Бортстрелок

Пропавшая "Каталина"

4 сообщения в этой теме

2013 – 2021 © К.Б.Стрельбицкий

 

 

ПРОПАВШАЯ «КАТАЛИНА»

 

 

 

Вторая Мировая война 1939 – 1945 годов дала военной истории человечества такие «брэнды», как танк «Т-34» и истребитель «Зеро», реактивную установку «Катюша» и подводную лодку VII серии, автомат «ППШ» и бронетранспортёр «Ганомаг». Если бы перед нынешними военными историками поставили задачу определить «пальму первенства» среди различных видов оружия и вооружения, то в номинации «Гидросамолёт-морской разведчик», без сомнения, победила бы американская «Каталина» – один из несомненных символов Второй Мировой на море.

Более трёх тысяч «каталин» состояли на вооружении не только морской авиации США, но и целого ряда других государств – союзников Америки по антигитлеровской коалиции. В рамках знаменитого Ленд-лиза такие машины поставлялись в годы Второй Мировой войны и в СССР. Всего ВВС ВМФ получили 138 «каталин» различных модификаций, которые, прибыв в СССР, существенно усилили морскую разведывательную авиацию всех советских флотов на заключительном этапе войны. Все машины, кроме одной-единственной…

Это был гидросамолёт модификации «Номад» (Consolidated PBN-1 Nomad) с заводским номером «44-02826», переданный Советскому Союзу в числе первых «каталин». Партия таких машин перегонялась своим ходом из США в СССР Северным маршрутом – через Атлатику до Исландии, а оттуда – в Заполярье. Именно последний участок перелёта и стал для этой «Каталины» роковым…

…Вот как описал его один из активных участников перегонки «Каталин» из США в СССР Максим Николаевич Чибисов (впоследствии - генерал-майор авиации) в своей рукописи «Через материки и океаны» (с полным её текстом можно ознакомиться в Интернете по адресу http://www.peremeny.ru/column/view/1321/ ):

«…И вот 16 июня командир группы полковник Васильев В.Н. принял решение вылетать [из Рейкявика (Исландия) в СССР] на следующий день всей группой.

В 9 часов утра 17 июня вылетел отряд гвардии-майора Пискунова Н.Ф., через час в воздух поднялся отряд капитана Иванова Л.П. Один из самолетов второго отряда сразу же после взлета совершил вынужденную посадку из-за неисправности двигателя (самолет капитана Бойченко Ф.Я.).

Полковник Васильев не стал вылетать, а дождался устранения дефекта в самолете Бойченко и после этого они взлетели парой лишь в 17 часов по Гринвичу.

… Последними в этом перелете были Васильев В.Н. и Ф.Я.Бойченко, задержанные вынужденной посадкой и срочным ремонтом мотора. Взволнованные неудачным взлетом, они, видимо, уже с самого начала были готовы к большим испытаниям. Однако действительность превзошла все ожидания.

Через 50 минут после старта оба самолета попали в сильный дождь, три часа шли в одиночку, поддерживая командную связь, затем погода резко ухудшилась, стали набирать высоту, пытаясь пробить облачность.

К 24 часам они поднялись на высоту 4000 метров. Началось сильное обледенение. Стали сбавлять высоту. Шли в одиночку, поддерживая радиосвязь.

Около 0 час[ов] 40 мин[ут] состоялся последний сеанс связи. Васильев сообщил ведомому, что идет курсом 66 градусов на высоте 500 м[етров], что внизу просматривается вода, и приказал Бойченко снижаться. На этом связь прервалась.

На запросы ведомого Васильев не отвечал, и на базу его самолет не прибыл. Остается только догадываться об обстоятельствах гибели экипажа, в составе которого были полковник Васильев В.Н., флаг-штурман ВВС полковник И.Мосцепан, полковник Н.Романов, бортмеханик К.Чичкан и бортрадист Н.Кузнецов.

Либо самолет, идя на низкой высоте в облаках, врезался в скалистый берег норвежского фиорда, либо в результате обледенения отказал мотор и экипаж совершил вынужденную посадку в штормовом море.

И, наконец, последнее предположение: идя в облаках, самолеты Бойченко и Васильева нарушили радиомолчание и были запеленгованы вражеским радиолокатором.

Наиболее вероятно, что именно после сеанса связи самолет Васильева был сбит немецким истребителем над морем у берегов Норвегии.

Капитан Бойченко после этого сеанса связи, идя вслепую в облаках курсом, который назвал ему Васильев, выскочил на береговую черту Норвегии. При этом он оказался так низко над землей, что, по его собственным словам, едва не зацепился за верхушки деревьев. И все же он успел перевести самолет на набор высоты и избежал катастрофы. После 18,5 часов полета девятый экипаж прибыл на [гидро]аэродром Губа Грязная».

Примерно так же описали этот эпизод на основе процитированной нами рукописи дочери её автора – Е.М.Рубина и Э.М.Телятникова – в изданной ими в 2011 году книге «Через материки и океаны: Жизненный и боевой путь генерал-майора морской авиации Максима Николаевича Чибисова». Из их авторских дополнений к рукописи процитируем здесь следующее: «Поиски экипажа, произведённые нашими и английскими лётчиками в течение десяти дней, с 18 по 28 июня, были безрезультатными. Оставалось предположить, что самолёт или сбит немецкими истребителями, или уклонился в сторону и столкнулся с горами на побережье Норвегии. Срочно созданная в штабе ВВС Северного флота комиссия 28 июня 1944 года констатировала: гидросамолёт пропал без вести вместе с экипажем…». У всех его членов в персональных документах после этого было записано: «При перегонке самолёта из США пропал без вести при перелёте – вылетел с Исландии, к месту назначения не прибыл» и сделан вывод – «Погиб в пути 18.06.1944»…

…Он оказался предельно точен – примерно в 6 часов утра этого дня пропавшая «Каталина» в густом тумане врезалась в отвесную стену приморской скалы Андоттен (Andotten), что на острове Сёрёя (Sørøya). Ныне это – территория коммуны Хасвик (Hasvik) губернии (фюльке) Финнмарк (Finnmark) на самом севере Норвегии.

Прибывшие на место катастрофы советского гидросамолёта немцы обнаружили среди его обломков тела погибших советских лётчиков, а так же большое количество так называемых «предметов роскоши», которые те везли из Америки своим семьям – женские нейлоновые чулки, одежду, шоколад и т.п. Немцы забрали с собой всю найденную на месте катастрофы документацию, авиационное вооружение и приборы, а остатки самолёта (в частности – его плоскости) ещё долгое время служили как бы нерукотворным памятником погибшим, обозначая место катастрофы «Каталины», хорошо видимое со стороны моря…

Перед убытием из района катастрофы немцы приказали местным жителям-норвежцам похоронить останки советских летчиков. Экипажу «Каталины» не хватило всего каких-то 15 – 20 футов высоты, чтобы перелететь через скалу Андоттен, ставшую для них роковой…

Ниже мы публикуем полный поимённый список погибших на борту «Каталины» 6 советских морских лётчиков с содержащимися в архивных документах их персональными данными:

– Васильев Виктор Николаевич – полковник, штатная должность – командир 65-го авиационного полка специального назначения ВВС ВМФ, временная должность – командир Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного кораблин – второй пилот, родился в 1907 году в Санкт-Петербурге (ныне – Российская Федерация), русский, рабочий, из служащих, член ВКП(б) с 1937 года (номер партийного билета – «1336691»), женат («жена - Васильева Ирина Константиновна в 1946 [году] вышла замуж за второго»), на службе с 19.09.1924, кавалер ордена Красного Знамени,

– Мосцепан Иван Федосеевич – полковник, штатная должность – начальник 3-го отдела Управления боевой подготовки и Военно-учебных заведений Главного Управления ВВС ВМФ – Главный Штурман ВВС ВМФ, временная должность – флагманский штурман Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного кораблин – штурман, родился 04/17.01.1898 в городе Тверь (ныне – Тверской области Российской Федерации), русский, служащий, из рабочих, беспартийный, проживал с женой Риммой Михайловной Мосцепан и дочерью Ренатой 1927 года рождения по адресу: Москва, улица Герцена, дом 26/2 (он же – дом 2 по улице Станкевича), квартира 10, кавалер ордена Красной Звезды и медали «ХХ лет РККА»

– Романов Николай Петрович – подполковник, штатная должность – командир кораблин «ГСТ» 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного кораблин – командир, родился 17.12.1904 в Москве (ныне – Российская Федерация), где его мать проживала по адресу: переулок Максима Горького, дом 4, квартира 49, русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1932 года (номер партийного билета – «1897859»), жена Романова Таисия Федоровна (1912 года рождения) и дочь Изалия (1931 года рождения) проживали по адресу: РСФСР, Архангельская область, посёлок Лахта, на службе с 02.1919, кавалер 2 орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-й степени,

– Скворцов Анатолий Михайлович – старший техник-лейтенант, штатная должность – бортовой техник авиационный кораблин «ГСТ» 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного кораблин – бортовой техник авиационный, родился 08.01.1915 в городе Балахна (ныне – Нижегородской области Российской Федерации), где его мать Скворцова Ольга Петровна проживала по адресу: Кузнечная улица, дом 44, квартира 3, русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1941 года (номер партийного билета – «4221109»), холост, на службе с 1935 года, кавалер орденов Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медали «За отвагу»,

– Чичкан Евгений Константинович – старший техник-лейтенант, штатная должность – техник авиационный авиационного звена 4-й авиационной эскадрилии 115-го отдельного морского разведывательного авиационного полка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского флота, временная должность – переводчик Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного кораблин – второй техник авиационный, родился в 1918 году (место рождения в документах указано как «Костшинской рудник, Новая колония, Донбасс, Донецкая область»), рабочий, из служащих, холост, член ВКП(б) с 1941 года,

– Кузнецов Николай Ефимович – старшина, штатная должность – воздушный стрелок-радист 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного кораблин – воздушный стрелок-радист, родился в 1913 году в селе Чурилово (ныне –  Псковской области Российской Федерации), где проживали его родители Ефим Илларионович и Ульяна Михайловна Кузнецовы, русский, рабочий, член ВКП(б), женат, призван по мобилизации 1941 года Московским районным военным комиссариатом города Ленинграда, кавалер 2 орденов Красного Звезды.

 

Автор благодарит за помощь материалами, использованными ими при подготовке данной публикации Елену Рубину (Москва) и Сергея Щербинина (Пушкин, Санкт-Петербург).

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Это был гидросамолёт модификации «Номад» (Consolidated PBN-1 Nomad) с заводским номером «44-02826»"

Номер просто 02826, без 44. Это серийный номер самолета ВМС (не ВВС) США. В него фискальный год не входил. 

Заводского номера, как ни странно, не было у самолетов PBN производства Naval Aircraft Factory. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги!
Первая информация о том, что ещё 07.10.2021 был открыт памятный знак экипажу "Каталины", о которых идёт речь в теме, появилась только сегодня, 11.10.2021 здесь - https://twitter.com/RusEmbNo/status/1447536831583723525 .
Фотографии оттуда:

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

Приведённая выше ссылка - на аккаунт в "Твиттере" посольства РФ в Норвегии, где написано по-норвежски следующее:
"7 октября 2021 гола на острове Сёрёйа в коммуне Хасвик (приграничная с Россией губерния Тромс и Финнмарк, север Норвегии) состоялось торжественное открытие памятника шести советским летчикам, погибшим 17 июня 1944 года при крушении у местных берегов самолета-амфибии "Каталина" (направлялся в СССР из США по ленд-лизу)".
Как сообщает ТАСС, "Памятник представляет собой каменную стелу высотой около 2,5 метров с бронзовым барельефом, выполненным Студией военных художников им. Грекова Минобороны России, на котором перечислены имена погибших и изображены фигуры летчиков на фоне самолета-амфибии".
На доске читаем:
"Полковник / Васильев / Виктор Николаевич /
Старший техник-лейтенант / Скворцов / Анатолий Михайлович /
Подполковник / Мосцепан / Иван Федосеевич /
Старший техник-лейтенант / Чичкан / Евгений Константинович /
Подполковник / Романов / Николай Петрович /
Старшина / Кузнецов / Николай Ефимович
"В память о советских лётчиках, погибших 17 июня 1944 года при / выполнении задания при перегоне гидросамолётов "Каталина" / из США в СССР в рамках программы "Ленд-Лиз" ". 
Воинские звания и имена членов экипажа приведены на доске на двух языках (на русском и на норвежском), памятная надпись - на трёх (на них и на английском).
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу