Жека

Як-1б № 24111, м-р Янович, 291 ИАП

20 сообщений в этой теме

Сегодня поработали на месте падения самолета в районе станицы Неберджаевская. Самолет оказался нашим истребителем Як-1б. Останков летчика и парашютной системы обнаружено не было. Номеров пока не нашли, но там нужно как грядку на штык вскапывать квадратов 20.

20220613_145147.jpg

20220613_141008.jpg

20220613_140825.jpg

20220613_140829.jpg

20220613_141025.jpg

20220613_145123.jpg

20220613_145131.jpg

20220613_150950.jpg

20220613_151001.jpg

Изменено пользователем Жека
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня в рамках межрегиональной Вахты Памяти "Битва за Кавказ" продолжили работы на месте падения Яка.

20220723_104526.jpg

20220723_104539.jpg

20220723_111749.jpg

20220723_113711.jpg

20220723_113719.jpg

20220723_125205.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Благодаря тому, что ранее мы с Сергеем Кузнецовым сверяли списки самолетов и моторов 265 ИАД, удалось установить самолет. Вообще для 291 ИАП ошибки в списках моторов норма жизни. Вот и в этот раз он записал мотор 4-15 как 415. И далее эта ошибка пошла гулять дальше по всем документам. Нов записях завода производителя мотор был установлен именно 4-15. Мотор М-105ПФ4-15 был установлен на Як-1б № 24111. Самолет был закреплен за майором Яновичем. 

Оперативная сводка № 10 штаб 265 ИАД Старонижестеблиевская 29.04.43 г. к 20.00 карта 100 000 – 41 г.

1. 265 ИАД 29.04.43 г. группами 6-12 Як-1 прикрывала боевые порядки войск в р-не южнее и ю-в Крымская.

В течение дня произведено 119 с/вылетов, налет 139 ч. 25 м.

Произведено 12 воздушных боев.

В воздушных боях сбито 30 самолетов противника и 3 самолета повреждено, из них: 14 Ме-109, 10 Ю-87, 4 Ю-88, 1 Фв-190, 1 Фв-189, подбиты 3 Ме-109.

Наши потери: не вернулись задания летного состава 14 человек, самолетов 15, ранено летчиков – 1, в воздушных боях повреждено самолетов – 3.

Израсходовано боеприпасов ШВАК – 2445, БС – 2958.

291 ИАП в течение дня четырьмя группами самолетов 6-10 Як-1 прикрывал войска в р-не Крымская. Проведено три групповых воздушных боя на Н= 1000-4000 м в р-не прикрытия войск с группами противника до 18 Ю-88 под прикрытием 9-12 Ме-109. В бою 14.00 – 14.10 8 Як-1 встретили 18 Ю-88 без прикрытия истребителями. В момент атаки Як-1 бомбардировщиков они сами неожиданно были атакованы Ме-109. Здесь противник применил давно им практикуемый прием держать истребителей сопровождения вне связи с бомбардировщиками и переходить в атаку в момент, когда наши истребители увлечены атакой бомбардировщиков. Элемент неожиданности для неопытного противника в таком случае соблюдается полностью.

В результате боя сбито 7 самолетов противника и один подбит. Из них: 6 Ме-109, 1 Ю-88, 1 Ме-109 подбит.

С задания не вернулись после боя в районе Абинская, Крымская: штурман полка майор Янович, ст. пилот л-т Сергеев, ст. с-т Калашников, зам. Командира полка по полит. части майор Анисимов. В р-не Крымская: командир звена л-т Логинов, пилот ст. с-т Кулак, пилот ст. с-т Халилов.

Дополнение к сводке № 12 от 01.05.43 г.

Не возвратившийся с боевого задания 29.04.43 г. штурман 291 ИАП майор Янович возвратился в часть 30.04.43 г. В воздушном бою 29.04.43 г. в период 09.35 – 11.20 в р-не Абинская (Совхоз Табак) майор Янович сбил 1 Ме-109 и протаранил второй. После тарана выбросился с парашютом и приземлился на своей территории. Факт тарана подтверждается официальной справкой штаба 173 артполка 317 стрелковой дивизии.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 А я сначала нашел этот номер несколько раз в списках подобных пф4 и дополнительно как 415. Подозревал, что это ошибка, но потом нашел список, где полностью было написано 4-415. И решил, что это другой номер и вычеркнул.

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо БОЛЬШОЕ Борис за помощь. К сожалению учет в 291 ИАП велся из рук вон плохо. Это уже не первый подобный случай.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Янович, вроде бы, в эти дни подписывал бумаги как командир полка?

Попробовал разобраться с записями 291 иап в деле 265 иад и не смог. Двумя майскими приказами Як-1 №24111 списан без указания дат как нбз с мотором №4-405. Причем в приказе от 10.5.43 с капитаном Лапшиным.

В списке полка на 28.4.43 Як-1 №24111 был с мотором №4-415, закреплен за КАПИТАНОМ Яновичем. На 1.5.43 (еще не списан!) №24111 был с мотором №4-405

В списке полка на 28.4.43 за капитаном Лапшиным был закреплен Як-1 №30115 с мотором №4-1504. Те же номера были на 1.5.43. Те же номера списаны вторым параграфом приказа от 10.5.43 без указания летчика.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В эти дни он исполнял обязанности командира полка с 25.04.43 по 02.08.43.

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оперативная сводка № 10 штаб 265 ИАД Старонижестеблиевская 29.04.43 г. к 20.00 карта 100 000 – 41 г.

Вынужденно сели: капитан Лапшин – в Абинской, самолет требует полевого ремонта;

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это покрыто тайной. Его самолет мы еще не нашли. Большинство самолетов, потерянных 20.04.43 упали в Цемесскую бухту 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Жека сказал:

Дополнение к сводке № 12 от 01.05.43 г.

Не возвратившийся с боевого задания 29.04.43 г. штурман 291 ИАП майор Янович возвратился в часть 30.04.43 г. В воздушном бою 29.04.43 г. в период 09.35 – 11.20 в р-не Абинская (Совхоз Табак) майор Янович сбил 1 Ме-109 и протаранил второй. После тарана выбросился с парашютом и приземлился на своей территории. Факт тарана подтверждается официальной справкой штаба 173 артполка 317 стрелковой дивизии.

О таране Яновича - со с.50 - 51 2-го тома трёхтомника Зайцева "Оружие сильных духом":

 50.jpg

и первая и последние строчки здесь:

51.jpg

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 часов назад, linnet сказал:

Янович, вроде бы, в эти дни подписывал бумаги как командир полка?

Попробовал разобраться с записями 291 иап в деле 265 иад и не смог. Двумя майскими приказами Як-1 №24111 списан без указания дат как нбз с мотором №4-405. Причем в приказе от 10.5.43 с капитаном Лапшиным.

В списке полка на 28.4.43 Як-1 №24111 был с мотором №4-415, закреплен за КАПИТАНОМ Яновичем. На 1.5.43 (еще не списан!) №24111 был с мотором №4-405

В списке полка на 28.4.43 за капитаном Лапшиным был закреплен Як-1 №30115 с мотором №4-1504. Те же номера были на 1.5.43. Те же номера списаны вторым параграфом приказа от 10.5.43 без указания летчика.

Кстати в номере мотора самолета Лапшина тоже ошибка: с завода он ушел с мотором 4-1564. А сам документ, о котором идет речь выглядит вот так. И он очень хорошо характеризует качество оформления первичных документов по учету моторов в 265 дивизии.

IMG_0423.JPG

Изменено пользователем Жека
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В приказе на списание 10.5.43 вместе с Лапшиным, что якобы на 24111 с мотором 4-405, значился нбз ст л-т Кривяков на 30126 с мотором пф-195108. Потом в приказе за 20.5.43 два эти самолета вместе списывались, но у 30126 уже мотор как 4-3474. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

по заводу № 24111 - ПФ 4-15, № 30115 ПФ 4-1564, 30126 Пф 4-3474.

Важная деталь: № 30115 ШВАК + 2хШКАС.по заводским документам.

Машина Кривякова в Списоке самолетов и моторов, закрепленных за летно-техническим составом частей 265-й иад на 25.4.43 вообще записана как 20126 с мотором 125-103.

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://рф-поиск.рф/news/12870/ :

" В Краснодарском крае завершилась Межрегиональная поисковая экспедиция «Битва за Кавказ»

5 июля в Краснодарском крае завершила свою работу VII Межрегиональная поисковая экспедиция «Битва за Кавказ», проходившая в Крымском районе в течение шести дней. ... проведены работы по авиационному поиску, поисковики обследовали места падения двух советских самолетов, обнаружили номерные детали и установили судьбы их экипажей.

... 23 июля в горной-лесистой местности южнее станицы Неберджаевской Крымского района проведены работы на месте падения истребителя Як-1. «Благодаря обнаруженным технологическим клеймам удалось установить, что пилот, который управлял самолётом, остался жив. Его звали Анатолий Кузьмич Янович. 29 апреля 1943 года майор Янович командовал группой самолетов при выполнении боевого задания по прикрытию наших войск от ударов авиации противника. В этом бою Янович сбил огнем своего самолета один МЕ-109, а преследуя второй МЕ-109, не имея боеприпасов, таранил его. В результате тарана ЯК-1 Яновича, М-109 упали на нашей территории, пилот вернулся в полк и за этот бой получил орден Красного знамени» - сообщил по итогам архивной работы заместитель руководителя Краснодарской краевой поисковой организации «Кубанский плацдарм», признанный эксперт авиапоиска Евгений Порфирьев. ...". 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу