Опубликовано: 8 февраля, 2021 (изменено) В конце 2019 и в 2020 году наша сводная группа поисковиков Москвы и МО работала на месте жесткой вынужденной посадки самолета Дб-3ф выпуска завода №126 (Комсомольск-на Амуре) с моторами М-88б №№ 882328 и 882479 Работы на месте падения и архивный поиск продолжаются – далее по порядку… ______________________________ Сведения о том, что в районе деревни Хлевино Чеховского района Московской области падал самолет (вернее самолеты) мы отмечали уже давно. Около 7 лет назад на Викимапии отметили и могилу неизвестных летчиков на кладбище деревни Хлевино. По обрывочным данным получалось, что было несколько мест падения и типы самолетов указывались разные. https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.171062&lon=37.336950&z=17&m=w&show=/11843935/ru/%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0&search=%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE Когда осенью 2019 года один коллега на соседнем форуме задал вопрос по поводу самолета в Хлевино и рассказал историю из своего детства, которая не давала ему покоя, то я вспомнил про старые наметки и связался с ним, предложив «посмотреть на месте» обломки «неизвестного самолета». Олег согласился и улучив погожий осенний денек мы вдвоем выехали на место провести рекогносцировку и возможно установить тип самолета. Много мы не ожидали – по легенде обломки самолета давно были вывезены военными (место падения на территории старого военного полигона и хвост этого самолета якобы ещё долго лежал в нескольких сотнях метров от точки, в качестве "полигонного объекта"). Но отец Олега, собирая грибы вместе с сыном, каждый раз проходя мимо останавливался около места трагедии, закуривал и присаживался там на несколько минут (возможно вспоминая о чем-то). Сыну он рассказал, что на этом месте во время Войны погибли летчики, их тела похоронили на кладбище в Хлевино (вроде как было двое, но точно он не знал), имен местные жители и не знали. Олег сохранил эту историю в своей памяти на всю жизнь. Изменено 7 июня, 2022 пользователем kirche 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 февраля, 2021 Оказавшись на месте и настроив приборы, мы стали искать. Никаких явных признаков катастрофы на местности не наблюдалось и единственные встречаемые значимые понижения рельефа представляли собой относительно свежие окопы, которые оставили после себя военные в процессе многочисленных в прошлом учений. Мусора мягко говоря хватало. Но… на мое удивление и радость вскоре и правду стали попадаться мелкие обрывки самолетного дюраля. Вскоре в два прибора удалось локализовать основное место падения – только сильно приглядевшись опытным взглядом можно было угадать сильно заплывшую одиночную воронку. Проверив её магнитометром я сразу «разочаровал» своего спутника – «как бы самолета и крупных его частей мы не найдем». Трезво оценив свои силы, я локализовал наиболее громко звучащий участок около воронки и принялся методично вскрывать грунт на штык лопаты, выбирая все попадавшиеся обломки. Мой спутник решил попытать удачу в верховом приборном поиске, впрочем, многочисленные корни, заросли кустарников, а также послевоенный мусор, оставленный здесь доблестными воинами ВС СССР, создали ему некоторые затруднения в этом деле. Постепенно расширяя раскоп довольно быстро удалось установить тип самолета – Дб-3м (или ф) - он же Ил-4. Из-под лопаты «выходили» многочисленные мелкие обломки двигателя типа М-88 с признаками горения и плавления (в общей сложности с участка в 5 кв. м я собрал около 5-6 кг моторного дюраля и обломков агрегатов, располагавшихся когда-то в мотогондоле). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 февраля, 2021 (изменено) Ходивший вокруг меня Олег постоянно подносил какие-то осознанные обломки из кабины пилотов (сектор газа, стекло прибора, корпус трубки Вентури) и куски обшивки с крыльев, пока наконец не показал мне D-кольцо от парашюта и гнилой обрывок обоймы от ТТ, который я с трудом узнал. Что же – легенда о могиле летчиков в деревне не безосновательна. В итоге удалось установить на местности, что место летного происшествия предположительно является местом жесткой вынужденной посадки на лес самолета Дб-3м (или Дб-3ф) с последующим пожаром. В результате происшествия определенно произошла гибель кого-то из членов экипажа. После падения предположительно был взрыв части боекомплекта (возможно при горении самолета). Собранные обломки были вывезены на помывку с целью поиска идентификационных номеров. Изменено 8 февраля, 2021 пользователем kirche 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 февраля, 2021 (изменено) При отмывке моторных обломков по горячим следам работ удалось насчитать запчастей примерно от 7-9 клапанных коробок (тех самых «лодочек»). Жалко только, что обломки нужной «коробки впускного клапана» (которая без оребрения) были только от двух. И лишь на двух смежных обломках размером с коробок спичек удалось найти весьма поврежденный номер мотора – 882..28 Изменено 8 февраля, 2021 пользователем kirche 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 февраля, 2021 (изменено) Несколько позже мы вернулись на место падения этого самолета усиленным составом. Несколько человек стали вскрывать воронку, а остальные зачесывать приборами окрестность и вскрывать дерн на месте разбора моторов с противоположенных сторон от воронки. Вскоре как-то буднично в нескольких метрах от воронки нашлась часть наушника шлемофона кого-то из экипажа. Обломки моторов постепенно заполняли пакет на помывку. Что примечательно, все клапаны были выломаны из своих коробок – лодочки разбиты в мелкое крошево, а пружины и тарелки клапанов скинуты на месте. Вспоминались стереотипы, что из клапанов умельцы делали отличные ножи – возможно также думали и военные, что многие годы утилизировали остатки боевой машины. В воронке встречались разорванные куски бомбоотсека, какие-то трубки и редкие обломки двигателя, явно сброшенные в неё, и всё это густо перемешано бомбовыми осколками. Где-то ближе ко дну (а оно было недалеко – примерно в 1 м от поверхности) из глины вылезли пустые банки от консервов датированные концом 50-х годов и алюминиевая ложка. А рядом вывалился знакомый «пятак» (направляющая втулка толкателя системы газораспределения) с четко читаемым полным номером мотора - 882328 Изменено 8 февраля, 2021 пользователем kirche 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 февраля, 2021 (изменено) При отскабливании мелких кусков мотора был также найден частично видный номер второго мотора – 882..79 Позже полностью отмыв все обломки двигателя под нагаром на куске картера (промежуточной крышки) удалось найти его полный номер 882479, выбитый поверх отлитого номенклатурного номера По горячим следам на основании номеров моторов по имеющимся документам установить номер самолета не удалось, но близкие моторы стояли на 60-х сериях самолетов Дб-3м производства завода №126. По аналогии с известными номерами предполагается потеря данного самолета в период с конца 1941 – в первой половине 1942 года. Последующие выезды сокращённым составом дополнительных данных, к сожалению, не принесли. Будем продолжать зачистку места падения в поисках номера самолета и личных вещей экипажа. К сожалению эпидемиологическая ситуация весьма ограничила проведение поисковых работ и архивных исследований в 2020 году. Напоследок хотелось бы поблагодарить Олега за хорошую компанию и продуктивную совместную работу, а также сказать спасибо друзьям и коллегам, принявшим участие в полевых работах и оказавших помощь в сужении круга при исследовании архивных документов. Изменено 8 февраля, 2021 пользователем kirche 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 февраля, 2021 (изменено) Далее некоторые примеры найденных обломков, которые удалось установить по имеющимся Техническим описаниям самолета линейки Дб-3/Дб-3М/Ил-4 и мотора линейки М-85/М-87/М-88. детали после помывки Сектор управления моторами Изменено 8 февраля, 2021 пользователем kirche 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 февраля, 2021 Пусковой распределитель сжатого воздуха (внутренняя часть) Качалка регулировки жалюзи капота 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 февраля, 2021 Подводка к бензиновому фильтру-отстойнику Клапанная коробка выпускного клапана (без номера мотора) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 февраля, 2021 Сливной кран бензобака Стекло прибора (целое) Крышка горловины бензобака, внешняя и внутренняя части горловины (указан завод-производитель) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 февраля, 2021 Набор клейм завода №126 (на деталях встречаются редко) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 июня, 2022 Систематическая и планомерная работа с фондами ЦАМО с набивкой базы данных номеров самолетов и моторов постепенно дает результаты. Установлено, что самолет Дб-3ф №6020 с моторами М-88 №№ 882328 и 882479 отправлен лётом в действующую армию (перегонка группой ГВФ тов. Новикова) 23.09.1941 года. Самолеты этих серий прибыли в части на фронт примерно с середины октября 1941-го, анализ судьбы известных машин дает новые направления поиска. Кстати, соседний Дб-3ф №6019 с моторами 882450 и 882451 найден также не далеко (примерно 20 км). Среди наиболее вероятных кандидатов - потери 96 ДБАП 42 АД октября-ноября 1941 и потери боевой группы 2 ИВШШ. Есть зацепки и за другие части... 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 июня, 2022 15 часов назад, kirche сказал: ... Дб-3ф №6020 с моторами М-88 №№ 882328 и 882479 отправлен лётом в действующую армию (перегонка группой ГВФ тов. Новикова) 23.09.1941 года... Кстати, соседний Дб-3ф №6019 с моторами 882450 и 882451 найден также не далеко (примерно 20 км)... Это уже сильно устаревшая информация. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах