Бортстрелок

"Поисковики обнаружили самолёт ЕР-2, потерпевший крушение в годы Великой Отечественной войны на территории Республики Марий Эл"

20 сообщений в этой теме

Уважаемые коллеги-авиапоисковики!

В Марий-Эл нашли "редкую птицу" - Ер-2. Отсюда - http://рф-поиск.рф/news/11153/ :

"Поисковики обнаружили самолёт ЕР-2, потерпевший крушение в годы Великой Отечественной войны на территории Республики Марий Эл

Поисковики обнаружили самолёт ЕР-2, потерпевший крушение в годы Великой Отечественной войны на территории Республики Марий Эл
 24.08.2021
  •  
  •  
  •  

Участники студенческого поискового отряда «Воскресение» МарГУ, изучая документы в Центральном архиве Министерства обороны, нашли сведения о катастрофах в 420-м дальнебомбардировочном авиационном полку особого назначения.

Удалось выяснить, что данный полк входил в состав 81 дивизии и на момент начала Великой Отечественной войны дислоцировался в Казани. 10 августа 1941 года в полк поступили 40 новых самолётов «ЕР-2», после чего начался учебный облёт данных авиамашин экипажами. С 10 по 17 августа 1941 года произошли три авиакатастрофы с участием экипажей 420-го авиационного полка, одна из них произошла на территории МАССР. Самолёт «ЕР-2» с тремя членами экипажа на борту в ходе учебного полёта упал на территории Килемарского района в лесу. В результате авиакатастрофы два члена экипажа погибли и, предположительно, были похоронены на кладбище в Козьмодемьянске. Рама самолёта, а так же неисправные и повреждённые части самолёта до настоящего момента находятся в лесу в труднодоступном месте среди болот.

420-й авиационный полк 10.08.1941 года был частично передислоцирован в Пушкин Ленинградской области частично в посёлок Раменское Московской области, откуда совершал авианалёты на Берлин и Кёнигсберг.

Поисковики отряда «Воскресение», совместно с сотрудниками следственного управления СК РФ по Марий Эл, планируют вывезти останки самолёта и установить их в качестве исторического экспоната на территории Йошкар-Олы.".

 

Информация об этой находке появилась так же на многих новостных сайта Рунета, но "из первых рук", с фото и видео - здесь - https://vk.com/spovoskresenie?w=wall-71353940_3658%2Fall . 

С уважением - К.Б.Стрельбицкий

П.С. Извините, "вставилось так, как вставилось" :( 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скорее всего имеется в виду Ер-2 №703 с моторами №№ 045-260, 045-297 10.8.1941 упавший при перебазировании из Казани в Пушкин в районе Козьмодемьянска. Погибли штурман Макаренко и стрелок-радист Большов, похоронены в Козьмодемьянске. Тяжело ранены командир Потехин и стрелок Радионов.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
33 минуты назад, linnet сказал:

Явно с датами напутали...  А номерные детали нашли?

@linnet , вот тут - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_42739 - уже спросили: "А где дизеля Чаромского?" :)

Как я понял из сообщений про эту находку, этот поиск вёлся "от архивного документа к месту падения", а не наоборот, то есть искали МП самолёта, про который "заранее было всё известно". То есть никакие фрагменты самолёта с номерами и не искали - искали именно место. 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

НА Ер-2 1941 года стояли моторы М-105. Дизели появились на серийных Ер-2 с 1943 года.

Не факт, что в Аварийном акте место падения описали столь подробно, что это без сомнения именно тот самый самолет. Ер-2 и в июле терпел катастрофы, да и пока на железе не подтверждено, что это именно Ер-2. 

Номера не помешают для уверенности.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис, прав! Это именно тот самолет и есть! Местные легенды сходятся. Но на месте падения номеров не нашли, так как эти номера были утащены с места падения еще в лохматые 90-е годы

1985 г. на месте аварии самолета поисковый отряд.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые Борис Владимирович и Илья Геннадьевич!

Вы безусловно правы насчёт точной и верной идентификации тех "авиаостанков", но, как мне кажется "по прочитанному", марийские поисковики "уже всё для себя решили"... Ибо подготовленный ими для официального сайта ООД "ПДР" пресс-релиз, полностью процитированный мной в "стартовом" сообщении этой темы, заканчивается - повторюсь - словами: "Поисковики отряда «Воскресение», совместно с сотрудниками следственного управления СК РФ по Марий Эл, планируют вывезти останки самолёта и установить их в качестве исторического экспоната на территории Йошкар-Олы". То есть в дальнейшем они видят перед собой уже только "логистическую" проблему, но не поисковую...

С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Прокофьев Илья сказал:

Борис, прав! Это именно тот самолет и есть! Местные легенды сходятся. Но на месте падения номеров не нашли, так как эти номера были утащены с места падения еще в лохматые 90-е годы

1985 г. на месте аварии самолета поисковый отряд.jpg

Но хотя бы по железу можно подтвердить, что это Ер-2?

А поисковикам нужно место захоронения искать и восстанавливать.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Константин Борисович, Борис Владимирович! Спасибо за интерес к теме. Я давно знал, об этом самолете, и данную экспедицию ребята из Марий-Эл (п\о Воскресенье, Марийского университета) планировали в начале года, в том числе и с поисковым отрядом, который сформирован сейчас в Йошкар-Оле при Следственном комитете. Мы обсуждали эту экспедицию (кажется в июне), когда мы были у ребят в Йошкар-Оле... Все обломки, что ребята привезли из разведывательного выезда, руками держал :)))

Там поисковики будут теперь заниматься и поиском информации об экипаже для стендов музея (причем благодаря именно Вам уважаемый Борис Владимирович),  и само-самой что-бы такие уникальные фрагменты самолета не пропали в металлолом...

Изменено пользователем Прокофьев Илья
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Командир кораблин Потехин Федор Иванович, судя по наградному документу, после тяжелого ранения вернулся в ГВФ, летал командиром транспортного Ли-2.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так точно, Борис Владимирович :) Только вот в донесении о потерях Макаренко и Большов учтены 19.08.41г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

420 дбап получил 35 Ер-2  в период с 6.7.1941 по 13.9.1941 (в основном по 12.7.1941). Во второй половине июля было 2 катастрофы и 2 аварии. 10.8.1941 была эта катастрофа и 1 авария.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из воспоминаний ветерана 420 бап ,дважды ГСС Александра Игнатьевича Молодчего( "Самолет уходит в ночь",Изд .ДОСААФ СССР Москва 1986г.) Стр.31..."9.8.41г.,Раннее утро. В полк прилетел наш Ком.див ГСС Комбриг Водопьянов."..

Стр.32..."Для выполнения БЗ ваш полк должен сегодня перелететь на аэродром ближе к фронту."

Стр.33..."Первый час полета проходит успешно. Но вот дальше на пути появляется коварная преграда. Именно её многие из нас и побаивались..."

Стр.34..."После посадки на аэродроме Пушкин мы не досчитались одного самолета. Как стало известно позже,экипаж Петелина потерпел катастрофу. Сам командир экипажа чудом остался жив,долго лежал в госпитале,но в полк больше не вернулся..."

Стр.35..." И вот 10 августа 1941г. Вторая половина дня. Все экипажи в сборе. Узнаем о боевой задаче:ночью совместно с группой самолетов,взлетающих с острова Сааремаа,надо будет нанести бомбовый удар по Берлину".

Стр.36..."Сколько бы ни прошло лет с того времени,а я во всех деталях буду помнить этот взлет....

           Из выше приведенного следует вывод: Катастрофа Ер-2( Петелина,чужую фамилию легко забыть и перепутать) Потехина Ф.И., произошла 9.08.41г.,в первой половине дня,(а не 10.8.41г.),во время перелета(не следует путать с ПЕРЕБАЗИРОВАНИЕМ!) на аэродром подскока Пушкин и попадания в СМУ на маршруте после первого часа полета(сплошная фронтальная облачность с нижним краем менее 100м и верхним 4200м) .  

          По расположению оставшегося каркаса Ер-2 можно будет сделать вывод о имевшей место вынужденной посадке. Думаю,лес вырос позднее.Так же можно установить,был ли пожар и какого именно мотора или это привычка военных все валить на отказы в работе авиатехники....

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посмотрел фото по ссылкам. Рама центроплана перевернута и лежит на спине. Вряд ли кто смог перевернуть её вручную. Следовательно версия о вынужденной посадке отпадает. Просмотрел свои заметки по самолетам Ер-2 420 дбап. Два отказа моторов(один левый и один правый) и три пожара, все на правых моторах. В данной катастрофе причина не сложные метеусловия,как я предположил,а именно пожар правого мотора. Штурман и стрелок-радист не успели покинуть самолет. В Республиканском архиве в соответствующих фондах по мед.документам должны быть акты судмедэкспертизы погибших членов экипажа,в которых указана причина гибели.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу