Сергей Кузнецов

Як-1 у с.Шепетлево Суземского р-на Брянской обл.

9 сообщений в этой теме

Коллеги, серфил Госкаталог музейного фонда РФ и наткнулся на любопытный документ - полетный лист Як-1 № 1908 от 22.6.41 г. Более того по сопроводительной надписи к этому документу следует, что летчик капитан Гуляев Василий Дмитриевич погиб вместе с самолетом у данного села 03.10.41 г. Полетный лист достали из разбитой машины. Не факт, что это был тот самый самолет, но все возможно. Во всяком случае машина была в 20-м иап КОВО на 22.6.41 г., а после раздела материнского полка на два 20-х, могла уйти во второй 20-й иап (затем 86-й гиап) на Брянский фронт.

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20586440

В ОБД показан в общем списке потерь от 15.04.1942 г., а на Памяти в информации о летчике даты гибели и места нет вообще. Кто-нибудь из коллег с этими ресурсами держит связь? Может быть на основании музейной информации удастся что-то добавить?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На современной карте Щепетлева?

По состоянию на 1.10.1941 года на Брянском фронте Як-1 были только в 61 сад, а там как раз был 20 иап.

В ЖБД 61 сад (авд) есть отчет по боевым действиям в ночь со 2 на 3 октября и днем 3.10.41. Потери Як-1 не упоминаются. Ночью 7 Як-1 сопровождали бомбардировщиков, днем тоже сопровождение. Упомянуты цели в 10-15-20 км от Щепетлева. Упоминаний о потерях нет! Но 8.10.41 вернулись с самолетами три пилота 20 иап, ранее нбз 3.10.1941 - Кочнев, Малов, Ватутин.

Упоминаний Гуляева нет.

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Сергей Кузнецов сказал:

В ОБД показан в общем списке потерь от 15.04.1942 г., а на Памяти в информации о летчике даты гибели и места нет вообще.

В Приказе об исключении из списков - погиб 03.10.41 на Брянском фронте:

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_prikaz9038846/

 

В этой УПК (нет фото) дата окончания службы 02.10.41, в/ч - 86 гв. иап:

https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer3943715/

 

А в этой УПК (есть фото) дата окончания службы 03.10.41, в/ч - 20 иап:

https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer3943715/

 

 

В дополнительном источнике (Печатная Книга Памяти) записано, что погиб в бою 02.10.41, место захоронения: Брянская обл., Севский р-н, с. Шепетлевка:

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_pechatnoi_knigi_pamyati1050308649/

 

В Документе о захоронении – командир 2 эскадрильи, погиб 03.10.41, в 1964 году был найден в болоте возле деревни, перезахоронен на гражданском кладбище с. Шепетлево Суземского р-на как Гуляев В.Д. (хотя на 1-й странице Учетной карточки в/захоронения записан – Гуляев Василий Дмитриевич):

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_zahoronenie260256428/

Был награжден двумя орденами Красного Знамени: за участие в белофинской и 07.11.41 (наградной подписан командиром 61 АД 06.09.41):

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie11511879/

 

Изменено пользователем skylark
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

    ...  по   состоянию   на июнь  2020г.  кто-то  редактирует страницу   в интернете....    что Гуляев В.Д. совершил  огненный таран    ???

цитата....

Список авиаторов, совершивших огненный таран вражеских объектов в годы Великой Отечественной войны. Выжившие после совершения подвига отмечены зелёным цветом.

  • Эта страница в последний раз была отредактирована 13 июня 2020 в 07:58.
Ф. И. О. Звание Должность Воинская часть Дата совершения подвига Награда

 
гуляев  василий дмитриевич капитан командир эскадрильи 20 ИАП 03.10.1941 орден красного знамени  07.11.1944
           
 

 
         


 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, skylark сказал:

в 1964 году был найден в болоте возле деревни

Спасибо большое за дополнительную информацию! Интересно, самолет (мотор) все еще в болоте? Если Як-1 1908 (довоенного выпуска), то с завода стоял мотор П45-189.

Еще несколько вопросов:

Наградной подписывали еще до гибели, поэтому про огненный таран в нем ничего нет - 1 сбитый лично и 1 в группе. Если принять версию тарана, то что он мог таранить на болоте?

Каким образом полетный лист (и не только) в огненном таране уцелел?

По каким документам в 1964 году летчика определили?

Там, оказывается, много всего нашли, https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=Гуляева Василия Дмитриевича&imageExists=null

Наверное летчика по ордену определили.

 

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...   статья


 

Самолет не вернулся на базу

Генерал Иван Александрович Кузовков не был в Севске с тех пор, как в 1943 году его дивизия, выбив гитлеровцев из города, стала именоваться Севской.

Теперь, много лет спустя, проезжая с райвоенкомом, подполковником Иваном Максимовичем Саниным, по местам боев, генерал останавливал машину, доставал из планшета карту, испещренную красными и синими жирными стрелами, цифрами и различными пометками, и в его памяти отчетливее вставали эпизоды давно минувших сражений.

Когда «газик» остановился близ села Шепетлево, генерал вышел из кабины и сказал райвоенкому:

— Что ж, подполковник, прогуляемся малость.

Они дошли чуть не до самой околицы большого села, протянувшегося по обоим берегам мелководной речушки, и повернули к стоявшему в отдалении птичнику. Генерал снова достал карту и, присев на обрубок бревна, стал внимательно ее рассматривать.

— Тяжелые тут были бои, военком. Ох тяжелые! Вот, смотри, какую мы операцию провели.

Кончиком остро отточенного карандаша он, еле касаясь карты, показывал расположение наших войск и гитлеровцев.

Двое военных привлекли к себе внимание жителей Шепетлева. Первыми заявились мальчишки. Они стояли молча, не шевелясь, разглядывая раскрытыми от удивления и восторга глазами и Золотую Звезду на груди генерала, и блестевшие на солнце погоны, и широкие красные лампасы.

Потом подошли и взрослые. Один из мужчин, вытянувшись по-военному, сказал:

— Разрешите доложить, товарищ генерал: рядом, в мочажине, наш самолет находится.

— Как?

— Двадцать два года! В начале октября 1941-го его немцы подбили. Он и рухнул сюда. Видите, вся земля перекопана. Не раз наши колхозники пытались добраться до самолета. Но так ничего и не могли сделать. Без экскаватора, видать, не обойтись.

Выслушав, генерал поручил Санину принять меры.

— И мы, товарищ генерал, поможем в этом деле, —— сказал слышавший этот разговор председатель щепетлевского колхоза.

— Тракторы у нас свои, тросы есть.  

Но извлечь самолет в тот год не удалось. Каждая из многочисленных попыток оканчивалась ничем. Бульдозеры застревали в болоте, и их приходилось вытаскивать тракторами.

Только летом 1964 года, когда в Шепетлево был доставлен экскаватор с большой стрелой, из шестиметровой глубины подняли кабину самолета. Информация корреспондента ТАСС, переданная из Севска и сообщавшая об этом событии, обошла большинство газет страны...

Работница свердловского завода «Вторчермет» Валентина Дмитриевна Гуляева, придя домой и пообедав, как всегда развернула свежий номер «Уральского рабочего». Ее внимание привлекла корреспонденция «Одна из страниц героической борьбы». Дочитав заметку до конца, Валентина Дмитриевна несколько минут сидела молча, безвольно, как после тяжелой работы, опустив руки, а затем, волнуясь, обратилась к матери — Ольге Ивановне, хлопотавшей по хозяйству:

— Садись, мама, послушай, что я тебе прочитаю.

— Потом, Валюша, потом. Со стола уберу, тогда и присяду.

— Нет, ты послушай! Обязательно послушай!

Чем дальше читала дочь, тем все более внимательно слушала ее Ольга Ивановна. Вынув из кармана фартука платок, она изредка прикладывала его к заслезившимся глазам.

А Валентина Дмитриевна продолжала читать о том, что в кабине обнаружены останки пилота. Из сохранившихся тетрадей с записями и полетного листа выяснилось, что погибший летчик — капитан В. Д. Гуляев.

— Валюша, дорогая. — Ольга Ивановна трясущимися руками взяла газету. — Не о нашем ли Васе это говорится? Смотри, и инициалы сходятся.

Сын Ольги Ивановны Василий Дмитриевич тоже был летчиком, служил чуть ли не на самой границе и с первых дней войны участвовал в боях.

А уже в конце октября 1941 года пришло извещение, что капитан Василий Дмитриевич Гуляев геройски погиб, защищая Родину.

— Он, это он! Наш Вася. Ох, как это выяснить, Валюша?

Корреспондент сообщал, что сохранилась одежда летчика. На петлицах гимнастерки поблескивало по "шпале" — знаки различия капитана. В рюкзаке находилось белье, а в небольшом чемодане — бритвенный прибор, одеколон. Достаточно хорошо сохранились парашют, планшетка‚ часы, две тетради, газета «Известия» за 25 июля 1941 года. В кабине же были найдены пистолет-пулемет, патроны...

Кто же он, этот летчик, который, по свидетельству очевидцев, смело вступил в единоборство с врагом, вооруженным пушками и пулеметами? Такой вопрос очень интересовал и подполковника Санина, и тех жителей деревни, кто присутствовал при извлечении самолета.

Тщательно рассматривая бумаги, Иван Максимович Санин нашел полетный лист за 22 июля 1941 года. Вот что в нем было написано:

«Подразделение — 20 И.А.П. Летчик Гуляев. Штурман (прочерк), стрелок-радист (прочерк), самолет Як-1, № 1908». Далее в листе сообщалось, с какой площадки и куда должен был лететь самолет, на какой высоте, какова облачность, скорость ветра, сколько было патронов, горючего.

Продолжая поиски, подполковник Санин нашел документ, судя по которому можно было установить, что капитан Гуляев был командиром 

эскадрильи, что его звали Василием Дмитриевичем.

Останки капитана Гуляева с воинскими почестями были похоронены на кладбище села Шепетлево а его вещи и документы переданы в Севский городской краеведческий музей. Позднее туда поступил и орден Красного Знамени за № 20759, который нашел в разбитой кабине ученик Шепетлевской школы Володя Грицунов.

Как полагается в таких случаях, подполковник Санин послал генералу Кузовкову рапорт, в котором подробно сообщал обо всем, что ему удалось узнать о Гуляеве. Ответ не заставил себя ждать. Иван Александрович писал:

«Вот видите, это истребитель. Выясняется и судьба Василия Дмитриевича Гуляева.

Это флагманский штурман 20-го истребительного полка. Капитан сбит над территорией противника 3 октября 1941 года. Василий Дмитриевич — уроженец г. Владимира. Член КПСС с 1932 года. В Советской Армии — с 1932 года. Его мать — Гуляева Ольга Ивановна — проживает в Свердловской области, получает пенсию. Женат. Сведений о жене нет».

...Уступая просьбам матери и подчиняясь велению собственного сердца, Валентина Дмитриевна Гуляева решила выяснить, действительно ли тот летчик, о котором шла речь в заметке, и ее брат — одно и то же лицо. И она позвонила в редакцию «Уральского рабочего». Ее попросили зайти. Здесь она многое рассказала о своей семье, о брате.

Оказалось, что семья Гуляевых имеет прямое отношение к Пензе. Василий, правда, родился во Владимире, но затем родители переехали в город на Суре. Здесь он рос, учился в школе и на рабфаке, работал, вступил в партию. Отсюда ушел в Красную Армию.

Сотрудница газеты, беседовавшая с Валентиной Дмитриевной, позвонила в свою очередь в Севск, в редакцию, и сообщила, в частности, о том, что жена капитана Гуляева, Зоя Михайловна, работает в Пензе на почте, а дочь Тамара окончила Пензенский политехнический институт, стала инженером, вышла замуж и сейчас ее фамилия Бирюкова.

Позднее Зоя Михайловна, Тамара Васильевна и Валентина Дмитриевна были приглашены в Севск и Шепетлево. Здесь их встретили как самых близких и дорогих гостей. Они побывали в краеведческом музее, где хранятся вещи и документы отважного летчика, посетили могилу Василия Дмитриевича.

Обо всем, что рассказывалось выше, я узнал из заметки в стенгазете. Тогда же познакомился и с Зоей Михайловной. Она рассказывала и рассказывала. Неожиданно останавливалась, смотрела газеты и, вспомнив что-либо, снова говорила. Я расстался с ней, полный желания скорее поведать читателям «Пензенской правды» обо всем, что слышал. Но как можно было писать, если не был на месте событий, не говорил с очевидцами, не видел документов. И я поехал в Севск.

Мне очень хотелось встретиться с работником местной газеты "Сельская новь" Сколченковым, писавшим о Гуляеве, но, к сожалению, он был в командировке.

— А вы сразу идите к Ивану Максимовичу Санину, нашему райвоенкому, — сказал редактор "Сельской нови" Н. З. Агошков. — Я ему сейчас позвоню.

Подполковник Санин оказался человеком высокого роста, с отличной выправкой. Два ряда орденских планок ярче слов говорили о том, что в дни войны он шел в первых рядах сражавшихся. Это был очень радушный и гостеприимный хозяин. Несмотря на большую занятость, Иван Максимович выразил живейшую готовность поехать вместе со мной в Шепетлево.

Шофер Алексей Митрофанович Мельников мастерски вел "газик". Будто заранее чувствовал он ухабы дороги. Алексей Митрофанович — тоже знаток "шепетлевского дела". Когда экскаватор поднял кабину самолета, не кто другой, а именно Алексей Митрофанович извлек тело погибшего летчика. Он же разыскал в забитой илом кабине тетради и другие бумаги Гуляева и сушил их на радиаторе своей машины.

За разговорами мы не заметили, как подъехали к Шепетлеву. Был полдень, и в правлении колхоза никого не оказалось. Мы уже хотели ехать к месту гибели самолета, как в комнату вбежал худощавый блондин.

— Ну, вот и сам Николай Акимович. Знакомьтесь: заведующий клубом товарищ Краснов, — сказал мне Санин. — Он в курсе всех событий.

— Здесь стояли мы тогда, —— начал Николай Акимович, показывая на сельскую площадь. - Наш "ястребок" крепко в небе фрицев лупил. Но вдруг он стал разворачиваться. Немцы бросились к крупнокалиберному зенитному пулемету и открыли огонь по самолету, который вскоре задымился и рухнул вниз. Фашисты захватили овчарок, на мотоциклах помчались к просяному полю, куда, по их расчетам, должен был упасть истребитель. Они что-то кричали, намереваясь взять летчика в плен. Однако этого сделать не удалось. Самолет угодил в болото и быстро затонул в тине. Гитлеровцы подскочили к месту происшествия и увидели только хвост.

Мы отправились к птицеферме.

— Сюда и упал советский ас, — продолжал экскурс в прошлое Краснов. — А там, — он показал на запад, где по дороге чуть не сплошным потоком катились автомобили,— Гуляев бился со стервятниками. Помню, «ястребок» появился из-за облаков. За дальностью расстояния мы не слышали стрельбы, но видели, как вспыхнула одна вражеская машина, потом другая, третья. И у всех, кто был на площади, глаза блестели от радости.

...В Севск вернулись поздним вечером......

 



 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@misha-mo

Добавлю выдержки из другого источника. Здесь чуть покороче и есть ответы на некоторые вопросы:

«… Как выяснилось дальше, жители села вместе с председателем неоднократно пытались вытащить самолет из болота. Но без большого экскаватора сделать ничего не могли. Одних тросов и тракторов было недостаточно. Генерал Кузовков поручил райвоенкому принять меры к тому, чтобы самолет был извлечен из болота. Но достать самолет летом 1963 года из севских болот не получилось. Все попытки оканчивались неудачно. Бульдозеры сами увязали в болоте, и их приходилось вытаскивать тракторами. Летом следующего, 1964, года попытки достать самолет из болота были возобновлены; 23 июня 1964 года в Шепетлево был доставлен экскаватор с большой стрелой. Несколько раз экскаватор вычерпывал одну тину. И только когда ковш углубился на шесть метров, показался хвост истребителя, затем была извлечена и кабина. В ней был обнаружен труп летчика: Форма сохранилась полностью. На петлицах были нашиты «шпалы»-знаки различия капитана. В рюкзаке в кабине находились рюкзак с бельем и чемодан: в нем бритвенный прибор, одеколон. Хорошо сохранился парашют, планшетка, часы, две тетради. Также были обнаружены пулемет и пистолет с патронами. Рассматривая бумаги, найденные в кабине, Иван Максимович Санин нашел полетный лист за 22 июля 1941 года. В нем было написано: «Подразделение -20 И.А.П. Летчик Гуляев. Штурман (прочерк), стрелок- радист (прочерк), самолет ЯК-1 №1908». В листе сообщалось, с какой площадки должен был взлететь пилот, на какой высоте, облачность, скорость ветра, количество патронов, горючего. Продолжая поиски, Санин обнаружил документ, по которому было установлено имя капитана и что (Газета «Севская правда») он был командиром эскадрильи. Останки Гуляева с почестями были похоронены на кладбище деревни Шепетлево, а вещи капитана переданы в севский краеведческий музей. После подъема самолета шепетлевские мальчишки часто приходили к канаве, из которой был поднят самолет. Большая шестиметровая яма до половины заполнилась водой. Ребята возились в забитых глеем дюралюминиевых шкварках. Они внимательно рассматривали каждую деталь. Однажды Володя Грицунов наткнулся на закатанную в грязь круглую, похожую на большую монету, деталь. Володя быстро стал отмывать деталь. Отмытая деталь оказалась орденом боевого Красного Знамени. На оборотной стороне отчетливо был виден номер 20759. Мальчик сначала решил оставить орден себе на память, но его отец, Фрол Дмитриевич Грицунов, убедил сына отнести орден в райвоенкомат. И орден в последующем также был передан в севский краеведческий музей. (Газета «Севская правда» Статья В. Сколченкова «Первые сведения о летчике герое»).

… О том был ли убит Василий Дмитриевич Гуляев или ушел, не желая сдаваться врагу, заживо на дно севского болота неизвестно...».

http://pro-26.edu-penza.ru/informatsiya/shkolnyy-muzey/

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос про бой и про таран как бы исключают находки личных вещей - рюкзака и чемодана. Если бой - то только вынужденный, при перебазировании. Если личные вещи были в кабине (по бортам у бронеспинки), то маневрировать в полной мере летчик, наверное, не мог.

Поскольку немцы достали из пулемета, то шел на небольшой высоте. Может быть уже был ранен.

Самолет в болото ушел практически целым, что говорит и о малой скорости соприкосновения с землей. Может, как Маресьев, пытался сесть на "поляну" и скапотировал? Ударился о прицел, а самолет затонул ранее, чем летчик очнулся...

Вероятно мотор и крылья еще там, в болоте.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу