Kuf

Як-1 п. Тебектенерово Волгоградская обл.

7 сообщений в этой теме

Приветствую уважаемых форумчан!

Работы на месте падения этого самолета впервые были проведены нашим отрядом весной 2015 года. Тогда случайно, в поиске бойцов, набрели на вороночку, вокруг которой были найдены фрагменты самолета. В ходе раскопок была найдена стойка шасси, две лопасти, храповик, три выхлопных патрубка, куски трубчатого каркаса. Большая часть фрагментов была оплавлена. Лопасти были "влипшие" в грунт в точке удара. По общей картине у нас сложилось впечатление, что самолет под углом врезался в землю-часть осталась в грунте, часть разлетелась. На МП были найдены останки летчика. От двигателя были найдены только фрагменты блока, ни коленвала, ни распередвалов, ни редуктора, ни навесного не было, как и пушки-пулеметов. Храповик был откручен. В общем, скорее всего технари приезжали на МП.

image (2).jpg детали.jpg лопасть-2.jpg шасси.jpg P1020153.JPG 

20220815_101612.jpg

Боекомплект - ШВАК, ШКАС.

IMG_2429.JPG

Весной этого года на МП в 10 метрах от воронки нашли одно полукольцо от парашюта и в яме фрагменты приборов.

IMG_2426.JPG

В прошедшие воскресенье-понедельник продолжили доработку МП. В 15 метрах от воронки был найден обломок двигателя с номером 3-30Х

IMG_2435 номер.jpg

Часть находок. Клейма с патрубков добавлю на днях. 

IMG_2427.JPG IMG_2428.JPG IMG_2430.JPG IMG_2431.JPG IMG_2432.JPG IMG_2433.JPG

Останки летчика захоронены у братской могилы п. Привольное Светлоярского района. 

Есть ли у вас информация по найденному номеру? Сколько в этой серии моторов было выпущено, больше 3000? Если меньше, то варианты последней цифры от 0 до 9. Правильно?

Для фильтрации данных - При условии, что мотор разбирали технари, то время гибели или конец июля 1942 года, либо (более вероятно) декабрь 1942 года-бои с Манштейном при попытке деблокады Сталинградского котла.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Попробуйте почистить стойку шасси (если сохранилась), там иногда номер самолёта выбивался

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. Пространство после первой Тройки слишком большое. Возможно, эти цифры из разных технологических номеров?

2. если это номер мотора. Моторы с номером типа 3-хххх встречались по 3-31хх.

3. Если это Як-1, то сочетание ШВАК и ШКАС - это довольно ранние самолеты. Когда начали выпускать с ШВАК-Березина? С осени 1942? 

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цифры 3 и вверху и внизу на одном уровне. Горизонтальная 1 процарапана, но частично видна. Думаю, что это все-таки номер мотора.

А у вас нет информации, когда отгружались моторы с номерами 3-3ххх? Если позже февраля 1943, то на детали точно от 300 до 309. Да и як-1 вроде бы уже с осени в модификации с убс были (Б). В моих данных моторы с 6хх-7хх были в 11 и 296 иап. Меньше номеров нет.

Стойка в музее в Котельниково. Подскажите, какую часть изучать, а то я только про номера на щитке читал.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нумерация типа 3-хххх означает, что мотор выпущен в 3 квартале 1942 года или чуть позже, если задержался на сборке. Номера примерно 3-3ххх пошли на сборку в конце 3 квартала 1942 года, т.е. в сентябре. Плюс время на доставку мотора из Уфы в Саратов, плюс время пока установят на Як-1, плюс время пока самолет дойдет до фронта, плюс время, пока его потеряют.

В 274 иап под Сталинградом Як-1 с моторами типа 3-30хх есть потеря 2.11.1942 (не там, Средняя Ахтуба) и прибывшие в конце октября.

В 8 ВА под Сталинградом нет потерь с моторами типа 3-3ххх.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 hours ago, linnet said:

В 274 иап под Сталинградом Як-1 с моторами типа 3-30хх есть потеря 2.11.1942 (не там, Средняя Ахтуба) и прибывшие в конце октября.

2.11.42 в районе Средней Ахтубы упал самолет Сенкевича (выпрыгнул с парашютом), остальные - 2 НБЗ (Трифонов, Левшенко (погиб в 1943)) или в районе Заплавное. В декабре по 274 иап только аварии, потерь нет. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу