Тарас

Як-1 №1613 мотор П115-134, Клинский район Московской обл.

45 сообщений в этой теме

Самолет из вот этой темы на форуме, но там, очевидно, правильно определить его не получилось: https://trizna.ru/forum/topic/43254-самолёт-московская-область/

 

Место падения самолета Як-1 в Клинском районе Московской области, западнее города Высоковск, ближайший населенный пункт - Троицкое.

В прошедшие несколько лет, с перерывами, на месте падения работал поисковый отряд «Единорог» (г. Москва). В итоге удалось найти номер самолета 1613 и три фрагмента с номером мотора П115-134.

 

Еще найдены две шильды с каких-то узлов или агрегатов, имеющих номера 0515 и 1208, на одной из них указана дата: 3 мая 1941 года. Есть гильзы ШКАС и ШВАК 1940-41 гг.

Самолет сильно горел, многие из деталей оплавлены. Вошел в землю практически вертикально.

Останки летчика и детали парашюта не обнаружены, но сохраняются подозрения, что при падении летчик все-таки мог быть в самолете. Нами найден небольшой фрагмент целлулоида с кожей, который теоретически может быть частью планшетки. А наши коллеги, которые ранее работали на этом самолете, писали, что нашли фрагменты очков и кожаной куртки.

Изменено пользователем Тарас
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда были найдены первые номерные детали, я в личной переписке задавал вопросы об этом самолете Сергею Каткову, Борису Давыдову и Сергею Кузнецову. От них (огромное им спасибо!!) были получены следующие сведения:  

- По заводской книге учета сдачи-приема самолетов, самолет Як-1 №1613 с мотором П115-134 ушел с Саратовского завода 12.07.1941 г., принят 11 иап.

- На 27.07.1941 г. самолет значился в списке осмотренных в 120 иап, обнаружена течь масла.

Обращаюсь за помощью ко всем форумчанам, у кого, возможно, есть информация об этом самолете после конца июля 1941 г.

Изменено пользователем Тарас
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потерь на Як-1 в 120 иап, кажется, не было.

Вероятно, когда из 120 иап выделился 121 иап, самолет должен был попасть в этот полк.

121 иап в конце августа 1941 г. был перебазирован под Ленинград. Передавал ли при этом он кому-нибудь матчасть?

Мне кажется, что наиболее вероятное время падения – вторая половина ноября или декабрь 1941 года. Именно тогда в этом районе шли наземные бои и наиболее активно действовала авиация. Возможны, конечно, и другие варианты…

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В первой половине 42 г с неисправным спецоборудованием Як-1 1613 проходит за 12 гиап 6 иак

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Марья См сказал:

В первой половине 42 г с неисправным спецоборудованием Як-1 1613 проходит за 12 гиап 6 иак

 

Немного странно... Были ли вообще в первой половине 1942 года в 12 гиап самолеты Як-1? Нет ли здесь какой-нибудь ошибки?

В ЖБД 6 иак ПВО указан боевой состав корпуса по месяцам, в частности в 120 иап / 12 гиап на 01.02.1942, 05.03.1942, 05.04.1942, 09.05.1942 значатся самолеты МиГ-3, на 01.06.1942 - Як-7Б, на 09.07.1942 - МиГ-3 и Як-7Б.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Тарас сказал:

Немного странно... Были ли вообще в первой половине 1942 года в 12 гиап самолеты Як-1? Нет ли здесь какой-нибудь ошибки?

В ЖБД 6 иак ПВО указан боевой состав корпуса по месяцам, в частности в 120 иап / 12 гиап на 01.02.1942, 05.03.1942, 05.04.1942, 09.05.1942 значатся самолеты МиГ-3, на 01.06.1942 - Як-7Б, на 09.07.1942 - МиГ-3 и Як-7Б.

Тарас, Вы же понимаете, что в рукописных документах тех лет может быть всё (человеческий фактор никто не отменял, доводилось мне спустя почти 80 лет доказывать ошибку писаря из 41 г). Кроме того, на этот же период в московском ПВО есть еще и Як-7б с таким же номером.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Тарас сказал:

- На 27.07.1941 г. самолет значился в списке осмотренных в 120 иап, обнаружена течь масла.

А может и не ошибка, ведь 12 гиап и есть 120 иап. Возможно, что этот Як-1 "завис" по неисравностям, а может по ошибке вообще речь о Як-7б (который, правда, еще и к концу 43 г живой в ПВО)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оказывается, все-таки были в 1942 году Як-1 в 12 гиап... А значит, и упоминание самолета 1613 в составе этого полка может быть истинным. 

Вот группа Як-1 с последовательными номерами из 12 гиап, которые явно поступили туда одновременно:

3260 №292 60 32 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен

3360 №292 60 33 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен

3460 №292 60 34 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен

3560 №292 60 35 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен, окрашен негорючим лаком сбит

3760 №292 60 37 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен

3860 №292 60 38 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен

3960 №292 60 39 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен

4060 №292 60 40 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен

4360 №292 60 43 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен

4760 №292 60 47 03.42 СССР 12-й ГвИАП, 11-й ИАП облегчен

 

Изменено пользователем Тарас
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я бы не слишком доверял данным из приведенного вами источника, как по принадлежности, так и по датам поступления. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока упоминание в составе 12 гиап, относящееся к 1942 году, остается под большим вопросом, постараюсь систематизировать свой поток сознания относительно возможных перемещений этого самолета...

 

12.07.1941. Самолет №1613 принят с завода летчиком 11 иап. Вероятно, тогда же перегнан им под Москву и вошел в состав 120 иап. 11 иап, наверное, просто перегонял самолеты, доставляя их тем полкам, которым было предназначено летать на Як-1.

27.07.1941. Самолет указан в составе 120 иап, имеет неисправность в виде течи масла. При этом в течение июля 120 иап разделился на два полка, выделив из своего состава 121 иап. 121 иап формально вступил в строй 15 июля, но, видимо, процесс разделения двух полков (120 иап на И-153, 121 иап на Як-1) продолжался до конца месяца. Думаю, что запись о самолете №1613 в составе 120 иап нужно понимать так, что он на тот момент был в 121 иап. В боевом составе 120 иап на 31.07.1941 не указан ни один самолет типа Як-1.

26.08.1941. 121 иап перелетел на Ленинградский фронт, оставив под Москвой часть самолетов и летчиков, которые впоследствии вошли в состав 562 иап.

15.09.1941. Сформирован и официально начал боевую работу 562 иап, созданный на основе 12 и 121 иап. Было бы логично предположить, что Як-1 №1613 оказался в составе этого полка.

В теме о летчике Мичковском https://trizna.ru/forum/topic/40092-як-1-562-иап-23101941-мотор-п115-667-6-иак-пво подробно разобраны потери 562 иап в октябре 1941 года. Там упомянуты самолеты и летчики, попавшие в этот полк из 120 (121) иап.

В ноябре 1941 г. 562 иап перебазировался в Химки, и с этого момента самолеты полка действовали в направлении Клина. 12.04.1942 полк перелетел в Клин, где находился до мая. Таким образом, если Як-1 №1613 был в 562 иап, то в период с ноября 1941 по май 1942 г. он мог упасть на территории Клинского района.

 

Продолжаю подозревать, что это все-таки потеря 1941 года.

По месту падения подходят еще 436 иап, который в ноябре 1941 г. летал в этом районе на Як-1 и терял самолеты. Но то, что самолет мог относиться к этому полку, считаю мало вероятным, т.к. логичных версий о том, как он мог туда попасть, у меня нет.

Изменено пользователем Тарас
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В связи с вышесказанным вопрос к форуму:

Имеется ли у кого-нибудь в выписках список самолетов, которые значились в составе 562 иап в сентябре-декабре 1941 г. и/или номеров самолетов, потерянных этим полком за ноябрь-декабрь? Не встречался ли там Як-1 №1613 с мотором П115-134?

 

Если есть список номеров самолетов 562 иап, а искомого там нет, то можно будет хотя бы исключить эту версию...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 07.12.2021 в 20:29, Nonparell сказал:

Номер такой в ПВО есть, т.к. и 120, и 121, и 562 иап все в 6 иак ПВО. Не понятно, как пользоваться приведенной Вами ссылкой, чтобы посмотреть информацию по конкретной машине. У меня в базе по корпусу этот Як за 562 иап не проходит

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
41 минуту назад, Марья См сказал:

Номер такой в ПВО есть, т.к. и 120, и 121, и 562 иап все в 6 иак ПВО. Не понятно, как пользоваться приведенной Вами ссылкой, чтобы посмотреть информацию по конкретной машине. У меня в базе по корпусу этот Як за 562 иап не проходит

Обращайтесь к Сергею Каткову (7,62)

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
45 минут назад, Синд сказал:

Обращайтесь к Сергею Каткову (7,62)

 

То есть база для "своих", не открытая. Понятно. Мне самой-то, в общем не очень интересен этот Як. Пусть топикстартер обращается.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 30.11.2021 в 12:48, Сергей Кузнецов сказал:

Я бы не слишком доверял данным из приведенного вами источника, как по принадлежности, так и по датам поступления. 

Как понимаю первоисточник этой информации должен звучать как:

"К 24 марта 1942 года приказ выполнили, собрав в рамках 60-й серии десять облегченных самолетов (32, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 40, 43 и 47)."

Иванов С.В. "Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 1 (Война в воздухе — 32)", «Война в воздухе» № 32. 2001 г.

Так себе источник... 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тарас, приветствую! В деле: ЦАМО: фонд 35 оп.11307 д.136 есть полный список потерянных и списанных 562 ИАП самолетов Як-1 в период октября - декабря 1941 года (с номерами самолетов и моторов)... там указанных тобой номеров нет...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Прокофьев Илья Илья Геннадьевич, большое спасибо! Отрицательный результат - тоже результат...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, kirche сказал:

Как понимаю первоисточник этой информации должен звучать как:

"К 24 марта 1942 года приказ выполнили, собрав в рамках 60-й серии десять облегченных самолетов (32, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 40, 43 и 47)."

Иванов С.В. "Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 1 (Война в воздухе — 32)", «Война в воздухе» № 32. 2001 г.

Так себе источник... 

Первоисточник - всегда архивный документ. Что касается Иванова.По данной информации: он "вольно перевел" с польского на русский у Роберта Бока (1998 г.), а последний, в свою очередь, "вольно перевел" с русского на польский "Первый Як" (1995 г.).

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

В 29.11.2021 в 21:37, Марья См сказал:

Тарас, Вы же понимаете, что в рукописных документах тех лет может быть всё (человеческий фактор никто не отменял, доводилось мне спустя почти 80 лет доказывать ошибку писаря из 41 г). Кроме того, на этот же период в московском ПВО есть еще и Як-7б с таким же номером.

Вчера нашел упоминание самолета 1613 в составе 12 гиап (акт от 21.07.1942, выявлено "коробление обоих консолей у ференгов и растрескивание шпаклевки ребра атаки обоих консолей", ЦАМО, ф. 6 иак ПВО, оп. 1, д. 280, л. 164). Как и можно было предположить, самолет - не Як-1, а Як-7Б.

Так что версия с 12 гиап опровергнута. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 минут назад, Тарас сказал:

Вчера нашел упоминание самолета 1613 в составе 12 гиап (акт от 21.07.1942, выявлено "коробление обоих консолей у ференгов и растрескивание шпаклевки ребра атаки обоих консолей", ЦАМО, ф. 6 иак ПВО, оп. 1, д. 280, л. 164). Как и можно было предположить, самолет - не Як-1, а Як-7Б.

Так что версия с 12 гиап опровергнута. 

А это что за самолет: 

159 иап    Як-7    1613        иа    03.05.1943    Кудряшов        р-н Финского залива, погиб
 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Этот надо смотреть, т.к. на машине Як-7б № 1615313 с 1 октября по 20 декабря 1943 года в 12-м гиап проводились войсковые испытания системы ВГ.

Может быть машина 301-го завода №1316? Кстати, могла быть вполне и сборки 153-го завода, куда 301-й завод вывез остатки незаконченной продукции.

159-й иап к тому времени уже летал на Ла-5, а одна спарка Як-7 в таких полках частенько находилась в боевом составе. Все боевые Як-7, выпущенные 301-м заводом, имели полный комплект двойного управления в задней кабине и полный комплект вооружения (ШВАК+2ШКАС), и могли использоваться как в учебе, так и в бою.

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем привет! Давно тут не был (на форуме), были веские причины.

Вот что есть у меня в записях:

ЯК-1 1511, 0819, 0619, 0618, 1219, 1918, 1020, 1220, 0918, 0118, 1820, 1112, 0316, 0617, 0506, 1415, 0520, 1613, 0210   от 27.7.41 120 ИАП   Технический Акт  
6 иак-20530-1-260-1
с 3 листа по 8
194
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, но это упоминание уже известно, было в начале темы. В акте написано: "Самолет №1613. 1. Бьет масло из втулки винта, 2. Течь масла из-под крышки Р-7."

А вот о дальнейшей судьбе этого самолета пока ничего найти не удалось.

Изменено пользователем Тарас
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 05.02.2022 в 18:25, linnet сказал:

А это что за самолет: 

159 иап    Як-7    1613        иа    03.05.1943    Кудряшов        р-н Финского залива, погиб

Это Ла-5, а не Як-7.

Привет объединённой базе!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

17 минут назад, Дьяк сказал:
В 05.02.2022 в 18:25, linnet сказал:

А это что за самолет: 

159 иап    Як-7    1613        иа    03.05.1943    Кудряшов        р-н Финского залива, погиб

Это Ла-5, а не Як-7.

Да, это я ошибся при выписывании из большого списка. Тип самолета как в предыдущей строчке написал.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу