Опубликовано: 9 апреля, 2021 Приветствую всех! Новый сезон несёт новые находки... Позвонил товарищ из Новгорода. В д. Пеньково на гражданском кладбище есть могилка безымянных лётчиков. По его словам , похоронила их бабушка его друга. Самолёт упал не далеко от деревни, лётчики были обгорелыми.. В деревне ещё живы малолетние ( тогда) свидетели трагедии. Дед и бабушка . В уме , на ногах и при памяти.... Приехали на разведку. Бабушка отвела на место падения самолёта. Лежал он прямо на дороге и был большой и железный. К сожалению иных подробностей детский мозг не запомнил.... При проверке на обочине дороги нашлись запчасти от ИЛ 2. При самой первой архивной проверке появилась история , которая в дальнейшем и подтвердилась. 7ого мая 1943года был сбит в указанном месте ИЛ2 70ого гв. ШАП и упал горящим на землю. Экипаж самолёта: Штурман полка Гвардии капитан Никитин Александр Васильевич Гвардии ст. сержант Глазепа Николай Михайлович По немецкой сводке оба лётчика выпрыгнули из горящей машины . У одного парашют не раскрылся. Удачно приземлившегося захватили фашисты. По обд.Глазепа остался жив и в 1985 году был награждён . Пришло время на могилке в д. Пеньково поставить памятник Никитину Александру Васильевичу. Ищем его родных Почему на табличке указали двух лётчиков -не знаю.... Написана она недавно. Может быть по ассоциациям с двумя выпрыгнувшими.... Дед - свидетель твёрдо утверждает , что захороненные на кладбище с этого ил 2. Может их там и двое. Солдат в округе погибших хватало. Одно точно , где похоронен Никитин. С уважением Александр. Жилой Чернец.docx 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 апреля, 2021 А вариант, что там упал не один самолет, не рассматривается? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 апреля, 2021 В 4/9/2021 в 11:58, linnet сказал: А вариант, что там упал не один самолет, не рассматривается? Конечно рассматривался и такой вариант. Ну во первых в немецком донесении о сбитии указано время. Оно же совпадает с заявками немецких лётчиков. Квадрат указанный лётчиком ( 4.15 время сбития) соответствует месту нахождения обломков ИЛ2. Время в нашем донесении тоже соответствует... Мог ли другой самолёт в другое время упасть в том же квадрате??? Конечно мог! Но не падал..... Двое стариков прожили всю войну в деревне. Окрестности - сплошные поля - негде случайно не замеченной машине спрятаться. Все 4 самолёта упавшие во круге известны. Дед всю жизнь пахал местные поля. Подробно рассказывает в каком месте, что лежало ( лежит) ,То ли обломки " фанерного " самолёта , то ли воронка с нашими солдатами.... Я спросил бабушку , почему она запомнила этот самолёт? Не велика ведь была. Штурмовик перед тем , как его сбили , прошёлся по деревне бортовым оружием. Одна из пуль попала ребёнку в ногу... Немцы лечили... Запомнила! Самолёт долго лежал - ходили с другими детьми на него смотреть.... Окрестности оз. Ильмень это не наши Демянские дебри. Обзор просто с поля -километров на 5... Однако и вариант с поиском номеров не исключаю. Хотя.... это будет большая удача! Удивительно , что хот что то осталось на обочине и позволило установить ИЛ2 С уважением Александр. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 февраля Глазепа Николай Михайлович - мой дед. Он рассказывал моему отцу эту историю. У нас сохранены его рукописи. За время боевых действий ему удалось сделать 17 боевых вылетов на самолете-штурмовике - Ил-2. Немцы называли этот самолёт черной смертью, потому что машина была хорошо бронированной и отлично вооруженной. За время службы на фронте, он был дважды сбит. Первый раз, в июле 1943 года, ему удалось долететь на сбитом самолёте до нейтральной полосы и приземлить его на брюхо. С помощью танка Т-34 самолет был вытащен на территорию Советских войск, где машину отремонтировали, и она была пригодна для новых боевых задач. Второй раз, зимой 1943 года во время выполнения боевого задания, он был атакован 6-ю истребителями, вследствие чего был сбит над вражеской территорией. Катапультироваться или выпрыгнуть мой прадед-пилот и его напарник, стрелок- радист, с горящего самолёта не могли, так как вокруг было много вражеских самолётов. Они приняли решение, не покидая машину, падать в лес. При ударе о деревья, самолёт перевернулся и взорвался. Это видели их боевые товарищи, которые прилетели после боя на свой аэродром. Они рассказали о том, что самолёт сбили, он упал и взорвался. По правилу военного времени командир полка выждал определенное время и после послал родственникам похоронку. Но оба, и стрелок, и летчик, чудом выжили. Поскольку самолет упал на деревья и перевернулся, они выпали на снег через стекло и остались живы. Раненные попали в плен, где провели сутки. При отправке плененных летчиков в лагерь, по дороге обоз отбили партизаны. Четыре месяца он провел в партизанском госпитале, а после выздоровления, прадед еще три месяца воевал в составе партизанского отряда, до их воссоединения с Красной армией в 1944 году. Стрелок-радист погиб на поле боя, а дед был арестован НКВД, за то, что сутки провел в плену. Такие были порядки. Месяц он провел под арестом, его лишили всех наград и званий, исключили из партии. В последствии выпущен без суда, откомандирован в воинскую часть аэродромного обслуживания, где и служил до 1946 года. К полетам был не допущен по состоянию здоровья. В 1944 году на 3 дня его отпустили в отпуск, он сразу поехал домой, где встретил родителей, которые получив похоронку, уже больше года учились жить без него. Спустя три дня дед снова ушел на фронт и вернулся только в 1946 году. В 1956 году был полностью реабилитирован, восстановлен в партию, вернул себе все боевые награды, среди которых: Орден Красной Звезды, Орден солдатской Славы, Орден Отечественной войны II степени, медаль за отвагу, медаль за победу над Германией. В 1958 году, когда он ехал женой и детьми в поезде все награды у него украли попутчики… 5 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 февраля @janus13 возможно вам будет интересно. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 февраля В 2/6/2025 в 14:51, Екатерина Глазепа сказал: Глазепа Николай Михайлович - мой дед. Он рассказывал моему отцу эту историю. У нас сохранены его рукописи. За время боевых действий ему удалось сделать 17 боевых вылетов на самолете-штурмовике - Ил-2. Немцы называли этот самолёт черной смертью, потому что машина была хорошо бронированной и отлично вооруженной. За время службы на фронте, он был дважды сбит. Первый раз, в июле 1943 года, ему удалось долететь на сбитом самолёте до нейтральной полосы и приземлить его на брюхо. С помощью танка Т-34 самолет был вытащен на территорию Советских войск, где машину отремонтировали, и она была пригодна для новых боевых задач. Второй раз, зимой 1943 года во время выполнения боевого задания, он был атакован 6-ю истребителями, вследствие чего был сбит над вражеской территорией. Катапультироваться или выпрыгнуть мой прадед-пилот и его напарник, стрелок- радист, с горящего самолёта не могли, так как вокруг было много вражеских самолётов. Они приняли решение, не покидая машину, падать в лес. При ударе о деревья, самолёт перевернулся и взорвался. Это видели их боевые товарищи, которые прилетели после боя на свой аэродром. Они рассказали о том, что самолёт сбили, он упал и взорвался. По правилу военного времени командир полка выждал определенное время и после послал родственникам похоронку. Но оба, и стрелок, и летчик, чудом выжили. Поскольку самолет упал на деревья и перевернулся, они выпали на снег через стекло и остались живы. Раненные попали в плен, где провели сутки. При отправке плененных летчиков в лагерь, по дороге обоз отбили партизаны. Четыре месяца он провел в партизанском госпитале, а после выздоровления, прадед еще три месяца воевал в составе партизанского отряда, до их воссоединения с Красной армией в 1944 году. Стрелок-радист погиб на поле боя, а дед был арестован НКВД, за то, что сутки провел в плену. Такие были порядки. Месяц он провел под арестом, его лишили всех наград и званий, исключили из партии. В последствии выпущен без суда, откомандирован в воинскую часть аэродромного обслуживания, где и служил до 1946 года. К полетам был не допущен по состоянию здоровья. В 1944 году на 3 дня его отпустили в отпуск, он сразу поехал домой, где встретил родителей, которые получив похоронку, уже больше года учились жить без него. Спустя три дня дед снова ушел на фронт и вернулся только в 1946 году. В 1956 году был полностью реабилитирован, восстановлен в партию, вернул себе все боевые награды, среди которых: Орден Красной Звезды, Орден солдатской Славы, Орден Отечественной войны II степени, медаль за отвагу, медаль за победу над Германией. В 1958 году, когда он ехал женой и детьми в поезде все награды у него украли попутчики… "Славу" то наверное не отбирали, он её по-любому после плена получил, офицерам, насколько я помню, её не давали. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 февраля В 2/10/2025 в 09:36, пеновский сказал: "Славу" то наверное не отбирали, он её по-любому после плена получил, офицерам, насколько я помню, её не давали. Ну таким воспоминаниям вообще надо верить с проверкой по архивным документам. На "Подвиге Народа" только Отвага и Отечественная война. И пилотом он себя почему-то называет. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 февраля В 2/6/2025 в 14:51, Екатерина Глазепа сказал: Глазепа Николай Михайлович - мой дед. Он рассказывал моему отцу эту историю. У нас сохранены его рукописи. За время боевых действий ему удалось сделать 17 боевых вылетов на самолете-штурмовике - Ил-2. Немцы называли этот самолёт черной смертью, потому что машина была хорошо бронированной и отлично вооруженной. За время службы на фронте, он был дважды сбит. Первый раз, в июле 1943 года, ему удалось долететь на сбитом самолёте до нейтральной полосы и приземлить его на брюхо. С помощью танка Т-34 самолет был вытащен на территорию Советских войск, где машину отремонтировали, и она была пригодна для новых боевых задач. Второй раз, зимой 1943 года во время выполнения боевого задания, он был атакован 6-ю истребителями, вследствие чего был сбит над вражеской территорией. Катапультироваться или выпрыгнуть мой прадед-пилот и его напарник, стрелок- радист, с горящего самолёта не могли, так как вокруг было много вражеских самолётов. Они приняли решение, не покидая машину, падать в лес. При ударе о деревья, самолёт перевернулся и взорвался. Это видели их боевые товарищи, которые прилетели после боя на свой аэродром. Они рассказали о том, что самолёт сбили, он упал и взорвался. По правилу военного времени командир полка выждал определенное время и после послал родственникам похоронку. Но оба, и стрелок, и летчик, чудом выжили. Поскольку самолет упал на деревья и перевернулся, они выпали на снег через стекло и остались живы. Раненные попали в плен, где провели сутки. При отправке плененных летчиков в лагерь, по дороге обоз отбили партизаны. Четыре месяца он провел в партизанском госпитале, а после выздоровления, прадед еще три месяца воевал в составе партизанского отряда, до их воссоединения с Красной армией в 1944 году. Стрелок-радист погиб на поле боя, а дед был арестован НКВД, за то, что сутки провел в плену. Такие были порядки. Месяц он провел под арестом, его лишили всех наград и званий, исключили из партии. В последствии выпущен без суда, откомандирован в воинскую часть аэродромного обслуживания, где и служил до 1946 года. К полетам был не допущен по состоянию здоровья. В 1944 году на 3 дня его отпустили в отпуск, он сразу поехал домой, где встретил родителей, которые получив похоронку, уже больше года учились жить без него. Спустя три дня дед снова ушел на фронт и вернулся только в 1946 году. В 1956 году был полностью реабилитирован, восстановлен в партию, вернул себе все боевые награды, среди которых: Орден Красной Звезды, Орден солдатской Славы, Орден Отечественной войны II степени, медаль за отвагу, медаль за победу над Германией. В 1958 году, когда он ехал женой и детьми в поезде все награды у него украли попутчики… Екатерина, добрый вечер! Спасибо за восспоминая Вашего деда... А у Вас в семье сохранились его фронтовые фотографии? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах