Тарас

Як-1 №1613 мотор П115-134, Клинский район Московской обл.

45 сообщений в этой теме

3 hours ago, Дьяк said:

Это Ла-5, а не Як-7.

Привет объединенной базе!

 

У меня  еще он есть как Як-7, сейчас наковырял...

Як-7  1613   21.07.1942 12 ГИАП аварийный акт коробление консоли крыла  
6 ИАК ПВО-20530-1-280-
листы 161-166
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
Изменено пользователем olenevod
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

До вчерашнего дня я находился в плену мнения о том, что 120(121) иап в конце июля – августе 1941 года потерь самолетов Як-1 не имел. Однако нашелся случай, который идеально подходит! Младший лейтенант Глебов Николай Кузьмич в ночь со 2 на 3 августа 1941 года, не получив разрешения на посадку в Клину и не имея горючего, покинул самолет с парашютом.
 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЦАМО. Ф. 20530 (6 иак ПВО). Оп. 1. Д. 8. 

[Л. 56] Оперативная сводка №014 Штакор 6 авиа г. Москва 5.00 3.8.41 г. карта 1:420000.
<...> В ночь на 3.8.41 г. действовали по отражению и уничтожению самолетов противника, производивших налет мелкими группами с разных направлений и на разных высотах от 2000 до 5000 метров.
<…> Младший лейтенант Глебов 120 ИП совершил вынужденную посадку у д. Троицкое, 10 км  западнее г. Клин [расстояние указано неверно, правильно – 20 км], причина вынужденной посадки выясняется.

[Л. 57] Оперативная сводка №015 штаба 6 авиакорпуса Москва к 20.00 3.8.41 г. карта 1:420000.
<…> Младший лейтенант 120 ИАП Глебов прошедшую ночь пришел с боевого задания для посадки на Клинский аэродром около 23.00. Имея оповещение о движении противника, аэродром немедленной посадки не дал. Не имея запаса горючего, тов. Глебов оставил самолет, выбросился с парашютом. Самолет разбит, летчик невредим. 

ЦАМО. Ф. 20530 (6 иак ПВО). Оп. 1. Д. 265. 

[Л. 33] Сведения о летных происшествиях 121 ИАП с 1.8 по 5.8.41 г.
Фамилия летчика: младший лейтенант Глебов Никита [имя указано неверно, правильно - Николай] Кузьмич. 
Тип самолета: Як-1.
Характер происшествия: авария.
Причина: отказ мотора в ночном полете, летчик покинул самолет с парашютом.
Место происшествия: западнее Клина 20 км.
Дата и время: 3.8.41 г. ночью.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Указанное в этих документах место происшествия абсолютно точно совпадает с местом падения самолета номер 1613. Ближайший населенный пункт – именно деревня Троицкое 20 км западнее Клина.

В остальных полках на Як-1 из состава 6 иак ПВО вплоть до весны 1942 года подходящих потерь нет. По номерам самолетов 11 и 562 иап в фонде 6 иак ПВО информация практически полная, и искомый номер среди них отсутствует. У 436 иап, который в конце октября – декабре 1941 г. воевал под Клином, тоже подходящих потерь нет, да и все известные мне номера самолетов 436 иап относятся к 36-37 сериям.

Так что самолет считаю опознанным, это самолет Глебова! 

Однако прямого подтверждения по списанию нет и, видимо, не будет. По крайней мере в фонде 6 иак ПВО его найти не удалось. Кажется, 121 иап убыл под Ленинград, не списав самолет. А фонд 121 иап в ЦАМО вообще отсутствует... 

Но все-таки задам вопрос: товарищи, не встречался ли кому-нибудь номер самолета Як-1 младшего лейтенанта Глебова из 120(121) иап, разбитого в ночь 2/3 августа 1941 г.??
 

Изменено пользователем Тарас
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Николай Кузьмич Глебов в сентябре 1941 года в составе эскадрильи 121 иап, видимо, попал в 562 иап. Позже в 1942 г. служил в 82 иап (ПВО Баку), в 1943 г. – в 27 гв. иап. С августа 1943 г. командир эскадрильи 234 иап ПВО, награжден орденом Красного Знамени. Погиб в авиакатастрофе весной 1944 года, похоронен в с. Скоморохи Житомирской области...

01.jpg

02.jpg

11.jpg

13.jpg

14.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Тарас сказал:

 

Но все-таки задам вопрос: товарищи, не встречался ли кому-нибудь номер самолета Як-1 младшего лейтенанта Глебова из 120(121) иап, разбитого в ночь 2/3 августа 1941 г.??
 

Есть только на И-153 поломка:

120 иап    И-153    №8793            21.07.1941    Глебов        поломка при посадке
 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

121-й иап по справочнику Анохина/Быкова ушел из ПВО на Ленфронт 25-26.8.41г. т.е. назначение на должность в полку уже позже перелета.

Приказ 6-го АК о формировании 121-го иап 30.7.41 г. передачей 34 экипажей из 120-го иап, хотя боевые действия летчики полка начали 15.7.41 г. (по справочнику).

Предыдущее место службы - 20-й иап - его как раз в августе 1941 г. делили на два 20-х иап.

Глебов еще в июле перегонял машины из Саратова для 11-го иап:

ЦАМО ф.35 оп.11287 д.265 л.1 Письмо старшего военпреда ГУ ВВС КА на заводе № 292 военинженера 2-го ранга Родина начальнику 2-го отдела 6-го управления ГУ ВВС КА бригинженеру Пискунову  № 562с от 14 июля 1941 г. Сводка о ходе работ по доводке и внедрению в серийное производство самолета Як-1 на заводе № 292 с 5 по 14 июля 1941 г.

Докладываю: с 5 по 14 июля 1941 г. отправлено с завода № 292 лётом 121 самолет - 88 для ВВС и 33 для ВМФ:

20-й иап               мл.лейтенант Глебов       12 Як-1                 9.7.41 г.                перегонщики для 11-го иап

Экипажи прибывали на аэродром самолетами ПС-84 по времени неорганизованно и бессистемно, группы Негода, Петрова и Глебова – без технического состава.

Возможно после вывода 20-го иап из боевых действий летчика прикомандировали в систему ПВО.

https://www.moypolk.ru/soldier/glebov-vladimir-nestorovich

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Сергей Кузнецов сказал:

121-й иап по справочнику Анохина/Быкова ушел из ПВО на Ленфронт 25-26.8.41г. т.е. назначение на должность в полку уже позже перелета.

Глебов Николай Кузьмич, видимо, не перелетел под Ленинград, а остался в эскадрилье 121 иап, которая позже вошла в состав 562 иап (у нее между 25 августа и 15 сентября в документах по крайней мере три варианта названия: "121 иап", "эскадрилья 121 иап" и "121 аэ"). Есть упоминание его в именном списке 562 иап, но это не отражено в учетной карточке.

 

https://pamyat-naroda.ru/heroes/isp-chelovek_spisok737748

Глебов Николай Кузмич (Кузьмич)
Воинское звание: мл. лейтенант
Воинская часть: 562 иап 6 иак ПВО
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 20530
Опись ист. информации: 2
Дело ист. информации: 7

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще он был ранен. Было бы интересно узнать, при каких обстоятельствах...

 

https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_ran1458075

Глебов Николай Кузьмич
Воинское звание: мл. лейтенант
Воинская часть: 121 полк
Судьба: выписан
Дата выбытия: 20.09.1941
Причина выбытия: выбыл в 121 полк
Госпиталь: ВМА
Источник информации: Филиал ЦАМО (Архив военно-медицинских документов)
Раздел: Ленинградская картотека. Офицерский состав
Название фонда: Картотека ранений
Опись ист. информации: Ленинградская картотека. Офицерский состав
Номер ящика: 241-17

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Сергей Кузнецов сказал:

Очень интересно, два однофамильца с не самой частой фамилией в одном 120 иап... Буду иметь в виду во избежание путаницы. Также и за информацию о работе перегонщиком спасибо!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 17.04.2022 в 01:03, linnet сказал:

Есть только на И-153 поломка:

120 иап    И-153    №8793            21.07.1941    Глебов        поломка при посадке

Посмотрел, этот эпизод относится к однофамильцу Николая Кузьмича Глебова - Владимиру Нестеровичу.

ЦАМО. Ф. 20530 (6 иак ПВО). Оп. 1. Д. 265. Л.31.

Фамилия летчика: ст. лейтенант Глебов Владимир Нестерович. 
Тип самолета: И-153.
Характер происшествия: поломка.
Причина: при посадке не выпустил шасси, сел на брюхо.
Место происшествия: в 3-х км южнее Чертаново.
Дата и время: 24.7.41 г. ночью.

Изменено пользователем Тарас
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В архиве нашлось кандидатское дело Николая Кузьмича Глебова с анкетой, автобиографией, рекомендациями и т.п.

Интересно, что, судя по автобиографии, служил в 121 иап именно с 9 июля, т.е. с того дня, когда перегнал самолет с завода.

 

Из автобиографии: 

"...С 1936 г. по 1937 г. работал инструктором в Оршанском аэроклубе. В 1937 г. поступил в Борисоглебскую авиационную школу летчиков, которую окончил в мае месяце 1939 г. 

По окончании школы был направлен работать летчиком в 10 ИАП г. Бобруйск, в котором работал до июня месяца 1939 г., затем был переведён в 20 ИАП, где работал до июня месяца 1941 г. 

С 9 июля 1941 г. работал в 121 ИАП. В одном из воздушных боёв был сбит и находился на излечении в госпитале, по выходе из госпиталя был направлен в 562 ИАП, где работал по февраль месяц 1942 г., затем был направлен в 82 ИАП, где работал в качестве адъютанта эскадрильи по сентябрь месяц 1942 г. Затем был направлен в 926 ИАП на должность командира звена, где работал по февраль 1943 г. Затем был направлен в 27 гв. истребительный полк на должность заместителя командира эскадрильи. 25 июля 1943 г. отделом кадров 13 ВА был направлен в отдел кадров ПВО т.с. на должность командира эскадрильи, а затем в 10 РИАК. В настоящее время работаю в 234 ИАП.

Гвардии лейтенант Глебов, 22.9.43 г. "
 

Изменено пользователем Тарас
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Тарас сказал:

В архиве нашлось кандидатское дело Николая Кузьмича Глебова с анкетой, автобиографией, рекомендациями и т.п.

...

Из автобиографии: 

"... В 1937 г. поступил в Борисоглебскую авиационную школу летчиков, которую окончил в мае месяце 1939 г. По окончании школы был направлен работать летчиком ...".

 

@Тарас  Уважаемый коллега, на форуме есть один из выпускников БВВАУЛ и его нынешний историограф (ник - "Полянскович"), обратите его внимание на эту тему и на персоналию этого их выпускника 1939 года - возможно, что по нему у "борисоглебцев" будут какие-нибудь дополнения (а если нет, то наверняка они сами заинтересуются этими Вашими данными). 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер, уважаемые товарищи!

Буквально два дня назад пришло сообщение от нашего товарища по ЦАМО с информацией по данному лётчику, буквально по минимуму. Начал сбор информации для биографии и создания персональной страницы Глебова Николая Кузьмича на сайте нашего училища (БВВАУЛ).

Огромное Вам спасибо за вашу работу и всё, что вы делаете для сохранения памяти наших воинов!

Материал из автобиографии обязательно использую на странице. Вопрос: есть более полная версия автобиографии, где родился, точная дата рождения, послужной список и т.д, а также нужна его фотография?

Буду признателен за предоставление любой информации.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу