Бортстрелок

Самолёты "ВСР": "...Для подготовки воздушных стрелков-радистов оборудовать..."

1 сообщение в этой теме

2021© К.Б.Стрельбицкий

 

 

САМОЛЁТЫ «ВСР», или «…ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОЗДУШНЫХ СТРЕЛКОВ-РАДИСТОВ ПЕРЕОБОРУДОВАТЬ…»

…В 1985 году известная на всю советскую военную авиацию Войсковая часть № 30185 (или Канская школа младших авиационных специалистов) отмечала свой 50-летний юбилей. Специально в честь него на Красноярском объединении «Сувенир» были изготовлены и торжественно вручены командованием части всем её военнослужащим особые нагрудные памятные знаки. Главным элементом рисунка на подвеске этого знака стало стилизованное изображение летящего Ан-24 – военно-транспортного самолёта, никогда не имевшего, однако, в штате своего экипажа именно воздушных стрелков-радистов, которых все эти годы и готовили в Канске. И, тем не менее, размещение рисунка такого самолёта на том памятном знаке было вполне обоснованным – ведь именно этот летательный аппарат в то время символизировал подготовку как раз по данной лётной специальности. Почему им был именно Ан-24 и кто был его предшественниками в этом деле, вы узнаете из предлагаемого вашему вниманию нашего материала.

 

…30-е годы ХХ века стали эпохой небывалого развития советской авиации. Для поступающих на вооружение ВВС Красной Армии в больших количествах военных самолётов требовались всё новые и новые подготовленные лётчики, причём не только сами пилоты, но и члены  экипажей иных лётных специальностей. Для их воздушной подготовки был разработан, в частности, специальный многоместный учебно-тренировочный самолёт УТ-2 (первоначально он же – АИР-17). Первоначальный вариант этой машины имел оборонительное вооружение в двух из трёх своих кабин – в закрытой носовой и в открытой кормовой. Благодаря этому на самолёте данного типа можно было вести подготовку сразу по двум «воздушно-стрелковым» лётным специальностям курсантов, обучавшихся в Военно-авиационных школах стрелков-бомбардиров (в носовой кабине) и в Военно-авиационных школах воздушных стрелков-радистов и Школах младших авиационных специалистов того же профиля (в кормовой кабине). И хотя именно этот, вооружённый вариант не получил дальнейшего развития, а «итоговая», полностью закрытая машина так и не стала в предвоенные годы массовой, но именно учебно-тренировочный самолёт УТ-3 стал первой в истории Отечественной авиации разработкой, специально предназначенной для воздушной подготовки лётчиков-стрелков.

…В самом начале этого материала мы уже упоминали «известную на всю советскую военную авиацию Войсковую часть № 30185», которая, хотя и носила официально наименование «22-я Краснознамённая школа младших авиационных специалистов», но в дальнейшем нашем тексте будет именоваться «кратко-разговорно» Канским ШМАСом. А известен «на всю советскую военную авиацию» он был тем, что именно здесь, в Канске каждые полгода выпускалось несколько сотен солдат – будущих воздушных стрелков-радистов для советской Дальней, Фронтовой бомбардировочной и Военно-транспортной авиации. Для воздушной подготовки этих будущих «рядовых лётчиков» (а затем – и курсантов здешней 118-й школы прапорщиков) Канскому ШМАСу был придан базировавшийся на местном военном аэродроме 662-й отдельный учебный авиационный полк (Войсковая часть № 15435). Основу материальной части 662-го ОУАП составляли военно-транспортные машины Ли-2, часть из которых, представляющая для нашего нынешнего повествования особый интерес, именовалась официально «самолётами-лабораториями». Дело в том, что эти машины – условно назовём их здесь «Ли-2Л» (условно и в кавычках потому, что на самом деле, официально модификации с таким обозначением не существовало) – были первыми отечественными военными самолётами, специально предназначенными для подготовки будущих воздушных стрелков-радистов. Эти «канские лаборатории» были дополнительно оборудованы «учебными стрелковыми точками», причём – двух различных типов. Первый, более ранний представлял из себя круглый блистер, установленный наверху фюзеляжа, ближе к носу, сразу за кабиной экипажа. Второй вариант представлял из себя уже практически полную имитацию кабины воздушного стрелка-радиста на бомбардировщике Ил-28, размещённую там же, наверху фюзеляжа, но дальше в корму, и развёрнутую в неё же. Сама эта «кабина» была в направлении кормы «квадратной», а в нос, по направлению полёта – обтекаемой, «аэродинамической формы». Она-то и являлась главным внешним отличием «Ли-2Л» от «стандартных» Ли-2, которые так же, наряду с «лабораториями» состояли на вооружении 662-го ОУАП.

Служивший в 1959 году 2-м (правым) пилотом на одном из самолётов «Ли-2Л» 662-го ОУАП Анатолий Емельяшин в своих мемуарах «Лётчик-штурман. Канская ШВСР» вспоминал об этих самолётах так:

« … Наши машины были оборудованы для обучения воздушных стрелков-радистов: в грузовом отсеке размещены столики с радиостанциями РСБ-3 для радиотелеграфной связи с наземными станциями, сверху на фюзеляже установлен блистер с прицелом и фотокинопулемётом – отрабатывать отражение атак истребителей. Летающие учебные классы. Человек десять в отсеке стучат ключами на станциях или попеременно залезают по лесенке в турель стрелять.

В лётный день полк выполняет два двухчасовых полёта по маршруту. В полном составе или поэскадрильно. После посадки и заруливания на заправку экипаж бегом минует грузовой отсек и выпрыгивает на землю, не дожидаясь установки лесенки. Вздохнуть свежего воздуха. В отсеке не продохнёшь из-за блевотной вони – не все будущие воздушные стрелки-радисты переносят болтанку, двух – трёх человек за полёт выворачивает наизнанку. По этой причине экипаж старается не открывать в полёте дверь пилотской кабины и держит полуоткрытыми форточки. Салоны ежедневно моют, драят швабрами, но тошнотворный запах не уничтожишь. Он впитался в металл и окраску».

Обучавшийся в Канском ШМАСе спустя более чем десятилетие, в 1971 – 1972 годах будущий воздушный стрелок-радист бомбардировщика Ил-28 Виталий Бирюков так вспоминал об использовании самолёта «Ли-2Л» во времена своей учёбы там: летали мы на нём «… только один раз за полгода. 90 минут на 30 человек. Инструктаж, посадка, высадка, доклад. В итоге – секунд по 40. Лётные упражнения из Ли-2 по Л-29: «элка», как планер на леере, на хвосте висела, промазать было не реально ... были такие «кадры», которые мазали. Я удивился, а потом дошло! Уважение к курсанту, не мешать, не дергать! Первый стал к прицелу, второй уже на ступенях торопит снизу, за рукав дёргает. Стрелок выпустил всю плёнку в сторону цели. И так же и следующие. За полчаса все отстрелялись, и два с половиной только наблюдали». «… Из этого блистера мы «отстреливались» по Л-29 … За нами Л-29 летел словно планер на «верёвочке». Промазать было не реально, – вспоминали впоследствии другие выпускники Канского ШМАСа разных лет. – Вот по ним мы и «стреляли» из фото-кинопулемёта. … кассеты вставляли. Умудрялся за один заход Л-29 «отстрелять» 5 кассет». Сама «фотострельба» на этих Ли-2 выполнялась курсантами Канского ШМАСа стоя, с некой «дюралевой табуретки», на которую из салона самолёта надо было подниматься по лесенке. «Оружием» же на этих стрельбах был фотокинопулемёт ФКП-2, имевший так же заводской шифр выпускавшего его с начала 1950-х годов Казанского оптико-механического завода «ПАУ-459».

В целом Ли-2 662-го ОУАП служили курсантам Канского ШМАСа как полноценный «летающий учебный класс» – находившиеся на них в воздухе будущие воздушные стрелки-радисты не только вели «фотострельбу», но и поддерживали в полёте учебную радиотелеграфную связь с землёй, а так же совершали свои первые, так называемые «ознакомительные» прыжки с парашютом. В тех полётах вместе с курсантами на борту обязательно находились их инструктора – в соответствии с задачами полёта – по воздушно-стрелковой подготовке, по радиоделу и по парашютно-десантной подготовке. Обычно эти полёты с курсантами на борту продолжались в 662-м ОУАП всю полную рабочую неделю (пять дней), по 2 – 3 часа (по некоторым воспоминаниям – до 4 – 5 часов) каждый. При этом курсантов заранее приучали к тому, что в предстоящих полётах «в полках», уже полноценными воздушными стрелками-радистами им нужно будет постоянно иметь надетыми парашюты: по воспоминаниям тех же бывших выпускников Канской ШМАС, «парашюты в полёте были сложены в корме и могли надеваться в случае необходимости. Весь полет подвесная система была одета на нас, а сами парашюты лежали в хвосте у двери. … Нас инструктировали на случай аварийной ситуации перед вылетом и посадкой в самолет».

По некоторым данным, после снятия с вооружения Советских ВВС бомбардировщиков Ил-28 («с прицелом» на которые в 1950-х – 1960-х годах в основном и готовили в Канском ШМАСе будущих воздушных стрелков-радистов), верхние, имитационные кабины на самолётах «Ли-2Л» 662-го ОУАП были «адаптированы» к кормовым кабинам таких, ставших более актуальными для подготовки для них военных самолётов, как Ту-16 и Ан-12.  

…Шли годы, на вооружение советской военной авиации продолжали поступать всё новые типы самолётов, в экипажи которых продолжали входить воздушные стрелки-радисты, командиры огневых установок и «чистые» воздушные стрелки. В то же время самолёты «Ли-2Л» не просто устаревали, а ещё и вырабатывали полностью свои лётные ресурсы и поэтому нуждались в замене, причём – на принципиально новые машины.

Советский Союз был поистине великой авиационной державой, которая в случае необходимости могла разработать и построить даже единичный самолёт необходимой на тот момент «узкой специализации». Но в описываемом нами случае речь пойдёт о целой серии самолётов, специально предназначенных для решения одной-единственной задачи – подготовка в воздухе будущих воздушных стрелков-радистов. Созданная на базе крупносерийного самолёта Ан-24 такая машина получила официально специальный буквенный индекс «ВСР» – сокращение от «воздушные стрелки-радисты». Серия самолётов Ан-24ВСР состояла из 20 единиц, при этом они не строились именно как «ВСРы» изначально, а переоборудовались в них из серийных самолётов модификации Ан-24Т производства Иркутского авиационного завода.

Главным внешним отличием машины Ан-24ВСР от других модификаций этого самолёта стали два больших – диаметром по метру – блистера, установленных по обоим бортам ближе к корме. Кроме того, на фюзеляже и на нижней поверхности крыла самолёта Ан-24ВСР были смонтированы дополнительные антенны радиосвязи. Внутренне «ВСРы» так же существенно отличались от «стандартных» Ан-24: в бывшем грузовом салоне, по воспоминаниям одного из лётчиков 662-го ОУАП, были размещены «8 сдвоенных рабочих мест для курсантов», а в каждом из блистеров размещался «прицел с фотопулеметом». Очевидно, что это были широко распространённые тогда в Советских ВВС коллиматорные прицельные станции «семейства» КПС-53 с фотоконтрольными приборами (фотопулемётами) ПАУ-457.

Как уже было сказано выше, всего было оборудовано 20 самолётов Ан-24 ВСР. Известны серийные номера 12 таких машин иркутской постройки: «01-03», «01-05», «02-03», «02-04», «03-01», «03-03», «03-05», «04-09», «05-01», «05-02», «06-09» и «09-07». По воспоминаниям ветеранов 662-го ОУАП, в его состав входили «ВСРы» со следующими бортовыми и заводскими номерами: бортовой – «04» (заводской – 6910105), «05» (7910204), «06» (79103030), «09» (7910305), «50» (7910409), «51» (7910203), «52» (6910103), «53» (7910301), «55» (7910502), «57» (8910609), «59» (9910907), а так же «65» (все бортовые номера – красного цвета).

Большая часть самолётов Ан-24ВСР – до 16-ти из 20 единиц – попала именно в 662-й ОУАП в Канск. О конкретных местах службы остальных, минимум четырёх «ВСРов» какая-либо информация отсутствует. Вполне логично было бы предположить, что машины этого типа состояли так же на вооружении авиационных подразделений, приданных ШМАСам ВВС Советского Военно-Морского Флота, готовивших именно курсантов-воздушных стрелков-радистов для Морской Авиации – 123-й ШМАС во Владивостоке (Войсковая часть № 34278) и 127-й ШМАС в Выборге (Войсковая часть № 95109), но конкретная информация об этом отсутствует. Однако, по сведениям всё тех же ветеранов 662-го ОУАП, на «ВСРах» готовили так же « … курсантов Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков, молодых летчиков-лейтенантов, переучивали летчиков с самолётов других типов».

Самолёты Ан-24ВСР прослужили по своему основному назначению – подготовка в воздухе будущих воздушных стрелков-радистов – до «перестройки» и последовавших за ней по ВВС и по всей Советской Армии в целом «ОШМ» – так называемым «организационно-штатным мероприятиям» (или, говоря более понятным языком, до «массового сокращения», а попросту – до организованного развала Советских Вооружённых Сил). В результате всего этого большинство машин Ан-24ВСР были переоборудованы – «в связи с веяниями времени» – в обыкновенные транспортные (грузовые) самолёты, а затем, «отработав своё», пошли на слом.

До настоящего времени сохранился один-единственный из двадцати существовавших самолётов Ан-24ВСР. Ныне он является «натурным экспонатом» Музея Дальней авиации на авиабазе Энгельс. Это – самолёт 1968 года постройки с бортовым номером «57» (первоначально – красного, а ныне – жёлтого цвета; заводской номер – «8910609», серийный – «06-09»). Он прибыл в музей 15 августа 2000 года «своим ходом» из Канска. Хотя в конце своей службы, после расформирования в 1998 году Канского ШМАСа, этот борт и был заново переоборудован в чисто транспортный, в Ан-24ПРТ, но он всё же сохранил свои «стрелковые» бортовые блистеры. На установленной перед этим музейным самолётом пояснительной табличке написано: «Ан-24ВСР / Самолёт для обучения / воздушных стрелков-радистов».

И ещё самолёт Ан-24ВСР – точнее, только само его изображение – сохранился, конечно, на тех самых юбилейных нагрудных памятных знаках Канской ШМАС, с описания которых мы и начали свой сегодняшний материал.

 

П.С. К сожалению, мне не удалось разместить здесь полный вариант этого материала - вместе со всеми иллюстрирующими его фото, рисунками и схемами. Всем заинтересовавшимся данной темой моим читателям я сообщаю ссылку, по которой доступен иллюстрированный вариант статьи -  http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=97910.0 

С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу