Ugrum

В Заполярье нашли самолет Николая Талалихина - брата ГСС Виктора Талалихина

3 сообщения в этой теме

Цитируется по Российской газете: https://rg.ru/2020/05/09/reg-szfo/v-zapoliare-nashli-samolet-brata-znamenitogo-letchika-viktora-talalihina.html

В Заполярье нашли самолет брата знаменитого летчика Виктора Талалихина

В Мурманской области найден самолет ГСТ ("летающая лодка"), на котором в годы Великой Отечественной войны летал Николай Талалихин - брат известного всей стране летчика Виктора Талалихина. Об этом корреспонденту "РГ" сообщил председатель Координационного совета поисковых отрядов Мурманской области Константин Добровольский.
Фото: Антон Денисов / РИА НовостиФото: Антон Денисов / РИА Новости
Фото: Антон Денисов / РИА Новости

В ночь на 8 августа 1941 года Виктор Талалихин в небе над Москвой таранил своим истребителем И-16 немецкий бомбардировщик He-111 и сбил его. За первый в истории ночной воздушный таран Талалихин был удостоен звания героя Советского Союза, а его имя стало известно всей стране. В Москве создан музей Талалихина и появилось сообщество "Талалихинцы".

О его старшем брате Николае, по примеру которого Виктор связал свою жизнь с авиацией, мало что известно, - рассказал руководитель поисково-исследовательской группы "Икар" города Заозерска Владимир Чернышов в справке, адресованной Константину Добровольскому. - Во время начала Великой Отечественной войны Николай Васильевич Талалихин служил на Крайнем Севере в морской авиации командиром звена 4-й авиаэскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиаполка ВВС Северного флота. Экипаж Николая Талалихина 11 июля 1941 года не вернулся с боевого задания по разведке и уничтожению наступающих войск противника на Мурманском направлении в районе реки Большая Западная Лица. До недавнего времени обстоятельства гибели самолета и судьба пяти членов его экипажа оставались неизвестными. Однако при работе представителя ПГ "Икар" в ЦВМА Минобороны РФ в Гатчине с документами 118-го авиаполка был обнаружен документ, содержащий информацию о том, где искать самолет.

Как выяснилось, в состав экипажа "летающей лодки" входили старший лейтенант Талалихин Н. В., старший лейтенант Кцоев А. А, младший лейтенант Бобков С. Д., лейтенант Наконечный Ф. Д. и старший сержант Рыжичков Л. Ф. 11 июля 1941 года в 10 часов утра их самолет упал и разбился в районе одной из высот около реки Большая Западная Лица.

Еще до того, как удалось отыскать в архиве этот документ, поисковики "Икара" не раз обследовали эту высоту и обнаружили там останки самолета с набдписями на английском и русском языках, причальный авиационный якорь для "летающих лодок", номерную бирку-шильду завода имени Димитрова и множество мелких фрагментов и деталей самолета. Кроме того, удалось обнаружить элементы парашютных систем членов экипажа: два вытяжных кольца от парашютов, карабины и пряжки, несколько костных фрагментов человеческих останков и частей обуви.

Анализ архивных материалов, в том числе немецких, показал, что найденный возле высоты неизвестный самолет - это ГСТ Николая Талалихина. При этом в самолете на момент гибели находились сам Талалихин и Кцоев. Остальный члены экипажа парашютировались из подбитого самолета и попали в плен к немцам, о чем свидетельствуют карточки военнопленных Бобкова, Рыжичкова и Наконечного. Оказалось, что Наконечный в октябре 1941 года был расстрелян фашистами в концентрационном лагере Дахау. Остальные летчики также не сумели вернуться на Родину - судя по всему, им не удалось выжить в плену.

Участники поисковой группы "Икар" и московского поискового объединения "Обелиск", в состав которого входит инициативная группа "талалихинцев", совместно с мурманскими поисковиками намерены в июне 2020 года провести экспедицию к месту падения самолета Николая Талалихина, чтобы провести более масштабные и детальные раскопки, отыскать останки летчиков и торжественно захоронить их.

Справка "РГ"

Изготовление самолетов ГСТ началось в конце тридцатых годов по лицензии, приобретенной СССР у американской фирмы "Консолидейтед" на постройку грузопассажирской летающей лодки. Для СССР была спроектирована специальная модификация этого самолета, основой для которой стала военная лодка РВУ-1, более известная как "Каталина". Ее производство освоил завод имени Димитрова №31 в городе Таганроге. Эти самолеты изготовлялись на заводе под названием ГСТ как в гражданском, так и в военном исполнении с оригинальным советским вооружением. Из-за технологических проблем удалось собрать не более 30 ГСТ, которые находились на вооружении авиации Северного и Черноморского флотов. Их выпуск прекратился в 1940 году. Значительная часть самолетов ГСТ была потеряна во время войны.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В тему - сегодняшняя "Новость" с официального Интернет-сайта ООД "Поисковое движение России":

" В Северной Осетии – Алании увековечили память старшего лейтенанта Агубечира Кцоева

В селе Карджин Кировского района Республики Северная Осетия — Алания прошло мероприятие по увековечиванию памяти лётчика Агубечира Асламурзаевича Кцоева.

Старший лейтенант Кцоев был уроженцем села Карджин, воевал в составе 118 морского разведывательного авиаполка Северного флота. 11 июля 1941 года его самолёт не вернулся с боевого задания. До недавнего времени лётчик считался пропавшим без вести.

В августе 2020 года на выявленном месте падения самолёта в Мурманской области прошла экспедиция, в которой приняли участие поисковый отряд «Обелиск» (г. Москва) и поисковая группа «Икар» (г. Заозерск). В ходе поисковых работ среди обломков самолёта были обнаружены останки погибших лётчиков — командира экипажа Николая Талалихина и штурмана Агубечира Кцоева (https://m.vk.com/wall-68297775_509). Их торжественное захоронение состоялось в том же году в Долине Славы под Мурманском.

18 июля 2023 года делегация из Москвы в составе командира поискового отряда «Обелиск» Михаила Полякова и участника общественной организации «Талалихинцы» (https://m.vk.com/geroytalalihin? from=groups, https://талалихинцы.рф) Анастасии Демидовой прибыли в Северную Осетию, чтобы передать в историко-краеведческий музей Кировского р-на экспонаты, связанные с летчиком Кцоевым: фрагменты самолёта ГСТ (гидросамолет транспортный) , на котором он ушёл в свой последний полет, предметы экипировки и снаряжения, найденные на месте падения. Одним из уникальных экспонатов стал донный якорь самолёта, входивший в его оснащение.

На митинге, состоявшемся возле памятника погибшим на войне жителям с. Карджин, было многолюдно. Здесь собрались односельчане, ученики местной школы, родственники Агубечира Кцоева, представители администрации, военного комиссариата района, поисковики. Каждый из выступавших на митинге говорил идущие от сердца слова о героях-земляках, вставших на защиту нашей страны в суровые годы Великой Отечественной войны, о том, что память о них должна жить всегда, передаваясь от поколения к поколению.

В тот же день в районном историко-краеведческом музее в селе Эльхотово была открыта экспозиция, посвящённая старшему лейтенанту Агубечиру Кцоеву, в которой переданные музею экспонаты заняли достойное место".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И вновь в тему - сегодняшняя "Новость" с официального Интернет-сайта ООД "Поисковое движение России":

" В Москве открылась экспозиция «Гидросамолёт ГСТ Николая Талалихина. Прерванный полёт»

26 ноября в Музее истории Военно-морского флота открылась экспозиция «Гидросамолёт ГСТ Николая Талалихина. Прерванный полёт», созданная по инициативе московского поискового отряда «Обелиск» при тесном взаимодействии с Музеем истории Военно-морского флота России. Экспозиция посвящена экипажу Николая Талалихина - лётчикам 118 морского разведывательного авиаполка ВВС Северного флота.

На мероприятии присутствовали внучка Николая Талалихина - Наталья Юрьевна Калашникова, поисковики отряда «Обелиск», сотрудники Музейно-паркового комплекса Северное Тушино, заместитель руководителя музея капитан 1 ранга Юрий Звягинцев, руководители Межрегиональной патриотической общественной организации «Талалихинцы», кадеты и школьники.

На открытии экспозиции командир поискового отряда «Обелиск» Михаил Поляков рассказал об экспедиции, проведённой в августе 2020 года совместно с поисковой группой «Икар» (г. Заозерск), в ходе которой недалеко от Заозерска в Мурманской области были найдены обломки самолёта ГСТ, не вернувшегося с боевого задания в июле 1941 года. На месте падения были обнаружены останки командира экипажа Николая Талалихина и штурмана Агубечира Кцоева. Также было рассказано о судьбе остальных членов экипажа - лётчика Бобкова С. Д., стрелка радиста Рыжичкова Л. Ф., бортмеханика Наконечного Ф. Д.".

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу