Карельский (Нестеров)

Установление Имени летчика, погибшего по Олонцом

39 сообщений в этой теме

 

Эти снимки попали ко мне от коллеги из Крошнозера, а ему их передал знакомый из Савинова, а уж тот, в свою очередь, получил от одного финна, который воевал по ту сторону Карельского фронта. Говорят, что эти фотографии финские солдаты нашли у сбитого в бою советского летчика недалеко от Олонца.  Имена молодых людей восстановлены! К счастью, они оба остались живы, пройдя всю войну.

         Брещенко Андрей Михайлович родился в 1914 г. в д. Буболево Выдрейского с/с, Лиозненского района, Витебская обл., ,Белорусской ССР. Поступил на службу в августе 1935 г. Служил в 33 иап ПВО 10 сад ЗапОВО,33 иап ПВО 6 авк Московская зона ПВО,оаэ 101 иад ПВО,573 иап 310 иад ЗапФ,310 иад ПВО ЮЗФ ПВО. Подполковник. Дата окончания службы: 20.04.1960. Имеет награды: Медаль «За оборону Москвы», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль «За боевые заслуги», орден Красного Знамени, Орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды. Судя по тому, что молодые люди были почти ровесниками, оба из Витебска, одновременно поступили на службу и закончили ее, они могли быть друзьями по летному училищу.

         Скулович Залман Абрамович родился в 1915 году в г. Витебске Белорусской ССР. Поступил на службу в августе 1935 года. В годы Великой Отечественной войны служил в 153 гвардейском истребительном авиационном полку (специальная подвижная авиационная ремонтная база 313 ВА). Майор тех.службы. Имеет награды: медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За боевые заслуги», орден Красного Знамени, Орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды. Дата окончания службы 25 марта 1960. Умер в 1987 году, похоронен на еврейском кладбище в г. Саратов. Его сын был известным в Саратове нейрохирургом, преподавателем медицинского университета, к сожалению, умер в этом году.
        

         Значит и погибший летчик мог быть их товарищем. Нужны списки выпускников лётных школ, находившихся в тот момент на территории Белоруссии. Основная версия, что они заканчивали один курс и, скорее всего Витебской лётной школы.

летчик2.jpg

летчик1.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Карельский (Нестеров) , Уважаемый коллега, а откуда у Вас данные именно про "Витебскую лётную школу"?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 hours ago, Бортстрелок said:

@Карельский (Нестеров) , Уважаемый коллега, а откуда у Вас данные именно про "Витебскую лётную школу"?

Возможно мы ошибаемся, но предполагали, что эти люди могли учиться в одном учебном заведении, а это могут быть разной формы заведения. Так как они летчики, это логично предполагать.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 часа назад, Бортстрелок сказал:

@Карельский (Нестеров) , Уважаемый коллега, а откуда у Вас данные именно про "Витебскую лётную школу"?

@Карельский (Нестеров) , я спросил у Вас именно это потому, что до войны подобных военно-учебных заведений в Витебске НЕ БЫЛО. Из авиационных до 1941 года там были только Витебская (15-я) дивизионная школа младших авиационных специалистов - воздушных стрелков-радистов ВВС БОВО, да ещё Витебский аэроклуб Осоавиахима (но он был "гражданским").  И только в конце войны, после освобождения Витебска сюда была передислоцирована Новосибирская (31-я) военная авиационная школа летчиков Авиации Дальнего Действия.

Поэтому абсолютно непонятно, о какой именно Военной авиационной школе ВВС Красной Армии может идти речь... 

Изменено пользователем Бортстрелок
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добавлю немного подробностей.

Самолет упал не далеко от озера Ламберо, которое находится в нескольких километрах северо-восточнее деревни Мегрега, Олонецкого р-на, Республики Карелия. Это произошло на глазах финских солдат (Вроде бы какое то дорожно строительное подразделение.) Летчик отстреливался прямо из кабины, а потом застрелился. Когда финны его вытащили то увидели, что у него оторваны ноги. Финский офицер забрал документы, а фотографии забрал рядовой солдат. Летчика они похоронили недалеко от самолета. Фотографии эти финн в 90-х годах передал знакомому карелу. В каком году произошла эта история не известно. 

НО так как документы летчика были финнами изъяты, значит они могут находиться в финских архивах. В поиске этих документов мог бы помочь Карл Геуст.             

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Николай22 сказал:

... мог бы помочь Карл Геуст.             

Так как Карла здесь, на форуме не было с начала месяца, то и темы этой он пока ещё не видел, посему я в "Личном сообщении" только что послал ему ссылку на неё.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 минут назад, Бортстрелок сказал:

Так как Карла здесь, на форуме не было с начала месяца, то и темы этой он пока ещё не видел, посему я в "Личном сообщении" только что послал ему ссылку на неё.

Спасибо!

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению боюсь что невозможно найти ответ на этот важный и интересный вопрос, надо обязательно факты по больше, например:

- если год не известный - начало или конец ВОВ?

- зима или лето?

- тип самолета (истребитель/разведчик или связной)?

- и так далее.

Carl
 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 12.02.2022 в 01:21, Карельский (Нестеров) сказал:

 

Эти снимки попали ко мне от коллеги из Крошнозера, а ему их передал знакомый из Савинова, а уж тот, в свою очередь, получил от одного финна, который воевал по ту сторону Карельского фронта. Говорят, что эти фотографии финские солдаты нашли у сбитого в бою советского летчика недалеко от Олонца.  Имена молодых людей восстановлены! К счастью, они оба остались живы, пройдя всю войну.

 

         Брещенко Андрей Михайлович родился в 1914 г. в д. Буболево Выдрейского с/с, Лиозненского района, Витебская обл., ,Белорусской ССР. Поступил на службу в августе 1935 г. Служил в 33 иап ПВО 10 сад ЗапОВО,33 иап ПВО 6 авк Московская зона ПВО,оаэ 101 иад ПВО,573 иап 310 иад ЗапФ,310 иад ПВО ЮЗФ ПВО. Подполковник. Дата окончания службы: 20.04.1960. Имеет награды: Медаль «За оборону Москвы», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль «За боевые заслуги», орден Красного Знамени, Орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды. Судя по тому, что молодые люди были почти ровесниками, оба из Витебска, одновременно поступили на службу и закончили ее, они могли быть друзьями по летному училищу.

 

         Скулович Залман Абрамович родился в 1915 году в г. Витебске Белорусской ССР. Поступил на службу в августе 1935 года. В годы Великой Отечественной войны служил в 153 гвардейском истребительном авиационном полку (специальная подвижная авиационная ремонтная база 313 ВА). Майор тех.службы. Имеет награды: медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За боевые заслуги», орден Красного Знамени, Орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды. Дата окончания службы 25 марта 1960. Умер в 1987 году, похоронен на еврейском кладбище в г. Саратов. Его сын был известным в Саратове нейрохирургом, преподавателем медицинского университета, к сожалению, умер в этом году.
        

 

         Значит и погибший летчик мог быть их товарищем. Нужны списки выпускников лётных школ, находившихся в тот момент на территории Белоруссии. Основная версия, что они заканчивали один курс и, скорее всего Витебской лётной школы.

 

летчик2.jpg

летчик1.jpg

Александр! А как установили данные изображенных на фото? Фотографии были подписаны? и как я понял, то, что они оба уроженцы Витебской области, Вы подумали, что они там и заканчивали учебное авиационное заведение?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 18.02.2022 в 21:25, Николай22 сказал:

Добавлю немного подробностей.

Самолет упал не далеко от озера Ламберо, которое находится в нескольких километрах северо-восточнее деревни Мегрега, Олонецкого р-на, Республики Карелия. Это произошло на глазах финских солдат (Вроде бы какое то дорожно строительное подразделение.) Летчик отстреливался прямо из кабины, а потом застрелился. Когда финны его вытащили то увидели, что у него оторваны ноги. Финский офицер забрал документы, а фотографии забрал рядовой солдат. Летчика они похоронили недалеко от самолета. Фотографии эти финн в 90-х годах передал знакомому карелу. В каком году произошла эта история не известно. 

НО так как документы летчика были финнами изъяты, значит они могут находиться в финских архивах. В поиске этих документов мог бы помочь Карл Геуст.             

Николай Николаевич! А год какой? Неизвестно? 1941 или 1944 ???

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 hour ago, Прокофьев Илья said:

Александр! А как установили данные изображенных на фото? Фотографии были подписаны? и как я понял, то, что они оба уроженцы Витебской области, Вы подумали, что они там и заканчивали учебное авиационное заведение?

Фото были подписаны на  обороте.

А вообще на фото подпись, что  сделана она в Москве в 37-ом. Поступили на службу в 35-ом. Сколько длились курсы авиаспециалистов? Возможно два года. И учились они возможно в Москве.

летчик 3.jpg

летчик 4.jpg

летчик 5.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Учитывая, что Скулович судя по всему из наземного технического персонала мои знакомые из Белоруссии попробуют искать среди выпускников аэроклубов, кружков планеристов и т.д. Среди доступных в сети и на местных форумах в Белоруссии фотографиях довоенных выпускников авиаучилищ и аэроклубов пока Брещенко или Скуловича не нашли. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У Скулатовича прохождение службы указано: 153 иап ЛенФ, 158 иап ЛенФ, 235 шап

К потери в районе Олонца мог относится 153 ИАП, т.к., полк на начало войны базировался в Кексгольме (Приозерск) и они летали над Ладожским озером. Причем в 153 ИАП есть потеря 7 сентября 1941 года - ст.политрук , военком АЭ Быстров Аркадий Федорович - родом из Витебской области Белоруссии...(правда в УПК записано, что он родом из Удмуртии),  но вот только значится он следующим образом: столкновение в воздухе в р-не Метсякюля (была такая где сейчас Молодежная Курортный р-н города Ленинграда), в другом донесении в районе Териоки (сейчас Зеленогорск, г. Санкт-Петербург) Выпрыгнул с парашютом на территории пр-ка, судьба не известна (по данным уважаемого Карла Геуста: ранен, жив, возможно попал в плен)

 

158 ИАП туда не долетал, как и 235 ШАП....

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 часов назад, Carl сказал:

К сожалению боюсь что невозможно найти ответ на этот важный и интересный вопрос, надо обязательно факты по больше, например:

- если год не известный - начало или конец ВОВ?

- зима или лето?

- тип самолета (истребитель/разведчик или связной)?

- и так далее.

Carl
 

 

На данный момент известно, что это произошло не зимой.

Какой год не известно.

Тип самолета, предположительно истребитель, так как речь идет об одном летчике.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Прокофьев Илья сказал:

Николай Николаевич! А год какой? Неизвестно? 1941 или 1944 ???

Какой год неизвестно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 18.02.2022 в 21:25, Николай22 сказал:

Добавлю немного подробностей.

Самолет упал не далеко от озера Ламберо, которое находится в нескольких километрах северо-восточнее деревни Мегрега, Олонецкого р-на, Республики Карелия. Это произошло на глазах финских солдат (Вроде бы какое то дорожно строительное подразделение.) Летчик отстреливался прямо из кабины, а потом застрелился. Когда финны его вытащили то увидели, что у него оторваны ноги. Финский офицер забрал документы, а фотографии забрал рядовой солдат. Летчика они похоронили недалеко от самолета. Фотографии эти финн в 90-х годах передал знакомому карелу. В каком году произошла эта история не известно. 

НО так как документы летчика были финнами изъяты, значит они могут находиться в финских архивах. В поиске этих документов мог бы помочь Карл Геуст.             

Николай Николаевич! А откуда сведения, что самолет упал именно в этих местах?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Карельский (Нестеров) сказал:

Фото были подписаны на  обороте.

летчик 3.jpg

 

 

Подпись на обороте: "На память лучшему другу Ривы / от её подруги Жени Ф. / * * * / На небе много звёздочек / (...) лучше всех / На свете много девушек / Но лучше друга нет / 23/XI - 1937 г.". 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Карельский (Нестеров) сказал:

Фото были подписаны на  обороте.

А вообще на фото подпись, что  сделана она в Москве в 37-ом.

летчик 4.jpg

 

Подпись на обороте: "На память / одному из лучших / товарищей Зяме / Скуловичу от его же товарища / А.М.Брещенко  /  Москва 15/III - 37 г.". 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Карельский (Нестеров) сказал:

А вообще на фото подпись, что  сделана она в Москве в 37-ом. ... И учились они возможно в Москве.

 

Скулович как "технарь-наземник" ВВС РККА учиться в Москве МОГ: в 1-й Московской Краснознамённой военной авиационной школе связи (в самой Москве) или во 2-й Московской военной авиационной школе механиков специальных служб (в подмосковном тогда Тушино). 

А вот Брещенко как пилот ВВС РККА в Москве учиться в то время НЕ МОГ: в советской столице тогда вообще не было военных авиационных школ лётчиков.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Прокофьев Илья сказал:

Николай Николаевич! А откуда сведения, что самолет упал именно в этих местах?

Эту историю знакомому карелу  рассказал сам финн, воевавший в Карелии. Всё это произошло у него на глазах.  Их часть находилась возле озера Ламберо.   

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Бортстрелок сказал:

А вот Брещенко как пилот ВВС РККА в Москве учиться в то время НЕ МОГ:

А Брещенко А.М. видимо и не был пилотом - у него не было однозначно летных должностей, судя по наградному 1945-го года.

Есть также отдельно из списков ЛС как Воентехник 2-го ранга правда указан не 33 ИАП, а 33 ШАП (которого не было) https://pamyat-naroda.ru/heroes/isp-chelovek_spisok1713031

Возможно у него была военно-техническая специальность, но основные должности связаны с работой штаба и  организацией полетов.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В дополнение к расследованию этой истории добавилась фотография, присланная нам сыном свидетеля этого происшествия. Может быть по фото возможно определить марку самолета ?

Image (167) (1).jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 18.05.2022 в 11:32, Николай22 сказал:

 Может быть по фото возможно определить марку самолета ?

Image (167) (1).jpg

Коля, это МБР-2! Клянусь своей треуголкой!(с)

Характерный профиль крыла и сечение фюзеляжа, а также видимый над головами финнов обтекатель мотора задранного вверх при падении.

МБР-2.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Blue Fox Понял. Спасибо! Я надеялся, что это фото хоть немного прояснит историю. А получается, что наоборот, еще больше запутало.

В легенде говорится об одном летчике. Я предполагал, что на фото будет истребитель. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
36 минут назад, Николай22 сказал:

А получается, что наоборот, еще больше запутало.

С одной стороны, да, но с другой сузило круг. Например, любимый мной 15-й ОРАП в том числе кроме Балтики летал и на Ладогу на "амбарчиках". 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 минуты назад, Blue Fox сказал:

С одной стороны, да, но с другой сузило круг. Например, любимый мной 15-й ОРАП в том числе кроме Балтики летал и на Ладогу на "амбарчиках". 

Тогда надо искать документы о потерях МБР-2 в Олонецком районе, Карелии.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

17 августа 1941 года в районе Ладожского озера потеряны два МБР-2 из состава ВВС Ладожской военной флотилии...

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Прокофьев Илья сказал:

17 августа 1941 года в районе Ладожского озера потеряны два МБР-2 из состава ВВС Ладожской военной флотилии...

самолеты относились к 85 АЭ ВВС КБФ

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу