CyMATOXA

Обломки у Домбая

33 сообщения в этой теме

Вопрос из чистого любопытства

Неподалеку от Домбая (между Домбаем и Тебердой), на берегу реки Улу-Муруджу много лет валяются обломки самолёта. Разумеется, почти всё растащили уже. Судя по технологии производство - послевойна.

Кто-нибудь в курсе, что там приключилось?

 

 

 

 

IMG_20200716_150846.jpg

IMG_20200716_151027.jpg

IMG_20200716_151119.jpg

IMG_20200716_152120.jpg

IMG_20200716_152126.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В ходе выезда в район Теберда - Домбая, кроме обследования района падения СБ под Тебердой проведено обследование остатков этого И-16. Точно определить место падения, увы, не представляется возможным по причине того, что рядом проходит довольно хорошая тропа и, как следствие, основная масса обломков утащена на металлолом (в том числе с использованием вьючных лошадей). К настоящему моменту сохранились три из девяти цилиндров и четыре из девяти поршней, один шатун отпилен вместе с цилиндром и поршнем. Номера на поршнях, увы, не сохранились. 

IMG-20210814-WA0082.jpg

IMG_20210814_120839.jpg

IMG-20210814-WA0080.jpg

IMG_20210814_131559.jpg

IMG_20210814_131553.jpg

IMG_20210814_131200.jpg

Изменено пользователем Синд
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По словам местных жителей остатки самолёта активно разбирались в конце 90-начале 2000-х. Это подтверждается тем, что пальцы из шатунов выбиты, винт снят вместе с редуктором (раскручена стопорная гайка)

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, СЗЦР сказал:

Стоит почистить эти площадки на рубашке цилиндров со всех сторон.

B275EDC6-9393-46C6-AA7B-0D95957F1E67.jpeg

Площадки почистили в первую очередь, на них только номера цилиндров. Номера мотора нет

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Номер мотора нашли там, где указано место в методичке Б.В. Давыдова и И.Г. Прокофьева

Номер мотора 1621

20210814_125318.jpg

20210814_125422.jpg

20210814_125457.jpg

20210814_125443.jpg

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Перевод

В горную дивизию, отдел 1а    10.09.1942

Местный лагерь

Касательно: Сообщение о сбитии советского истребителя типа «Рата»

8.09. 1942 года около 10 часов 5 минут пролетели 2 советских истребителя от направления «Кни» (дословно «колено») через Теберду и через короткое время вернулись обратно в южном направлении.  Они пролетели над стройкой группы RAD 370, которая находится в 3,5- 4 км от КНИ и около 10-11 км от Теберды. На стройке работают 4 взвода  моего подразделения, в то время как 2 взвода задействованы примерно в 1 км южнее. Самолёты были обстреляны направленным и массированным огнем из MG и винтовок. В то время как летящие от Теберды самолёты были обстреляны, пролетая над стройкой, один из самолётов развернулся и начал атаку ( с бреющего полёта) по стройке. Стало ясно, что самолёт производит много дыма, и было видно, что мотор несколько раз выходил из строя. Этот самолёт снова пытался набрать высоту, что у него не вышло. Поэтому он свернул от направления долины Теберды в восточном направлении и влетел в боковую долину (Гоначхир, ведёт к Клухорскому перевалу), которая соединяется с долиной Теберды на юго-востоке. Все, кто участвовали в обстреле самолёта и могли наблюдать происшествие вблизи, убеждены, что машина была повреждена и должна была приземлиться.

(Далее перечисляются свидетели)

Так как было очевидно, что самолёт был сбит, были высланы разведчики, которые должны были найти машину. Поиск 08. 09 был безрезультатным. Рано утром 9.09 был выслан снова разведотряд,  который состоял из OTF Schödelbauer (SB) подразделения 4. 370 и 2 работника. Schödelbauer вернулся вместе со своими людьми под вечер и сообщил следующее:

Машина была найдена в уже названной соседней по отношению к долине Теберды долине в разбитом состоянии. Пилота, который был ранен, взяли в плен. Оружие и бумаги были у него отобраны. Машина была обследована, сразу выяснилось, что в сохранившейся несущей плоскости самолёта не было обнаружено следов обстрела зенитной установкой, однако легко распознавались сквозные пробоины от винтовок. На носу и моторе из-за сильных повреждений при столкновении со скалами невозможно было установить следы обстрела.

После 30 или 45 минут после того, как SB достиг самолёта, появился лейтенант с несколькими унтер-офицерами и отрядами артиллерийского подразделения, которые должны были бы располагаться в Теберде. Лейтенант заявил, что самолёт был сбит зенитной установкой и потребовали передать им пленного пилота. Пилот был передан лейтенанту зенитного подразделения и, вероятно, был доставлен в полевой лазарет Теберды.

Это никак невозможно, чтобы этот самолёт был сбит зенитной установкой в Теберде, потому что без сомнения оба самолёта возвращались неповреждёнными из Теберды вверх по долине Теберды и могли быть повреждены только при атаке с юга на север на стройку. Стройка Имперской трудовой/рабочей службы, которая прорывала и взрывала путь на крутом склоне, была хорошо видна из воздуха, поэтому атака без сомнений была направлена именно на неё. Как приложение передаю вам лист с картой и два удостоверения, которые были отняты у пленного пилота. Остальные бумаги остались при пилоте при передаче лейтенанту зенитного подразделения.

 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Михаил Филиппович Карманов вернулся в родной полк  весной 1943 и погиб 27 октября 1943 в воздушном бою.учетка 1.jpg

Карманов.jpg

учетка 2.jpg

приказ о гибели.jpg

Интересно, что в приказе о гибели местом службы указан не 117 гвардейский истребительный авиаполк (ранее 975 иап), а 11 гвардейский иап

Изменено пользователем Синд
6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 минут назад, Синд сказал:

Михаил Филиппович Карманов вернулся в родной полк  весной 1943 и погиб 27 октября 1943 в воздушном бою.учетка 1.jpg

Карманов.jpg

учетка 2.jpg

приказ о гибели.jpg

Интересно, что в приказе о гибели местом службы указан не 117 гвардейский истребительный авиаполк (ранее 975 иап), а 11 гвардейский иап

Цифру "7" забыли просто добить на машинке, вот и получился из 117 ГИАПа- 11 ГИАП.... 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 минуту назад, Алекс21 сказал:

Цифру "7" забыли просто добить на машинке, вот и получился из 117 ГИАПа- 11 ГИАП.... 

Соответственно и во всех других учетных документах посшла писать губерния

из учетки.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Синд сказал:

На остатках лонжерона нашли номер самолёта: 152144

Так это УТИ-4? Тогда почему только один пилот? И как Карманова привязали к МП? Настолько точно описание в немецком документе и других вариантов быть не может?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 минут назад, linnet сказал:

Так это УТИ-4? Тогда почему только один пилот? И как Карманова привязали к МП? Настолько точно описание в немецком документе и других вариантов быть не может?

Насчет УТИ-4 попалась как-то такая информация:

"...Существовал также боевой вариант УТИ-4, получивший название И-16 тип 15б. Он был разработан на заводе №428, эвакуированном в Баку. Учебная машина для этой цели была доработана следующим образом. В центроплане крыльев устанавливались два крупнокалиберных несинхронных пулемета Березина. На консолях крыла устанавливались по три «флейты» для PC-82 (всего шесть) и бомбодержатели с И-153 для 50 кг бомб (по одному держателю на крыло). Для стрельбы и бомбометания в передней кабине устанавливался коллиматорный прицел ПБП-1А. Задняя кабина в случае боевого применения закрывалась дюралевым колпаком. Боевой вариант УТИ-4 проходил испытания на аэродроме 480-го авиационного полка в местечке Кишлы и в 266-м авиационном полку в местечке Шехикай, в шестидесяти километрах от Баку. Было признано, что тип 15б по мощности вооружения превосходит другие типы И-16, диапазон использования машины шире, и, главное, имеется возможность переоборудовать ранее построенные УТИ-4. Вся работа вместе с выводами была закончена в январе 1942 года.

Достоверно неизвестно, выпускались ли УТИ-4 в варианте тип 15б. «Скорее всего, нет» — такую обтекаемую формулировку можно найти в «Хрониках Родионова» и книге М. Маслова «Истребитель И-16».

Тем не менее, в статье «Боевой ишак сталинских соколов» и книге Маслова приводится камуфляжная схема УТИ-4, в подписи к которой указано, что это УТИ-4 2-го ГвИАП СФ, выпущенный заводом №458 в варианте тип 15б..."

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис, других вариантов нет. В описанном в немецком документе месте - а это ущелье Уллу-Муружду, находится только эти обломки.

Ближайшее место ещё одного И-16 из этого же полка находится в 14 км в соседнем ущелье. Там И-16 лётчика Карпухина, найден в 1962 году, установлен по документам.

МП И-16 лётчика Павлова из этого же полка находится в п. Верхняя Теберда, сейчас застроено. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис!

Цель нашей с Синдом поездки в эти края была как раз попытка разобраться с МП "ишаков" и "привязать" найденные номера к известной уже информации.

И если по И-16 сержанта А.Ф.Павлова, н.б.з. 11.10.42 года - есть номера самолёта/мотора, то по сентябрьским потерям, когда 975 ИАП был в составе Закфронта, номеров самолётов/моторов - нет.

Поэтому необходима твоя помощь в получении такой информации.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

975 иап в это время входил в состав 295 иад ВВС Закавказского фронта, в состав 5 воздушной армии дивизия вошла только в конце сентября 1942, именно по этой причине потери полка не отображены в сводках 5 воздушной армии

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Синд сказал:

 

По вышеупомянутой причине в позапрошлом году "ломали" голову по поводу стыковки представленных выше немецких документов с донесениями и ЖБД частей нашей авиации

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
40 минут назад, Алекс21 сказал:

Либо 191621, либо 1911621

Согласно методички.

Может, это был М-25А? С номером 251621?

У меня нет ни полка, ни дивизии, ни 5 ВА в 1942 г. В ЗакВО полк и дивизия, видимо, промелькнули быстро. В июле - 1 августа 1942 еще нет, а в сентябре уже нет. Единственно попалось упоминание о проведении 30 августа 1942 года учета матчасти, в т.ч. 975 иап на аэродроме Миха-Цхакая. Но итогов учета нет в деле. Да и 975 иап к тому времени, наверное, на фронт отбыл.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, linnet сказал:

 ...упоминание о проведении 30 августа 1942 года учета матчасти, в т.ч. 975 иап на аэродроме Миха-Цхакая. Но итогов учета нет в деле. Да и 975 иап к тому времени, наверное, на фронт отбыл.

Разве не с аэродрома Миха-Цхакая полк выполнял боевые вылеты? По сводкам, 975 иап 24-25 августа перебазирование на аэродром Миха-Цхакая, 11 сентября - перелетел в Сухуми.

975.png

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу