Жека

Пленный летчик, Керчь

60 сообщений в этой теме

3 часа назад, Сергей Кузнецов сказал:

ИМХО надо гансов на фото сначала опознавать, а потом уже к нашему воину переходить.

Без вариантов! Обычные пехотные части, никаких привязок. Ни горных, ни егерских шевронов не видно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте,

Попросил знакомую перевести. Вот, что получилось:

"Сбит советский самолёт. Капитан, пилотировавший его, смог спастись на парашюте. Попал в руки немецких войск. Легко ранен. Наложив ему временную повязку, проводники из посёлка сопровождают его в командный пункт.

Справа: в командном пункте проводится допрос большевистского летчика. Он является членом Коммунистической Партии и обладает высокими советскими знаками отличия: орден Отечественной войны, медаль за оборону Ленинграда, орден Красного Знамени.
 
После допроса переведен в эвакуационныхй госпиталь в мотоциклетной коляски, для того, чтобы медики оказали первую помощь пленному."
 
По тексту там действительно Leningrado.
 
 
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Евгений, здравствуйте.

У Вас наверняка есть сведения о полках, самолёты которых могли оказаться под Керчью с мая по август 43. Или кто-то из адд не вернулся из района Керчи?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас была в этот период только 4 ВА. Я проверил все полки за этот период в звании от капитана до полковника: не нашел никого подходящего.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Жека сказал:

У нас была в этот период только 4 ВА. Я проверил все полки за этот период в звании от капитана до полковника: не нашел никого подходящего.

У АДД не было "у нас" или "не у нас".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
43 минуты назад, Alex63 сказал:

У АДД не было "у нас" или "не у нас".

Имелось в виду, что на Кубани в этот период действовала 4 ва, по ВВС ЧФ никого с такими наградами среди сбитых в ланный период над Крымом также не было. 

@Skuns в этот период работали части 50 аддд, возможно кто-то из них

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Задержан и допрошен без шлемофона,а при отправке после допроса в госпиталь,конечно, шлемофон просто необходим. 

Все это вызывает большие сомнения...

-1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мои попытки пока тоже без успеха... Искал в основном по Подвиг Народа, сравнивая с фото УПК. Без учета фронта и вида авиации.

Существенный критерий, уменьшающий границы поиска:

С момента своего учреждения 20 мая 1942 года и до появления Указа от 19 июня 1943 года “Об утверждении образцов и описания лент к орденам и медалям СССР и правил ношения орденов, медалей, орденских лент и знаков отличия” изготавливался первый тип ордена Отечественной войны- подвесной на колодке. Указом от 19 июня 1943 года устанавливался порядок ношения орденов, имевших форму звезды, не на колодке, а на штифтах на правой стороне груди. 

Следовательно, с июня 42-го по август 43-го. Вкупе с ОЛ и ОБКЗ не такой уж большой список должен быть. Жаль ленту на колодке не видно... Год рождения не ранее 1910, думаю...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не совсем верно. И после введения орденов на пятиугольной колодке продолжали выдавать награды на винте, ещё имевшиеся в Наградных отделах штабов.

С уважением, 

Ugrum

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Ugrum сказал:

Не совсем верно. И после введения орденов на пятиугольной колодке продолжали выдавать награды на винте, ещё имевшиеся в Наградных отделах штабов.

Согласен, теория и практика имели расхождения. Поэтому и указал крайний период  август 43-го..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Дочь ветерана ВОВ 863 иап Сомнения вещь полезная. По-вашему, он шлемофон выкинуть должен был? Или у него его отнять должны были?

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Alex63 сказал:

По-вашему, он шлемофон выкинуть должен был? Или у него его отнять должны были?

Как минимум нести в руке, т.к. в летнюю жару носить на голове черного цвета непроветриваемый головной убор чревато тепловым ударом. Допущу, что не летчик мог таскать и демонстрировать всем и вся шлемофон, чтобы в плену попасть в более комфортные по его мнению условия.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 26.06.2020 в 15:37, Жека сказал:

Без вариантов! Обычные пехотные части, никаких привязок. Ни горных, ни егерских шевронов не видно.

Евгений, здравствуйте.

у "обычных" пехотных частей на восточном фронте полагались шорты? На фото, где лётчика по полю сопровождают, первый немец в шортах. И рубашка может быть песочного цвета. Может поймали и сопровождают из национальной части.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Шорты, как и пробковые шлемы, это нормальный вариант формы одежды для всех частей вермахта, воевавших на юге.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Сергей Кузнецов сказал:

Допущу, что не летчик мог таскать и демонстрировать всем и вся шлемофон, чтобы в плену попасть в более комфортные по его мнению условия.

Этот момент обыгран в художественном фильме "Охота на единорога" (1989), с 12 по 15 минуту.

С уважением, -

Ugrum

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Сергей Кузнецов Его посадили в коляску мотоцикла, и перед отъездом сфотографировали. Само собой напрашивается надеть головной убор, какой бы он ни был. Впрочем, дискуссия не имеет смысла.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жека, проверь потери илов за 21 июля. Немцы докладывают, что сбили 5 самолетов. Один зениткой, остальные истребителями. Район Железный Рог

 

Изменено пользователем VladK
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В ‎26‎.‎06‎.‎2020 в 15:37, Жека сказал:

Без вариантов! Обычные пехотные части, никаких привязок. Ни горных, ни егерских шевронов не видно.

На фото, где стоят втроем на крыльце, немец слева вроде в летном френче с "яичницей". Может это личное знакомство сбившего со сбитым?

Изменено пользователем Шурик
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 минут назад, Шурик сказал:

На фото, где стоят втроем на крыльце, немец слева вроде в летном френче с "яичницей". Может это личное знакомство сбившего со сбитым?

Обычный вермахтовый орел на кителе

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте.

Если Евгений проверил по полкам - и ничего. Не может это быть инспектор из вышестоящего соединения? Товарищ в возрасте (по авиационным меркам), заслуженный.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

.....  нашел  капитана ,  который    1909 г.р   и  попал  в плен   в рне  Керчи    ...   но   наград - как  у пленного  на фото  -   не имел ...

12.03.1943    заявка..

Косиок Йозеф           10.(N)/ZG1     DB-3   N. Kortsch: at 3000 m21:45     ...севернее Керчи  ?


 

В ночь  12-13.03.43    сбит ИА      в рне Керчь  мбр-3 чф 18аэ 119кап       Пичугин-  штурман Курасов  - стрелок   Неизвестный   

     капитан  Курасов  Александр Иванович 1909г.р.  имел  два  ордена  КЗ ---плен  …  один  орден  КЗ   за  финскую...

 


 

курасов александр иванович119.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

   .... цитата    геннадия    кушелева  ...

.....Никаких сомнений, они прибыли вместе.
Вот те, кто по ОБД доставлен в Лодзь с южного ТВД советско-германского фронта 23.06.43 года:

Этап 23.06.43 г. с южного ТВД
1 Курасов Александр Иванович 31.03.1909 шталаг Луфтваффе 2
№2409 Украинская ССР, Запорожская обл., Гиническ

2 Мухин Михаил Артемович 18.11.1922 в/пл. Луфтваффе 2 №2411 Чебоксары
3 Луговой Василий Иванович 09.04.1919 №2410 шталаг Луфтваффе 2 Московская обл.
4 Новомирский Владимир Александрович 01.05.1916
№2412 шталаг Луфтваффе 2 Украинская ССР, Харьковская обл., г. Харьков
5 Шмаков Алексей Герасимович 30.05.1916
№2415 шталаг Луфтваффе 2 Тульская обл., г. Тула
6 Попов Федор Петрович 22.02.1916
№2413 шталаг Луфтваффе 2 Омская обл., г. Омск
7 Сутырин Михаил Иванович 26.09.1915
№2414 шталаг Луфтваффе 2 Ивановская обл., Вязниковский р-н, Лукново

 

221159.jpg

Изменено пользователем misha-mo
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

misha-mo! Без головного убора Ваш капитан еще более похож на искомого по фотографии летчика

Курасов А. И..jpg

По УПК до 12.03.43 (день сбития) у этого капитана 2 награды (пр-зы ЧФ №32с от 10.05.42 и №77с от 03.12.42)

- оба Орден Красное Знамя - оба за ВОВ. Причем, возможно, 2-ой орден еще не был получен, т.к. приказ утвержден только 06.11.47.

Относительно Орденов Ленина и Отечественной Войны. Можно предположить, что получилось, как в случае с  гв. лейтенантом Макановым Г.Ф. - награжден 2 Орденами Красного Знамени (подвесным и на штифте), в УПК  проходит только один. Расхождения опубликованных УПК с действительностью редко, но имеют место быть.

Впрочем, тот ли Ваш капитан? Ответ за экспертами.

 

Дроздов Василий Алексеевич - однополчанин Курасова А. И.

Орден Красного Знамени

Наградной документ

Дата рождения: __.__.1905

Воинское звание: подполковник|майор|капитан

Кто наградил: Черноморский флот|Президиум ВС СССР

Наименование награды: Орден Красного Знамени

Картотека: Картотека награждений

Номер документа: 77/с|77

Дата документа: 03.12.1942|06.11.1947

Маканов Г. Ф.

Маканов Г. Ф..jpg

http://c-society.ru/main.php?ID=643641

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

       ...модератор  форума  Авиация  СГВ     в  2018 г.    публиковал  письмо       Алекса   из  Швейцарии...

цитата....

Еще одно письмо от Алекса (я не со всем согласен по тексту, но публикую без купюр):

"Привет, Геннадий.

Вот дополнительная информация, которую ты можешь поместить на сгв авиа, об экипаже капитана Пичугина.

Я все еще жду информацию по оперсводкам 18 омраэ. Тогда я буду знать больше деталей. 

Что я знаю на настоящий момент, экипаж был сбит Ofw.Josef Kociok 10.(NJ)/ZG1 MBR-2 N. Kertsch в 21.30 ночью. 
Расстояние между морским портом Геленджик и Багерово около 380 км по земле и около 300 км если лететь по прямой над морем. Если МБР-2 имел экипаж из 5 человек и был загружен бомбами, что ограничено, тогда самолет должен был сесть где-то между Геленджиком и Багерово для дозаправки, потому что полетное расстояние ограничено. 
По моему мнению, целью был не аэродром Багерово, потому что это слишком далеко и очень рискованно. Особенно, что в Багерово ZG-1 ночная эскадрилья была размещена. Эта эскадрилья имела МЕ -110 с радарами на борту.

Если цель была Багерово, тогда атака на аэродром была запланирована сюрпризом для немцев, и это заслуживает получения звания Героев СССР.

Я не понимаю, почему русские источники говорят, что Неизвестный приземлился на парашюте на воду. Возможно,что он попал в руки СС в районе Керчи и был убит, потому что был евреем. Такое случалось не один раз, с русскими пленными солдатами.
Однако, что точно - он не попал в руки румынских войск в районе Керчи.

Также странно, что штурман капитан Курасов был перемещен в июле 1944 г. в сталаг Рабштайн в Судетен, сейчас это Чешская республика. В сталаге рабштайн немецкой люфтваффе вместе с самолетным заводом, где строили JU-87 и завод Фокевульф, где строили секретные вертолеты FA-223. Это единственный случай, который я знаю, когда советский летчик и штурман один был перемещен на такое далекое расстояние из Польши (сталаг люфт 2). Условия в рабштайн были лучше, чем в другом лагере. Если помнишь, я обсуждал в прошлом на форуме с тобой и Саней случай со ст.лт. Красовой, которая получила разрешение работать тестлаверке (электронная фабрика). Она также была штурманом. Красова сотрудничала с немцами, она предатель. Однако, она работала около сталаг люфт 2. Вот почему я предполагаю, что также Курасов сотрудничал с немцами. У меня нет доказательств, но долгое изучение истории позволяет мне так считать. Поэтому я также верю, что он выпрыгнул с парашютом без разрешения командира, когда самолет был подбит.

Посылаю тебе несколько фотографий летчиков люфтваффе, которые подбили самолет экипажа Пичугина и карту лагеря рабштайн, включая фото из рабштайн.

С уважением, Алекс."
 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 7/2/2020 at 11:31 AM, misha-mo said:

.....  нашел  капитана ,  который    1909 г.р   и  попал  в плен   в рне  Керчи    ...   но   наград - как  у пленного  на фото  -   не имел ...

Миша, с Курасовым ещё один факт вызывает сомнение. По метеосводкам, 13 марта, в районе Керчь, был слабый морозец. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я по теме провел некоторую домашнюю работу. 

На период августа 1943 года, в Крыму находились, в основном, охранные части. Befehlshaber Krim и Befehlshaber Strasse Kertsch. Прилагаю карту, для наглядности:

Bef. Str. Kertsch.jpg

Вообщем, я проверил, все имеющееся у меня в наличии сводки, жбд и вот, что у меня нарисовалось. В дополнение,  есть немного сводок 11 армии за часть 1942-го года.

2.04.42 район Камыш Бурун сбито 4 истребителя бортстрелками. Roll 1691(9)(946)

4.04.42 Туапсе сбито 2 самолета. Roll 1691(13)

7.04.42 вокзал Семь Колодезей сбито 2 самолета. Roll 1691(17)

8.04.42 Сводка Люфтваффе: сбит 1 самолет. Вылет на Алибай и Кият.1691(793)

9.04.42 район Керчь сбито 8 самолетов истребителями и 1 самолет пехотным оружием. Roll 1691(21). Сводка Люфтваффе: сбито 8 самолетов (3- И153, 2-И301, 2-И61, 1-И16) районы Семи Колодизей, аэродромы Керчь II, IV, VI и Камыш Бурун II. 1691(757)(784). Потеря Ю87

10.04.42 район Керчь 2 самолета сбито истребителями. Roll 1691(23). Сводка Люфтваффе: сбито 2 самолета. 1691(757)

13.04.42 гавань Туапсе сбит 1 самолет. Roll 1691(29). Сводка Люфтваффе: в районе Туапсе сбит И153.1691(652)

18.04.42  13:30  в районе действия 132 пд, истребителем сбит 1 Rata N117. Сводка Люфтваффе: сбито 2 И16.1691(465)

19.04.42 район Камыш Бурун и Керчь сбито 12 самолетов. Roll 1691(35).  Сводка Люфтваффе: в районе Камыш Бурун сбит 1 истребитель 1691(433). Всего за день сбито 12 истребителей. Районы Камыш Бурун и Семь Колодезей.1691(435)

20.04.42 район Керченского полуострова сбито 4 самолета. Roll 1691(37). Сводка Люфтваффе: при прикрытии своих Ю88 и Ю87 было сбито 6 самолетов, плюс еще 1 сбит бортстрелком. Районы вылета были Семь Колодезей и Камыш Бурун. Потерян 1 Хе111 при вылете в район Севастополя. 1691 (433).

21.04.42 сбито 6 самолетов в районах Керчь, Камыш Бурун, Новороссийск. Roll 1691 (39). Сводка Люфтваффе: в воздушном бою сбит 1 И16, предположительно район Новороссийска 1691(354).

22.04.42 сводка Люфтваффе: истребителем сбит один И153. Место не указано.1691(318)

23.04.42 сводка Люфтваффе: истребителем сбит один разведчик Пе2, 3 истребителя сбито огнем бортстрелков при налете на Новороссийск.1691(271)

28.04.42 район Керчь, Новоросийск сбито 2 истребителя. Roll 1691 (49)

29.04.42 на восточном фронте армии (смотреть карту) сбито истребителями 12 самолетов.1691(49)

30.04.42 в районе действия 11 армии истребителями сбито 22 самолета. 1691 (51)

01.05.42  12:45  по докладу 132 пд, в районе Татарского кургана столкнулись два русских истребителя. Один из которых упал, другой улетел поврежденный. В районе действия 11 армии истребителями сбито 19 самолетов 1691(53).

26.7 42 в районе Керчь сбито 2 самолета

26.04.43 Тамань, Вышестеблеевская, упал 1 самолет, 2 летчика взято в плен. Т501-350-205

2.5.43 В 13:40 гавань Феодосии зенитки сбили 2 бомбера. Летчик выпрыгнул. Перевод № 80

7.5.43 В 6:30-7:30 район Саки сбит 1 самолет. Перевод № 78

14.5.43 район Ялта, Феодосия сбит один самолет. Перевод №76.

12.6.43 В 15.40 Ю Карангиб 30 км ЮЗ Марловка, истребителем сбит бомбер. Упал в море.Перевод № 68

13.6.43 В районе Керчь сбито 3 самолета.(T501 350-215)

17.6.43 В 9:40 Опук (40км ЮЗ Керчь) сбито 2 самолета. Т501-350-216 подтверждает 1 самолет.Перевод №66

7.7.43  В районе Саки, 7:00, сбито два бомбера румынскими истребителями. Roll 998, №60

21.7.43 Тамань, 16:20, в районе Железный Рог сбито 6 самолетов (Ил2). 1 самолет сбит бортстрелком, 5 сбито истребителями. Т501-350-222

26.7.43 Тамань, район Благовещенская истребителями сбито 7 Ил2

От себя: За лето, нет никаких сведений, о пленных летчиках

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из  статьи  в интернете….

 

…В начале сентября 2011 года сын  участника Великой Отечественной войны попросил нас рассказать в проекте "Истории Великой Победы" об одном ночном сражении, произошедшем в Крыму в 1943 году. Он также попросил нас найти родственников сослуживцев своего отца и узнать получили или нет участники этого боя звание Героев СССР. Он передал два листка: на одном написал короткое сообщение о тех далеких событиях, на втором - отсканированное фото отца и его сослуживцев.

 Изучив переданные материалы и имеющиеся официальные данные об этом событии, мы осознали, что участники Великой Отечественной войны капитан Пичугин Михаил Андреевич, капитан Курагин Александр Иванович и старший сержант Неизвестный Артур Соломонович - весь состав экипажа самолета МБР-2 - ГЕРОИ НАШЕЙ РОДИНЫ. И это независимо ни от чего, так как они 10 марта 1943 года совершили свой героический поступок.

 

И ещё мы осознали - что все кто погиб в этой войне, кто отдал самое ценное - свою собственную жизнь - ГЕРОИ НАШЕЙ РОДИНЫ, а уж присвоили им звание или нет, не имеет никакого значения. Они - ГЕРОИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, так как отдали свои жизни, что бы остановить процессы разрушения войны и сохранить ещё чьи-то жизни. Ни кто и ни что не может это изменить, ни отсутствие записи на бумаге, ни отсутствие знаков отличия - это свершившийся факт - они ГЕРОИ.

Мы представляем текст, переданный нам, полностью без каких-либо изменений и дополнений:

«Экипаж морского ближнего разведчика МБР-2, 18 отдельной морской авиационной эскадрильи, 119 морского разведывательного авиационного полка ВВС Черноморского флота в составе: штурмана Курасова Александра Ивановича, лётчика Пичугина Михаила Андреевича, стрелка-радиста Неизвестного Артура Соломоновича 10 марта 1943 года, вылетев с аэродрома Геленджик, ночью подошли со стороны Азовского моря к аэродрому Багерово (Керчь). Немцы открыли огонь по морю, приняв их за торпедный катер.

 

На первом заходе сбросили торпеду (морскую торпеду) с мощным зарядом на стоянку самолётов. Взрыв был очень мощным, т.к. даже им самим с трудом удалось сохранить управление самолётом. Оправившись после удара, немцам удалось взять самолёт в перекрестье прожекторов и поднять один самолёт - двухмоторный ME-110 с ночной навигацией. Через 10-15 минут воздушного боя ME-110 из пушек поразил МБР-2.

Падение самолёта происходило ориентировочно возле Арабатской стрелки возле посёлка Ленино (Крым). Лётчик погиб от прямого попадания снаряда. Курасов и Неизвестный выпрыгнули с парашютами. Однако Неизвестный погиб во льдах моря, а Курасову удалось на 3-и сутки выйти на берег.

 

Далее был плен, освобождение, сталинские лагеря и снова служба начальником аэродром-службы Черноморского флота. По словам начальника штаба полка, в статье газеты "Слава Севастополя" за август 1962-63 гг., которую я читал лично, весь экипаж был представлен к званию Героя СССР. Однако никакой награды не было. Как сложилось с наградами для погибших также неизвестно.

Известно только, что стрелок-радист Неизвестный Артур Соломонович был сыном известного московского режиссёра (по национальности - еврей).Задача - найти родственников погибших героев, чтобы поставить памятный знак в честь их подвига……

23.04.2011 подпись Курасов В.А   (…сын  штурмана)         

 

Переданная отсканированная копия старой фотографии сделана на простом листе бумаги формата А-4, плохого качества, к сожалению, не указаны ни дата, ни место съемки.

 На фото слева направо: 1- стрелок-радист - Неизвестный Артур Соломонович (погиб 10 марта 1943 года), 2- нет информации, 3- лётчик - Пичугин Михаил Андреевич (погиб 10 марта 1943 года), 4- нет информации, 5- штурман - Курасов Александр Иванович.

 

На фото сфотографированы 5 молодых парней в военной форме, спокойные, радостные, уверенные в себе и друге, который не предаст, а при случае подставит свое надежное плечо. Вглядываясь в их лица, понимаешь - в них нет смятения, сомнения, страха, они знали свою задачу и понимали свои возможности. И ещё чувствуешь, что этих людей объединяло что-то очень важное, они как братья, как пять пальцев на одной руке, вместе представляют огромную силу. Их лица светятся особым светом на этой плохой копии старой фотографии, они как сказочные герои-великаны из далекой неведомой страны...

Пока нам удалось найти информацию только о трех участниках Великой Отечественной войны, изображенных на этом фото, о двух из них мы не знаем ни их фамилии, ни их имена, НИЧЕГО...

На фото: состав экипажа самолета МБР-2 18 ОМРАЭ 119 МРАП ВВС ЧФ: Неизвестный Артур Соломонович (погиб 10 марта 1943 года), лётчик - Пичугин Михаил Андреевич (погиб 10 марта 1943 года), штурман - Курасов Александр Иванович

Нам удалось узнать что, герои этого ночного сражения 10 марта 1943 года, то есть весь экипаж, был позже представлен к званию Героя СССР, но получили ли они это звание или нет неизвестно, это предстоит также выяснить.

 Прочитав переданный нам текст, мы решили дополнить его фактами и деталями, для этого начали искать в Интернете информацию об этих людях и событиях тех далеких дней. Представляем материал, который нам удалось найти, чтобы дополнить и рассказать ещё одну историю войны.

 

ПИЧУГИН МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ

 

Информация из донесения о безвозвратных потерях

Номер записи         76549735

Фамилия             Пичугин

Имя              Михаил

Отчество              Андреевич

Дата рождения:        15.11.1915 года

Место рождения:     Московская обл., село Голушкино

Дата и место призыва:     1937 год, Коломенский РВК, Московская обл., Коломенский р-н

Последнее место службы:    ЧФ, 18 АЭ 119 АП ВВС

Воинское звание:        капитан

Причина выбытия:    пропал без вести

Дата выбытия:        12.03.1943

Название источника информации:     ЦВМА

Номер фонда источника информации:    864

Номер описи источника информации:    1

Номер дела источника информации:    1334

Информация с сайта: http://obd-memorial.ru

 

Из официальных источников следует: Пичугин Михаил Андреевич родился 15 ноября 1915 года в селе Голушкино, Московской области. В 1937 году он был призван для прохождения военной службы Коломенским РВК, Московской области, Коломенского района. Последнее место службы он проходил в звании капитана, на должности штурмана в составе экипажа самолета МБР-2, 18 отдельной авиационной эскадрилье ,119 авиационного полка ВВС ЧФ в Крыму. На фото видно, что он был награждён Орденом Красной Звезды. По официальным данным, 12 марта 1943 года при исполнении боевого задания капитан Пичугин Михаил Андреевич пропал без вести. Ему было 27 лет...

Это всё, что удалось узнать об этом молодом человеке из официальных источников: Пичугин Михаил Андреевич родился, жил, был призван защищать Родину, в борьбе с фашистами при выполнении боевого задания пропал без вести.

 

Из представленного нам текста стало понятно, что капитан Пичугин Михаил Андреевич героически погиб при исполнении боевого задания 10 марта 1943 года в районе Арабатской стрелки возле посёлка Ленино в Крыму, а из другого источника место гибели - Утлюкский лиман Азовского моря, возле села Фрунзе. Он был убит прямым попаданием снаряда, его тело осталось в самолете, который утонул в Азовском море.

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ АРТУР СОЛОМОНОВИЧ

 

Информация из донесения о безвозвратных потерях

Номер записи     76843247

Фамилия        Неизвестный

Имя            Артур

Отчество        Соломонович

Дата рождения:    1919 года

Место рождения: Украинская ССР, Житомирская обл., г. Житомир, ул. Московская, 5

Дата и место призыва:    1939 год, Коминтерновский РВК, Московская обл., г. Москва, Коминтерновский р-н

Последнее место службы:    ЧФ, ВВС 119 АП

Воинское звание:     старший сержант

Причина выбытия:    пропал без вести

Дата выбытия:        13.03.1943

Название источника информации    ЦВМА

Номер фонда источника информации    1250

Номер описи источника информации    2

 Из официальных источников следует: Неизвестный Артур Соломонович родился в 1919 году, в семье рабочего, в городе Житомире, Украинской ССР на улице Московская, дом 5. Он был женат на Неизвестной Анастасии Максимовне. В 1939 году его призвали в армию в городе Москва, в Коминтерновском РВК, Московской области, Коминтерновского района.

 Последнее место службы он проходил в составе экипажа самолета МБР-2, в 18 отдельной авиационной эскадрилье, 119 авиационного полка ВВС ЧФ, который базировался в 1943 году в Крыму, в должности воздушного стрелка-радиста, в звании старшего сержанта. За боевые заслуги он был награждён орденом Красной Звезды, был членом ВКПб, партийный билет N 4062564. По официальным данным старший сержант Неизвестный Артур Соломонович 13 марта 1943 года при выполнении боевого задания пропал без вести. Ему было 24 года...

Это всё, что удалось узнать об этом молодом человеке из официальных источников: Неизвестный Артур Соломонович, родился, жил, женился, ушёл на фронт защищать Родину и при исполнении боевого задания пропал без вести.

 

Из предоставленного нам текста стало известно, что воздушный стрелок радист старший сержант Неизвестный Артур Соломонович 10 марта 1943 года был ранен при исполнении боевого задания и погиб возле Арабатской стрелки у посёлка Ленино в Крыму, утонув во льдах Азовского моря (по другому источнику место гибели - Утлюкский лиман Азовского моря, возле села Фрунзе).

 

КУРАСОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

 Информация из донесения о безвозвратных потерях

Номер записи         76549541

Фамилия            Курасов

Имя                Александр

Отчество            Иванович

Дата рождения:        31.03.1909

Место рождения:    Украинская ССР, Запорожская обл., город Гениченск

Дата и место призыва: 1938 год, Генический РВК, Украинская ССР, Запорожская обл., Генический р-н

Последнее место службы:     ЧФ, 18 АЭ 119 АП ВВС

Воинское звание:     капитан

Причина выбытия:    пропал без вести

Дата выбытия:        12.03.1943 года

Название источника информации:     ЦВМА

Номер фонда источника информации    864

Номер описи источника информации    1

Номер дела источника информации    1334

 

Из официальных источников следует: Курасов Александр Иванович родился 31 марта, 1909 года, в г. Гениченске Запорожской области Украинской ССР в семье рабочего, русский. Жил с матерью Курасовой Татьяной Никифоровной, был женат на Курасовой Ольге Поликарповне.

В 1938 году он был призван для прохождения военной службы Гениченским РВК, Украинской ССР, Запорожской области, Гениченского района, с 1938 года член ВКП/б, билет N1961572. Последнее место службы он проходил в звании капитана, на должности штурмана в составе экипажа самолета МБР-2, 18 отдельной авиационной эскадрильи, 119 авиационного полка ВВС ЧФ в Крыму. По официальным данным 12 марта 1943 года он не вернулся с боевого задания, пропал без вести.

Из карточки "О внесении дополнительных сведений" N 3785с-45 N18 известно, что Курасов Александр Иванович 10 марта 1943 года после падения самолета попал в немецкий плен находился там с 12 марта 1943 года по 09 мая 1945 года, а далее по 11 июня 1945 года на проверке в 28 зап.стр.полку 12 зап.стр.див. Далее по данным ОПК ЧФ N40832 от 29.03.1946 года следует, что Курасов проходил службу в ВВС ЧФ. Известно также, что за боевые заслуги он был дважды награждён Орденом Красной Звезды.

Много информации удалось узнать из документов немецкого лагеря шталаг Люфтваффе 2, в котором Курасов находился в плену с 19 марта 1943 года. С немецкой педантичностью указаны все подробности: имя отца, девичья фамилия матери - Свичоренко; адрес её проживания - Запорожье, г. Гениченск, ул. Карла Либкнехта, 93; указана гражданская профессия Курасова Александра Ивановича - моторист-механик. Из официальной немецкой карточки военнопленного следует, что капитан Курасов Александр Иванович 23 июня 1943 года он был доставлен в лагерь для военнопленных шталаг Люфтваффе 2. Из следующего документа следует, что 24 июля 1944 года он убыл из этого лагеря, а 15 августа 1944 года он был переведён в лагерь 4С A.K. Рабштейн. Итак, анализируя информацию официальных источников, стало известно: молодой человек Курасов Александр Иванович родился, женился, жил, был призван в ряды Советской армии, защищал Родину во время Великой Отечественной Войны, за доблестные заслуги был дважды награждён Орденом Красного Знамени, при исполнении боевого задания пропал без вести. Спустя некоторое время стало известно, что он попал в немецкий лагерь для военнопленных, находился там до дня Великой Победы, затем продолжал службу Родине.

Из личной карточки известно, что штурман капитан Курасов Александр Иванович, 1909 года рождения, русский, уроженец города Гениченска, Запорожской области, УССР, являлся членом ВКПб, призван на военную службу в 1938 году, за боевые заслуги награжден двумя орденами Красного Знамени. Он был женат на Курасовой Ольге Поликарповне, у него была мать Курасова Татьяна Никифоровна.

 Информация с сайта: http://obd-memorial.ru

Информация о военнопленном

Номер записи         272065093

Фамилия            Курасов

Имя                Александр

Отчество            Иванович

Дата рождения:        31.03.1909 года

Место рождения:    Украинская ССР, Запорожская обл., Генический р-н

Последнее место службы:    119 авиационный полк

Воинское звание:     капитан

Лагерный номер:        2409

Дата пленения:        19.03.1943

Место пленения:         Запорожно

Лагерь:            шталаг Луфтваффе 2

Судьба:        попал в плен

Название источника информации    ЦАМО

Номер фонда источника информации   

Картотека военнопленных офицеров

 

Фото страницы дополнительных сведений о Курасове А.И.

Из карточки дополнительных сведений известно, что Курасов А.И. находился в немецком плену с 12 марта 1943 года по 9 мая 1945 года, а затем до 11 июня 1945 года он был на проверке в 28 западном строительном полку 12 западной строительной дивизии.

 

Из предоставленного нам текста известно, что 10 марта 1943 года экипаж эскадрильи 18 ОМРАЭ выполнял боевое задание на самолете МБР-2, который был подбит немцами и потерпел крушение. Штурман экипажа капитан Курасов Александр Иванович выпрыгнул с парашютом из падающего самолета, упал в Азовское море, а затем в течение 3 суток по льду выбирался на берег. Его раненного и обмороженного выхаживала жительница ближайшего села, которую за это расстреляли немцы, а Курасова А.И. взяли в плен и 19 марта 1943 года отправили в лагерь для военнопленных в шталаг Люфтваффе 2.

 

Курасов А.И. после войны был посажен в сталинские лагеря, а затем вновь проходил службу начальником аэродрома Черноморского флота.

 

Это пока это всё, что нам удалось найти, к сожалению, многое уже безвозвратно утрачено, но мы будем продолжать свой поиск….

Изучая представленные материалы, мы вдруг осознали, что о героях нашей истории в официальной хронике имеется мало информации, из которой многое непонятно об их судьбах и о них самих. Только сейчас стало известно, что капитан Пичугин М.А. и старший сержант Неизвестный А.С. выполняя задание, героически погибли 10 марта 1943, хотя в официальных источниках указано, что они пропали без вести. Осталась неизвестной история представления всех бойцов этого экипажа к званию Героя Советского Союза. Непростая и загадочная судьба Курагина А.И., прошедшего немецкие и сталинские лагеря. Мы будем продолжать поиск информации в архивах, на сайтах, в музеях...

Продолжение следует...

Автор статьи и проекта "Истории Великой Победы"

Веремеева Татьяна

Соавтор и фотограф

Горячев Василий

viperson.ru


 

екипаж  мбр.jpg

без убора курасов.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу