэродрома или плановый снимок

Масштаб … Время съёмки …

 

б) Наличие запретных зон в районе аэродрома в радиусе 25 – 50 км., направление обходных маршрутов этих зон.

в) Характер местности непосрдственно примыкающей к пограничным знакам ародрома.

г) Направление наилучшей посадки и взлёта.

 

III. Описание лётного поля

а) Форма и линейные размеры рабчей площадки.

б) Общие размеры включая полосу подхода.

в) Площадь лётного поля в га».

 

Страница 4

 

«Фотоснимок аэродрома (перспектива)

Высота … Время съёмки …

 

г) Рельеф местности.

д) Характер почвы.

е) Растительный покров.

 

IV. Опознавательные знаки и посадочное оборудование

а) Дневные: круг в центре, пограничные углы полосы, круги, отметки опасных мест, с технической характеристикой их.

б) Ночные: пограничные огни, заградительные огни, их цвет и характер; посадочные и потолочные прожектора (стандартные или передвижные)».

 

Страница 5

 

«в) Ветроуказатель, в какой части аэродрома установлен, на чём, его тип.

г) Маркировочные: надписи, цифры, кодовые огни, маяки, их мощность и характер освещения.

 

V. Особые правила аэродрома.

а) Входные и выходные ворота.

б) Пилотажные зоны.

в) Зоны для стрельбы по конусам.

г) Зоны для бреющих полётов.

д) Руление.

Примечание: Входные и выходные ворота и районы наносятся на карту района аэродрома (стр.2).

 

VI. Метеорологическая характеристика

а) Господствующие ветры (роза ветров) средняя и максимальная скорость.

б) Местные атмосферные явления: туман, сак, время просыхания почвы, начало и конец устойчивого покрова снегом. Период смены колёс и лыж.

в) местонахождение метеостанции, связь с ней, способы и сроки передач метеосводок.

 

VII. Аэродромное оборудование

а) Взлётные полосы, их размеры, направление и материал.

б) Ангары, их размеры и ёмкость.

в) Бензохранилища, их расположение, тип и ёмкость каждого в тоннах. Механизация заправки. Возможность получения горючего вне аэродрома.

г) Маслохранилища, их расположение, тип и ёмкость каждого в тоннах. Механизация заправки. Возможность получения масла вне аэродрома.

д) Бомбохранилища, расположение, тип и ёмкость каждого в тоннах.

е) Водомаслогрейки, расположение, тип и часовая производительность каждой по маслу и воде.

ж) Мастерские, расположение, тип и годовая производительность (по моторам и самолётам).

з) Склады, расположение, тип, холодный или тёплый, ёмкость каждого в машинах.

и) Гаражи, расположение, тип, холодный или тёплый, ёмкость каждого в машинах.

к) Водоснабжение и качество воды.

л) Наличие запасных водоёмов, ёмкость их в куб. метрах.

м) Электрообрудование, характеристика тока, средства для зарядки аккумуляторов».

 

Страница 7

 

«н) Средства заправки самолётов, моторов: водою, маслом, горючим, характеристика их.

о) Наличие средств механизации: тягачи, автостартёры, краны, лебёдки, домкраты и т.д.

п) Наличие технической помощи в окружающих населённых пунктах, мастерские, кузницы, завод, парки МТС и совхозов.

р) Тир для стрельб с земли и с самолёта, расположение, тип и дистанция стрельбы.

с) Полигон для воздушной стрельбы и бомбометания, расположение, размеры, основное оборудование.

т) Противопожарные средства на аэродроме и в ближайших населённых пунктах.

 

VIII. Квартирно-бытовое обслуживание

а) Здания для управления и штабов, характер, расположение и полезная площадь в кв. метрах.

б) Помещения для размещения личного состава: характеристика, расположение и полезная пл. в кв. метрах.

в) Возможность размещения личного состава в ближайших населённых пунктах  к аэродрому, расстояние пути сообщения.

г) Лагерное оборудование, характер, расположение и ёмкость».

 

Страница 8

 

«д) Питание на аэродроме и в ближаших населённых пунктах.

е) Медобслуживание на аэродроме и в ближаших населённых пунктах.

ж) Наличие бани в ближайших населённых пунктах.

 

IX. Связь

а) Наличие на аэродроме средств связи, телефон, телеграф и их характеристика.

б) Радиостанция, её позывные, длина волны, радиус действия, количество и высота радиомачт, их точное местоположение.

в) Ближайшие к аэродрому средства связи: телефон, телеграф, радиостанция, радиомаяк, радиомаркер, почтово-телеграфная контора – удаление их от аэродрома, тип, мощность и характеристика.

 

X. Подъездные пути

а) Характеристика путей сообщения от аэродрома до ближайшей жел.-дор. станции, пристани и населённых пунктов, расстояние, покров дорог, характеристика мостов, проходимость их различными видами транспорта в различные периоды года.

б) Наличие средств передвижения».

 

Страница 9

 

«XI. Охрана и оборона аэродрома

а) Наличие естественных средств маскировки самолётов и расположение.

б) Характеристика окружающей аэродром местности.

в) Наличие скрытых подходов для воздушного и наземного противника.

г) Наличие ограждений аэродрома и его характер.

д) Местные средства и организация ПВО.

 

XII. Пригодность аэродрома для лётной работы по временам года и для каких типов самолётов.

 

XIII. Что требуется для дооборудования аэродрома.

 

XIV. Дополнительные сведения.

 

Составлено в … экз.

Подписи лиц, составивших учётную карточку»

 

Страница 10

«Особые отметки» ».

 

С уважением – К.Б.Стрельбицкий

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, linnet сказал:

В свое время попадались такие дела в описях, но не рассекречены были.

@linnet , Уважаемый Борис Васильевич, мне практически в одно и то же время не давали дела с "подшивками" таких карточек в Подольском архиве ("Они все секретные! Это же ВОЕННЫЕ АЭРОДРОМЫ, Вы что, не понимаете?"), в то время, как в РГВА выдавали аналогичные без всяких вопросов. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги!

А вот как выглядит заполненный бланк данной "Учётной карточки..." - в данном случае применительно к довоенному аэродрому Быхов в Могилёвской области БССР (текст приводится в изложении) : 

 «Секретно

Экз[емпляр] № 2

Классификация – постоянный

Условный шифр – 1009

 

Наименование организации, заполняющей карточку – ОАС ВВС ЗапОВО [Отдел Военно-аэродромной службы Военно-Воздушных Сил Западного Особого военного округа]

(Название Военного округа) – ЗапОВО [Западный особый военный округ] (край, область, район) Могилёвской области [БССР].

 

Учётная карточка

(название аэродрома или посадочной площадки) – аэродром «Быхов»

Расположенный (точная ориентировка аэродрома) зап[аднее] ж[елезно-]д[орожной] ст[анции] Быхов 1,5 км.

 

Составлено «19» мая 1940 г[ода].

(за кем закреплён земельный участок) н.к.о. [Народный Комиссариат обороны Союза ССР]

Проверено: «» … 193. г.

«…» … 193. г.

«…» … 193. г.

[Не заполнено]

[Шифр карты] N-36-В

 

Вырезка из карты района аэродрома [в оригинале документа имеется, с обозначением круга]

Масштаб 1:500000. Ряд N-36. Лист … [не заполнено]

 

Кроки аэродрома или плановый снимок [в оригинале документа имеются «Кроки площадки Быховского Аэродрома» с обозначением двух границ аэродрома, круга радиусом 700 м, надписями «р[ека] Днепр» и «Масштаб 1:500000»] Масштаб 1:500000

Время съёмки …[не заполнено] 

Фотоснимок аэродрома (перспектива) [в оригинале документа отсутствует] Высота … [не заполнено] Время съёмки … [не заполнено]

 

I. Аэронавигационная характеристика аэродрома

а) Широта и долгота от Грин[в]ича. – 53°32’с[.]ш[.], 30°16’в[.]д.

б) Высота над уровнем моря. – 18 м[етров].

в) Магнитное склонение на 19… г. [не заполнено] – 3°

г) Основные характерные ориентиры при подходе днём и ночью по сторонам света. – С востока [-] р[ека] Днепр[;] Ж[елезно-]Д[орожная] ст[анция] Быхов

 

II. Подходы и запретные зоны:

а) Естественные и искусственные препятствия на подходах к аэродрому, их название, высота, точное расположение по отношению к лётному полю. – Искусственные препятствия – башня водокачки [(]Н [высота] = 48 м[етров)], расположена по отношению к лётному полю на север, здание управления [(]Н [высота] = 12 м[етров)]. Естественные препятствия [-] лес – с южной и ю[го]-з[ападной] сторон.

б) Наличие запретных зон в районе аэродрома в радиусе 25 – 50 км, направление обходных маршрутов этих зон. – Запретных зон в радиусе 25 – 50 км нет.

в) Характер местности[,] непосредственно примыкающей к пограничным знакам аэродрома. – С востока и с[еверо]-в[остока -] поле и авиагородок, с севера – поле, с запада и юго-зап[ада -] хвойный лес.

г) Направление наилучшей посадки и взлёта. – С востока и запада.

 

III. Описание лётного поля

а) Форма и линейные размеры рабочей площадки. – Круг радиусом 700 м.

б) Общие размеры включая полосу подхода. [Не указаны]

в) Площадь лётного поля в га. – 314 га.

г) Рельеф местности. – Местность равнинная.

д) Характер почвы. – Супесчаная.

е) Растительный покров. – Удовлетворительный (злаковые травы).

 

IV. Опознавательные знаки и посадочное оборудование

а) Дневные: круг в центре, пограничные углы полосы, круги, отметки опасных мест, с технической характеристикой их. – Нет.

б) Ночные: пограничные огни, заградительные огни, их цвет и характер; посадочные и потолочные прожектора (стандартные или передвижные). – Заградительные огни на водонапорной башне красного цвета, на опушке леса вывешиваются фонари [типа «]Летучая мышь[»]. Прожектор потолочный передвижной, марки 3-15,АП-4.

в) Ветроуказатель, в какой части аэродрома установлен, на чём, его тип. – Конус на здании управления.

г) Маркировочные: надписи, цифры, кодовые огни, маяки, их мощность и характер освещения. – Нет.

 

V. Особые правила аэродрома.

[в оригинале документа ко всему пункту указано «Нет»]

а) Входные и выходные ворота.

б) Пилотажные зоны.

в) Зоны для стрельбы по конусам.

г) Зоны для бреющих полётов.

д) Руление. Примечание: Входные и выходные ворота и районы наносятся на карту района аэродрома.

 

VI. Метеорологическая характеристика

а) Господствующие ветры (роза ветров) средняя и максимальная скорость. – Юж[ные] и ю[го]-з[ападные] ветры[;] средняя годовая скорость [-] 3 м/сек[;] максимальная [-] 15 м/сек.

б) Местные атмосферные явления: туман, сак, время просыхания почвы, начало и конец устойчивого покрова снегом. Период смены колёс и лыж. – Среднегод[овое] количество осадков – 672 мм, сред[нее] число дней с туманами [-] 27 в год. Время просыхания почвы [-] в 3-й декаде апреля. Начало устойчивого [снежного] покрова – ноябрь м[еся]ц, конец – апрель[.] Смена колёс на лыжи [-] в ноябре, смена лыж на колёса [-] в апреле.

в) Местонахождение метеостанции, связь с ней, способы и сроки передач метеосводок. – Аэроуправление[,] внутренний и прямой провод и междугородний. Передача метеосводок ежечасно.

 

VII. Аэродромное оборудование

а) Взлётные полосы, их размеры, направление и материал. [в оригинале документа не указано.]

б) Ангары, их размеры и ёмкость. – 10 5-и ячеечных ангаров, 187560 кб. м ёмкость [-] по 5 самолётов[,] и 2 ангара по 4235 кб. м. ёмкостью по 20 самолётов.

в) Бензохранилища, их расположение, тип и ёмкость каждого в тоннах. Механизация заправки. Возможность получения горючего вне аэродрома. – Бензохранилищ – 4[,] из них типа 1-А – 150 кб. м. – 2, типа 2-А – 250 кб. м. – 1, типа В-1 – 400 кб. м. – 1.

г) Маслохранилища, их расположение, тип и ёмкость каждого в тоннах. Механизация заправки. Возможность получения масла вне аэродрома. – Маслохранилищ – 2 на 190 кб. м. площадью 68 кв. м. каждый [каждое], ёмкостью 30 тонн каждый [каждое]. Тип погреба[,] расположенный [расположенного] на аэродроме[. -] Одно хранилище с свинцовой жидкостью 255 кв. м. – площадь 46 кв. м.[,] ёмкость [-] 20 тонн.

д) Бомбохранилища, расположение, тип и ёмкость каждого в тоннах. – Бомбохранилищ – 3[,] кирпичные здания, площадь 618 кв. м.[,] ёмкость [-] 339 тонн. Примечание: ёмкость определена в ФАБ-100 [то есть в 100-кг фугасных авиационных бомбах].

е) Водомаслогрейки, расположение, тип и часовая производительность каждой по маслу и воде. – Водомаслогрейка стационарная [-] 1 шт[ука,] расположена в 1[-м] служ[ебном] здании. Баков для подогрева воды [-] 5 шт[ук] ёмкостью по 5000 л[итров] каждый. Баков для подогрева масла [-] 4 [штуки] по 2500 л[итров] каждый. Часовая производительность воды [-] 10 тонн, масла [-] 2 тонны. 2-я водомаслогрейка [-] такого же оборудования[, её] строительство не закончено.

ж) Мастерские, расположение, тип и годовая производительность (по моторам и самолётам). – Мастерские расположены в 1-м служебном здании, 1[-й] этаж. Ремонта моторов не производят за неимением комплекта инструментов [для моторов] М-100. Годовая производительность [-] 4 самолёта СБ – сред[ний] ремонт, текущий.

з) Склады, расположение, тип, холодный или тёплый, ёмкость каждого в машинах. – Имеется 2 склада – временное сооружение.

и) Гаражи, расположение, тип, холодный или тёплый, ёмкость каждого в машинах. – Имеется [Имеются] в 1[-м] и 2[-м] служ[ебных] зданиях[,] на 8 автомашин, но используется в 1-м служебном здании под цех для авиа[ционных] мастерских, во 2-м здании приспособлены под складские каптёрки.

 к) Водоснабжение и качество воды. – Водонасосная станция [-] 1 шт[ука] производительность 2 ведра воды за 55 сек[унд]. Водонапорная башня [-] 1 штука на 300 кб. м. воды. Вода [применима] для питья и заправки с[амолё]тов.

л) Наличие запасных водоёмов, ёмкость их в куб. метрах. [в оригинале документа не указано]

м) Электрообрудование, характеристика тока, средства для зарядки аккумуляторов. – Электростанция [-] 1 шт[ука] – ток переменный 220 х 380 вольт, средства для зарядки аккумуляторов имеются.

н) Средства заправки самолётов, моторов: водою, маслом, горючим, характеристика их. – Маслом и водою [-] через стационарную водомаслогрейку посредством ВМЗ [водомаслозаправщика], горючим [-] с бензохранилищ средствами БЗ-35 [бензозаправщиками образца 1935 года].

о) Наличие средств механизации: тягачи, автостартёры, краны, лебёдки, домкраты и т.д. – Средства механизации имеются за исключением лебёдок.

п) Наличие технической помощи в окружающих населённых пунктах, мастерские, кузницы, завод, парки МТС [машинно-тракторных станций] и совхозов. – Ацетоновый з[аво]д, артель «Металлист» и Быховская МТС [машинно-тракторная станция].

р) Тир для стрельб с земли и с самолёта, расположение, тип и дистанция стрельбы. – Два тира на территории аэродрома, для стрельбы с земли на дистанции 100 м[е]тр[ов].

с) Полигон для воздушной стрельбы и бомбометания, расположение, размеры, основное оборудование. - Смотри прилагаемую карточку [В данном архивном деле отсутствует].

т) Противопожарные средства на аэродроме и в ближайших населённых пунктах. – На аэродроме имеется 9 гидрантов, огнетушители по объектам, асбестовое полотнище, 2 пеногенератора и 1 пеногон, пожарная команда с 2-мя автонасосами. В г[ороде] Быхов [имеется] г[ородская] пожарная команда.

 

VIII. Квартирно-бытовое обслуживание

а) Здания для управления и штабов, характер, расположение и полезная площадь в кв. метрах. – Штаб в авиагородке – каменное здание[,] полная пл[ощадь -] 678,8 кв. м.[;] здание управления на аэродроме – площадь 490 кв. м.[;] 1[-е] и 2[-е] служебные] здания на аэродроме [- общая] площадь 2174 кв. м.

б) Помещения для размещения личного состава: характеристика, расположение и полезная пл. в кв. метрах. – Красноармейское общежитие [-] полезная площадь 5361 кв. м., дет[ские] ясли [- полезная площадь] 262,5 кв. м.[,] б[ывшая] столовая Нач[альствующего] состава [- полезная площадь] 544 кв. м.[,] ДНС [дома начальствующего состава - общая] полезная площадь 16418,5 кв. м. [- все] располож[ены] в авиа[ционном ]городке.

в) Возможность размещения личного состава в ближайших населённых пунктах к аэродрому, расстояние пути сообщения. – г[ород] Быхов[,] шоссейная дорога [-] 2,5 – 3 км.

г) Лагерное оборудование, характер, расположение и ёмкость. [в оригинале документа не заполнено]

д) Питание на аэродроме и в ближайших населённых пунктах. – Столовая в авиа[ционном] городке и в г[ороде] Быхов.

е) Медобслуживание на аэродроме и в ближайших населённых пунктах. – Мед[ицинский] пункт при сан[итарной] части в авиа[ционном] городке и в г[ороде] Быхов [-] амбулатория и больница.

ж) Наличие бани в ближайших населённых пунктах. – Баня в авиа[ционном] городке [(]пропускная способность [-] 60 ч[еловек] в час[)] и баня в г[ороде] Быхов.

 

IX. Связь

а) Наличие на аэродроме средств связи, телефон, телеграф и их характеристика. – Телефонная связь [-] коммутатором 2 ЦБ 100х2. Телеграф [- на линии] Быхов – Могилёв. Морзе [-] 1 стопарный кабель[,] проложенный на аэродром[,] отказал в работе[.] ЦТС [центральная телефонная станция] – требует капитального ремонта.

б) Радиостанция, её позывные, длина волны, радиус действия, количество и высота радиомачт, их точное местоположение. – Радиосредства – передвижные[,] согласно табеля штата роты связи.

в) Ближайшие к аэродрому средства связи: телефон, телеграф, радиостанция, радиомаяк, радиомаркер, почтово-телеграфная контора – удаление их от аэродрома, тип, мощность и характеристика. – В г[ороде] Быхов [-] ЦТС [центральная телефонная станция], [телефонный коммутатор] ЦБ 100х2[,] морзе [-] с удалением 3 км. [от аэродрома. На] Ст[анции] Быхов [-] морзе [-] 1[,] телефонная ж[елезно-]д[орожная] связь[,] удаление [-] 1,5 км [от аэродрома].

 

X. Подъездные пути

а) Характеристика путей сообщения от аэродрома до ближайшей жел[езно]-дор[ожной] станции, пристани и населённых пунктов, расстояние, покров дорог, характеристика мостов, проходимость их различными видами транспорта в различные периоды года. – До г[орода] Быхов и ж[елезно-]д[орожной] станции [ведёт] шоссейная дорога расстоянием 2 – 3 км. Проходимость дорог[и -] для всех видов транспорта.

б) Наличие средств передвижения. – Средства – передвижные, автотранспорт.

 

XI. Охрана и оборона аэродрома

а) Наличие естественных средств маскировки самолётов и расположение. – Хвойный лес в западной части аэродрома.

б) Характеристика окружающей аэродром местности. – С севера [-] открытая местность (поле)[,] с юга - тоже, с востока [-] г[ород] Быхов, р[ека] Днепр и с запада – лес.

в) Наличие скрытых подходов для воздушного и наземного противника. – Скрытые подходы для воздушного противника с севера и с юга [-] р[ека] Днепр, с запада – лес. Для подхода наземного противника с запада – лес, с востока и с[еверо]-в[остока -] г[ород] Быхов.

г) Наличие ограждений аэродрома и его характер. – Ограждён забором [из] колючей проволоки высотой 2,5 м. в 2 ряда.

д) Местные средства и организация ПВО. – Три зенитно[-]пулемётные установки и людские силы авиа[ционного] гарнизона.

 

XII. Пригодность аэродрома для лётной работы по временам года

и для каких типов самолётов.

Пригоден для всех типов самолётов, зимой и летом.

 

XIII. Что требуется для дооборудования аэродрома.

См[отри] стр[аницу №] 10 [Смотри ниже текст «Особые отметки»].

 

XIV. Дополнительные сведения.

[в оригинале документа не заполнено]

 

Составлено в трёх экз[емплярах].

 

Подписи лиц, составивших учётную карточку –

комендант аэродрома 25 АБ [25-й авиационной базы]

воентехник 1[-го] ранга Голубов.

 

С подлинным верно [-]

Нач[альник] 1[-го (оперативного)] отдела ВАС ВВС ЗапОВО

[Военно-аэродромной службы Военно-Воздушных Сил

Западного особого военного округа] капитан Афанасьев

 

Особые отметки

Для дооборудования аэродрома необходимо провести следующие работы:

1. Доделать шоссейных дорог – 3 км. (до 2-го служебного здания и бомбохранилища).

2. Сделать выводные цементированные дороги от 2-х больших ангаров.

3. Сделать цементированную красную линейку.

4. Установить заградительные огни.

5. Сделать контрольную будку (тип постоянного сооружения).

6. Оборудовать и отремонтировать 2 тира.

7. Установить электрическую связь подземной системы.

8. Построить метеоплощадки 15 х 18 м.

9. Построить каменную будку для заполнения шаропилотных оболочек.

10. Установить потолочный прожектор.

11. Установить пожарную сигнализацию.

 

Комендант аэродрома 25 АБ [25-й авиационной базы]

воентехник 1[-го] ранга Голубов».

 

 

Оригинал данной, заполненной «Учётной карточки...» отложился ныне в Российском государственном военном архиве (РГВА; город Москва, Российская Федерация), фонд 29, опись 56, дело 283, листы 61 – 65.

С уважением - К.Б.Стрельбицкий

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу