Опубликовано: 6 декабря, 2021 (изменено) Поделюсь историей установления одного экипажа. Сразу скажу, что она не связана ни с какими-то проектами. Поэтому ничьих флагов в теме и на раскопе нет. Изначально это был мой интерес. Поэтому и буду говорить от своего имени. Начало поиску положил ролик из новостной ленты НТВ в 2013 году. https://yandex.ru/video/preview/?text=подростки нашли самолет&path=wizard&parent-reqid=1638809335917590-8746268329479633350-sas2-0116-sas-l7-balancer-8080-BAL-4336&wiz_type=vital&filmId=14547975629284218111 Информация подана с пафосом, но «криво». Захотелось разобраться. Поиск был, скажем, неспешным. Во главу угла я его не ставил. Рассказов, связанных с этим самолётом, наслушался много. Что это ДБ, и даже Ил-2. Вытащили целехонький мотор, и увезли туда-то. Что нашли бирку с надписью: «самолёт, номер такой-то. Лётчик такой-то. Умираю, но не сдаюсь, прощайте товарищи». Не сразу, но я нашёл людей, которые показали мне это место. Приходим. По деталям – однозначно, Пе-2. Вероятно, вошла не отвесно, а на одно крыло. Т.к. яма одна, а в округе ржавые детали от второго мотора. Нужен номер мотора. Что сложного? Поехали к тем, кто его вывозил… В общем, «мотора нет, и никакого номера на нём не было». Возвращаемся ни с чем. Между делом, в ЦАМО попадается донесение на погибший в 1943 году экипаж, с чёткой привязкой по географии. Они? Не сразу, но еду снова на место падения. Прощупаны почти все углубления в округе – могила не найдена. Возвращаюсь. Периодически наведывался на это МП, сверху - ни одной номерной детали. Зато появляется столб с цифрами. Спрашиваю у Семёна (на форуме - Землекоп), что означают. Ответ не порадовал – сплошная резка в 2021 году. Кроме того, на всех гильзах от УБ – 1941 год. Возникает вопрос, потеря ли это 43-го года. Надо было прекращать выбивать верха, и бодрить яму по новой. Поэтому, 22.08.2021 совместными усилиями МОО "Вымпел" (г. Москва) в моём лице, и п/о Смоленской АЭС "Обелиск" - руководитель Тимофеев Алексей – вскрыли яму, из которой в 2013 г был извлечён мотор. В итоге, номер, всё-таки, нашли: 23-946. Даже шильдик попался с колёсного диска. Того самого, чью стойку шасси сняли в сюжете. За день до работ, я нашёл лючок с надписью чёрной краской: «3п1-112». Это не номер самолёта, однозначно. Экипаж установлен: 35 гв.бап, Пе-2 № 5/112. Это её мотор. НБЗ 31.08.1943 г. (Расклад по этому вылету есть). Кроме того, в разных местах найдены: две пряжки от парашютной системы, деформированный портсигар (на фото – я его слегка выпрямил, чтобы открыть), знак «Гвардия», ларингофон. Акта с привязкой номера самолёта к экипажу у меня нет. Сопоставляя приказ на списание мат/части , и журнал учёта личного состава полка, вывод: экипаж – Смирнов, Троян, Виноградец. Командир экипажа гв.ст.л-т Смирнов Анатолий Леонидович увековечен в г. Ельне Смоленской области. Возможно, был реальный перенос могилы. За это же говорит найденная послевоенная саперная лопатка, и ямы от сапёрного подрыва. Если кто решит помочь в поиске родных экипажа, просьба сообщить мне, чтобы координировать действия. Изменено 6 декабря, 2021 пользователем Дьяк 7 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 декабря, 2021 Благодарю ребят из "Обелиска" за быстрый отзыв, и дружную, качественную работу! Проверенная команда! Немного фото. 9 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 декабря, 2021 Игорь 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 декабря, 2021 Молодцы!!!!👍👍👍 Номер на фрагменте корпуса водяной помпы? Правильно? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 декабря, 2021 6 минут назад, kubanec сказал: ... Номер на фрагменте корпуса водяной помпы? Правильно? Честно говоря, затрудняюсь сказать. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 декабря, 2021 14 минуты назад, kubanec сказал: Молодцы!!!!👍👍👍 Номер на фрагменте корпуса водяной помпы? Правильно? Правильно, она самая. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 декабря, 2021 56 минут назад, Дьяк сказал: Акта с привязкой номера самолёта к экипажу у меня нет. Сопоставляя приказ на списание мат/части , и журнал учёта личного состава полка, вывод: экипаж – Смирнов, Троян, Виноградец. Не понятно, что за журнал учета личного состава полка? Там, что номера были? Кстати, что за майор (Соляница?) сообщил о гибели экипажа и месте захоронения в 600 м восточнее деревни? Кстати 2, 3/112 был в том же полку и потерян двумя неделями ранее. Может деталь с номером краской уже в полку/ремонте перекочевала? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 декабря, 2021 Виноградец Александр Николаевич (1918 г. р., УССР, Полтавская обл., Чутовский р-н, с. Александровка) выжил. 06.11.85 награжден Орденом Отечественной Войны I степени (пр. №175), в войну имел награду - Красную Звезду (пр.№13/н от 18.06.43) 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 декабря, 2021 (изменено) . Изменено 7 декабря, 2021 пользователем ВМФ74 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 декабря, 2021 (изменено) 10 часов назад, Дьяк сказал: Поделюсь историей установления одного экипажа. Сразу скажу, что она не связана ни с какими-то проектами. Поэтому ничьих флагов в теме и на раскопе нет. Изначально это был мой интерес. Поэтому и буду говорить от своего имени. Начало поиску положил ролик из новостной ленты НТВ в 2013 году. https://yandex.ru/video/preview/?text=подростки нашли самолет&path=wizard&parent-reqid=1638809335917590-8746268329479633350-sas2-0116-sas-l7-balancer-8080-BAL-4336&wiz_type=vital&filmId=14547975629284218111 Информация подана с пафосом, но «криво». Захотелось разобраться. Поиск был, скажем, неспешным. Во главу угла я его не ставил. Рассказов, связанных с этим самолётом, наслушался много. Что это ДБ, и даже Ил-2. Вытащили целехонький мотор, и увезли туда-то. Что нашли бирку с надписью: «самолёт, номер такой-то. Лётчик такой-то. Умираю, но не сдаюсь, прощайте товарищи». Не сразу, но я нашёл людей, которые показали мне это место. Приходим. По деталям – однозначно, Пе-2. Вероятно, вошла не отвесно, а на одно крыло. Т.к. яма одна, а в округе ржавые детали от второго мотора. Нужен номер мотора. Что сложного? Поехали к тем, кто его вывозил… В общем, «мотора нет, и никакого номера на нём не было». Возвращаемся ни с чем. Между делом, в ЦАМО попадается донесение на погибший в 1943 году экипаж, с чёткой привязкой по географии. Они? Не сразу, но еду снова на место падения. Прощупаны почти все углубления в округе – могила не найдена. Возвращаюсь. Периодически наведывался на это МП, сверху - ни одной номерной детали. Зато появляется столб с цифрами. Спрашиваю у Семёна (на форуме - Землекоп), что означают. Ответ не порадовал – сплошная резка в 2021 году. Кроме того, на всех гильзах от УБ – 1941 год. Возникает вопрос, потеря ли это 43-го года. Надо было прекращать выбивать верха, и бодрить яму по новой. Поэтому, 22.08.2021 совместными усилиями МОО "Вымпел" (г. Москва) в моём лице, и п/о Смоленской АЭС "Обелиск" - руководитель Тимофеев Алексей – вскрыли яму, из которой в 2013 г был извлечён мотор. В итоге, номер, всё-таки, нашли: 23-946. Даже шильдик попался с колёсного диска. Того самого, чью стойку шасси сняли в сюжете. За день до работ, я нашёл лючок с надписью чёрной краской: «3п1-112». Это не номер самолёта, однозначно. Экипаж установлен: 35 гв.бап, Пе-2 № 5/112. Это её мотор. НБЗ 31.08.1943 г. (Расклад по этому вылету есть). Кроме того, в разных местах найдены: две пряжки от парашютной системы, деформированный портсигар (на фото – я его слегка выпрямил, чтобы открыть), знак «Гвардия», ларингофон. Акта с привязкой номера самолёта к экипажу у меня нет. Сопоставляя приказ на списание мат/части , и журнал учёта личного состава полка, вывод: экипаж – Смирнов, Троян, Виноградец. Командир экипажа гв.ст.л-т Смирнов Анатолий Леонидович увековечен в г. Ельне Смоленской области. Возможно, был реальный перенос могилы. За это же говорит найденная послевоенная саперная лопатка, и ямы от сапёрного подрыва. Если кто решит помочь в поиске родных экипажа, просьба сообщить мне, чтобы координировать действия. Я смотрел в архиве дела в этом году по своим самолетам ,этот самолет с таким номером мотора был получен по наряду 16.10.42 г и зачислен в боевой состав полка 205-й скоростной бомбардировочный авиационный полк 128-й гвардейский бомбардировочный Ленинградский Краснознаменный авиационный полк с 3 .09.43 года .С 07.43г по 12.43г они на Западном фронте ,потери у них тоже были в районе Ельни.На вскидку помню что в сентябре за 10 дней были потеряны 4 Пе-2,притом один экипаж с командиром полка,надо смотреть. Самолеты они в 35 гв.БАП не передавали. Не рано привязали к 35 гв.БАП? Изменено 7 декабря, 2021 пользователем ВМФ74 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 декабря, 2021 1 час назад, ВМФ74 сказал: Самолеты они в 35 гв.БАП не передавали. Не рано привязали к 35 гв.БАП? Пе-2 №5/112 из 35 гбап по 20.8.1943 был отправлен в ремонт в 283 СТАМ с моторами №№22-570 и 23-1160. Пе-2 №5/112 получен 35 гбап по 27.8.1943 из восстановительного ремонта в 283 СТАМ с моторами №№22-570 и 23-946. Пе-2 №5/112 с моторами №№22-570 и 23-946 из 35 гбап нбз 31.8.1943. 6 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 декабря, 2021 (изменено) 1 час назад, linnet сказал: Пе-2 №5/112 из 35 гбап по 20.8.1943 был отправлен в ремонт в 283 СТАМ с моторами №№22-570 и 23-1160. Пе-2 №5/112 получен 35 гбап по 27.8.1943 из восстановительного ремонта в 283 СТАМ с моторами №№22-570 и 23-946. Пе-2 №5/112 с моторами №№22-570 и 23-946 из 35 гбап нбз 31.8.1943. Теперь хоть понятно стало движение мотора из одного полка в другой и по самолету. Изменено 7 декабря, 2021 пользователем ВМФ74 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 декабря, 2021 21 час назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал: Виноградец Александр Николаевич (1918 г. р., УССР, Полтавская обл., Чутовский р-н, с. Александровка) выжил... Разберёмся. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 октября, 2022 24 сентября 2022 на месте гибели экипажа группа "Прерванный полёт" совместно с п/о "Обелиск" установили памятный знак. 5 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах