Бортстрелок

Недолгая история Остафьевской военной авиационной школы пилотов

2 сообщения в этой теме

2021 © К.Б.Стрельбицкий

 

Год 1941-й: недолгая история Остафьевской военной авиационной школы пилотов

 

Одной из многочисленных военных авиационных школ пилотов Военно-Воздушных Сил Красной Армии стала Остафьевская ВАШП. Под этим названием, полученным по месту её дислокации – аэродром у подмосковного села Остафьево (ныне – территория так называемой «Новой Москвы») – она просуществовала с декабря 1940 года по сентябрь 1941-го.

 

Официально история Остафьевской ВАШП начинается 19 ноября 1940 года, когда Народный Комиссар Обороны Союза ССР Маршал Советского Союза Семён Константинович Тимошенко подписал секретный приказ за номером «0323» о начале её формирования с 1 декабря. Правда, первоначально она именовалась официально 1-й Московской ВАШП, но уже вскоре была переименована в Остафьевскую (в документах и публикациях встречается ошибочное написание этого названия – через букву «А» - Астафьевская). Сюда, на полевой аэродром она была перебазирована с Центрального аэродрома Осоавиахима имени М.В.Фрунзе в подмосковном тогда Тушине (с 1960 года – территория города Москвы). Основой для постоянного личного состава Остафьевской ВАШП стала базировавшая ранее на тот же, Тушинский аэродром Учебная эскадрилия Центрального аэроклуба СССР имени В.П.Чкалова.

Интереснейшие для истории Остафьевской ВАШП мемуары оставил бывший её инструктор подполковник в отставке Вячеслав Викторович Кокорин. В 2016 году они были опубликованы в вязниковской районной газете «Маяк». Обратимся же к тем фрагментам этих воспоминаний, которые непосредственно относятся к истории Остафьевской ВАШП (в круглых скобках – необходимые наши (КБС) минимальные комментарии по упомянутым там персоналиям:

« … Уже в первых числах декабря весь летный состав принял участие в формировании школы. Штат ещё не был укомплектован, и нам пришлось выполнять различные «функции». Назначенный командир звена – опытнейший летчик Иван (Иванович) Щербаков – исполнял обязанности начальника финансового отдела, а я с группой инструкторов закупал мебель, другие мои товарищи закупали и получали с баз учебные пособия.

В марте 1941 года полностью сформированная школа приступила к своим основным обязанностям. Начальником школы был назначен наш бывший начальник курсов (имеются в виду Курсы усовершенствования командного состава при Центравльном аэроклубе имени В.П.Чкалова – КБС), подполковник В.М. (Василий Михайлович) Цыганов, начальником штаба – бывший летчик времен Гражданской войны майор А.В. (Андрей Никитич) Постников, комиссаром – батальонный комиссар (Владимир Михайлович) Сушков, начальником лётной части — капитан И.С. (Иван Семенович) Малахов. Первым учебным отрядом командовал капитан Гришин, вторым – старший лейтенант Ю.И.Гродзянский (Имеется в виду Грозденский Иуда Леонович (Леонтьевич) – КБС). Поступила и первая партия курсантов – около 170 человек.

Пока курсанты занимались теорией, мы – летчики – приступили к тренировочным полетам на самолетах УТ-2, УТИ-4 и И-16. Самолеты к нам поступали из школ и боевых частей, в основном – после капитального ремонта и имевшие длительный срок эксплуатации. У технического состава было достаточно работы, чтобы поддерживать их в боевой готовности. Были и новые машины, в основном И-16 последних серий.

В начале нашей летной тренировки мы шлифовали свою технику пилотирования, готовясь к сдаче зачетов по инструкторской программе. Весьма успешно сдав экзамены, мы все были допущены к инструкторской работе на самолетах УТ-2, УТИ-4 и И-16. … В тот год (1941-й – Прим. КБС) наступление теплых дней немного задерживалось. Пользуясь этим, командование ежедневно планировало полеты. Мы отрабатывали стрельбу по воздушным и наземным целям, элементы воздушного боя, полеты на разных высотах (от «бреющего» до 5000 метров). Но в первую декаду апреля аэродром «раскис» окончательно, до конца месяца мы «уселись» за теорию.

После 1 мая 2-ой отряд перебазировался на новое место работы – заливной луг правого берега Оки, в 6 километрах от Серпухова. Аэродром Остафьево для учебной работы на истребителях был небезопасен.

Из числа курсантов выделилась довольно большая группа бывших инструкторов аэроклубов – более 90 человек. Командование сразу решило передать их во 2-ой отряд, который первым, с 5 мая, приступил к обучению на УТИ-4 и И-16. 1-ый отряд начал работать с остальными курсантами с 10 мая. Так школа приступила к своей основной работе – подготовке летчиков-истребителей.

12 мая я получил назначение во 2-ой отряд на должность инструктора первого звена. Командиром звена назначили сильнейшего летчика — Ивана (Ивановича) Щербакова (впоследствии – Герой Советского Союза). Мы хорошо знали друг друга, а с инструкторами П.Г. (Павлом Григорьевичем) Польшиным, С.Ф. (Семёном Фёдоровичем) Сальниковым и И.М.Монаховым проходили курсы в одной группе. У каждого инструктора было по пять курсантов. В моей группе курсанты были довольно опытные – летали в своих аэроклубах на УТ-2, УТ-1 и У-2. Работать с ними было легко. Стартовое время увеличили до 8 часов. За счет этого командование решило уменьшить время обучения. В начале июня все наши курсанты уже летали самостоятельно. … Поступило указание еще увеличить стартовое время. Летали с рассвета и до сумерек, с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Частые тревоги раздражали. Помню, вместо куска какой-то железки, висевшей на перекладине, установили сирену. Вой ее был страшен. Но были и приятные моменты – радовали курсанты, успешно усваивавшие программу».

Это было описание повседневной работы Остафьевской ВАШП в мирное время. Но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война… Дадим вновь слово В.В.Кокорину:

« … Только мы улеглись спать, как раздался завывающий рев сирены. Тревога! Побежали на аэродром. Техники успели прогреть моторы, и мы, надев парашюты, ждали распоряжений. Командир отряда отдал приказ к общему построению. Увидели, как самолет УТ-2 с ходу зашел на посадку. Прилетели начальник школы и комиссар. В напряженной тишине выслушали сообщение о вероломном вторжении гитлеровских войск в 4 часа утра на территорию нашей страны и об ожесточенной бомбардировке наших городов фашистской авиацией. В этот раз сигнал тревоги оказался не учебным…

…часам к 10 нам поступил приказ командующего ВВС МВО Н.А. (Николая Александровича) Сбытова: объявить в школе военное положение, самолеты И-16 привести в боевую готовность, организовать боевое дежурство летного состава, весь личный состав отрядов перевести на лагерное положение, вырыть щели для укрытия личного состава.

В нашем отряде на всех 12-ти самолетах И-16 расконсервировали вооружение, зарядили и пристреляли. К вечеру получили указание: учебно-летную программу не прерывать, программу подготовки курсантов пересмотреть — сроки обучения сократить без ущерба для качества подготовки летчиков-истребителей. Мы понимали: от нас, инструкторов, сейчас зависит воспитание будущего воздушного бойца, летчика-истребителя. Приказом командира отряда была спланирована очередность боевого дежурства звеньев. В 19 часов наше 1-е звено встало на боевое дежурство.

Первые дни дежурства проходили спокойно, и решением командира мы стали совмещать дежурство с учебными полетами. В звене – четыре инструктора и командир звена. С утра дежурили два инструктора, а два летали с курсантами. После обеда менялись. Вскоре такую практику пришлось прервать. В начале июля участились воздушные тревоги – фашистские самолеты ежедневно прорывались к Москве. Посты воздушного наблюдения (ВНОС) сообщали о приближении фашистских бомбардировщиков, указывали направление полета и примерную высоту. Дежурящие летчики быстро запускали моторы и шли на поиск и перехват противника. Если летела группа самолетов, то в воздух поднимали и инструкторов, прекращая учебную программу. … Приказом НКО были определены четыре сектора обороны Москвы. Наш аэродром оказался в «южном секторе» второго кольца обороны города.

Ночью 22 июля был совершен первый массированный налет на Москву, в нем участвовало более 200 самолетов противника. Но ПВО с честью справилась со своей задачей. В боевых вылетах в ту ночь участвовали почти все летчики нашего отряда – те, кто имел допуск к ночным полетам. Четыре раза довелось и мне, в паре с командиром звена И.И. (Иваном Ивановичем) Щербаковым, вылетать на поиск самолетов, летящих с юга. Ночь была облачная и темная, обнаружить самолет в таких условиях очень трудно. Встреча произошла неожиданно. Стрелок с Ю-88 увидел нас раньше и открыл стрельбу. По трассерам мы обнаружили фашистский самолет на довольно близком расстоянии. Высота – 3500 метров, под нами – облака. После нашей атаки самолет развернулся и, сбросив бомбы, ушел со снижением в облачность. Пробивая облака, мы потеряли друг друга. Выйдя из облачности, на высоте около 1000 метров я увидел внизу несколько очагов пожара. Горючего в баках оставалось немного, и, восстановив ориентировку, я отправился домой. Мой командир прилетел и уже ждал меня. Начинался рассвет, тревог больше не было. В ту ночь мы вылетали дважды, и техник, осмотрев наши «ишаки», нашел несколько пробоин: 7 – у командира и 9 – у меня. Все они оказались несерьезными. А вот Ю-88 мы, вероятно, повредили, и он, сбросив бомбы, ушел к линии фронта в западном направлении. Это была наша первая встреча с противником ночью. Главную задачу мы выполнили – не допустили его к Москве и сами вернулись живыми. Вылеты на боевые задания были для нас, инструкторов, хорошей школой. Мы накапливали боевой опыт, который передавали потом курсантам в учебных полетах.

Вскоре после начала обороны Москвы на наш аэродром посадили два полка 6-го истребительного авиационного корпуса (ИАК). Один полк работал на Миг-3, другой – на И-16. Это внесло сложности в учебные полеты нашего отряда, да и от дежурства нас никто не освобождал. Весь август мы совмещали боевые и учебные полеты».

Складывавшаяся к этому времени не в пользу советской стороны обстановка на фронте вынуждала командование ВВС Красной Армии отводить свои учебные подразделения дальше на восток страны. Так, в конце августа 1941 года уже упоминавшийся выше Командующий ВВС Московского военного округа генерал-майор Николай Александрович Сбытов принял решение о перебазировании Остафьевской ВАШП на аэродром Вязники у одноимённого города тогдашней Ивановской области РСФСР (ныне – районный центр Владимирской области Российской Федерации). Вот как о последующих событиях вспоминает всё тот же В.В.Кокорин:

« … Помню 28 августа 1941 года. Дежурило наше звено. Вечером после очередного боевого вылета меня вызвал командир отряда:

- Бери УТ-2 и лети в Остафьево, вызывает начальник школы.

Прибыв в штаб, я отправился к начальству:

- Полетишь завтра в Вязники с командиром аэродрома капитаном (Василием Кондратьевичем) Папелюком. Подберёте площадку, пригодную для полетов на истребителях. Свяжетесь с городским руководством и решите вопрос о размещении и питании личного состава школы. Вылет – в 5 утра.

На вопрос: «А где эти Вязники?» – получил ответ:

- Где-то в направлении к Горькому, на карте найдешь. Документы получите утром.

На карте «десятиверстке» нашел точку возле синей извилистой линии. Прочитал названия, написанные мелким шрифтом, — «Вязники», «Клязьма». Проложил маршрут и на другой день полетел выполнять задание.

Подлетая к Вязникам, увидел севернее ж/д (железнодорожной) станции небольшое поле, на котором стояли три самолета Р-5. Сели. Оказалось, что это был аэродром местного аэроклуба. Лейтенант (Григорий Никитович) Егоров – лётчик аэроклуба – предоставил грузовик, на котором мы поехали в город. Нас принял секретарь райкома ВКП(б) В.Г.Петров, решив все вопросы. Я улетел обратно в Остафьево, а комендант остался для обеспечения приема самолетов.

2 сентября 1941 года основной летный и технический состав школы перелетел в Вязники, перегнав все самолеты. Личный состав, курсанты и члены семей прибыли вскоре специальным эшелоном.

В первые дни штаб школы, курсанты и технический состав срочной службы были размещены в здании клуба фабрики им.Розы Люксембург (Имеется в виду Льнопрядильно-ткацкая фабрика имени Розы Люксембург), в поселке Нововязники. Учебный отдел занял 2-этажное деревянное здание Нововязниковской школы, а летный и командный состав был размещен в частных домах деревни Селищи и поселка Нововязники. Аэродром клуба, получивший название «Северный», был мал и не обеспечивал безопасную работу на истребителях. Решением начальника школы мы заняли поле у деревни Сергеево, назвав этот аэродром «Южным». Своими силами выровняли поверхность поля и приступили к занятиям с курсантами».

В связи с тем, что Остафьевская ВАШП окончательно покинула свой подмосковный аэродром, всё тот же Командующий ВВС Московского военного округа генерал-майор Николай Александрович Сбытов 10 сентября 1941 года издал секретный приказ за № 07065. Согласно ему школа с 15-го числа официально именовалась Вязниковской ВАШП. Так закончилась недолгая история Остафьевской военной авиационной школы пилотов.

 

Приложение.

Они служили в Остафьевской военной авиационной школе пилотов (Алфавитный список постоянного состава Остафьевской ВАШ с указанием воинских званий при выходе в отставку или судьбы):

Артемьев Павел Артемьевич – полковник

Баранов Алексей Ионович – подполковник технической/авиационно-технической службы

Бардин Максим Алексеевич – майор технической службы

Белоусов Афанасий Кириллович – капитан технической службы

Беляков Иван Кузьмич – старший техник-лейтенант

Ботин Петр Григорьевич – лейтенант

Бочаров-Элькснит Василий Михайлович – подполковник

Вдовин Петр Петрович – инженер-полковник

Великий Алексей Андреевич – техник-лейтенант

Голомазов Семен Абрамович – старший техник-лейтенант

Горбачев Василий Федорович – капитан

Гордиенко Григорий Иванович – техник-интендант 2-го ранга

Грозденский Иуда Леонович (Леонтьевич) – старший лейтенант (погиб 06.05.1943)

Долгов Василий Афанасьевич – младший лейтенант (погиб 24.12.1951)

Дроздов Виктор Яковлевич – лейтенант (как лётчик-инструктор Вязниковской ВАШ – стажёр при 937-м истребительном авиационном полку 322-й истребительной авиационной дивизии 2-го истребительного авиационного корпуса погиб в воздушном бою 12.11.1943)

Егоров Александр Александрович – подполковник

Ермаков Григорий Никитович – подполковник

Жуков Петр Семенович – младший лейтенант (как лётчик-инструктор Вязниковской ВАШ погиб 07.12.1941)

Зайцев Владимир Иванович – подполковник

Занин Иван Дмитриевич – капитан

Запруднев Михаил Семенович – майор технической службы

Калинин Петр Михайлович – капитан (погиб 30.06.1950)

Карлюк Иван Емельянович – техник-интендант 2-го ранга

Кельнер Рихард Иоханнесович (он же Клебнер Рихард Иоганович) – подполковник

Кияткин Алексей Михайлович – капитан

Ковалев Гавриил Сергеевич – подполковник

Козловский Герасим Иванович – майор технической службы

Козуев Петр Дмитриевич – подполковник

Кокорин Вячеслав Викторович – подполковник

Кононов Николай Васильевич – майор (как помощник по воздушной стрелковой службе командира 302-го истребительного авиационного полка 4-го истребительного авиационного корпуса пропал без вести (не вернулся с боевого задания) 28.04.1944)

Конякин Василий Михайлович – старший лейтенант

Кузюрин Алексей Иванович – техник-интендант 1-го ранга

Лейзерович Лев Михайлович – капитан авиационно-технической службы

Леонов Борис Иванович – младший лейтенант (как командир звена Вязниковской ВАШ «погиб при авиационной катастрофе» 21.09.1943)

Луценко Константин Михайлович – майор

Малахов Иван Семенович – капитан

Морозов Дмитрий Яковлевич – подполковник технической службы

Папелюк Василий Кондратьевич – майор

Переломов Павел Николаевич – техник-интендант 2-го ранга

Перов Анатолий Михайлович – подполковник

Петров Василий Павлович – старший техник-лейтенант

Польшин Павел Григорьевич – подполковник (погиб 18.10.1956)

Постников Андрей Никитич – подполковник

Ревзин Ефим Исаевич – старший техник-лейтенант

Розанов Сергей Константинович – старший техник-лейтенант

Рябченко Федосий (Феодосий) Гаврилович – капитан технической службы

Савин Петр Иванович – майор технической службы

Сальников Семён Фёдорович – подполковник

Семиков Василий Николаевич – подполковник

Серебров Виктор Никифорович – подполковник

Симченко Михаил Афанасьевич – майор технической службы/авиационно-технической службы

Смирнов Борис Николаевич – лейтенант

Смирнов Михаил Николаевич – инженер-майор

Супрун Анатолий Кузьмич – техник-лейтенант

Сушков Владимир Иванович – майор

Тодоров Иван Павлович – майор

Уральцев Евгений Яковлевич – старший лейтенант (как заместитель командира эскадрилии 482-го истребительного авиационного полка 322-й истребительной авиационной дивизии погиб в авиационной катастрофе 17.09.1945)

Фадеев Виктор Александрович – техник-лейтенант

Харламов Алексей Иванович – капитан

Цыганов Василий Михайлович – военинженер 3-го ранга (погиб 06.02.1942)

Чеснокова Мария Ивановна – младший лейтенант медицинской службы

Чуркин Алексей Николаевич – лейтенант

Шабохин Александр Степанович – капитан авиационно-технической службы

Шилов Герман Федорович – инженер-полковник

Шиловскии Виктор Федорович – майор технической службы

Шувалов Александр Петрович – интендант 3-го ранга

Шуранов Петр Никандрович – полковник

Щедров Александр Яковлевич – техник-лейтенант

Щербаков Иван Иванович – полковник.

 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В нынешнем, 2021 году для коллекционеров был выпущен вот такой памятный знак "Остафьевская ВАШП 10.1940 - 09.1941":
248897277-0.jpg

 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу