Опубликовано: 22 января, 2021 (изменено) 2000 – 2021 © К.Б.Стрельбицкий Действия Авиационной группы Военно-Морской Базы Ханко по острову Даго в октябре 1941 года Ни в первый день начавшихся 12 октября 1941 года боёв за второй по величине остров архипелага – Даго (ныне – Хийумаа), ни на следующий, 13-го числа авиация Ханко не поддерживала его защитников своими активными действиями. Лишь в 22.12 второго дня боёв командир 81-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрилии получил из Штаба Военно-морской базы Ханко приказание «перед рассветом вылететь в Кердля за 3[-]мя пассажирами с тем, чтобы вернуться обратно» (!?; так в оригинале документа). Лишь на третий день борьбы за Даго ханковские лётчики, наконец, оказали моонзундцам помощь, которую на Даго уже давно ждали. Так ещё в 01.15 14 октября Комендант Северного укреплённого сектора Береговой обороны Балтийского района Краснознамённого Балтийского флота полковник Александр Сильвестрович Константинов дал следующее указание командиру 2-й инженерной роты 33-го отдельного инженерного батальона старшему лейтенанту Дмитрию Васильевичу Перепелицыну: «[П]о получении сигнала о вылете наших самолётов на штурмовку противника обозначить свой передний край большими полотнищами». В 11.54 – 11.56 в воздух с аэродрома Ханко поднялись сразу 9 истребителей - 5 И-16 и 4 И-153 (правда, из машин последнего типа две вскоре вернулись из-за неисправностей, причём одному «сто пятьдесят третьему» перед аварийной посадкой пришлось для этого сбросить в море, за островом Юссаре весь свой бомбовый груз). К 13.10 все 7 оставшихся машин вернулись на Ханко, а в 14.07 оперативный дежурный по 13-му истребительному авиационному полку передал в Штаб базы боевое донесение их пилотов: «Над о[стровом] Даго вели бой с двумя бомбардировщиками пр[отивни]ка «Ю-88». Наши СИСИ [здесь и далее – скоростные истребители] штурмовали Юго-Восточное побережье Юго-Восточное побережье о[стро]ва Даго. На дорогах и в лесу живой силы, как нашей, так и пр[отивни]ка не обнаружено. Плав[учих] средств пр[отивника]ка [в море обнаружено] не было». «По горячим следам» было решено повторить этот налёт, и в 17.21 того же дня истребителям было отдано распоряжение «подготовить три звена для штурмовки противника на острове Даго». В 18.03 – 18.05 в воздух поднялось уже только 4 И-16 и 3 И-153, но через двадцать минут вновь один из «сто пятьдесят третьих» вернулся на аэродром из-за поломки мотора, а второй обеспечивал его посадку, и в итоге до Даго теперь долетело только 5 ханковских истребителей, вернувшихся на базу к 19.04. Уже в 19.15 в Штаб базы поступило новое донесение от лётчиков 13-го полка: «По разведке – живой силы нигде не обнаружено на о[строве] Даго. В районе Кейна и по направлению на с[еверо-]в[осток] - пожары. В районе Кейна наши СИ произвели штурмовые атаки - результаты не известны». В оперативной сводке Штаба ВВС КБФ на следующий день появились следующие строки: «Авиагруппа Ханко: За 14.10.41 -] 17. Налёт [-] 13 час[ов] 33 мин[уты]. Израсходовано 145 [20-мм снарядов к пушкам] ШВАК, 21 [82-мм реактивный снаряд] РС-82». Касаясь утреннего боя с «юнкерсами», следует упомянуть о том, что через 10 дней после него в подобной сводке появилась следующая запись: «14.10.41 г[ода] группой И-16 и И-153 в районе Кердля (о[стров] Даго) сбит один «Ю-88». Сбитие подтверждено». Кто с советской стороны подтвердил, что ханковские лётчики сбили «юнкерс» - точно неизвестно, но, очевидно, что это был кто-то из эвакуированных с Даго на Ханко старших командиров СУС БОБР. Сами немцы в это день действительно потеряли в районе Даго пикирующий бомбардировщик «Ю-88А-4» из состава 806-й береговой авиационной группы (KFl.Gr/806; заводской номер машины «886504») и, по их данным, он был потерян в результате вынужденной аварийной посадки в районе Кердля после повреждения огнём советского истребителя, никто из 4 членов экипажа ни в бою, ни при посадке не пострадал. В этот день указанный район Даго всё ещё прочно удерживался советскими войсками, и поэтому не совсем понятно, как экипажу сбитого «юнкерса» удалось не только уцелеть, но и впоследствии вернуться в свою часть. Однако можно предположить, что за его вынужденной посадкой на советской территории просто никто не наблюдал – во всяком случае ни одной записи об этом (или о чём-то подобном) в «Журнале боевых действий СУС БОБР» за указанное число не содержится, да и сам севший у них в тылу немецкий самолёт защитники Даго так и не обнаружили… 15 октября в 00.55 начальник Штаба базы приказал командиру 81-й эскадрилии «быть готовым к вылету на о[стров] Даго к 6 часам», но, очевидно, что это приказание в тот день выполнено не было. Затем дважды – в 03.55 и в 10.45 - начальнику штаба 13-го авиаполка отдавались приказания по действиям по Даго: сначала «приготовить максимально СИ.СИ для бомбового удара, аэродрома [так в тексте документа; следует читать - «по аэродрому»] и штурмовых действий по противнику на острове Даго», а затем, через 7 часов - «подготовить два звена самолётов для штурмовых действий противника на остр[ове] Даго». Дважды (в 10.56 и в 15.57) шесть оставшихся боеготовых самолётов полка – 4 И-16 и 2 И-153 – поднимались в воздух, но вскоре (в 11.20 и в 16.20 соответственно) возвращались на ханковский аэродром «не выполнив задания[,] т[ак] к[ак] на трассе [полёта господствует] низкая облачность и дымка ... в пути». В соответствующей сводке об этом появилась следующая запись: «Производили боевые вылеты на штурмовые действия по живой силе противника на о[строве] Даго, по метеорологическим условиям не выполнено. Произведено 12 с/в. [самолётовылетов] истребителей. Общий налёт [-] 04 час[а] 21 мин[ута]». 16 октября, так же в 00.55, как и в предыдущий день, начальник Штаба базы через своего оперативного дежурного приказал командиру 81-й эскадрилии «вылететь на МБР[-]2, на ост[ров] Даго. в 06 н [часов] 00 м[инут] 16-10-41 г[ода]. К указанному времени самолёт должен быть приготовлен». Однако в документах отсутствует какие-либо указания об исполнении и в этот день (как и в предыдущий) данного приказа. В тот же день, с 11.35 до 12.38 в активных боевых действиях по Даго участвовали те же 6 самолётов с Ханко – 4 И-16 и 2 И-153. Почти через час после возвращения последнего из них, в 13.35 оперативный дежурный по 13-му авиаполку передал в Штаб ВМБ Ханко боевое донесение «О результатах штурмовых действий - «СИ» по противнику на о.Даго»: «В 12 h [часов] 10 м[инут] СИ произвели штурмовые действия по дорогам от пункта Немба до пункта Темпа. Атакована группа солдат по дороге от Темпа в Кертеле. Город Кертель горит. По дороге от Немба на юг атаковали одну автомашину с солдатами[,] результат [атаки] не известен. В пункт[ах] Немба и Темпа наши СИ были обстреляны автоматич[еским] зен[итным] огнём. Сев[еро-]Вост[очнее] пункта Немба в море в 8 км [километрах] от берега один катер ставил дым[овую] завесу, катер не опознан. Сев[ернее] о[строва] Даго в 2[-]х милях от береговой черты [-] 2 торпедн[ых] катера и 2 моторн[ых] катера на полпути от Даго до Ханко Курс[ом] N [норд]. В воздухе были [обнаружены] 2 «Ю-88»[,] из них один [был нами] атакован, атакованный Ю-88 бомбы бросил в воду». Очевидно, что именно о последнем в этом донесении боевом эпизоде доложил в 14.00 Коменданту СУС командир одного из боевых отрядов командир 1-й инженерной роты 36-го отдельного инженерного батальона капитан Михаил Иванович Головань: над обороняемым им районом деревни Нымба «самолёты пр[отивни]ка [были] отогнаны нашими истребителями». В соответствующей сводке появилась следующая запись о действиях ханковских лётчиках над Даго: «Авиа[ционная] группа Ханко: В течение 16.10.41 г[ода] штурмовала войска на о[строве] Даго. Произведено 9 самолётовылетов истребителей. Общий налёт [-] 08 час[ов] 57 мин[ут]. Израсходовано 6 РС-82». В 9.00 следующего дня, 17 октября командир 13-го полка получил приказание «держать 2-СИ – в готовности к вылету», которое ровно через 6 часов изменилось на следующее: «приготовить и вылететь на остр[ов] Даго как можно большим количеством самолётов для оказания помощи Даго». В 15.34 в воздух поднялись сразу шесть И-16, из которых один, правда, вернулся уже через 8 минут. Через 24 минуты после возвращения в 16.16 остальных 5 истребителей, в Штаб базы из 13-го полка пошло следующее донесение: «В 15-55 в районе Кердля на высоте от 800 – 1000 м[етров] вели бой с [«]Хеншелем[-]126[»], который с резким разворотом пошёл к земле[;] предположительно сбит. От Аландских островов на разстоянии [расстоянии] 60 км [километров] от Даго идут четыре одномачтовых небольших судна курсом Ост. С гор[ода] Кердля по нашим самолётам вели огонь». В то же время командир оборонявшего Даго 1-го стрелкового батальона 156-го полка 16-й дивизии майор Александр Борисович Столяров в 15.50 доложил в Штаб СУС, что над его подразделением появились 5 ханковских И-16, а уже через 10 минут сообщил, что «нашими истребителями сбит самолёт противника». Упоминавшийся в этой связи в донесении ханковских истребителей самолёт типа «Хеншель Хс-126 Б-1» (Hs 126 В-1) состоял на вооружении только одного-единственного немецкого подразделения, участвовавшего в борьбе за Моонзундские острова осенью 1941 года – 4-й авиационной эскадрилии 21-го разведывательного авиационного отряда сухопутных войск (Aufklarungsstaffel des Heeres 4./21., 4.(H)/21.), находившейся в распоряжении командования 42-го армейского корпуса армейской группы «Норд» (Generalkommando XXXXII. Armeekorps des Armeegruppe «Nord»), однако, по немецким данным, в интересующее нас время эта эскадрилия потерь в небе Даго не имела. В этот день в «Журнале боевых действий Руководства морской войной» ВМФ Германии появилась следующая запись, напрямую относящаяся к действиям ханковских лётчиков над Даго: «У Тахкуны – деятельность русской авиации». В соответствующей же советской сводке мы читаем: «Авиа[ционная] группа Хакно – в течение 17.10.41 г[ода] самолёты[-]истребители отражали налёты воздушного противника на о[стров] Даго. Произведено 6 с/в. [самолётовылетов] истребителей. Общий налёт [-] 04-часа 30 мин[ут]. Израсходовано 4 РС-82». В два последующих дня боёв за этот остров – 18 и 19 октября – никаких действий ханковской авиации по Даго в документах отмечено не было. Лишь в 02.50 20-го числа командир 13-го полка получил следующее приказание: «С 08 h [часов] 00 м[инут] 20-10-41 г[ода] иметь в готовности 2 звена СИСИ для немедленного вылета, прикрыть Т-КА [,] МО и мотоботов [так в оригинале документа; следует читать «с задачей прикрыть торпедные катера, малые охотники за подводными лодками и мотоботы,»] идущих [идущие] с Даго». Самолёты были подняты в воздух, и в 10.30 с них поступило донесение о том, что в море в 50 километрах от Ханко «обнаружен 1 мотобот ... дано направление на Ханко». Благодаря этой «воздушной подсказке» мотобот № 42 с эвакуируемыми защитниками Даго (в том числе – с ранеными на борту) в 12.35 благополучно прибыл в портовую гавань Ханко. С 12.52 до 13.44 над морем летал МБР-2 81-й эскадрилии, лётчики которого по возвращении, в 14.05 докладывали в Штаб базы, что «пролетали до м[ая]ка Тахкуна, ничего больше не обнаружили[,] у Тахкуна наблюдали арт[иллерийские] вспышки...». Гидросамолёт этой же эскадрилии вылетал на разведку в море и на следующий день, 21 октября, по результатам которой в Штаб базы в 11.43 было сообщено, что «в море наших катеров и кораблей противника не обнаружено. У маяка Юссаре замечен один катер без людей». По этой авианаводке к вечеру буксир Охраны рейдов ВМБ Ханко «ОР-1» и катер-«малый охотник» «МО-311» сняли с разбившегося в шхерах, на камнях у острова Кнюлльдорна мотобота № 52 его членов экипажа и эвакуированных защитников Даго – всего 65 человек, 15 из которых были ранены (в том числе трое – тяжело). В последующие два дня – 21 – 22 октября – авиация Ханко никаких действий по Даго вновь не вела. Последние её вылеты, связанные с Моонзундом, состоялись уже после полного падения всех островов архипелага – советское организованное сопротивление на Даго прекратилось ещё утром 21-го числа. Так в 10.30 23 октября 13-й авиаполк получил приказание «выслать 1-самолёт по направлению к Даго с целью поиска катера», но «из-за плохого состояния аэродрома вылет отставлен». Поэтому в 11.16 начальник штаба Базы приказал командиру уже 81-й эскадрилии «выслать самолёт МБР-2 в разведку [на] морское направление по маршруту: 15 миль от Руссарэ в направлении о[стро]ва Даго, дальше сменить курс на W [вест] до траверза м[ая]ка Бенгтшер и возвратиться в базу. Цель полёта [-] поиск катера[,] вышедшего 22.10.41 на Даго. Вылет по готовности». Речь шла о катере типа «КМ» «ОР-6» (ошибочно - «ОР-7»; из состава плавучих средств Охраны рейда Ханко), высланном вечером предыдущего дня полковником А.С.Константиновым на Даго «с целью разведки и возможной съёмки людей». Однако «эмбээр» не обнаружил в море невернувшуюся в базу «каэмку», после чего она стала числиться пропавшей без вести со всеми находящимися на борту – экипажем и несколькими бывшими защитниками Даго во главе с лейтенантом Виталием Матвеевичем Огарковым (только по возвращении его из плена после войны выяснилось, что на подходах к цели «ОР-6» потерял гребной винт и в столь безнадёжном состоянии был затоплен у Даго своим экипажем, взятым немцами в плен). На этом закончилось участие авиации Военно-морской базы Ханко в обороне Моонзунда осенью 1941 года. Изменено 22 января, 2021 пользователем Бортстрелок 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах