Опубликовано: 16 января, 2021 2013 – 2021 © К.Б.Стрельбицкий ПРОПАВШАЯ «КАТАЛИНА» Вторая Мировая война 1939 – 1945 годов дала военной истории человечества такие «брэнды», как танк «Т-34» и истребитель «Зеро», реактивную установку «Катюша» и подводную лодку VII серии, автомат «ППШ» и бронетранспортёр «Ганомаг». Если бы перед нынешними военными историками поставили задачу определить «пальму первенства» среди различных видов оружия и вооружения, то в номинации «Гидросамолёт-морской разведчик», без сомнения, победила бы американская «Каталина» – один из несомненных символов Второй Мировой на море. Более трёх тысяч «каталин» состояли на вооружении не только морской авиации США, но и целого ряда других государств – союзников Америки по антигитлеровской коалиции. В рамках знаменитого Ленд-лиза такие машины поставлялись в годы Второй Мировой войны и в СССР. Всего ВВС ВМФ получили 138 «каталин» различных модификаций, которые, прибыв в СССР, существенно усилили морскую разведывательную авиацию всех советских флотов на заключительном этапе войны. Все машины, кроме одной-единственной… Это был гидросамолёт модификации «Номад» (Consolidated PBN-1 Nomad) с заводским номером «44-02826», переданный Советскому Союзу в числе первых «каталин». Партия таких машин перегонялась своим ходом из США в СССР Северным маршрутом – через Атлатику до Исландии, а оттуда – в Заполярье. Именно последний участок перелёта и стал для этой «Каталины» роковым… …Вот как описал его один из активных участников перегонки «Каталин» из США в СССР Максим Николаевич Чибисов (впоследствии - генерал-майор авиации) в своей рукописи «Через материки и океаны» (с полным её текстом можно ознакомиться в Интернете по адресу http://www.peremeny.ru/column/view/1321/ ): «…И вот 16 июня командир группы полковник Васильев В.Н. принял решение вылетать [из Рейкявика (Исландия) в СССР] на следующий день всей группой. В 9 часов утра 17 июня вылетел отряд гвардии-майора Пискунова Н.Ф., через час в воздух поднялся отряд капитана Иванова Л.П. Один из самолетов второго отряда сразу же после взлета совершил вынужденную посадку из-за неисправности двигателя (самолет капитана Бойченко Ф.Я.). Полковник Васильев не стал вылетать, а дождался устранения дефекта в самолете Бойченко и после этого они взлетели парой лишь в 17 часов по Гринвичу. … Последними в этом перелете были Васильев В.Н. и Ф.Я.Бойченко, задержанные вынужденной посадкой и срочным ремонтом мотора. Взволнованные неудачным взлетом, они, видимо, уже с самого начала были готовы к большим испытаниям. Однако действительность превзошла все ожидания. Через 50 минут после старта оба самолета попали в сильный дождь, три часа шли в одиночку, поддерживая командную связь, затем погода резко ухудшилась, стали набирать высоту, пытаясь пробить облачность. К 24 часам они поднялись на высоту 4000 метров. Началось сильное обледенение. Стали сбавлять высоту. Шли в одиночку, поддерживая радиосвязь. Около 0 час[ов] 40 мин[ут] состоялся последний сеанс связи. Васильев сообщил ведомому, что идет курсом 66 градусов на высоте 500 м[етров], что внизу просматривается вода, и приказал Бойченко снижаться. На этом связь прервалась. На запросы ведомого Васильев не отвечал, и на базу его самолет не прибыл. Остается только догадываться об обстоятельствах гибели экипажа, в составе которого были полковник Васильев В.Н., флаг-штурман ВВС полковник И.Мосцепан, полковник Н.Романов, бортмеханик К.Чичкан и бортрадист Н.Кузнецов. Либо самолет, идя на низкой высоте в облаках, врезался в скалистый берег норвежского фиорда, либо в результате обледенения отказал мотор и экипаж совершил вынужденную посадку в штормовом море. И, наконец, последнее предположение: идя в облаках, самолеты Бойченко и Васильева нарушили радиомолчание и были запеленгованы вражеским радиолокатором. Наиболее вероятно, что именно после сеанса связи самолет Васильева был сбит немецким истребителем над морем у берегов Норвегии. Капитан Бойченко после этого сеанса связи, идя вслепую в облаках курсом, который назвал ему Васильев, выскочил на береговую черту Норвегии. При этом он оказался так низко над землей, что, по его собственным словам, едва не зацепился за верхушки деревьев. И все же он успел перевести самолет на набор высоты и избежал катастрофы. После 18,5 часов полета девятый экипаж прибыл на [гидро]аэродром Губа Грязная». Примерно так же описали этот эпизод на основе процитированной нами рукописи дочери её автора – Е.М.Рубина и Э.М.Телятникова – в изданной ими в 2011 году книге «Через материки и океаны: Жизненный и боевой путь генерал-майора морской авиации Максима Николаевича Чибисова». Из их авторских дополнений к рукописи процитируем здесь следующее: «Поиски экипажа, произведённые нашими и английскими лётчиками в течение десяти дней, с 18 по 28 июня, были безрезультатными. Оставалось предположить, что самолёт или сбит немецкими истребителями, или уклонился в сторону и столкнулся с горами на побережье Норвегии. Срочно созданная в штабе ВВС Северного флота комиссия 28 июня 1944 года констатировала: гидросамолёт пропал без вести вместе с экипажем…». У всех его членов в персональных документах после этого было записано: «При перегонке самолёта из США пропал без вести при перелёте – вылетел с Исландии, к месту назначения не прибыл» и сделан вывод – «Погиб в пути 18.06.1944»… …Он оказался предельно точен – примерно в 6 часов утра этого дня пропавшая «Каталина» в густом тумане врезалась в отвесную стену приморской скалы Андоттен (Andotten), что на острове Сёрёя (Sørøya). Ныне это – территория коммуны Хасвик (Hasvik) губернии (фюльке) Финнмарк (Finnmark) на самом севере Норвегии. Прибывшие на место катастрофы советского гидросамолёта немцы обнаружили среди его обломков тела погибших советских лётчиков, а так же большое количество так называемых «предметов роскоши», которые те везли из Америки своим семьям – женские нейлоновые чулки, одежду, шоколад и т.п. Немцы забрали с собой всю найденную на месте катастрофы документацию, авиационное вооружение и приборы, а остатки самолёта (в частности – его плоскости) ещё долгое время служили как бы нерукотворным памятником погибшим, обозначая место катастрофы «Каталины», хорошо видимое со стороны моря… Перед убытием из района катастрофы немцы приказали местным жителям-норвежцам похоронить останки советских летчиков. Экипажу «Каталины» не хватило всего каких-то 15 – 20 футов высоты, чтобы перелететь через скалу Андоттен, ставшую для них роковой… Ниже мы публикуем полный поимённый список погибших на борту «Каталины» 6 советских морских лётчиков с содержащимися в архивных документах их персональными данными: – Васильев Виктор Николаевич – полковник, штатная должность – командир 65-го авиационного полка специального назначения ВВС ВМФ, временная должность – командир Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного кораблин – второй пилот, родился в 1907 году в Санкт-Петербурге (ныне – Российская Федерация), русский, рабочий, из служащих, член ВКП(б) с 1937 года (номер партийного билета – «1336691»), женат («жена - Васильева Ирина Константиновна в 1946 [году] вышла замуж за второго»), на службе с 19.09.1924, кавалер ордена Красного Знамени, – Мосцепан Иван Федосеевич – полковник, штатная должность – начальник 3-го отдела Управления боевой подготовки и Военно-учебных заведений Главного Управления ВВС ВМФ – Главный Штурман ВВС ВМФ, временная должность – флагманский штурман Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного кораблин – штурман, родился 04/17.01.1898 в городе Тверь (ныне – Тверской области Российской Федерации), русский, служащий, из рабочих, беспартийный, проживал с женой Риммой Михайловной Мосцепан и дочерью Ренатой 1927 года рождения по адресу: Москва, улица Герцена, дом 26/2 (он же – дом 2 по улице Станкевича), квартира 10, кавалер ордена Красной Звезды и медали «ХХ лет РККА» – Романов Николай Петрович – подполковник, штатная должность – командир кораблин «ГСТ» 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного кораблин – командир, родился 17.12.1904 в Москве (ныне – Российская Федерация), где его мать проживала по адресу: переулок Максима Горького, дом 4, квартира 49, русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1932 года (номер партийного билета – «1897859»), жена Романова Таисия Федоровна (1912 года рождения) и дочь Изалия (1931 года рождения) проживали по адресу: РСФСР, Архангельская область, посёлок Лахта, на службе с 02.1919, кавалер 2 орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-й степени, – Скворцов Анатолий Михайлович – старший техник-лейтенант, штатная должность – бортовой техник авиационный кораблин «ГСТ» 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного кораблин – бортовой техник авиационный, родился 08.01.1915 в городе Балахна (ныне – Нижегородской области Российской Федерации), где его мать Скворцова Ольга Петровна проживала по адресу: Кузнечная улица, дом 44, квартира 3, русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1941 года (номер партийного билета – «4221109»), холост, на службе с 1935 года, кавалер орденов Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медали «За отвагу», – Чичкан Евгений Константинович – старший техник-лейтенант, штатная должность – техник авиационный авиационного звена 4-й авиационной эскадрилии 115-го отдельного морского разведывательного авиационного полка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского флота, временная должность – переводчик Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного кораблин – второй техник авиационный, родился в 1918 году (место рождения в документах указано как «Костшинской рудник, Новая колония, Донбасс, Донецкая область»), рабочий, из служащих, холост, член ВКП(б) с 1941 года, – Кузнецов Николай Ефимович – старшина, штатная должность – воздушный стрелок-радист 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного кораблин – воздушный стрелок-радист, родился в 1913 году в селе Чурилово (ныне – Псковской области Российской Федерации), где проживали его родители Ефим Илларионович и Ульяна Михайловна Кузнецовы, русский, рабочий, член ВКП(б), женат, призван по мобилизации 1941 года Московским районным военным комиссариатом города Ленинграда, кавалер 2 орденов Красного Звезды. Автор благодарит за помощь материалами, использованными ими при подготовке данной публикации Елену Рубину (Москва) и Сергея Щербинина (Пушкин, Санкт-Петербург). 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2021 "Это был гидросамолёт модификации «Номад» (Consolidated PBN-1 Nomad) с заводским номером «44-02826»" Номер просто 02826, без 44. Это серийный номер самолета ВМС (не ВВС) США. В него фискальный год не входил. Заводского номера, как ни странно, не было у самолетов PBN производства Naval Aircraft Factory. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2021 @Mic.Ro. , спасибо за уточнение! С уважением - К.Б.Стрельбицкий 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 октября, 2021 Уважаемые коллеги! Первая информация о том, что ещё 07.10.2021 был открыт памятный знак экипажу "Каталины", о которых идёт речь в теме, появилась только сегодня, 11.10.2021 здесь - https://twitter.com/RusEmbNo/status/1447536831583723525 . Фотографии оттуда: Приведённая выше ссылка - на аккаунт в "Твиттере" посольства РФ в Норвегии, где написано по-норвежски следующее: "7 октября 2021 гола на острове Сёрёйа в коммуне Хасвик (приграничная с Россией губерния Тромс и Финнмарк, север Норвегии) состоялось торжественное открытие памятника шести советским летчикам, погибшим 17 июня 1944 года при крушении у местных берегов самолета-амфибии "Каталина" (направлялся в СССР из США по ленд-лизу)". Как сообщает ТАСС, "Памятник представляет собой каменную стелу высотой около 2,5 метров с бронзовым барельефом, выполненным Студией военных художников им. Грекова Минобороны России, на котором перечислены имена погибших и изображены фигуры летчиков на фоне самолета-амфибии". На доске читаем: "Полковник / Васильев / Виктор Николаевич / Старший техник-лейтенант / Скворцов / Анатолий Михайлович / Подполковник / Мосцепан / Иван Федосеевич / Старший техник-лейтенант / Чичкан / Евгений Константинович / Подполковник / Романов / Николай Петрович / Старшина / Кузнецов / Николай Ефимович "В память о советских лётчиках, погибших 17 июня 1944 года при / выполнении задания при перегоне гидросамолётов "Каталина" / из США в СССР в рамках программы "Ленд-Лиз" ". Воинские звания и имена членов экипажа приведены на доске на двух языках (на русском и на норвежском), памятная надпись - на трёх (на них и на английском). С уважением - К.Б.Стрельбицкий 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах