kubanec

Самолёт. Усть-Донецкий район. Ростовская область.

30 сообщений в этой теме

Добрый день! Сегодня посетили один из школьных музеев. Среди экспонатов лежат три артефакта. По рассказу хранителя: при работе земснаряда в р. Дон в конце 80-х гг. были обнаружены фрагменты самолёта. Все, что дошло до полок музея перед вашими глазами. Просят помочь, по возможности, определить принадлежность и установить марку самолёта. 

IMG_20220128_103251.jpg

IMG_20220128_103305.jpg

IMG_20220128_103401.jpg

IMG_20220128_103414.jpg

IMG_20220128_103421.jpg

IMG_20220128_103543.jpg

IMG_20220128_103609.jpg

IMG_20220128_103618.jpg

IMG_20220128_103625.jpg

IMG_20220128_104122.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, kubanec сказал:

Просят помочь, по возможности, определить принадлежность и установить марку самолёта. 

IMG_20220128_103543.jpgIMG_20220128_103609.jpgIMG_20220128_103618.jpgIMG_20220128_103625.jpgIMG_20220128_104122.jpg

По обломкам чем-то похоже на самолет Дб-3/Дб-3ф/Ил-4, но пока не нашел первой детали в системе управления. Возможно какой-то из бомберов предвоенных. 

Коробочка - это Аппарат №2 устройства типа СПУ-3 или СПУ-3М  (сигнально-переговорное устройство). Аппарат №2 ставился в кабине пилота Дб-3/Дб-3ф/Ил-4 и предназначен как для внутренней связи, так и мог использоваться для переговоров по рации РСВС (Луч) для внутриэскадрильной связи. Выхода на РСБ не имел.

У СБ вроде была изъята из радиоаппаратуры именно коробка №2.

Изменено пользователем kirche
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прибор наддува стоял на АНТ-25 Чкалова в 1936 году с точно таким же циферблатом. Якобы уже в 1939 году выпускали с другим циферблатом.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

обломки притопленного МБР-2 похоже со дна выгребли... Больше ничего похожего не нашел...

МБР2.jpg111.jpg

Изменено пользователем kirche
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, kubanec сказал:

IMG_20220128_103401.jpgIMG_20220128_103414.jpgIMG_20220128_103421.jpg

 

4 часа назад, linnet сказал:

Якобы уже в 1939 году выпускали с другим циферблатом.

Мановакуометр.jpgкрепление.jpg

Мановакууметр (указатель наддува) со стандартным крепежным кольцом (из книги 1938 года). Шкала показывает давление в "сантиметрах ртутного столба". Поворотом "кремальеры" регулируется положение двухцветного диска сзади циферблата - так можно механически установить положение "красной зоны" в зависимости от типа двигателя.

В книге 1941 показан аналогичный прибор, но без быстрой регулировки "красной зоны". Упростили конструкцию - ввели "контрольный индекс" на лимбе, который можно отрегулировать, ослабив уплотнительное кольцо.

Мановакуометр2.jpg

Изменено пользователем kirche
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, kirche сказал:

обломки притопленного МБР-2 похоже со дна выгребли... Больше ничего похожего не нашел...

МБР2.jpg111.jpg

@kirche , при всём моём к Вам и Вашим знаниям уважении, обломкам именно гидросамолёта МБР-2 взяться там, на реке Дон было просто неоткуда... 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Бортстрелок Не имею сведений о судьбе всех 1365 самолетов этого типа, чтобы в принципе это обсуждать. 

Лишь вижу сходство детали с изображением в тех.описании. У других широко известных самолётов подобного вида качалки не нашёл. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet @kirche @Бортстрелок @Alesnik Спасибо всем за внимание к теме!

@kirche Кирилл, похоже в самое "яблочко"!!! Очень старая и не дающая покоя тема о самолете-амфибии. Тоже каждый раз задавали себе вопрос: откуда ему здесь взяться? Его обломки были найдены в Дону в районе ст. Мелиховской. Здесь была одна из основных паромных переправ при отступлении советских войск в июле 1942г. Учитывая, что в данные места была переброшена оставшаяся часть катеров Азовской флотилии, можно предположить, что данный МБР-2 был к ней приписан.

Давненько в папке пылился документ подразделения танковой дивизии "Великая Германия", которая вела наступление в этом районе. Перевод через "PROMT", так что, не обессудьте...

"The action was described by Lt. Konopka, platoon leader in the Regimental Pioniers: "We had taken the village of Melichowskaja on the Don early in the morning. A considerable amount of booty was taken on that side of the river. The village had a ferry crossing, which interested me, as responsible Pionier, the most. The ferry itself had been in use by the enemy a short time before, but now it had disappeared, the rope and cable cut and the approach partially destroyed. The way I saw it, if there had once been ferry traffic here, then it was highly probable that this was the crossing place sought by the regiment. We immediately built ferries from inflatable boats and sent across several reconnaissance vehicles. I myself went across with the first. On the other side we caught a couple of riderless horses and set off downstream to look for the ferry. We found it several hundred metres farther down where it had been driven onto the bank by the current. We went into the water and started to tow the thing upstream with the horses. Then there was a sudden exchange of fire with some Cossacks who appeared unexpectedly out of the willows. We captured several, who were immediately put to work as oarsmen.

 

While the ferry traffic steadily increased, a Soviet seaplane landedon the river about 200 metres away, apparently misled by theRussian uniforms of the prisoners pressed into service as oarsmen.The aircraft's crew was getting ready to make contact with them.We grabbed our weapons, however, and were able to render thecrew harmless. Attempts to make the aircraft flyable for our own usefailed at first. Nevertheless, the aircraft was a considerable additionto the strength of the Regimental Pionier Platoon/I.R. GD 1."With the capture of Melichowskaja by II Battalion, the otherelements of I.R. GD 1, namely I and III Battalions supported by IVBattalion, anti-tank units and heavy Flak, advanced along the ridgetowards Puchljakowskij and Rasdorskaja, where they becameembroiled in heavy fighting with Soviet units still holding out there.In addition to preventing additional Soviet forces from escapingacross the river, it was also the regiment's task to find and capturea suitable crossing over the Don.

 

After landing on the other side of the Don near Melichowskaja theleading elements of II Battalion/I.R. GD 1 found that a wide bandof swampy, moor-like terrain ran along the river and was simply toowide to bridge, especially for motor and armoured vehicles. Count-less backwaters and tributaries led deep into the hinterland, posinga virtually impenetrable obstruction.In the stifling heat of the day each breath was an ordeal. The menof II Battalion fought their way forwards against swarms ofmosquitoes and other pests in an attempt to reach a position wherethey could see and shoot. Instead, however, they became moreentangled in the jungle of vegetation along the riverbank. Exhausted,they sank to the ground and waited for what was to come".

 

Действие было описано лейтенантом Конопкой, командиром взвода в Полковом Pioniers (combatengineers) (боевые инженеры-саперы): "Мы взяли деревню Мелиховская на Дону рано утром. Значительная сумма добычи была взята на той стороне реки. У деревни было пересечение парома, которое заинтересовало меня, как ответственный Pionier, большинство. Сам паром использовался врагом короткое время прежде, но теперь он исчез, веревка и кабель сокращаются и подход, частично разрушенный. Путем я видел его, если когда-то было движение парома здесь, то было очень вероятно, что это было пересекающимся местом, разыскиваемым полком. Мы немедленно построили паромы из надувных лодок и послали через несколько транспортных средств разведки. Я сам пошел через с первым. С другой стороны мы поймали несколько лошадей без всадника и отправились вниз по течению, чтобы искать паром. Мы нашли его на несколько сотен метров дальше вниз, где это вел на банк ток. Мы вошли в воду и начали буксировать вещь вверх по течению с лошадями. Тогда была внезапная перестрелка с некоторыми казаками, которые неожиданно появились из ив. Мы захватили несколько, кто был немедленно помещен, чтобы работать гребцами.

 

В то время как движение парома постоянно увеличивалось, советский гидроплан приземлился на реку на расстоянии в приблизительно 200 метров, по-видимому введенную в заблуждение российской униформой заключенных, принужденных к обслуживанию как гребцы. Экипаж самолета готовился вступать в контакт с ними. Мы захватили наше оружие, однако, и смогли отдать безопасную команду. Попытки сделать самолет летным для нашего собственного использования потерпели неудачу сначала. Тем не менее, самолет был значительным дополнением к силе Полкового Pionier Platoon/I.R. GD 1". С захватом Melichowskaja II Батальонами, другими элементами I.R. GD 1, а именно, я и III Батальонов, поддержанных IV Батальонами, противотанковыми единицами и тяжелым Зенитным огнем, продвинулись вдоль горного хребта к Puchljakowskij и Rasdorskaja, где они стали втянутыми в тяжелую борьбу с советскими отделениями, все еще держащимися там. В дополнение к препятствованию тому, чтобы дополнительные советские силы убежали через реку, это была также задача полка найти и захватить подходящее пересечение Дона.

 

После приземления с другой стороны Дона около Melichowskaja ведущие элементы II Battalion/I.R. GD 1 нашел, что широкая группа болотистого, подобного торфянику ландшафта бежала вдоль реки и была просто слишком широка, чтобы соединить, специально для моторных транспортных средств и бронированных машин. Бесчисленные болота и притоки привели глубоко во внутренние районы, изложив фактически непроницаемую преграду. В удушающей жаре дня каждое дыхание было испытанием. Мужчины II Батальонов боролись со своим путем вперед против роев москитов и других вредителей в попытке достигнуть положения, где они видели и охота. Вместо этого однако, они стали более запутанными в джунглях растительности вдоль берега реки. Опустошенный, они снизились к земле и ждали того, что должно было прибыть.

Ну, и ко всему этому, причиной посещения музея стало сообщение, что принесли пулемет ШКАС, выловленный недавно в Дону в том же районе. 

 

 

 

 

1643384006840.jpg

Изменено пользователем kubanec
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kirche@kubanec  История с гидросамолётом на реке Дон - весьма интересная и мне ранее неизвестная. Только вот в составе Отдельного Донского отряда речных кораблей Азовской военной флотилии Черноморского флота никакой своей авиации не было (и быть в принципе в ОРК не могло...). Однако, в составе АВФ в целом была собственная, "нештатная" авиагруппа, в которую с 05.1942 входила одна из авиационных эскадрилий 119-й ОМРАЭ ВВС ЧФ, вооружённая именно гидросамолётами МБР-2. Надо посмотреть по деятельности этой АГ АВФ, но к какому конкретно дню 1942-го относится описанное немцами происшествие с советским гидросамолётом? 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Бортстрелок  22 июля 1942г.

It received orders to carry out the new plan, in which it was essential to prevent the enemy forces from withdrawing and escaping across the river. In the course of the new action the division turned left while still on the move and sent ahead three attack groups which reached the bank of the Don during the night of 21/22 July. Early on the morning of 22 July the infantry of II Battalion, I.R. GD 1 moved into an assembly area outside Melichowskaja in preparation for an attack on the village to be launched at 04.00. Despite considerable enemy mortar fire the village was taken at approximately 06.00. More than a thousand Russian soldiers were flushed out of the bushes along the river and taken prisoner. There was so much equipment stored and abandoned there that it was difficult to accurately estimate its numbers or worth. The first soldiers of the battalion immediately set about crossing the Don, which was approximately 800 metres wide at this point, in inflatable boats in order to establish a small bridgehead on the other side.

Это получило заказы выполнить новый план, в котором было важно препятствовать тому, чтобы вражеские силы ушли и убежали через реку. В ходе нового действия повернуло налево подразделение, в то время как все еще в движении и послал вперед три группы нападения, которые достигли банка Дона в течение ночи 21/22 июля. Рано утром от 22 июля пехота II Батальонов, I.R. GD 1 переместился в район сосредоточения за пределами Melichowskaja при подготовке к нападению на деревню, которая будет начата в 04.00. Несмотря на значительный вражеский минометный огонь деревня была взята в приблизительно 06.00. Больше чем тысяча российских солдат смылась из кустарников вдоль реки и взята в плен. Было так много оборудования, сохраненного и заброшенного там, что было трудно точно оценить свои числа или ценность. Первые солдаты батальона немедленно приступают к пересечению Дона, который был приблизительно 800 метров шириной в этом пункте в надувных лодках, чтобы установить небольшой плацдарм с другой стороны.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

За 22 июля 1942 потерь в 119 омрап и подчиненных ему эскадрильях не нашел, а вот 23 июля значится не вернувшимся с боевого задания МБР-2 из состава 2-й эскадрильи полка.   

Экипаж:                                                                                                                                                                                                                    

старший лейтенант Шепелев Николай Константинович, 1913 - пилот, командир звена                                                                                   

лейтенант Цалит Август Андреевич, 1916 - летчик-наблюдатель (штурман)                                                                                                      

сержант Котылевский Михаил Николаевич, 1919 - воздушный стрелок-радист     

 

 

                                           

Изменено пользователем Синд
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Более точный перевод:

События были описаны лейтенантом. Конопка, командир взвода полковой разведки: "Мы взяли станицу Мелиховская на Дону ранним утром. На той стороне реки было захвачено значительное количество добычи. В деревне была паромная переправа, которая интересовала меня, как ответственного пионера, больше всего. Сам паром незадолго до этого использовался врагом, но теперь он исчез, веревка и трос перерезаны, а подход частично разрушен. На мой взгляд, если здесь когда-то было паромное сообщение, то весьма вероятно, что именно это место переправы искал полк. Мы немедленно построили паромы из надувных лодок и послали через реку несколько разведывательных машин. Я сам пошел наперерез с первым. На другом берегу мы поймали пару лошадей без всадников и отправились вниз по течению искать паром. Мы нашли его в нескольких сотнях метров ниже, там, где течение вынесло его на берег. Мы вошли в воду и начали буксировать эту штуку вверх по течению вместе с лошадьми. Затем произошла внезапная перестрелка с какими-то казаками, неожиданно появившимися из-за ив. Мы захватили в плен нескольких человек, которых немедленно отправили работать гребцами.

В то время как движение паромов неуклонно увеличивалось, советский гидросамолет приземлился на реке примерно в 200 метрах от них, очевидно, введенный в заблуждение российской униформой заключенных, которых заставляли работать гребцами. Экипаж самолета готовился вступить с ними в контакт. Однако мы схватили наше оружие и смогли обезвредить экипаж. Попытки сделать самолет пригодным для полетов для наших собственных нужд поначалу не увенчались успехом. Тем не менее, самолет был значительным дополнением к численности полкового развед. взвода ....

С захватом Мелиховской II батальоном другие подразделения ..., а именно I и III батальоны, поддерживаемые IV батальоном, противотанковыми подразделениями и тяжелой зенитной артиллерией, продвинулись вдоль хребта в направлении Пухляковского и Раздорской, где они вступили в тяжелые бои с советскими частями, все еще удерживающимися там.В дополнение к предотвращению побега дополнительных советских войск через реку, задачей полка также было найти и захватить подходящую переправу через Дон.

После высадки на другой стороне Дона близ Мелиховской передовые подразделения II батальона ... обнаружили, что вдоль реки тянется широкая полоса болотистой, похожей на вереск местности, которая была слишком узкой для моста, особенно для автомобильной и бронетехники. Бесчисленные заводи и притоки вели глубоко во внутренние районы, создавая практически непроходимые препятствия.В удушающую дневную жару каждый вдох был тяжелым испытанием. Бойцы II батальона пробивались вперед против полчищ москитов и других вредителей, пытаясь занять позицию, откуда они могли видеть и стрелять. Однако вместо этого они еще больше запутались в джунглях растительности вдоль берега реки. Обессиленные, они опустились на землю и стали ждать того, что должно было произойти".

Изменено пользователем Синд
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Синд Спасибо!!!! С большой долей вероятности может быть и 23.07.1942г. Отдельное спасибо за уточненный перевод. Единственная поправка: за казаков были приняты всадники 110 ОККД (Отдельной калмыцкой кавалерийской дивизии), державшей здесь оборону. 

Вопрос ко всем экспертам: можно ли считать находки, хранящиеся в школьном музее ст. Мелиховской Усть-Донецкого района Ростовской области фрагментами самолета МБР-2 119 омрап экипажа Шепелев-Цалит-Котылевский.

Или ждем лето, закатываем штанины и ныряем в Дон?)))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 часов назад, kubanec сказал:

Вопрос ко всем экспертам: можно ли считать находки, хранящиеся в школьном музее ст. Мелиховской Усть-Донецкого района Ростовской области фрагментами самолета МБР-2 119 омрап экипажа Шепелев-Цалит-Котылевский.

Или ждем лето, закатываем штанины и ныряем в Дон?)))

Думаю, с большой долей вероятности, что так оно и есть. Но уточнение места находки (а следовательно места гибели экипажа) на местности не помешает 

Изменено пользователем Синд
5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
42 минуты назад, kubanec сказал:

Вопрос ко всем экспертам: можно ли считать находки, хранящиеся в школьном музее ст. Мелиховской Усть-Донецкого района Ростовской области фрагментами самолета МБР-2 119 омрап экипажа Шепелев-Цалит-Котылевский.

 

35 минут назад, Синд сказал:

Думаю, с большой вероятности, что так оно и есть. Но уточнение места находки (а следовательно места гибели экипажа) на местности не помешает 

@kubanec@Синдогласен с предыдущим оратором!"(с) 

Но не помешало бы уточнить всё про боевой вылет того экипажа 23.07.1942 по документам, ныне хранящимся в Гатчине. Когда они хранились в московском Тушине, это были 1-е описи фондов № 141 (Штаб ВВС ЧФ) и № 149 (Части ВВС ЧФ). 

  •  
Изменено пользователем Бортстрелок
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Бортстрелок Константин Борисович, буду признателен, если поможете составить грамотный запрос в вышеуказанный Вами архив! 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

IMG_20220128_224030.jpg

В оперативном подчинении 5 ВА они работали в ночь с 22.07 на 23.07. Это был вылет либо четырёх МБР-2 в составе сводной группы на переправы около Цымлянская или вылет группы 8 МБР-2 на Константиновскую. 

И судя по месту находки скорее второе. Константиновская ближе к Мелиховской

Изменено пользователем kirche
6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

IMG_20220128_232437.jpg22.07.1942

Вот основная причина, по которой в ночь на 23.07 в помощь 5 ВА бросили практически все силы ВВС ЧФ. 

Встречные действия частей 51 А СКФ 22.07.1942:

IMG_20220128_232546.jpg

И как результат совместных усилий на 23.07.1942:

IMG_20220128_232307.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фонд 224 опись 760 дело 48 лист 244

Из боевого донесения  на 21.00 23.7.42 (Морская группа штаба СКФ)

Донское направление: В ночь на 22.7.42 речной флот в составе 30 единиц выслан в Ростов-на-Дону для переброски на левый берег Дона частей 56А.

ВВС ЧФ в ночь на 23.7.42 11 ДБ-3, 6 СБ, 12 МБР-2, 1 МТБ - бомбардировали войска противника в районах: Тацинская, Константиновская, Николаевская.

Разрывы бомб по цели: Константиновская - возникло 2 пожара. Противодействовал огонь ЗА. 1 МБР-2 с задания не вернулся.

В ночь на 24.7.42 14 ДБ-3, 6 СБ бомбардируют войска противника на переправе в районе Николаевская.

15 МБР-2 - бомбардируют войска противника в районе Константиновская. 8 УТ-1б штурмуют войска противника на Керченском полуострове.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из книги "Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Выпуск 3":

Рисунок1.jpg

Изменено пользователем Синд
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 часов назад, kubanec сказал:

@Бортстрелок Константин Борисович, буду признателен, если поможете составить грамотный запрос в вышеуказанный Вами архив! 

@kubanec , Уважаемый Максим Викторович, интересующая Вас "рыба" запроса в архивы по данному авиапоиску только что отправлена мной на Ваш электронный адрес. 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем добрый день! Пришли ответы из архивов. 

Арх. спр.1.jpg

арх. спр. 2.jpg

сведения.jpg

 

 

InShot_20220315_105530299.jpg

InShot_20220315_105725970 (1).jpg

Изменено пользователем kubanec
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kubanec , Уважаемый Максим Викторович, весьма содержательные ответы из обоих архивов! Очевидно, что и в Гатчине, и в самом СПб для Вас "подняли" ВСЕ отложившиеся у них документы по этому экипажу. Только вот в РГВА в Москву Вам писать НЕ надо - там по данному авиапоиску не будет НИЧЕГО... 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, AgafonovE сказал:

@Бортстрелок Они именно так и делают, ответы примерно такие же, с фотографиями.

@AgafonovE , Уважаемый Евгений Николаевич, если Вы именно про РГВА, так у них по довоенным МОРСКИМ лётчикам искать нечего...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В дополнение к вышесказанному:

Согласно книги учета самолетов и моторов ВВС ЧФ заводской номер самолета 153175, номер мотора АМ-34НБ  3713 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу