janus13

Капитан Никитин Александр Васильевич

8 сообщений в этой теме

 Приветствую всех!

 Новый сезон несёт новые находки...

 Позвонил товарищ из Новгорода.

В д. Пеньково на гражданском кладбище есть могилка безымянных лётчиков. По его словам , похоронила их бабушка его друга. Самолёт упал не далеко от деревни, лётчики были обгорелыми..

 В деревне ещё живы малолетние ( тогда) свидетели трагедии. Дед и бабушка . В уме , на ногах и при памяти....

 Приехали на разведку. Бабушка отвела на место падения самолёта. Лежал он прямо на дороге и был большой и железный. К сожалению иных подробностей детский мозг не запомнил....

 При проверке на обочине дороги нашлись запчасти от ИЛ 2.

 При самой первой архивной проверке  появилась история , которая в дальнейшем и подтвердилась.

 7ого мая 1943года был сбит в указанном месте ИЛ2 70ого гв. ШАП и упал горящим на землю. Экипаж самолёта:

Штурман полка Гвардии капитан Никитин Александр Васильевич

 Гвардии ст. сержант Глазепа Николай Михайлович

 По немецкой сводке оба лётчика выпрыгнули из горящей машины . У одного парашют не раскрылся. Удачно приземлившегося захватили фашисты.

По обд.Глазепа остался жив и в 1985 году был награждён .

 Пришло время на могилке в д. Пеньково поставить памятник Никитину Александру Васильевичу.

 Ищем его родных

Почему на табличке указали двух лётчиков -не знаю.... Написана она недавно. Может быть по ассоциациям с двумя выпрыгнувшими.... Дед - свидетель твёрдо утверждает , что захороненные на кладбище с этого ил 2.

Может их там и двое. Солдат в округе погибших хватало. Одно точно , где похоронен Никитин.

 С уважением Александр.

 

_Список потерь.jpg

00000022.jpg

00000171.jpg

IMG-20210227-WA0006.jpg

IMG-20210227-WA0007.jpg

IMG-20210404-WA0001.jpeg

IMG-20210404-WA0002.jpeg

IMG-20210404-WA0003.jpeg

IMG-20210404-WA0007.jpeg

IMG-20210404-WA0011.jpeg

IMG-20210404-WA0012.jpeg

IMG-20210404-WA0015.jpg

ЖБД-243 ШАД-1.JPG

ЖБД-243 ШАД-2.JPG

Жилой Чернец.docx

Никитин-00000138_photo.jpg

Никитин-БКЗ1-1.jpg

Никитин-БКЗ1-2.jpg

Никитин-БКЗ2-1.jpg

Никитин-БКЗ2-2.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 4/9/2021 в 11:58, linnet сказал:

А вариант, что там упал не один самолет, не рассматривается? 

Конечно рассматривался и такой вариант.

 Ну во первых в немецком донесении о сбитии указано время. Оно же совпадает с заявками немецких лётчиков. Квадрат указанный лётчиком ( 4.15 время сбития) соответствует месту нахождения обломков ИЛ2. Время в нашем донесении тоже соответствует...

 Мог ли другой самолёт в другое время упасть в том же квадрате??? Конечно мог! Но не падал..... Двое стариков прожили всю войну в деревне. Окрестности - сплошные поля - негде случайно не замеченной машине спрятаться.  Все 4 самолёта упавшие во круге известны. Дед всю жизнь пахал местные поля. Подробно рассказывает в каком месте, что лежало ( лежит) ,То ли обломки " фанерного " самолёта , то ли  воронка с нашими солдатами....

 Я спросил бабушку , почему она запомнила этот самолёт? Не велика ведь была.

Штурмовик перед тем , как его сбили , прошёлся по деревне бортовым оружием. Одна из пуль попала ребёнку в ногу... Немцы лечили... Запомнила!

Самолёт долго лежал - ходили с другими детьми на него смотреть....

Окрестности оз. Ильмень это не наши Демянские дебри. Обзор просто с поля -километров на 5...

Однако и вариант с поиском номеров не исключаю. Хотя.... это будет большая удача! Удивительно , что хот что то осталось на обочине и позволило установить ИЛ2

 С уважением Александр.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Глазепа Николай Михайлович - мой дед. Он рассказывал моему отцу эту историю. У нас сохранены его рукописи. 

За время боевых действий ему удалось сделать 17 боевых вылетов на самолете-штурмовике - Ил-2. Немцы называли этот самолёт черной смертью, потому что машина была хорошо бронированной и отлично вооруженной.

За время службы на фронте, он был дважды сбит. Первый раз, в июле 1943 года, ему удалось долететь на сбитом самолёте до нейтральной полосы и приземлить его на брюхо. С помощью танка Т-34 самолет был вытащен на территорию Советских войск, где машину отремонтировали, и она была пригодна для новых боевых задач.

Второй раз, зимой 1943 года во время выполнения боевого задания, он был атакован 6-ю истребителями, вследствие чего был сбит над вражеской территорией. Катапультироваться или выпрыгнуть мой прадед-пилот и его напарник, стрелок- радист, с горящего самолёта не могли, так как вокруг было много вражеских самолётов. Они приняли решение, не покидая машину, падать в лес.

При ударе о деревья, самолёт перевернулся и взорвался. Это видели их боевые товарищи, которые прилетели после боя на свой аэродром. Они рассказали о том, что самолёт сбили, он упал и взорвался. По правилу военного времени командир полка выждал определенное время и после послал родственникам похоронку.

Но оба, и стрелок, и летчик, чудом выжили. Поскольку самолет упал на деревья и перевернулся, они выпали на снег через стекло и остались живы.  Раненные попали в плен, где провели сутки. При отправке плененных летчиков в лагерь, по дороге обоз отбили партизаны. Четыре месяца он провел в партизанском госпитале, а после выздоровления, прадед еще три месяца воевал в составе партизанского отряда, до их воссоединения с Красной армией в 1944 году. Стрелок-радист погиб на поле боя, а дед был арестован НКВД, за то, что сутки провел в плену. Такие были порядки.

Месяц он провел под арестом, его лишили всех наград и званий, исключили из партии. В последствии выпущен без суда, откомандирован в воинскую часть аэродромного обслуживания, где и служил до 1946 года.  К полетам был не допущен по состоянию здоровья.

В 1944 году на 3 дня его отпустили в отпуск, он сразу поехал домой, где встретил родителей, которые получив похоронку, уже больше года учились жить без него. Спустя три дня дед снова ушел на фронт и вернулся только в 1946 году.

В 1956 году был полностью реабилитирован, восстановлен в партию, вернул себе все боевые награды, среди которых: Орден Красной Звезды, Орден солдатской Славы, Орден Отечественной войны II степени, медаль за отвагу, медаль за победу над Германией.

В 1958 году, когда он ехал женой и детьми в поезде все награды у него украли попутчики…

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 2/6/2025 в 14:51, Екатерина Глазепа сказал:

Глазепа Николай Михайлович - мой дед. Он рассказывал моему отцу эту историю. У нас сохранены его рукописи. 

За время боевых действий ему удалось сделать 17 боевых вылетов на самолете-штурмовике - Ил-2. Немцы называли этот самолёт черной смертью, потому что машина была хорошо бронированной и отлично вооруженной.

За время службы на фронте, он был дважды сбит. Первый раз, в июле 1943 года, ему удалось долететь на сбитом самолёте до нейтральной полосы и приземлить его на брюхо. С помощью танка Т-34 самолет был вытащен на территорию Советских войск, где машину отремонтировали, и она была пригодна для новых боевых задач.

Второй раз, зимой 1943 года во время выполнения боевого задания, он был атакован 6-ю истребителями, вследствие чего был сбит над вражеской территорией. Катапультироваться или выпрыгнуть мой прадед-пилот и его напарник, стрелок- радист, с горящего самолёта не могли, так как вокруг было много вражеских самолётов. Они приняли решение, не покидая машину, падать в лес.

При ударе о деревья, самолёт перевернулся и взорвался. Это видели их боевые товарищи, которые прилетели после боя на свой аэродром. Они рассказали о том, что самолёт сбили, он упал и взорвался. По правилу военного времени командир полка выждал определенное время и после послал родственникам похоронку.

 

Но оба, и стрелок, и летчик, чудом выжили. Поскольку самолет упал на деревья и перевернулся, они выпали на снег через стекло и остались живы.  Раненные попали в плен, где провели сутки. При отправке плененных летчиков в лагерь, по дороге обоз отбили партизаны. Четыре месяца он провел в партизанском госпитале, а после выздоровления, прадед еще три месяца воевал в составе партизанского отряда, до их воссоединения с Красной армией в 1944 году. Стрелок-радист погиб на поле боя, а дед был арестован НКВД, за то, что сутки провел в плену. Такие были порядки.

Месяц он провел под арестом, его лишили всех наград и званий, исключили из партии. В последствии выпущен без суда, откомандирован в воинскую часть аэродромного обслуживания, где и служил до 1946 года.  К полетам был не допущен по состоянию здоровья.

В 1944 году на 3 дня его отпустили в отпуск, он сразу поехал домой, где встретил родителей, которые получив похоронку, уже больше года учились жить без него. Спустя три дня дед снова ушел на фронт и вернулся только в 1946 году.

В 1956 году был полностью реабилитирован, восстановлен в партию, вернул себе все боевые награды, среди которых: Орден Красной Звезды, Орден солдатской Славы, Орден Отечественной войны II степени, медаль за отвагу, медаль за победу над Германией.

В 1958 году, когда он ехал женой и детьми в поезде все награды у него украли попутчики…

 

"Славу" то наверное не отбирали, он её по-любому после плена получил, офицерам, насколько я помню, её не давали. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 2/10/2025 в 09:36, пеновский сказал:

"Славу" то наверное не отбирали, он её по-любому после плена получил, офицерам, насколько я помню, её не давали. 

Ну  таким   воспоминаниям  вообще  надо  верить  с  проверкой  по  архивным  документам.

На  "Подвиге  Народа"  только  Отвага  и  Отечественная  война. И  пилотом  он  себя  почему-то  называет. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 2/6/2025 в 14:51, Екатерина Глазепа сказал:

Глазепа Николай Михайлович - мой дед. Он рассказывал моему отцу эту историю. У нас сохранены его рукописи. 

За время боевых действий ему удалось сделать 17 боевых вылетов на самолете-штурмовике - Ил-2. Немцы называли этот самолёт черной смертью, потому что машина была хорошо бронированной и отлично вооруженной.

За время службы на фронте, он был дважды сбит. Первый раз, в июле 1943 года, ему удалось долететь на сбитом самолёте до нейтральной полосы и приземлить его на брюхо. С помощью танка Т-34 самолет был вытащен на территорию Советских войск, где машину отремонтировали, и она была пригодна для новых боевых задач.

Второй раз, зимой 1943 года во время выполнения боевого задания, он был атакован 6-ю истребителями, вследствие чего был сбит над вражеской территорией. Катапультироваться или выпрыгнуть мой прадед-пилот и его напарник, стрелок- радист, с горящего самолёта не могли, так как вокруг было много вражеских самолётов. Они приняли решение, не покидая машину, падать в лес.

При ударе о деревья, самолёт перевернулся и взорвался. Это видели их боевые товарищи, которые прилетели после боя на свой аэродром. Они рассказали о том, что самолёт сбили, он упал и взорвался. По правилу военного времени командир полка выждал определенное время и после послал родственникам похоронку.

 

Но оба, и стрелок, и летчик, чудом выжили. Поскольку самолет упал на деревья и перевернулся, они выпали на снег через стекло и остались живы.  Раненные попали в плен, где провели сутки. При отправке плененных летчиков в лагерь, по дороге обоз отбили партизаны. Четыре месяца он провел в партизанском госпитале, а после выздоровления, прадед еще три месяца воевал в составе партизанского отряда, до их воссоединения с Красной армией в 1944 году. Стрелок-радист погиб на поле боя, а дед был арестован НКВД, за то, что сутки провел в плену. Такие были порядки.

Месяц он провел под арестом, его лишили всех наград и званий, исключили из партии. В последствии выпущен без суда, откомандирован в воинскую часть аэродромного обслуживания, где и служил до 1946 года.  К полетам был не допущен по состоянию здоровья.

В 1944 году на 3 дня его отпустили в отпуск, он сразу поехал домой, где встретил родителей, которые получив похоронку, уже больше года учились жить без него. Спустя три дня дед снова ушел на фронт и вернулся только в 1946 году.

В 1956 году был полностью реабилитирован, восстановлен в партию, вернул себе все боевые награды, среди которых: Орден Красной Звезды, Орден солдатской Славы, Орден Отечественной войны II степени, медаль за отвагу, медаль за победу над Германией.

В 1958 году, когда он ехал женой и детьми в поезде все награды у него украли попутчики…

 

Екатерина, добрый вечер! Спасибо за восспоминая Вашего деда... А у Вас в семье сохранились его фронтовые фотографии? 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу