Олег Юрьевич

Сакаев Гильмутдин Сайфутдинович

62 сообщения в этой теме

1 час назад, Олег Юрьевич сказал:

 

Я так понимаю, это акт за всю АДД, т.е. ещё есть шанс уточнить номера моторов на самолёте по документам полка или дивизии (если, конечно, таковые существуют).

Это  приказ  по  полку.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kirche , доброго времени суток!

Вы писали, что у Вас есть данные по моторам ДБ-3Ф №6212 к-на Гречишкина на апрель месяц 1942 г. (на тот момент 750 апдд 17 аддд).

Не могли бы Вы поделиться копией документа. Хочу всё-таки попытаться вычислить номера двигателей на 9.09.1942.

Заранее благодарен. С уважением, О.Ю. Сакаев.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Дьяк сказал:

Что это даёт?

1) Максимальное количество информации о самолёте, на котором воевал мой дед.

2) Возможность максимально точно построить масштабную модель этого самолёта (с поправками на мою рукожопость, конечно же).

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
27 минут назад, Олег Юрьевич сказал:

Максимальное количество информации о самолёте, на котором воевал мой дед...

1. ДБ-3ф № 6212, выпуск з-да № 126, предъявлен военной приёмке 2.10.1941 г. Не может быть окончательно принят ВП, т.к. не обеспечен ШКАС на ОТ МВ-2.

2. 23.10.1941 г отправлен в 7-й зап, г. Бузулук.

3. 20.03.1942 г - в 655 бао, 17 ад дд. Прошёл перепись самолётов и моторов.

4. 9.04.1942 г. - неисправен, 17 ад дд.

5. 1.05.1942 г. - с моторами М-88б №№ 881130, 881505.

6. 10.09.1942 - НБЗ, командир экипажа капитан Гречишкин.

7. 13.11.1942 - приказом 17 ад дд исключён из состава, и списан с моторами М-88б №№ 884747, 885277.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Олег Юрьевич сказал:

Возможность максимально точно построить масштабную модель этого самолёта

Точную копию? В какой период? 

Если #6212 действительно стал финским DF-25, то в сети есть фото (уже с переделками капотов) и у финнов менялись опознавательные в период Лапландской войны:

- после грубой посадки в Менсуваара 24 мая 1944 г.

392389_23_pic_128.jpg

DF-25 - середина 1944 г. Снова воевал против немцев.

392389_23_pic_129.jpg

Гонка правого мотора М-88 на финском Ил-4 (DF-25).

Iljushin_DB-3F_(SA-kuva_148730).jpg

- и ещё от 01.04.1944 года:

Iljushin_DB-3F_(SA-kuva_148731).jpg

 

Самолеты DF-24 и DF-25 представляли собой ДБ-3Ф ранней постройки с коническим капотами двигателей. Обычно самолеты с коническими капотами комплектовались короткими воздуховодами карбюраторов, но на этих самолетах воздуховоды были удлинены еще до того, как машины попали к финнам.

Отремонтированный Ил-4 (DF-25 ) поступил во 2-е звено LeLv-48 30 июля 1943 г. 15 ноября 1943 г. из 2-го звена LeLv-48 передан во вновь сформированное 3-е звено LeLv-46. 24 мая 1944 г. в результате грубой посадки в Мисуваара у DF-25 поврежден хвост, вышел из строя на несколько недель. 3 января 1945 г. DF-25 совершил вынужденную посадку на поверхность замерзшего озера. Проскользив по льду, самолет врезался на берегу в дерево. Не восстанавливался.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 часа назад, kirche сказал:

Если #6212 действительно стал финским DF-25, то в сети есть фото

нашёл вот такое фото DF-25, это непосредственно перед перегонкой, возможно на Брянском аэродроме в период между 2 и 12 октября 1942 года. Окраска временная, нанесена прямо поверх родной, даже звезду толком не закрасили. И если №6212 действительно стал DF-25, то более точного фото трудно будет найти. Да и вряд ли немцы чего на нём переделывали перед продажей финнам, разве что неисправности устранили, не дающие перелететь, да и то наверное самый необходимый минимум. К сожалению, качество фото оставляет желать лучшего.

pic_63.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Олег Юрьевич сказал:

... если №6212 действительно стал DF-25, то более точного фото трудно будет найти...

Короче, я напрасно потратил время.

Интерес Ваш сошёл на внешний вид самолёта, уже в финских ВВС.

Ничего общего с памятью о штурмане Сакаеве, и о его вылете 9-10.09.1942. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наш финский коллега подтверждает информацию про эти четыре самолета - они упомянуты в одной из книг по финской авиации - вот выдержка из англоязычной версии:

INDIVIDUAL Il-4 HISTORIES
DF-22
Mark A 61-10. Delivered ar Bryansk on Oct. 13. 1942. Starboard engine stopped before landing on Syeschtschinskaya airfield on Oct. 14. 1942. the plane crash-landed and was destroyed.
DF-23
Mark A 71-8. Delivered at Bryansk on Oct. 13. 1942. Delivered to 2/LeLv 48 on Jun 5. 1943, to 3/LeLv 46 on Nov 15. 1943, to PLeLv 45 on Dec 4. 1944, and to depot on Feb 23. 1945. 169 h 50 min logged.
DF-24
Mark A 65-12. Delivered at Bryansk on Oct 13. 1942. Delivered to 2/LeLv 48 on Sep 22. 1943, and to 3/LeLv 46 on Nov 15. 1943. Stalled upon landing at Mensuvaara on Jun 17, 1944 and was damaged. Transferred to depot on Jul 10. 1944. 51 h 05 min logged.
DF-25
Mark A 62-12. Delivered at Bryansk on Oct 13. 1942. Delivered tо 2/LeLv 48 on Jul 30.1943, to 3/LeLv 46 on Nov 15. 1943, and to PLeLv 45 on Dec 4. 1944. Made a forced landing on ice in bad weather on Jan 3. 1945, slid into shoreline woods and was damaged. 103 h 35 min logged.

Также в финской версии несколько подробнее:

DF_history.jpg

и там есть также фото, что Вы нашли в несколько лучшем качестве (кроме просматриваемой звезды вроде видно номер хвостовой на руле поворота):

DF-25_12101942.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, Дьяк сказал:

Интерес Ваш сошёл на внешний вид самолёта, уже в финских ВВС.

Извините, но Вы не правы. Меня не интересует данный самолёт в финской окраске. На данном фото немцы нанесли временный окрас поверх родного, который достаточно хорошо проглядывается под временным, видна даже звезда на хвостовом оперении. Возможно при соответствующей обработке фотографии можно будет различить и бортовой (тактический) номер. И если данный самолёт и есть ДБ-3Ф №6212, то можно достаточно точно воспроизвести его внешний вид на 9.09.1942 года. Немцы вряд ли после захвата севшего на вынужденную самолёта что-то капитально переделывали на нём, если собирались продать финнам. Скорее всего - минимум работ по восстановлению неисправных узлов.

Сакаев Гильмутдин Сайфутдинович - мой родной дедушка, если что.

Изменено пользователем Олег Юрьевич
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 минут назад, Олег Юрьевич сказал:

...если данный самолёт и есть ДБ-3Ф №6212, то можно достаточно точно воспроизвести его внешний вид на 9.09.1942 года...

Для этого достаточно посещать ЦАМО. В делах встречаются фотографии машин 750 ап дд. И с хвостовыми номерами, и в окрасе.

Но... Это Ваше личное дело. Всё по возможности и приоритетам важных дел.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 минуты назад, Дьяк сказал:

Для этого достаточно посещать ЦАМО.

Да уж понял. Извините, если отвлёк Вас от каких-то важных дел. Я действительно очень благодарен Вам за помощь.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, kirche сказал:

Наш финский коллега подтверждает информацию

Спасибо огромное за помощь!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прилагаю протоколы передачи четыре Ил-4 финнам 13.10.1942 в Брянске. Из протокола следует что на самолете А 62-12 (стал финский DF-25) в моменте передачи были двигатели М-88Б No. 4747 и 5277.

 

Известна ли история других финских Ил-4:

- А 65-12 -> DF-24; 

- А 61-10 -> DF-22, погиб при перелете; 

- и А 71-8 -> DF-23?

Carl

IMG_3210.JPG

IMG_3211.JPG

IMG_3212.JPG

6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Carl , @Дьяк , @kirche, @авиатор спасибо вам огромное за бесценную помощь! В свою очередь, готов по мере своих возможностей и способностей, оказать любую помощь вам. Территориально нахожусь в Санкт-Петербурге, обращайтесь.

С огромным уважением, О.Ю. Сакаев.

Изменено пользователем Олег Юрьевич
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Carl сказал:

Известна ли история других финских Ил-4:

- А 65-12 -> DF-24; 

- А 61-10 -> DF-22, погиб при перелете; 

- и А 71-8 -> DF-23?

Об истории этих трёх машин мне ничего не известно. Никакой информации о них, к сожалению, Вам сообщить не могу, кроме той, что уже имеется в интернете и в данной теме

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 14.01.2021 в 18:28, авиатор сказал:

Да  не  вопрос,  пожалуйста.

 

DSC06464.JPG

Цитата

Известна ли история других финских Ил-4:

- А 65-12 -> DF-24; 

- А 61-10 -> DF-22, погиб при перелете; 

- и А 71-8 -> DF-23?

71-08 есть в списке потерь 752-го АПДД

7108 ДБ-3Ф №126 71 08 1941 СССР   752-й АПДД сбит 10.09.42, захвачен Германия, Финляндия  DF+23  
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 15.01.2021 в 21:10, авиатор сказал:

Только  приказ  на  списание,  но  не  понятно  какие  моторы  на  нем  стояли.

Изображение 664.jpg

4747 и 5277 Согласно данным Карла -Фредрика  Геуста 4747 вижу в списке

Изменено пользователем lindr
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И ещё вопрос к уважаемым знатокам: бортовые номера самолётов в каких нибудь документах прописывались? если да, то в каких? в каком направлении искать?

8 минут назад, lindr сказал:

4747 и 5277 Согласно данным Карла -Фредрика  Геуста 4747 вижу в списке

в списке есть 5274, скорее всего опечатка и должен быть 5277. Зная педантичность немцев, вряд ли у них в акте передачи финнам будет ошибка. А в акте 5277. См

 

6 часов назад, Carl сказал:

Прилагаю протоколы передачи четыре Ил-4 финнам 13.10.1942 в Брянске. Из протокола следует что на самолете А 62-12 (стал финский DF-25) в моменте передачи были двигатели М-88Б No. 4747 и 5277.

IMG_3210.JPG

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На одном из финских сайтов (http://www.virtualpilots.fi/en/hist/ukraina/) откопал опубликованные страницы из дневника Viljo Lundelin (стрелок-радист, участвовавший в перегоне захваченных ДБ-3Ф в финляндию)  и фотографии из его семейного архива, описывающие как раз миссию по получению и перегону самолётов. Заинтересовала одна фотография, подписанная "Кременчуг". По всей видимости, это и есть ДБ-3Ф 3 гв АПДД №6212 на месте вынужденной посадки.

На том-же сайте есть воспоминания Antti Platan (лётчика, перегонявшего этот самолёт из Кременчуга). Он говорит, что на самолёте был неисправен воздушный винт левого мотора (видимо это и послужило причиной вынужденной посадки), почти полностью сгоревшие  стабилизаторы (экипаж самолёта пытался поджечь машину после вынужденной посадки при помощи соломы, но видимо не успели и были захвачены немцами). И ещё одна неисправность, но я так и не смог адекватно перевести с финского ее описание: fletneri oli täysin sekasin.

Так постепенно вырисовываются подробности того, что произошло в ночь с 9 на 10 сентября 1942 года.

Попутно пытаюсь выяснить судьбу воздушного стрелка старшего сержанта Дорохова Бориса Ивановича, но пока безуспешно.

 

krementsug2.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

fletneri oli täysin sekasin

Флеттнер полностью вышел из строя.

Флеттнер - деталь названная по имени изобретателя.

В 1927 году Флеттнер обратился к авиации. Он сконструировал руль направления самолета со вспомогательной поверхностью управления. Позже он усовершенствовал это изобретение, известное как руль направления Флеттнера или закрылки Флеттнера, для судостроения.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, lindr сказал:

руль направления самолета со вспомогательной поверхностью управления

Т. е. это триммеры? Я правильно Вас понял?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В фотоальбоме  Antti Platan есть  фотография, которая подписана: " DB-3 Nedogorskissa (Krementschug)". Это скорее всего и есть точное место вынужденной посадки экипажа капитана Гречишкина. 

Если я правильно понял, это - село Недогарки Кременчугского района.

И в этом селе есть братская могила советских воинов.

Уважаемые поисковики, не подскажете, можно ли связаться с кем нибудь в Кременчуге и выяснить подробности по этой братской могиле?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Олег Юрьевич сказал:

подробности по этой братской могиле..

Хороший анализ по этой братке здесь - http://gorod-kremenchug.pl.ua/Bratskie/Nedogarki/Nedogarki.htm

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Олег Юрьевич сказал:

В фотоальбоме  Antti Platan есть  фотография, которая подписана: " DB-3 Nedogorskissa (Krementschug)". Это скорее всего и есть точное место вынужденной посадки экипажа капитана Гречишкина. 

Если я правильно понял, это - село Недогарки Кременчугского района.

 

Не совсем. Правильный перевод -  в Недогарском районе.     

ssa -   падежное окончание отвечающее на вопрос где? В понимании нахождения искомого внутри какого-то пространства.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 часа назад, Олег Юрьевич сказал:

Т. е. это триммеры? Я правильно Вас понял?

В данном случае речь именно про флетнер, а не триммер. У Дб-3ф было и то и другое и даже совмещенное - триммер-флетнер. В принципе близкие вещи, но принцип работы и назначение несколько отличаются. Флетнер - это сервокомпенсатор для сохранения усилий при различном отклонении рулевых поверхностей, а триммер нужен для регулировки и балансировки рулевых поверхностей.

На руле высоты на задней кромке флетнер был ближе к "комлю", а триммер в середине. На элеронах на одном крыле был флетнер, а на другом триммер-флетнер (то есть регулируемый флетнер).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 часов назад, Олег Юрьевич сказал:

Заинтересовала одна фотография, подписанная "Кременчуг". По всей видимости, это и есть ДБ-3Ф 3 гв АПДД №6212 на месте вынужденной посадки.

Вас не смущает, что похоже эти две фотографии сделаны в одном месте, а подписи разные? Женщина в белом платке и белом переднике на обоих и стога по одну сторону от самолета... 

krementsug2.jpgkursk_df24.jpg

"Цитата из Книги Раунио:

- Это заняло у меня больше трех недель. Оказалось, что самолеты находились на трассе вынужденных посадок по степи, где их собирали для вылета на Брянский аэродром. DF-22 был подобран с поля в деревне Буянович, DF-23 с поля Орел, DF-24 с речного луга в деревне Поныр и DF-25 с поля под Кременчуком."

Лейтенант Платан говорит нам, что восемь российских самолетов совершили вынужденную посадку под Брянском и что у них закончилось топливо из-за встречного ветра."

Подобные события связаны как раз с вылетами 9/10.09.1942 на Берлин, но в большей степени с вылетами на Будапешт.

У меня есть ещё про один севший на вынужденную (кроме самолетов 752 дбап и 749 дбап) - 4 АП ДД экипажа Грабовского Е.А. Предположительно их взятие в плен отмечено в немецких пехотных документах. Выходит, что DF-22 (61-10) возможно их самолет.

Изменено пользователем kirche
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу