Бортстрелок

История аэродрома Паричи

1 сообщение в этой теме

2012 – 2021 © К.Б.Стрельбицкий

 

ИСТОРИЯ   АЭРОДРОМА   ПАРИЧИ

 

История несуществующего ныне аэродрома Паричи начинается в 1932 году, когда в тогдашней БССР была открыта первая почтовая воздушная линия. Она проходила по маршруту Минск – Глуск – Паричи – Мозырь и обратно. Авиапочту по ней перевозили на знаменитых «небесных тихоходах» - самолётах «У-2».

К сожалению, не увенчались успехом наши активные поиски каких-либо материалов, касающихся этой авиалинии в целом и Паричского аэродрома в частности, в главном архивохранилище бывшего СССР – ныне Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ, Москва), где хранятся, в частности, документы Народного Комиссариата Связи Союза ССР и Главного Управления Гражданской Авиации Совета Народных Комиссаров Союза ССР. Однако, упоминания о довоенном Паричском аэродроме мы находим в интервью «Мое сердце живёт будущим» с заслуженным архитектором Республики Беларусь, уроженцем деревни Козловка Леонардом Викторовичем Москалевичем, опубликованном в районной газете «Светлагорскiя Навiны» и на её Интернет-сайте ( http://www.svetlogorsk.by/social-sphere/education/20-svetlagorskiya-naviny/2768- ). На вопрос корреспондента газеты «О чем мечтали в детстве?» Л.В.Москалевич отвечает: «Самые яркие впечатления детства связаны с тем, что я хотел стать летчиком. Сейчас можно купить конструктор-самолет любой модели. В моё время надо было самому вырезать и делать самолетики. А ещё в Козловке до войны был аэродром. В Паричи почту возили с Гомеля на кукурузнике. Мы, козловские ребята, точно знали день и время прилета самолета. Обычно набирали сумку яблок или ещё какой зелени и наблюдали, как разгружают почту. Выходил пилот, угощался нашими яблоками. Было очень интересно с ним общаться. Параллельно я собирал денежки. Бабушка и мама давали разную мелочь. И когда скопилось 100 рублей, я попросил летчика за эти деньги просто посидеть в самолете. Тот меня не только посадил, но и прокатил: над Козловкой сделали круг. Это было счастье!».

Как известно, в бывшем СССР все объекты оборонного значения, к которым, разумеется, относились и аэродромы, находились на учёте советского оборонного ведомства. Именно один из предвоенных советских документов, хранящийся ныне в Российском государственном военном архиве (РГВА, Москва) и выявленный нами впервые в 2012 году, наглядно иллюстрирует, что из себя представлял в конце 1930-х Паричский аэродром. Речь идёт о «Учётной карточке на посадочную площадку Нар[одного] ком[иссариата] связи БССР Паричи, расположенную [в] 2,5 км Юго-Западнее м[естечка] Парич[и] , БССР, Паричевского р[айо]на [(]40 к[и]л[о]м[етров] южн[ее] Бобруйск[а)]» (Источник: РГВА, фонд 29, опись 56, дело 270, листы 71 – 75об. Машинописный оригинал на типографском бланке).

Данный документ был составлен 6 июля 1937 года неким лейтенантом Редькиным из 2-го отделения Штаба военно-Воздушных Сил Белорусского военного округа и получил «при рождении» «грозный» гриф «Секретно». На титульном листе карточки отмечено, в частности, что земельный участок, отведённый под данную посадочную площадку, закреплён за Народным Комиссариатом Связи БССР, а сама она получила «условный шифр» под номером «618» (впоследствии изменённый на «62»).

В 1-м разделе бланка карточки - «Аэронавигационная характеристика аэродрома» мы читаем: «а) Широта и долгота от Гринвича – 52°51´с[еверной] ш[ироты], 29°11´в[осточной] д[олготы]; б) Высота над уровнем моря – 166 м[е]тр[ов]; в) Магнитное склонение на 1937 г. – 4 [градуса]; г) Основные характерные ориентиры при подходе днём и ночью по сторонам света – С Северо-Востока - м[естечко] Паричи и [река] Березина».

Во 2-м разделе «Подходы и запретные зоны» так же заполнены все подпункты: «а) Естественные и искусственные препятствия на подходах к аэродрому, их название, высота, точное расположение по отношению к лётному полю – Подходы со всех сторон открыты; б) Наличие запретных зон в районе аэродрома в радиусе 25 – 50 км., направление обходных маршрутов этих зон. – Нет; в) Характер местности непосредственно примыкающей к пограничным знакам аэродрома. – С Севера и Запада – лощина, с мелким кустарником, С Востока и Юга – лес; г) Направление наилучшей посадки и взлёта – с Северо-Востока».

В 3-м разделе «Описание лётного поля» указано: «а) Форма и линейные размеры рабочей площадки – Многогранник [с максимальными размерами] 700 х 800 м[е]тр[ов]; б) Общие размеры, включая полосу подхода – 800 х 800 м[е]тр[ов]; в) Площадь лётного поля в га – 64 га; г) Рельеф местности – Ровный, небольшой покат на Юго-Восток; д) Характер почвы – Песок; е) Растительный покров – Перелог (Пустошь)».

Из 4-го раздела «Опознавательные знаки и посадочное оборудование» отмечен только подпункт «в»: «Ветроуказатель, в какой части аэродрома установлен, на чём, его тип – В восточной части площадки установлен на столбе конус лёгкого типа».

В 5-м разделе «Особые правила аэродрома» нет никаких записей, зато в следующем, 6-м - «Метеорологическая характеристика» - заполнены оба подпункта: «а) Господствующие ветры (роза ветров) средняя и максимальная скорость – Северо-западные; б) Местные атмосферные явления: туман, сак, время просыхания почвы, начало и конец устойчивого покрова снегом. Период смены колёс и лыж. – Незначительные туманы, весна и осень. Почва после осадков просыхает быстро. Начало устойчивого покрова снега – декабрь и конец – март мес[яцы]».

Из подпунктов 7-го раздела «Аэродромное оборудование» указаны лишь: «к) Водоснабжение и качество воды – [В] д[еревне] Козловка – колодцы. Качество воды – хорошее; л) Наличие запасных водоёмов, ёмкость их в куб[ических] метрах – р[ека] Березина; п) Наличие технической помощи в окружающих населённых пунктах, мастерские, кузницы, завод, парки МТС [машинно-тракторных станций] и совхозов – м[естечко] Паричи – МТС и кузница; т) Противопожарные средства на аэродроме и в ближайших населённых пунктах – д[еревня] Козловка, пожарная дружина».

В 8-м разделе «Квартирно-бытовое обслуживание» заполнены тоже не все подпункты: «в) Возможность размещения личного состава в ближайших населённых пунктах к аэродрому, расстояние пути сообщения. – д[еревня] Козловка – 60 дворов, м[естечко] Паричи – гостиница на 80 коек. Удаление от площадки – до 2 к[и]л[о]м[етров]; д) Питание на аэродроме и в ближайших населённых пунктах – [В] М[естечке] Паричи – столовая с пропускной способностью 100 чел[овек] в один час; е) Медобслуживание на аэродроме и в ближайших населённых пунктах. – [В] м[естечке] Паричи – больница на 30 – 40 коек; ж) Наличие бани в ближайших населённых пунктах. – [В] м[естечке] Паричи – баня, пропускная способность 50 человек в один час».

В 9-м разделе «Связь» запись сделана только по подпункту «в»: «Ближайшие к аэродрому средства связи: телефон, телеграф, радиостанция, радиомаяк, радиомаркер, почтово-телеграфная контора – удаление их от аэродрома, тип, мощность и характеристика. – [В] д[еревне] Козловка – телефон, [в] м[естечке] Паричи – почтово-телеграфное отделение и радиоузел».

В 10-м разделе «Подъездные пути» так же заполнен только один подпункт - «а»: «Характеристика путей сообщения от аэродрома до ближайшей жел[езно]-дор[ожной] станции, пристани и населённых пунктов, расстояние, покров дорог, характеристика мостов, проходимость их различными видами транспорта в различные периоды года. – Ближайшая ж[елезно-]д[орожная] станция – Шатилки. Путь сообщения – улучшенный большак. Проходимость автотранспортом – круглый год».

В 11-м разделе «Охрана и оборона аэродрома» вновь заполнен лишь один подпункт - «б»: «Характеристика окружающей аэродром местности. – С Севера: кустарник, с Востока: д[еревня] Козловка, с Юго-Запада: поля, с Запада: поля, с Юга: поля, населённые пункты, лес».

В 12-м разделе «Пригодность аэродрома для лётной работы по временам года и для каких типов самолётов» сделан вывод: «Круглый год за исключением весеннего периода для самолётов У-2 и после разработки площадки – для отдельных самолётов Р-5».

На вопрос раздела «XIII. Что требуется для дооборудования аэродрома» в документе даны три ответа: «1)  Сравнять борозды; 2) Выровнять площадку к Западной части. Засыпать местами ямы; 3) Произвести посев клевера, тимофеевки и других трав».

Заключительный, 14-й раздел «Дополнительные сведения» имеет рекомендацию: «Площадку легко расширить на Запад и Юг на 200 м[е]тр[ов]».

В бланк документа вклеены «Кроки посадочной площадки м[естечка] Паричи», которые «чертил нач[альник] штаба [войсковой] части [№] 1391 10 августа 1935 г[ода] инж[енер] Лохов» на «вырезке из карты масштаба 100 м[етров] в 1 с[анти]м[етре]». В подписи указано, что в то время «Размер площадки – 400 х 500 м[етров]». К сожалению, в бланк документа были вклеены не сами оригиналы крок, а лишь их сильно уменьшенная фотокопия столь низкого качества, что она не годится для копирования и дальнейшего воспроизведения.

Напомним, что данный документ в целом относится к 1937 году. Он, к счастью, сохранился за прошедшие три четверти века, чего не скажешь, к сожалению, о других документах, в которых должны были отразиться последующие серьёзные модернизация и расширение Паричского аэродрома. О том, что таковые действительно были проведены в четыре предвоенных года, свидетельствует один из фактов первого дня Великой Отечественной войны. Так Виктор Алёшин в своей Интернет-публикации «История 194 гв.втап (1 гв.апдд)» - http://retrovtap.ru/?page_id=662 – пишет о событиях 22 июня 1941 года следующее: «Понимая, что на аэродроме Осиповичи такие самолёты, как [тяжёлые бомбардировщики] ТБ-3, не могут оставаться незамеченными немцами, командир [1-го тяжелобомбардировочного авиационного] полка [полковник Иван Васильевич Филиппов] принимает единственно правильное решение: вывести полк из-под удара на запасные аэродромы: Паричи (Светлогорский район, Гомельской области) и Сенно (Витебской обл[асти]), а затем после очередного пролёта немецкого разведчика – на свой аэродром в Шайковку. Благодаря этому, полк сохранил и материальную часть, и личный состав».

Из этой, весьма небольшой цитаты с упоминанием Паричского аэродрома, можно сделать несколько интересных выводов. Во-первых, бывшая почтовая посадочная площадка Паричи к началу Великой Отечественной войны была серьёзно модернизирована и существенно расширена, причём настолько, что могла принимать такие крупные военные самолёты, как тяжёлые бомбардировщики «ТБ-3» (известные так же под обозначением «АНТ-6»). Ведь для того, чтобы только совершить посадку днём 22 июня 1941 года на Паричском аэродроме, тяжёлым машинам этого типа требовалось после соприкосновения с землёй «пробежать» не менее 300 метров, а чтобы затем взлететь отсюда – ещё не менее 170-ти.

Во-вторых, теперь становится ясна основная цель налёта немецкой авиации на Паричи и Козловку в ночь с 22 на 23 июня 1941 года, о котором в своей Интернет-публикации «Паричи: хроника первого месяца великой отечественной войны» - http://www.parichi.by/articles/2/14/ - мы писали следующее: «Согласно ряду публикаций, основанных на воспоминаниях местных жителей, в ночь с 22 на 23 июня посёлок Паричи и близлежащая деревня Козловка подверглись немецкой воздушной бомбардировке, «начались пожары, были человеческие жертвы». По воспоминаниям начальника пристани «Паричи» К.Г.Василевского, «в 10 часов вечера я отплывал пассажирским пароходом в Речицу. Через 10 – 15 минут [немцы] начали бомбить Паричи. Две бомбы упали в двадцати метрах от здания пристани. … В Паричах жертвы были, [взрывом авиабомбы] раскидало один дом полностью, и двоих детей [взрывной волной] выбросило за 10 метров на песок, и они остались живы. От Горок по лугу к Паричам с самолётов лили зажигательную жидкость, которая лентой загоралась до реки». Ни один из известных нам архивных документов не подтверждает данную информацию. Сам факт целенаправленного воздушного налёта в первые сутки войны на данный населённый пункт, не имеющий, как было показано выше, на тот момент важного для непосредственного ведения боевых действий значения, подлежит серьёзному сомнению. Очевидно, что речь идёт о воздушной атаке запасной цели одиночных самолётов Люфтваффе, возвращавшихся на свои аэродромы после невыполнения боевого задания по некой основной цели». Теперь становится понятно, что этой самой «некой основной целью» данного воздушного налёта были как раз тяжёлые (по современной классификации – стратегические) бомбардировщики «ТБ-3», приземлившиеся на Паричском аэродроме, зафиксированные здесь немецким воздушным фоторазведчиком и после этого своевременно улетевшие в Шайковку. Обнаружив Паричский аэродром пустым, немецкие лётчики подвергли описанному нами выше воздушному удару близлежащие деревню Козловка и посёлок Паричи.

В последующих событиях первых месяцев Великой Отечественной понёсшая тяжёлые потери советская авиация никак не использовала Паричский аэродром, зато известно, что им воспользовалась авиация противника. В только что процитированной выше нашей публикации, говоря о событиях 26 июля 1941 года, мы писали, в частности, следующее: «В этот же день в районе Паричей в результате «боевых повреждений в боевом вылете потерян» (то есть – сбит советскими войсками) самолёт-разведчик «Фокке-Вульф-189 Уху» (Focke-Wulf 189 Uhu; заводской № 0091), входивший в состав 1-й группы 10-го авиационного отряда ближней разведки сухопутных войск. Предположительно сама группа, приданная командованию 43-го армейского корпуса Вермахта, временно базировалась на бывшей взлётно-посадочной площадке почтовой авиации Паричи». В доступных нам документальных описаниях дальнейшего хода военных действий на территории БССР в 1941 – 1944 года Паричский аэродром более не упоминается.

После восстановления сети местных аэродромов по окончанию Великой Отечественной войны на общесоюзном уровне было принято решение о том, что каждый районный центр СССР, если это позволяют условия местности, должен иметь собственный аэродром местных воздушных линий. Так Паричский аэродром стал гражданской площадкой белорусского подразделения «Аэрофлота». В «Расписании движения самолётов по местным воздушным линиям Белорусского территориального управления ГВФ с 10 апреля 1960 г[ода] по 10 ноября 1960 г[ода]» мы находим маршрут «Гомель – Паричи – Октябрь – Гомель». «Движение пассажирское – ежедневное, кроме воскресенья», - написано в заголовке таблицы расписания, с пояснением, что рейсы на этой линии выполняются самолётами «Ан-2» (эксплуатировавшиеся здесь машины этого типа различались лишь количеством пассажирских мест в салоне – они вмещали 10 или 12 пассажиров). Рейс «Б-177» по трассе «Гомель – Паричи – Октябрь» начинался вылетом из областного центра ровно в 11 часов утра. Через полчаса полёта по 110-км маршруту, в 11.30 пассажирский «кукурузник» приземлялся на Паричском аэродроме и после 10-минутной стоянки брал курс на аэродром «Октябрь». Прибыв туда ровно в полдень, рейсовый «Ан-2» уже в 12.10 вылетал на Паричи, где, таким образом, оказывался второй раз за день, спустя ровно час после первого прилёта. Новая 10-минутная стоянка, и самолёт берёт курс на Гомель, куда прибывает в 13.10, завершив, таким образом, обратный рейс «Б-178», затратив на весь полёт всего 2 часа 10 минут. А вот как описывал это в тогдашней районной газете «Ленiнская Перамога» журналист В.Онищенко: «Авиалиния Паричи – Гомель. Тот, кто хоть раз  ездил  автобусом из Парич в Гомель, помнит сколько часов длилось путешествие. Недавно между Паричами и областным центром открылось воздушная авиалиния. Ежедневно в одиннадцать часов утра из Гомеля прибывает пассажирский самолёт, который отправляется обратно через 15 минут. Самолёт может взять на борт 10 пассажиров. Благодаря открытию авиалинии жители района могут попасть в Гомель за 37 минут». Пассажирский билет на полёт из Гомеля в Паричи стоил 3 рублин (в ценах 1961 года), перевозка груза на этом маршруте оплачивалась: почта и багаж – по 4, посылка – по 2, груз – по 3 рублин за каждый килограмм веса. Точно такие же тарифы были установлены и для 85-км местной авиалинии Мозырь – Паричи. На зимний лётный сезон 1960/1961 годов существовавшая ранее авиалиния «Гомель – Паричи – Октябрь – Паричи – Гомель» была изменена на «Гомель – Паричи – Октябрь – Шатилки – Гомель», а затем стала проводиться по трассе «Гомель – Шатилки – Октябрь – Шатилки – Гомель». Это было связано с утратой 9 июня 1960 года посёлком Паричи статуса районного центра Гомельской области БССР и перехода его к посёлку Шатилки, ставшему в следующем, 1961-м городом Светлогорском.

После этого Паричский аэродром эксплуатировался эпизодически и уже только сельскохозяйственной авиацией, то есть теми же самолётами семейства «Ан-2», но иного назначения, чем ранее пассажирские. Так, в 2011 году уроженка посёлка Паричи Светлана Ковальчук (Дударенко) в «Живом журнале» ( http://incopolis.livejournal.com/140125.html ) вспоминала, что «ещё 20 лет назад в г[ородском] п[осёлке] Паричи, Светлогорского р[айо]на было несколько кукурузников (правда, назначение [их] было больше не пассажирское, поля удобрениями посыпали), и мне довелось на них полетать». Впоследствии Паричская взлётно-посадочная площадка сельскохозяйственной авиации также прекратила своё существование, как и предшествовавший ей Паричский аэродром…

 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу