Опубликовано: 29 ноября, 2021 (изменено) Самолет из вот этой темы на форуме, но там, очевидно, правильно определить его не получилось: https://trizna.ru/forum/topic/43254-самолёт-московская-область/ Место падения самолета Як-1 в Клинском районе Московской области, западнее города Высоковск, ближайший населенный пункт - Троицкое. В прошедшие несколько лет, с перерывами, на месте падения работал поисковый отряд «Единорог» (г. Москва). В итоге удалось найти номер самолета 1613 и три фрагмента с номером мотора П115-134. Еще найдены две шильды с каких-то узлов или агрегатов, имеющих номера 0515 и 1208, на одной из них указана дата: 3 мая 1941 года. Есть гильзы ШКАС и ШВАК 1940-41 гг. Самолет сильно горел, многие из деталей оплавлены. Вошел в землю практически вертикально. Останки летчика и детали парашюта не обнаружены, но сохраняются подозрения, что при падении летчик все-таки мог быть в самолете. Нами найден небольшой фрагмент целлулоида с кожей, который теоретически может быть частью планшетки. А наши коллеги, которые ранее работали на этом самолете, писали, что нашли фрагменты очков и кожаной куртки. Изменено 29 ноября, 2021 пользователем Тарас 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 ноября, 2021 (изменено) Когда были найдены первые номерные детали, я в личной переписке задавал вопросы об этом самолете Сергею Каткову, Борису Давыдову и Сергею Кузнецову. От них (огромное им спасибо!!) были получены следующие сведения: - По заводской книге учета сдачи-приема самолетов, самолет Як-1 №1613 с мотором П115-134 ушел с Саратовского завода 12.07.1941 г., принят 11 иап. - На 27.07.1941 г. самолет значился в списке осмотренных в 120 иап, обнаружена течь масла. Обращаюсь за помощью ко всем форумчанам, у кого, возможно, есть информация об этом самолете после конца июля 1941 г. Изменено 29 ноября, 2021 пользователем Тарас 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 ноября, 2021 Номер самолета. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 ноября, 2021 Номер мотора. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 ноября, 2021 Шильды. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 ноября, 2021 Потерь на Як-1 в 120 иап, кажется, не было. Вероятно, когда из 120 иап выделился 121 иап, самолет должен был попасть в этот полк. 121 иап в конце августа 1941 г. был перебазирован под Ленинград. Передавал ли при этом он кому-нибудь матчасть? Мне кажется, что наиболее вероятное время падения – вторая половина ноября или декабрь 1941 года. Именно тогда в этом районе шли наземные бои и наиболее активно действовала авиация. Возможны, конечно, и другие варианты… 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 ноября, 2021 В первой половине 42 г с неисправным спецоборудованием Як-1 1613 проходит за 12 гиап 6 иак 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 ноября, 2021 Спасибо, очень интересно! А известна ли точная дата упоминания? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 ноября, 2021 2 часа назад, Марья См сказал: В первой половине 42 г с неисправным спецоборудованием Як-1 1613 проходит за 12 гиап 6 иак Немного странно... Были ли вообще в первой половине 1942 года в 12 гиап самолеты Як-1? Нет ли здесь какой-нибудь ошибки? В ЖБД 6 иак ПВО указан боевой состав корпуса по месяцам, в частности в 120 иап / 12 гиап на 01.02.1942, 05.03.1942, 05.04.1942, 09.05.1942 значатся самолеты МиГ-3, на 01.06.1942 - Як-7Б, на 09.07.1942 - МиГ-3 и Як-7Б. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 ноября, 2021 3 часа назад, Тарас сказал: Немного странно... Были ли вообще в первой половине 1942 года в 12 гиап самолеты Як-1? Нет ли здесь какой-нибудь ошибки? В ЖБД 6 иак ПВО указан боевой состав корпуса по месяцам, в частности в 120 иап / 12 гиап на 01.02.1942, 05.03.1942, 05.04.1942, 09.05.1942 значатся самолеты МиГ-3, на 01.06.1942 - Як-7Б, на 09.07.1942 - МиГ-3 и Як-7Б. Тарас, Вы же понимаете, что в рукописных документах тех лет может быть всё (человеческий фактор никто не отменял, доводилось мне спустя почти 80 лет доказывать ошибку писаря из 41 г). Кроме того, на этот же период в московском ПВО есть еще и Як-7б с таким же номером. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 ноября, 2021 9 часов назад, Тарас сказал: - На 27.07.1941 г. самолет значился в списке осмотренных в 120 иап, обнаружена течь масла. А может и не ошибка, ведь 12 гиап и есть 120 иап. Возможно, что этот Як-1 "завис" по неисравностям, а может по ошибке вообще речь о Як-7б (который, правда, еще и к концу 43 г живой в ПВО) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 ноября, 2021 (изменено) Оказывается, все-таки были в 1942 году Як-1 в 12 гиап... А значит, и упоминание самолета 1613 в составе этого полка может быть истинным. Вот группа Як-1 с последовательными номерами из 12 гиап, которые явно поступили туда одновременно: 3260 №292 60 32 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен 3360 №292 60 33 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен 3460 №292 60 34 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен 3560 №292 60 35 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен, окрашен негорючим лаком сбит 3760 №292 60 37 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен 3860 №292 60 38 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен 3960 №292 60 39 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен 4060 №292 60 40 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен 4360 №292 60 43 03.42 СССР 12-й ГвИАП облегчен 4760 №292 60 47 03.42 СССР 12-й ГвИАП, 11-й ИАП облегчен Изменено 30 ноября, 2021 пользователем Тарас 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 ноября, 2021 Я бы не слишком доверял данным из приведенного вами источника, как по принадлежности, так и по датам поступления. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 декабря, 2021 (изменено) Пока упоминание в составе 12 гиап, относящееся к 1942 году, остается под большим вопросом, постараюсь систематизировать свой поток сознания относительно возможных перемещений этого самолета... 12.07.1941. Самолет №1613 принят с завода летчиком 11 иап. Вероятно, тогда же перегнан им под Москву и вошел в состав 120 иап. 11 иап, наверное, просто перегонял самолеты, доставляя их тем полкам, которым было предназначено летать на Як-1. 27.07.1941. Самолет указан в составе 120 иап, имеет неисправность в виде течи масла. При этом в течение июля 120 иап разделился на два полка, выделив из своего состава 121 иап. 121 иап формально вступил в строй 15 июля, но, видимо, процесс разделения двух полков (120 иап на И-153, 121 иап на Як-1) продолжался до конца месяца. Думаю, что запись о самолете №1613 в составе 120 иап нужно понимать так, что он на тот момент был в 121 иап. В боевом составе 120 иап на 31.07.1941 не указан ни один самолет типа Як-1. 26.08.1941. 121 иап перелетел на Ленинградский фронт, оставив под Москвой часть самолетов и летчиков, которые впоследствии вошли в состав 562 иап. 15.09.1941. Сформирован и официально начал боевую работу 562 иап, созданный на основе 12 и 121 иап. Было бы логично предположить, что Як-1 №1613 оказался в составе этого полка. В теме о летчике Мичковском https://trizna.ru/forum/topic/40092-як-1-562-иап-23101941-мотор-п115-667-6-иак-пво подробно разобраны потери 562 иап в октябре 1941 года. Там упомянуты самолеты и летчики, попавшие в этот полк из 120 (121) иап. В ноябре 1941 г. 562 иап перебазировался в Химки, и с этого момента самолеты полка действовали в направлении Клина. 12.04.1942 полк перелетел в Клин, где находился до мая. Таким образом, если Як-1 №1613 был в 562 иап, то в период с ноября 1941 по май 1942 г. он мог упасть на территории Клинского района. Продолжаю подозревать, что это все-таки потеря 1941 года. По месту падения подходят еще 436 иап, который в ноябре 1941 г. летал в этом районе на Як-1 и терял самолеты. Но то, что самолет мог относиться к этому полку, считаю мало вероятным, т.к. логичных версий о том, как он мог туда попасть, у меня нет. Изменено 7 декабря, 2021 пользователем Тарас 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 декабря, 2021 В связи с вышесказанным вопрос к форуму: Имеется ли у кого-нибудь в выписках список самолетов, которые значились в составе 562 иап в сентябре-декабре 1941 г. и/или номеров самолетов, потерянных этим полком за ноябрь-декабрь? Не встречался ли там Як-1 №1613 с мотором П115-134? Если есть список номеров самолетов 562 иап, а искомого там нет, то можно будет хотя бы исключить эту версию... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 декабря, 2021 https://history-center.org/edinaya-baza-dannyh-nomernogo-ucheta-vvs-krasnoj-armii-test/ здесь есть такой номер 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 декабря, 2021 В 07.12.2021 в 20:29, Nonparell сказал: https://history-center.org/edinaya-baza-dannyh-nomernogo-ucheta-vvs-krasnoj-armii-test/ здесь есть такой номер Номер такой в ПВО есть, т.к. и 120, и 121, и 562 иап все в 6 иак ПВО. Не понятно, как пользоваться приведенной Вами ссылкой, чтобы посмотреть информацию по конкретной машине. У меня в базе по корпусу этот Як за 562 иап не проходит 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 декабря, 2021 41 минуту назад, Марья См сказал: Номер такой в ПВО есть, т.к. и 120, и 121, и 562 иап все в 6 иак ПВО. Не понятно, как пользоваться приведенной Вами ссылкой, чтобы посмотреть информацию по конкретной машине. У меня в базе по корпусу этот Як за 562 иап не проходит Обращайтесь к Сергею Каткову (7,62) 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 декабря, 2021 45 минут назад, Синд сказал: Обращайтесь к Сергею Каткову (7,62) То есть база для "своих", не открытая. Понятно. Мне самой-то, в общем не очень интересен этот Як. Пусть топикстартер обращается. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2021 В 30.11.2021 в 12:48, Сергей Кузнецов сказал: Я бы не слишком доверял данным из приведенного вами источника, как по принадлежности, так и по датам поступления. Как понимаю первоисточник этой информации должен звучать как: "К 24 марта 1942 года приказ выполнили, собрав в рамках 60-й серии десять облегченных самолетов (32, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 40, 43 и 47)." Иванов С.В. "Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 1 (Война в воздухе — 32)", «Война в воздухе» № 32. 2001 г. Так себе источник... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2021 Тарас, приветствую! В деле: ЦАМО: фонд 35 оп.11307 д.136 есть полный список потерянных и списанных 562 ИАП самолетов Як-1 в период октября - декабря 1941 года (с номерами самолетов и моторов)... там указанных тобой номеров нет... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2021 @Прокофьев Илья Илья Геннадьевич, большое спасибо! Отрицательный результат - тоже результат... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2021 8 часов назад, kirche сказал: Как понимаю первоисточник этой информации должен звучать как: "К 24 марта 1942 года приказ выполнили, собрав в рамках 60-й серии десять облегченных самолетов (32, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 40, 43 и 47)." Иванов С.В. "Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 1 (Война в воздухе — 32)", «Война в воздухе» № 32. 2001 г. Так себе источник... Первоисточник - всегда архивный документ. Что касается Иванова.По данной информации: он "вольно перевел" с польского на русский у Роберта Бока (1998 г.), а последний, в свою очередь, "вольно перевел" с русского на польский "Первый Як" (1995 г.). 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 февраля, 2022 В 29.11.2021 в 21:37, Марья См сказал: Тарас, Вы же понимаете, что в рукописных документах тех лет может быть всё (человеческий фактор никто не отменял, доводилось мне спустя почти 80 лет доказывать ошибку писаря из 41 г). Кроме того, на этот же период в московском ПВО есть еще и Як-7б с таким же номером. Вчера нашел упоминание самолета 1613 в составе 12 гиап (акт от 21.07.1942, выявлено "коробление обоих консолей у ференгов и растрескивание шпаклевки ребра атаки обоих консолей", ЦАМО, ф. 6 иак ПВО, оп. 1, д. 280, л. 164). Как и можно было предположить, самолет - не Як-1, а Як-7Б. Так что версия с 12 гиап опровергнута. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 февраля, 2022 20 минут назад, Тарас сказал: Вчера нашел упоминание самолета 1613 в составе 12 гиап (акт от 21.07.1942, выявлено "коробление обоих консолей у ференгов и растрескивание шпаклевки ребра атаки обоих консолей", ЦАМО, ф. 6 иак ПВО, оп. 1, д. 280, л. 164). Как и можно было предположить, самолет - не Як-1, а Як-7Б. Так что версия с 12 гиап опровергнута. А это что за самолет: 159 иап Як-7 1613 иа 03.05.1943 Кудряшов р-н Финского залива, погиб 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 февраля, 2022 (изменено) Этот надо смотреть, т.к. на машине Як-7б № 1615313 с 1 октября по 20 декабря 1943 года в 12-м гиап проводились войсковые испытания системы ВГ. Может быть машина 301-го завода №1316? Кстати, могла быть вполне и сборки 153-го завода, куда 301-й завод вывез остатки незаконченной продукции. 159-й иап к тому времени уже летал на Ла-5, а одна спарка Як-7 в таких полках частенько находилась в боевом составе. Все боевые Як-7, выпущенные 301-м заводом, имели полный комплект двойного управления в задней кабине и полный комплект вооружения (ШВАК+2ШКАС), и могли использоваться как в учебе, так и в бою. Изменено 5 февраля, 2022 пользователем Сергей Кузнецов 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2022 Всем привет! Давно тут не был (на форуме), были веские причины. Вот что есть у меня в записях: ЯК-1 1511, 0819, 0619, 0618, 1219, 1918, 1020, 1220, 0918, 0118, 1820, 1112, 0316, 0617, 0506, 1415, 0520, 1613, 0210 от 27.7.41 120 ИАП Технический Акт 6 иак-20530-1-260-1 с 3 листа по 8 194 5 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2022 (изменено) Спасибо, но это упоминание уже известно, было в начале темы. В акте написано: "Самолет №1613. 1. Бьет масло из втулки винта, 2. Течь масла из-под крышки Р-7." А вот о дальнейшей судьбе этого самолета пока ничего найти не удалось. Изменено 18 февраля, 2022 пользователем Тарас 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 февраля, 2022 В 05.02.2022 в 18:25, linnet сказал: А это что за самолет: 159 иап Як-7 1613 иа 03.05.1943 Кудряшов р-н Финского залива, погиб Это Ла-5, а не Як-7. Привет объединённой базе! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 февраля, 2022 17 минут назад, Дьяк сказал: В 05.02.2022 в 18:25, linnet сказал: А это что за самолет: 159 иап Як-7 1613 иа 03.05.1943 Кудряшов р-н Финского залива, погиб Это Ла-5, а не Як-7. Да, это я ошибся при выписывании из большого списка. Тип самолета как в предыдущей строчке написал. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах