Бортстрелок

Действия авиагруппы ВМБ Ханко по острову Даго в октябре 1941 года

1 сообщение в этой теме

2000 – 2021 © К.Б.Стрельбицкий

 

Действия Авиационной группы Военно-Морской Базы Ханко по острову Даго в октябре 1941 года

 

Ни в первый день начавшихся 12 октября 1941 года боёв за второй по величине остров архипелага – Даго (ныне – Хийумаа), ни на следующий, 13-го числа авиация Ханко не поддерживала его защитников своими активными действиями. Лишь в 22.12 второго дня боёв командир 81-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрилии получил из Штаба Военно-морской базы Ханко приказание «перед рассветом вылететь в Кердля за 3[-]мя пассажирами с тем, чтобы вернуться обратно» (!?; так в оригинале документа).

Лишь на третий день борьбы за Даго ханковские лётчики, наконец, оказали моонзундцам помощь, которую на Даго уже давно ждали. Так ещё в 01.15 14 октября Комендант Северного укреплённого сектора Береговой обороны Балтийского района Краснознамённого Балтийского флота полковник Александр Сильвестрович Константинов дал следующее указание командиру 2-й инженерной роты 33-го отдельного инженерного батальона старшему лейтенанту Дмитрию Васильевичу Перепелицыну: «[П]о получении сигнала о вылете наших самолётов на штурмовку противника обозначить свой передний край большими полотнищами». В 11.54 – 11.56 в воздух с аэродрома Ханко поднялись сразу 9 истребителей - 5 И-16 и 4 И-153 (правда, из машин последнего типа две вскоре вернулись из-за неисправностей, причём одному «сто пятьдесят третьему»  перед аварийной посадкой пришлось для этого сбросить в море, за островом Юссаре весь свой бомбовый груз). К 13.10 все 7 оставшихся машин вернулись на Ханко, а в 14.07 оперативный дежурный по 13-му истребительному авиационному полку передал в Штаб базы боевое донесение их пилотов: «Над о[стровом] Даго вели бой с двумя бомбардировщиками пр[отивни]ка «Ю-88». Наши СИСИ [здесь и далее – скоростные истребители] штурмовали Юго-Восточное побережье Юго-Восточное побережье о[стро]ва Даго. На дорогах и в лесу живой силы, как нашей, так и пр[отивни]ка не обнаружено. Плав[учих] средств пр[отивника]ка [в море обнаружено] не было». «По горячим следам» было решено повторить этот налёт, и в 17.21 того же дня истребителям было отдано распоряжение «подготовить три звена для штурмовки противника на острове Даго». В 18.03 – 18.05 в воздух поднялось уже только 4 И-16 и 3 И-153, но через двадцать минут вновь один из «сто пятьдесят третьих» вернулся на аэродром из-за поломки мотора, а второй обеспечивал его посадку, и в итоге до Даго теперь долетело только 5 ханковских истребителей, вернувшихся на базу к 19.04. Уже в 19.15 в Штаб базы поступило новое донесение от лётчиков 13-го полка: «По разведке – живой силы нигде не обнаружено на о[строве] Даго. В районе Кейна и по направлению на с[еверо-]в[осток] - пожары. В районе Кейна наши СИ произвели штурмовые атаки - результаты не известны». В оперативной сводке Штаба ВВС КБФ на следующий день появились следующие строки: «Авиагруппа Ханко: За 14.10.41 -] 17. Налёт [-] 13 час[ов] 33 мин[уты]. Израсходовано 145 [20-мм снарядов к пушкам] ШВАК, 21 [82-мм реактивный снаряд] РС-82». Касаясь утреннего боя с «юнкерсами», следует упомянуть о том, что через 10 дней после него в подобной сводке появилась следующая запись: «14.10.41 г[ода] группой И-16 и И-153 в районе Кердля (о[стров] Даго) сбит один «Ю-88». Сбитие подтверждено». Кто с советской стороны подтвердил, что ханковские лётчики сбили «юнкерс» - точно неизвестно, но, очевидно, что это был кто-то из эвакуированных с Даго на Ханко старших командиров СУС БОБР. Сами немцы в это день действительно потеряли в районе Даго пикирующий бомбардировщик «Ю-88А-4» из состава 806-й береговой авиационной группы (KFl.Gr/806; заводской номер машины «886504») и, по их данным, он был потерян в результате вынужденной аварийной посадки в районе Кердля после повреждения огнём советского истребителя, никто из 4 членов экипажа ни в бою, ни при посадке не пострадал. В этот день указанный район Даго всё ещё прочно удерживался советскими войсками, и поэтому не совсем понятно, как экипажу сбитого «юнкерса» удалось не только уцелеть, но и впоследствии вернуться в свою часть. Однако можно предположить, что за его вынужденной посадкой на советской территории просто никто не наблюдал – во всяком случае ни одной записи об этом (или о чём-то подобном) в «Журнале боевых действий СУС БОБР» за указанное число не содержится, да и сам севший у них в тылу немецкий самолёт защитники Даго так и не обнаружили…

15 октября в 00.55 начальник Штаба базы приказал командиру 81-й эскадрилии «быть готовым к вылету на о[стров] Даго к 6 часам», но, очевидно, что это приказание в тот день выполнено не было. Затем дважды – в 03.55 и в 10.45 - начальнику штаба 13-го авиаполка отдавались приказания по действиям по Даго: сначала «приготовить максимально СИ.СИ для бомбового удара, аэродрома [так в тексте документа; следует читать - «по аэродрому»] и штурмовых действий по противнику на острове Даго», а затем, через 7 часов - «подготовить два звена самолётов для штурмовых действий противника на остр[ове] Даго». Дважды (в 10.56 и в 15.57) шесть оставшихся боеготовых самолётов полка – 4 И-16 и 2 И-153 – поднимались в воздух, но вскоре (в 11.20 и в 16.20 соответственно) возвращались на ханковский аэродром «не выполнив задания[,] т[ак] к[ак] на трассе [полёта господствует] низкая облачность и дымка ... в пути». В соответствующей сводке об этом появилась следующая запись: «Производили боевые вылеты на штурмовые действия по живой силе противника на о[строве] Даго, по метеорологическим условиям не выполнено. Произведено 12 с/в. [самолётовылетов] истребителей. Общий налёт [-] 04 час[а] 21 мин[ута]».

16 октября, так же в 00.55, как и в предыдущий день, начальник Штаба базы через своего оперативного дежурного приказал командиру 81-й эскадрилии  «вылететь на МБР[-]2, на ост[ров] Даго. в 06 н [часов] 00 м[инут] 16-10-41 г[ода]. К указанному времени самолёт должен быть приготовлен». Однако в документах отсутствует какие-либо указания об исполнении и в этот день (как и в предыдущий) данного приказа. В тот же день, с 11.35 до 12.38 в активных боевых действиях по Даго участвовали те же 6 самолётов с Ханко – 4 И-16 и 2 И-153. Почти через час после возвращения последнего из них, в 13.35 оперативный дежурный по 13-му авиаполку передал в Штаб ВМБ Ханко боевое донесение «О результатах штурмовых действий - «СИ» по противнику на о.Даго»: «В 12 h [часов] 10 м[инут] СИ произвели штурмовые действия по дорогам от пункта Немба до пункта Темпа. Атакована группа солдат по дороге от Темпа в Кертеле. Город Кертель горит. По дороге от Немба на юг атаковали одну автомашину с солдатами[,] результат [атаки] не известен. В пункт[ах] Немба и Темпа наши СИ были обстреляны автоматич[еским] зен[итным] огнём. Сев[еро-]Вост[очнее] пункта Немба в море в 8 км [километрах] от берега один катер ставил дым[овую] завесу, катер не опознан. Сев[ернее] о[строва] Даго в 2[-]х милях от береговой черты [-] 2 торпедн[ых] катера и 2 моторн[ых] катера на полпути от Даго до Ханко Курс[ом] N [норд]. В воздухе были [обнаружены] 2 «Ю-88»[,] из них один [был нами] атакован, атакованный Ю-88 бомбы бросил в воду». Очевидно, что именно о последнем в этом донесении боевом эпизоде доложил в 14.00 Коменданту СУС командир одного из боевых отрядов командир 1-й инженерной роты 36-го отдельного инженерного батальона капитан Михаил Иванович Головань: над обороняемым им районом деревни Нымба «самолёты пр[отивни]ка [были] отогнаны нашими истребителями». В соответствующей сводке появилась следующая запись о действиях ханковских лётчиках над Даго: «Авиа[ционная] группа Ханко: В течение 16.10.41 г[ода] штурмовала войска на о[строве] Даго. Произведено 9 самолётовылетов истребителей. Общий налёт [-] 08 час[ов] 57 мин[ут]. Израсходовано 6 РС-82».

В 9.00 следующего дня, 17 октября командир 13-го полка получил приказание «держать 2-СИ – в готовности к вылету», которое ровно через 6 часов изменилось на следующее: «приготовить и вылететь на остр[ов] Даго как можно большим количеством самолётов для оказания помощи Даго». В 15.34 в воздух поднялись сразу шесть И-16, из которых один, правда, вернулся уже через 8 минут. Через 24 минуты после возвращения в 16.16 остальных 5 истребителей, в Штаб базы из 13-го полка пошло следующее донесение: «В 15-55 в районе Кердля на высоте от 800 – 1000 м[етров] вели бой с [«]Хеншелем[-]126[»], который с резким разворотом пошёл к земле[;] предположительно сбит. От Аландских островов на разстоянии [расстоянии] 60 км [километров] от Даго идут четыре одномачтовых небольших судна курсом Ост. С гор[ода] Кердля по нашим самолётам вели огонь». В то же время командир оборонявшего Даго 1-го стрелкового батальона 156-го полка 16-й дивизии майор Александр Борисович Столяров в 15.50 доложил в Штаб СУС, что над его подразделением появились 5 ханковских И-16, а уже через 10 минут сообщил, что «нашими истребителями сбит самолёт противника». Упоминавшийся в этой связи в донесении ханковских истребителей самолёт типа «Хеншель Хс-126 Б-1» (Hs 126 В-1) состоял на вооружении только одного-единственного немецкого подразделения, участвовавшего в борьбе за Моонзундские острова осенью 1941 года – 4-й авиационной эскадрилии 21-го разведывательного авиационного отряда сухопутных войск (Aufklarungsstaffel des Heeres 4./21., 4.(H)/21.), находившейся в распоряжении командования 42-го армейского корпуса армейской группы «Норд» (Generalkommando XXXXII. Armeekorps des Armeegruppe «Nord»), однако, по немецким данным, в интересующее нас время эта эскадрилия потерь в небе Даго не имела. В этот день в «Журнале боевых действий Руководства морской войной» ВМФ Германии появилась следующая запись, напрямую относящаяся к действиям ханковских лётчиков над Даго: «У Тахкуны – деятельность русской авиации». В соответствующей же советской сводке мы читаем: «Авиа[ционная] группа Хакно – в течение 17.10.41 г[ода] самолёты[-]истребители отражали налёты воздушного противника на о[стров] Даго. Произведено 6 с/в. [самолётовылетов] истребителей. Общий налёт [-] 04-часа 30 мин[ут]. Израсходовано 4 РС-82».

В два последующих дня боёв за этот остров – 18 и 19 октября – никаких действий ханковской авиации по Даго в документах отмечено не было. Лишь в 02.50 20-го числа командир 13-го полка получил следующее приказание: «С 08 h [часов] 00 м[инут] 20-10-41 г[ода] иметь в готовности 2 звена СИСИ для немедленного вылета, прикрыть Т-КА [,] МО и мотоботов [так в оригинале документа; следует читать «с задачей прикрыть торпедные катера, малые охотники за подводными лодками и мотоботы,»] идущих [идущие] с Даго». Самолёты были подняты в воздух, и в 10.30 с них поступило донесение о том, что в море в 50 километрах от Ханко «обнаружен 1 мотобот ... дано направление на Ханко». Благодаря этой «воздушной подсказке» мотобот № 42 с эвакуируемыми защитниками Даго (в том числе – с ранеными на борту) в 12.35 благополучно прибыл в портовую гавань Ханко. С 12.52 до 13.44 над морем летал МБР-2 81-й эскадрилии, лётчики которого по возвращении, в 14.05 докладывали в Штаб базы, что «пролетали до м[ая]ка Тахкуна, ничего больше не обнаружили[,] у Тахкуна наблюдали арт[иллерийские] вспышки...».

Гидросамолёт этой же эскадрилии вылетал на разведку в море и на следующий день, 21 октября, по результатам которой в Штаб базы в 11.43 было сообщено, что «в море наших катеров и кораблей противника не обнаружено. У маяка Юссаре замечен один катер без людей». По этой авианаводке к вечеру буксир Охраны рейдов ВМБ Ханко «ОР-1» и катер-«малый охотник» «МО-311» сняли с разбившегося в шхерах, на камнях у острова Кнюлльдорна мотобота № 52 его членов экипажа и эвакуированных защитников Даго – всего 65 человек, 15 из которых были ранены (в том числе трое – тяжело).

В последующие два дня – 21 – 22 октября – авиация Ханко никаких действий по Даго вновь не вела. Последние её вылеты, связанные с Моонзундом, состоялись уже после полного падения всех островов архипелага – советское организованное сопротивление на Даго прекратилось ещё утром 21-го числа. Так в 10.30 23 октября 13-й авиаполк получил приказание «выслать 1-самолёт по направлению к Даго с целью поиска катера», но «из-за плохого состояния аэродрома вылет отставлен». Поэтому в 11.16 начальник штаба Базы приказал командиру уже 81-й эскадрилии «выслать самолёт МБР-2 в разведку [на] морское направление по маршруту: 15 миль от Руссарэ в направлении о[стро]ва Даго, дальше сменить курс на W [вест] до траверза м[ая]ка Бенгтшер и возвратиться в базу. Цель полёта [-] поиск катера[,] вышедшего 22.10.41 на Даго. Вылет по готовности». Речь шла о катере типа «КМ» «ОР-6» (ошибочно - «ОР-7»; из состава плавучих средств Охраны рейда Ханко), высланном вечером предыдущего дня полковником А.С.Константиновым на Даго «с целью разведки и возможной съёмки людей». Однако «эмбээр» не обнаружил в море невернувшуюся в базу «каэмку», после чего она стала числиться пропавшей без вести со всеми находящимися на борту – экипажем и несколькими бывшими защитниками Даго во главе с лейтенантом Виталием Матвеевичем Огарковым (только по возвращении его из плена после войны выяснилось, что на подходах к цели «ОР-6» потерял гребной винт и в столь безнадёжном состоянии был затоплен у Даго своим экипажем, взятым немцами в плен). На этом закончилось участие авиации Военно-морской базы Ханко в обороне Моонзунда осенью 1941 года.

Изменено пользователем Бортстрелок
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу