Бортстрелок

Морская авиация в Белоруссии: страницы истории

3 сообщения в этой теме

2010 – 2021 © К.Б.Стрельбицкий

 

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ В БЕЛОРУССИИ

(Фрагменты истории 1919 – 1991 годов)

 

Вместо вступления

…Работая над документами и материалами по истории участия советской авиации в событиях сентября 1939 года на территории Западной Белоруссии, мы обратили внимание на интересный факт. В своих воспоминаниях о тех днях поляк Вацлав Чишек писал о советских гидросамолётах, посадку которых он наблюдал 27 сентября на озере Свитязь под Шацком (ныне – территория пограничной с Белоруссией Волынской области Украины). Такую «экзотику» на Шацких озёрах выдумать «на ровном месте» было просто невозможно, поэтому эти воспоминания сопровождались авторитетным комментарием известного польского историка Юзефа-Веслава Дысканта, что это было «поддерживающее действия советской Днепровской военной флотилии соединение гидросамолётов, ведущее боевые действия до конца сентября, преследуя отходящие на запад польские войска Отдельной оперативной группы «Полесье» и Группы Корпуса Пограничной Охраны». Однако из советских архивных документов нам хорошо было известно, что авиация Днепровской флотилии (о ней будет подробно рассказано ниже) в то время имела на вооружении только колёсные самолёты, и поэтому возник вопрос: чьи же именно это были гидросамолёты в глубинном Полесье? Ответ, точнее «подсказку» нам удалось найти так же в архиве, причём в документах не флотских, а … армейских, а именно – Белорусского особого военного округа. Хотя корпус этих документов предвоенного периода по понятным причинам сохранился в весьма и весьма неполном виде, но среди отложившихся в архиве нам удалось отыскать запрос «из центра» в Минск в адрес командующего авиацией округа, в котором тому предлагалось отчитаться о наличии в ВВС округа на 1 января 1940 года … летающих лодок-морских ближних разведчиков МБР-2! Шла затяжная «Зимняя война» с Финляндией, и Действующие Армия и Флот сильно нуждались не только в людских, но и материальных пополнениях из внутренних военных округов. Тогда-то, очевидно, в Москве и вспомнили о существовании в Белоруссии некого небольшого подразделения – звена или группы из нескольких машин – гидросамолётов, предназначенных для использования на реках и озёрах Полесья и участвовавших в событиях сентября 1939-го. В неожиданно тяжёлой войне с «белофиннами» эти машины нужнее были на море, для которого они собственно и создавались, и в том же году «белорусские гидросамолёты» были переданы ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Так как на 22 июня 1941 года ни одного гидросамолёта МБР-2 в составе ВВС Западного особого военного округа уже не было, то, очевидно, что именно таков был финал советской «армейской гидроавиции» в Белоруссии…

…История же «настоящей» морской авиации на территории современной Республики Беларусь гораздо более обширна и весьма интересна, однако почему-то до сих пор не нашла своего исследователя. Многолетняя научно-исследовательская работа с документами военных архивов (РГАВМФ в Санкт-Петербурге, бывший АО ЦВМА в Москве, ЦАМО в Подольске) позволяет нам первыми выступить с публикацией по данной проблеме.

Под понятием «морская авиация» мы понимаем любое подразделение Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота, имевшее на вооружении как специфические морские летательные аппараты (поплавковые гидросамолёты, летающие лодки, самолёты-амфибии), так и обычные самолёты с колёсным шасси. Исключением, которое будет отдельно рассматриваться в нашей работе, являются подразделения морской авиации ВМФ Польши, базировавшиеся в 1928 – 1939 годах на территории тогдашней Западной Белоруссии. Военно-воздушные силы Германии, базировавшиеся на временно оккупированной территории БССР в 1941 – 1944 годах, каких-либо морских самолётов здесь не имели.

Изложение материала будет вестись в соответствии с исторической хронологией по следующему плану:

1. Морская авиация первой Днепровской военной флотилии (1919 – 1920 годы)

2. Морская авиация второй Днепровской военной флотилии (1932 – 1940 годы)

3. Морская авиация Пинской военной флотилии (1940 – 1941 годы)

4. Морская авиация третьей Днепровской военной флотилии (1944 – 1947 годы)

5. Морская авиация Краснознамённого Балтийского флота в послевоенной Белоруссии

6. Польская морская авиация в Западной Белоруссии (1928 – 1938 годы)

Приложение 1. Типы самолётов морской авиации, базировавшиеся на территории Белоруссии в ХХ веке.

Приложение 2. Аэродромы и прочие пункты базирования морской авиации на территории Белоруссии в ХХ веке.

 

Вниманию читателей: так как данный материал находится в целом «в работе», то первоначально вашему вниманию будут представлены уже полностью готовые к публикации разделы «1» и «4», обозначенные выше.

С уважением – К.Б.Стрельбицкий

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ ПЕРВОЙ ДНЕПРОВСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ (1919 – 1920 годы)

 

Первым подразделением морской авиации на территории современной Республики Беларусь стал Гидроавиационный отряд Днепровской военной флотилии (ДВФ) первого формирования (существовала в 1919 – 1922 годах). В документах он так же кратко именуется Днепровским гидроотрядом, поэтому в нашем дальнейшем тексте для него будет использована аббревиатура ДГО.

Формирование ДГО ДВФ официально началось в Киеве 9 июля 1919 года, после чего из тогдашних центров морской авиации на Чёрном море – из Севастополя и из Одессы – было затребовано «несколько аппаратов и сотрудников морской авиации». Из 2-го Черноморского гидрооотряда ДГО получил 2 русские летающие лодки (М-9 и М-15), один бывший трофей Первой Мировой – германский поплавковый гидросамолёт «Румплер» («нуждается в новой обшивке крыльев») и один ещё один «пленный аппарат» – разведчик «Альбатрос» под номером «227» на колёсном шасси, который планировалось переделать в гидросамолёт с заказом поплавков для него на месте, в Киеве.

Первым начальником ДГО стал бывший лейтенант Российского Императорского флота морской лётчик Викторин Романович Качинский, 18 августа временно заменённый на А.Е.Жукова, но с 15 сентября вновь возглавивший отряд. Впрочем, на этот раз Качинский уже не стал дожидаться своего нового разжалования в рядовые лётчики и вскоре перешёл на сторону белых.

В том же июле 1919 года в полевом управлении 12-й армии Юго-Западного фронта, в подчинении которого в это время находилась ДВФ, почему-то решили, что ДГО ей не нужен. В результате начальник Авиационного отдела Штаба 12-й армии бывший морской лётчик В.А.Корольков распорядился отослать всю авиационную материальную часть в Москву, что начало исполняться. К тому времени, когда это решение было отменено, в составе ДГО в Киеве остался всего лишь один аппарат – летающая лодка М-15.

Пилотируемая лётчиком Салобуто, эта машина в течение августа 1919 года пять раз (17-го, 22-го, 25-го, 27-го и 30-го числа) совершала вылеты на воздушную разведку и для распространения агитационных материалов среди войск белых, наступающих на Киев. Полёты производились по линии реки Днепр к населённым пунктам Лыховская, Лесники, Вишеньки, Гнедич, Мало-Александровка, Борисполь, Иваньково, Козелец, а затем по Десне к Чернигову и в устье Припяти. После возвращения из последнего полёта машина была взята на буксир для вывода из Киева вверх по Днепру в ходе эвакуации города красными, но в процессе буксировки затонула…

В результате первое подразделение морской авиации на территории Белоруссии прибыло в начале сентября 1919 года в назначенное ему место эвакуации – город Гомель – без единого самолёта. «Безлошадными» первые «белорусские» морские лётчики оставались почти два месяца. Вначале, 21 октября из Петрограда в Гомель прибыло существенное пополнение из гидроавиации Балтийского флота – 54 лётчика и авиамеханика. «Краса и гордость революции – матросы-балтийцы» первым делом, 26-го числа создали в ДГО «комячейку» из 5 человек, которая за последующий месяц, в так называемую «партийную неделю» выросла сразу на 17 членов и провела 3 собрания, а политорганы ДВФ открыли на ДГО «школу первой ступени». В день прибытия балтийцев новым начальником ДГО стал «красвоенморлёт» (красный военный морской лётчик) Г.М.Жилинский (5 декабря его сменил В.Н.Филиппов). В свою очередь, «не оправдавшего доверия» и упустившего «беляка» Качинского прежнего политкомиссара ДГО Г.Ф.Румянцева заменил на этой должности другой «красвоенмор» (красный военный моряк) - К.Д.Дюков. Вместе с Филипповым и комендантом отряда А.Недорубом они возглавляли ДГО всё его время пребывания в Белоруссии.

Тем временем в Гомель стала поступать авиационная материальная часть, и к 11 ноября вновь переформированный ДГО ДВФ имел на своём вооружении уже 6 аппаратов, в том числе – 3 гидросамолёта и 3 колёсных истребителя. Первые были представлены тремя «девятками» - гидросамолётами М-9 (известен заводской номер одного из них – «1547», носившего в ДГО бортовую «единицу»), вторые – двумя тренировочными «Ньюпорами-XXI» (они же «Бебе-21») и одним разведчиком «Фарман-30» (АФ-30 с заводским номером «2094» или «2034»). По недостоверным данным, те же 6 машин ДГО идентифицируются почему-то уже как 8 – «2 Ньюпора, 2 Фармана и 4 лодки М-9».

Эта численность – 6 машин – оставалась неизменной для первого на территории Белоруссии подразделения морской авиации всё время пребывания ДГО здесь, несмотря на две потери. Сначала, 3 января 1920 года разбилась отрядная «единичка»: при первой проверке машины в воздухе, пилотировавший эту М-9 красвоенморлёт Р.Узен не справился с аппаратом, и при взлёте тот свалился на правое крыло и разбился у Ново-Белицы, причём сам пилот получил травму – «ушиб левого лёгкого». 20 апреля другая «девятка», пилотируемая командиром отряда красвоенморлётом В.Н.Филипповым при спуске потерпела аварию по неуказанным «техническим причинам» и была разбита, но её пилот на этот раз обошёлся без травм. Если первую машину удалось восстановить своими силами уже к 15 января, то вторая была разбита полностью, но вместо неё ДГО оперативно получил «из центра» другую М-9. Во всяком случае, когда 6 мая 1920 года ДГО ДВФ убыл из белорусского Гомеля в черноморский Николаев, то в состав гидроавиации Черноморского флота он вошёл в своём полном составе – 6 машин.

Так, спустя всего 8 месяцев после своего начала в первый раз прервалась история морской авиации на территории Республики Беларусь. Гидроавиационный отряд Днепровской военной флотилии базировался в деревне Монастырка с сентября 1919 года по май 1920-го. Краткость изложения данного раздела объясняется не только отсутствием в военных архивах всего корпуса документов по данной теме, но и полным отсутствием каких-либо активных действий со стороны ДГО в указанный период: Днепровский гидроотряд лишь базировался под Гомелем, но в боевых действиях Гражданской войны в этот период не участвовал никак.

Говоря о первом периоде истории морской авиации в Белоруссии, нельзя не упомянуть в заключении и такую «экзотику в экзотике», как «авиационное судно» на реке Сож! Речь идёт о 55-метровом речном колёсном пассажирском пароходе «Чехов», мобилизованном 28 сентября в состав ДВФ со специальным предназначением в качестве штабного кораблин и плавучей авиабазы ДГО. Прибывшие с Балтики «красвоеноморы» сразу же переименовали его в «Орлицу» – в честь своей плавучей авиабазы, базирующиеся на которую русские летающие лодки активно действовали там в 1916 – 1917 годах. На сожскую же «Орлицу» базировался только личный состав гидроотряда, но не его аппараты, да и сам ДГО в боевых действиях в период дислокации под Гомелем, как было сказано выше, никакого реального участия не принимал. Тем не менее, речной пароход «Чехов»/«Орлица» останется в военно-морской истории как единственный своего рода «белорусский авианосец»!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ ТРЕТЬЕЙ ДНЕПРОВСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ (1944 – 1947 годы)

 

Изложение истории очередного возвращения советской морской авиации в Белоруссию следует начинать с 22 января 1944 года. В этот день Народный Комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов подписал секретный приказ за № 047 – о сформировании в составе Днепровской военной флотилии 8-го отдельного авиационного отряда связи (далее в тексте - 8 ОАОС). Вновь образованному отдельному авиационному подразделению был присвоен условный номер «Полевая почта – войсковая часть № 45679», а местом его формирования назначен областной центр УССР – город Чернигов (откуда ещё в 1943 году начался боевой путь новой, уже третьей по счёту советской Днепровской военной флотилии) с последующим перебазированием в Киев.

На 8 ОАОС был открыт штат № 030/432, согласно которому в отряде должно было служить 56 военнослужащих (16 – командного состава, 21 – младшего командного состава и 19 – рядового), а так же 5 лиц вольнонаёмного состава – гражданских служащих ВМФ. Согласно тому же штату, авиационную материальную часть 8 ОАОС должны были составлять 6 самолетов – 3 Р-5 и 3 У-2. Подобный состав может вызвать некоторое удивление: если У-2 в это время продолжал производиться отечественной авиапромышленностью в массовом порядке, и 8 ОАОС мог рассчитывать на получение машин этого типа даже прямо с завода, то выпускавшийся с 1928 года Р-5 окончательно устарел ещё к началу войны и постепенно списывался из всех авиационных частей, а к концу того же 1944-го был окончательно снят с вооружения. Так что наличие Р-5 в предназначенном для действий на «сухопутье» авиационном подразделении Действующего Флота было явным анахронизмом, хотя, впрочем, реально никакие Р-5 на вооружении 8 ОАОС никогда и не состояли.

Через две недели, 3 февраля был назначен первый командир 8 ОАОС – капитан Константин Алексеевич Белов (состоял в этой должности до 12 апреля 1945 года). Спустя ещё пару недель, 18-го числа командующий ВВС Киевского военного округа приказал отвести для базирования 8 ОАОС аэродром в селе Святошино под Киевом, на порт который стала базироваться ДВФ. Передислоцировавшийся сюда из Чернигова 8 ОАОС был спустя ещё неделю, 25 февраля официально включён в списки Действующего Флота.

На самой флотилии официальной датой «начала формирования» 8 ОАОС считался день 17 февраля 1944 года, когда Командующий ДВФ контр-адмирал Виссарион Виссарионович Григорьев подписал секретный приказ за № 088 о его сформировании в составе флотилии, а Начальник Штаба ДВФ капитан 1-го ранга Константин Михайлович Балакирев тут же «продублировал» это распоряжение своей секретной директивой за № 3/027. 7 марта адмирал Григорьев своим совершенно секретным приказом за № 0069 объявил 8 ОАОС вошедшим в состав флотилии с дислокацией в городе Киеве. Перед 8 ОАОС была поставлена главная задача – «обеспечить боевое управление командования» флотилией.

Тем временем, в состав самого 8 ОАОС стала поступать материальная часть: так, например, 29 апреля на Киевский аэродром из Куйбышева (ныне – Самара) прибыли сразу 3 самолёта У-2, а по состоянию на 1 июня их здесь было уже 6 единиц. Последний факт «полного штата» 8 ОАОС документально свидетельствует об окончательном отказе командования советской морской авиации от желания (и, очевидно, от возможности) снабдить ДВФ устаревшими самолётами Р-5. Организационно 8 ОАОС состоял из двух авиационных звеньев по 3 машины У-2 в каждом, его машины носили бортовые номера от «1» до «6».

3 мая 1944 года было принято решение о регулярных полётах на освобождённую территорию Белоруссии: «В Мозырь будет ходить самолёт по чётным числам, вылет из Киева – в 06.00». Уже на следующее утро, в 09.30 оперативным дежурным ДВФ было получено оттуда следующее сообщение: «Самолёт У-2 прилетел из Киева и произвёл посадку». По состоянию на утро 23 мая в Белоруссию из Киева вылетели уже 2 самолёта 8 ОАОС – один в Мозырь, другой – в Речицу. А ещё 16 мая самолёт У-2 из состава 8 ОАОС ДВФ совершил первый боевой полёт над территорией Белоруссии – он успешно провёл воздушную разведку переднего края сухопутной немецкой обороны на участке Скрыгалов – Багримовичи (ныне – соответственно Мозырского и Петриковского районов Гомельской области Республики Беларусь). 

Конкретной же датой организованного возвращения советской морской авиации на территорию Белоруссии следует считать 3-ю годовщину начала Великой Отечественной войны – 22 июня 1944 года. В этот день тот же начальник Штаба ДВФ издал циркуляр о частичном перебазировании 8 ОАОС, из 6 самолетов У-2 которого в Киеве оставались лишь два, а остальные 4 должны были перелететь в белорусскую Речицу.

Здесь к этому времени дислоцировался Флагманский командный пункт ДВФ, которая должна была принять участие в боевых действиях на реке Березина в предстоящей стратегической наступательной операции «Багратион» по полному освобождению Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков.

То, что в дальнейшем 8 ОАОС занимался «рутинной лётной работой», подтверждает факт практически полного отсутствия упоминаний о нём в многочисленных печатных изданиях по истории третьей советской Днепровской военной флотилии. Внимательный читатель до сего дня мог обнаружить в «открытой» литературе факт того, что у ДВФ была своя авиация, только из книги ветерана-днепровца Василия Ивановича Рязанцева «По речным дорогам войны (От Сталинграда до Берлина)», вышедшей в свет в Санкт-Петербурге в 1994 году. Описывая события дня 27 июня 1944 года, автор упоминает о посещении адмиралом Григорьевым пункта медицинской помощи на реке Березине, где тот поинтересовался состоянием здоровья тяжело раненого в бою предыдущим днём у райцентра Паричи командира бронекатера БК-14 гвардии лейтенанта Анатолия Кузьмича Корочкина:

« - Врач считает, что лейтенант нуждается в переливании крови. Я пришлю самолёт», - передавал слова адмирала В.И.Рязанцев и продолжал: «Время шло, была дорога каждая минута, а самолёта У-2 всё не было. Он прилетел в обед, когда лейтенанта А.К.Корочкина уже не было в живых…».

В возможное оправдание пилота У-2 8 ОАОС, не успевшего помочь спасти жизнь тяжело раненному офицеру, можно сказать, что лётчику, очевидно, было весьма трудно найти площадку для посадки-взлёта на территории, которая трижды в 1941-м и столько же раз в 1943 году переходила из рук в руки в ходе боёв за территорию нынешнего Светлогорского района Гомельской области (в описываемое время – Паричский район Полесской области БССР).

О результатах боевой деятельности 8 ОАОС за первые 2,5 месяца его деятельности в небе Белоруссии мы читаем в одном из итоговых отчётов следующее:

«За отчётный период, с 1 мая по 15 июля 1944 г. 8-й авиаотряд проделал следующие работы:

а) налетал 411 часов 56 минут,

б) перевезено пассажиров – 256 человек,

в) доставлено пакетов адресатам – 350 штук.

Расход моторесурсов за отчётный период:

бензин Б-70 – 8090 кг,

масло МК – 480 кг.

Район действий авиаотряда – по рекам Днепр, Березина и Припять, где оборудовано пять посадочных площадок: Киев, Днепропетровск, Речица, Мозырь и Туров (см. схему).

При выполнении боевых заданий самолёты авиаотряда производили посадку на неподготовленных посадочных площадках, вследствие чего отряд имел аварии двух самолётов У-2 – аварии незначительные, самолёты восстановлены в полевых условиях.

Полёты авиаотряда при флотилии значительно облегчили организацию боевого управления на широком театре, а временами авиасвязь (особенно – со штабами фронтов и армий) имела решающее значение.

Отряд поставленную задачу выполнил», - сделан чёткий и однозначный вывод в том отчёте по действиям 8 ОАОС весной – летом 1944 года в небе Белоруссии.

В оперативных документах того времени нашла отражение одна из упомянутых выше аварий. Она произошла 8 июля 1944 года, когда в 08.25 отрядная «двойка», пилотируемая старшим лейтенантом Бойко, вылетела в Столин «для уточнения обстановки с 397-й стрелковой дивизией и установлением связи» с ней. После невозвращения машины на базу в плановый срок на её поиски в 14.50 вылетел другой У-2, а в 19.40 – третий. В тот день их поиски не увенчались успехом, но затем аварийный самолёт был найден и к 23 июля вновь введён в строй.

Кроме уже упомянутых выше командира 8 ОАОС капитана Белова и комзвена-1 старшего лейтенанта Бойко, самолёты У-2 отряда в то время пилотировали командир 2-го авиационного звена капитан А.Ф.Бондарь, старший лейтенант В.В.Никитин, лейтенант И.Г.Кравченко и младший лейтенант Н.П.Нарышкин. Средний налёт на одного лётчика 8 ОАОС составлял 35 лётных часов в месяц. 

Выше, при цитировании архивного ныне документа была дана ссылка на схему района действий авиаотряда ДВФ в указанный период. Кроме уже перечисленных в тексте 5 посадочных площадок, на ней указаны ещё несколько таковых. Таким образом, сегодня мы можем перечислить, в каких населённых пунктах нынешней Белоруссии видели в 1944 году самолёты советской морской авиации: по алфавиту это Береговая Слобода, Загорины, Мозырь, Новобелица, Петриков, Пинск, Речица, Столин и Туров.

После освобождения 20 июля 1944 года «столицы белорусских моряков» – города Пинска – все самолёты 8 ОАОС ДВФ перебазировалась на тамошний аэродром Жабчицы, где до начала войны уже базировались советские морские лётчики из состава 46-й отдельной разведывательной авиационной эскадрилии Пинской военной флотилии. Здесь лётчики ДВФ встретили Новый, Победный год, к 1 января которого 8 ОАОС перешёл на новый штат - № 030/543, согласно которому отряд теперь должен было иметь 73 военнослужащих (24 – командного состава, 27 – младшего командного и 22 – рядового), а так же всё тех же 5 лиц вольнонаёмного состава – гражданских служащих ВМФ. Ровно через месяц, 1 февраля изменилась и штатная материальная часть 8 ОАОС – теперь она должна была состоять из тех же 6 самолетов – одного Як-6 и пяти, как написано в оригинале документа, Пе-2. Однако, понятно, что в его текст вкралась существенная опечатка, и речь на самом деле шла не о пикирующих бомбардировщиках Пе-2, а о связных самолётах По-2.

Впрочем, всего через пару дней, 3 февраля 1945 года в авиации ДВФ вновь произошли существенные изменения – секретным циркуляром за № 06 Начальника Штаба флотилии 8-й отдельный авиационный отряд связи был переформирован в подчинённую непосредственно Штабу ДВФ 8-ю авиационную эскадрилью связи (в дальнейшем тексте – 8 АЭС), которая оставалась в списках действующего флота до конца войны. По новому штату эскадрильи полагалось иметь уже 10 самолётов – 1 всё тот же транспортный Як-6 и 9 «самолётов связи». Хотя марка последних указана не была, понятно, что речь в документе шла, конечно, всё о тех же По-2. В дальнейшем именно на такие новые самолёты производилась замена состоявших ранее на вооружении У-2: так уже 27 февраля в Пинск прибыли два новых По-2, а 29 марта сюда из Саранска перелетели ещё 3 таких машины.

К этому времени наличные силы 8 АЭС использовались не только по своему основному – связному – назначению, но и как столь нехарактерные для Восточной Европы … «самолёты ледовой разведки»: с 16 марта они вели воздушное наблюдение за ледовой обстановкой на реках Польши и Германии, где в ближайшее время предстояло действовать кораблинм ДВФ. Как известно, силы Днепровской военной флотилии до последних дней войны принимали самое активное участие в боевых действиях на территории Германии (в том числе – в штурме Берлина), и поэтому 8 АЭС перебазировалась непосредственно на театр военных действий. Так по состоянию на 1 июня 1945 года она дислоцировалась на аэродром Дризен – поблизости от города Фюрстенберг-на-Одере, где базировались основные силы флотилии. К этому времени 8 АЭС возглавлял уже новый командир – ещё 12 апреля на эту должность был назначен подполковник Василий Константинович Черных. Начальником штаба 8 АЭС являлся майор Тихон Григорьевич Крохалёв, а замполитом – старший лейтенант Николай Дмитриевич Харитонов.

Впрочем, пребывание морской авиации ДВФ в составе советских оккупационных войск на территории побеждённой Германии было весьма непродолжительным, и уже к 15 декабря того же 1945 года 8 АЭС вернулась назад в Пинск, где по состоянию на этот день базировались все 6 наличных её машин По-2, причём все они находились в строю.

Седьмой же самолёт 8 АЭС – транспортный Як-6 – в этот день отсутствовал в Пинске, так как находился вне его «с заданием особого рода». Дело в том, что мирная служба 8 АЭС в первые послевоенные годы не была отмеченной никакими заслуживающими внимания событиями, за исключением, впрочем, частых «арбузных» (или «фруктовых») рейсов транспортного «яка» эскадрильи. Как вспоминал в разговоре с автором этих строк в 1990 году один из ветеранов Днепровской военной флотилии, их «транспортник» регулярно направлялся командованием ДВФ в Среднюю Азию для доставки оттуда к столам начальства этих, столь нехарактерных для Белорусского Полесья «сладких даров».

Впрочем, полёты из Пинска продолжались совсем недолго: совершенно секретным приказом командующего ДВФ за № 00132 от 5 июня 1947 года 8 АЭС была расформирована, а её личный состав и материальная часть обращены на формирование других частей и подразделений советской морской авиации.

Так в очередной, третий уже раз прервалась история советской морской авиации на территории современной Республики Беларусь. На этот раз морские самолёты базировались здесь ровно три года – с июня 1944-го по июнь 1947 года. 

P.S. В 1992 году над Днепром, на Набережной улице районного центра Гомельской области города Речица был установлен на пилоне, направленном вверх, «взлетающий» учебно-тренировочный самолёт МиГ-15УТИ (первоначально он имел бортовой номер «92» тёмно-синего цвета, а к республиканским «Дожинкам-2007» был отреставрирован и получил красный номер «07»). Учитывая, что летом 1944 года самолёты 8 ОАОС ДВФ некоторое время базировались на Речицком аэродроме, что находился тогда в 5 километрах севернее города, этот мемориальный «утёнок» может условно   считаться первым самолётом-памятником именно морской авиации на территории современной Республики Беларусь.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу