AgafonovE

Ла-5 Собинский в-он Владимирской обл. Мл. лейтенант Телицын М.П.

24 сообщения в этой теме

Добрый вечер всем участникам форума!

Чуть меньше месяца назад завершилась история еще одного летчика, погибшего в нашей области. Началась она еще в феврале 2013 года, когда в ЦАМО попался такой документ

334.jpg

Обратил на себя пункт 18 этого документа, из которого следовало, что останки летчика лежат с обломками в воронке. Из комплекта аварийных документов, ввиду последнего дня работы в ЦАМО, удалось скопировать от руки схему места падения, которое находилось у границ аэродрома "Ундол" в Собинском районе Ивановской (сейчас Владимирской) области.

335.jpg

Предварительно было установлено, что Телицын Матвей Петрович, 1920 года рождения, д. Берёзово Шиловского района Рязанской области, погиб при катастрофе Ла-5, сдавая госэкзамен перед выпуском из Высшей офицерской школы воздушного боя. По книге учета потерь школы числится похороненным в Ундоле, а семье отправлено извещение на московский адрес.

IMG_0006.JPGIMG_0007.JPG

Поиск мы начали в октябре 2015 года, и с первого же захода нашли распаханный на поле шлейф мелких обломков.

Новый рисунок.jpg Новый рисунок (1).jpg

Далее поиск продолжался несколько раз, но учитывая, что все послевоенные годы и до настоящего времени поле использовалось для выращивания сельскохозяйственных культур, то удавалось это сделать или осенью после уборочной (а кукурузу на корм скоту убирают в октябре), или зимой. Попытки зацепить воронку долго ничем не заканчивались. Кроме того, схема, как оказалось, повернута не по сторонам света, а просто нарисована по принципу "художник так видит".

 Схема аэродрома.jpg

Из срисованной еще в 2013 году схемы аэродрома выходило, что угол в 90 гр. у поля аэродрома был один - северо-восточный, значит самолет упал восточнее аэродрома. Трудностей добавляла бетонная дорога на насыпи (синий цвет на схеме), которая опоясала по кругу огромную площадь поля для возможности проезда сельхозтехники, и непонятно было, с какой стороны от дороги может быть воронка (обломки находили по обеим сторонам, но больше восточнее), а самые грустные мысли были о том, что воронка оказалась под дорогой.

Не дожидаясь результатов поиска на поле, дали информацию в Комсомольскую Правду в Рязанскую область, из которой родом и был погибший летчик. Евгений Баранцев из рязанской Комсомолки дал сведения на областное телевидение и через несколько дней родственники летчика вышли на связь из города Шилово Рязанской области. Они и предоставили фотографии летчика, которые хранились в семье. Самые близкие родственники, которые живут сейчас, это его племянник Телицын Александр Петрович и его дочь, внучатая племянница Долгополова Марина Александровна.

1.jpg2.jpg3.jpg

По информации, которая была у родственников, Матвей Петрович погиб под городом Тамбов!!!, а где это случилось, им было неизвестно. Случилось это потому, что отец его был в это время на фронте, а мачеха жила в том же селе Берёзово, откуда Матвей и был родом. Ещё школьником он уехал  родителями в Москву, в 1935 году его мама умерла и была похоронена в Москве, оттуда он ушёл в армию. Отец женился второй раз и с началом войны в Москве никого не было, кто мог бы получить извещение.

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Окончательно мы определились с местом падения только в этом году, когда весной из ЦАМО привезли фотографии с места падения, копии документов о катастрофе и плюс еще приобрели аэрофтосъемку аэродрома "Ундол", сделанную немецким разведчиком 17 мая 1942 года. Привязка получилась по одному зданию, которое фигурировало и на схеме, и на фото места падения и на немецком снимке.

1.jpg

Исходное фото из аварийного акта

Привязка.jpg

А это уже результат сопоставления

 

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Накладкой на гугловскую карту стало ясно, что место падения все же пне под дорогой, а восточнее на 50-100 м и на границе двух участков поля. Договорившись с хозяином поля, провели в начале октября разведку и за 15 минут вышли на воронку, которую зафиксировали прибором Детеч (не реклама)), причем прибор реально помог, так как ТМ-808 не сработал на воронку, даже при повторной проверке. 

Новый рисунок (4).jpg

IMG_0056.JPG

IMG_0058.JPG

В присутствии хозяина поля, Огнева Виктора Павловича, зашурфили место сигнала, на глубину до метра сразу пошли куски головок цилиндров, в земле было много зеленоватого порошка от разложившегося сплава, фрагменты резины с колеса шасси. Увидев это дело, Виктор Павлович, до этого скептически отнесшийся к нашей просьбе поработать на поле, сразу дал согласие на проведение подъема воронки и обещал помочь с техникой. Результаты разведки сразу сообщили родственникам, которые так же собрались приехать на подъем.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Работы прошли в два этапа в выходные 12-13 октября и 18-19 октября. Первый этап был в ручном режиме без техники (трактор снял дерн с травой для дальнейшей рекультивации места и все), народу нас собралось около 70 человек, поэтому мы наивно надеялись сделать максимум за два дня. При постепенном углублении в воронку поняли, почему ТМ не сработал на воронку как надо, а так же, как на шлейф обломков вокруг. До глубины метров 2-2,5 практически не было крупного металла, в основном куски дельта древесины с сохранившимся лаком в плотной глине. Самое крупное, что попалось на глубине около 2,5 м - посадочный щиток, да плюс по стенкам с двух противоположных сторон воронки показались перебитые лонжероны (половинки их), стоящие в воронке вертикально.

KA4LrNpyc5A.jpg

CNOYtlvW9pI.jpg

_K9w0d1hCB4.jpg

9ESAuLa3p48.jpg

10E_f8dENfo.jpg

Изменено пользователем AgafonovE
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

После 2,5 метров пошел сильный запах бензина, стали попадаться уже более осязаемые обломки без следов огня и разложения металла, в том числе и номерные.

c8zc7vbFg14.jpg

На фото внизу на дне воронки вода с бензином, которая сходила с полостей, образованных обломками, грунтовой воды не было совсем.

7F6ASWEplfY.jpg

Традиционно выше мотора и кабины, на глубине 2,5 м нашелся обломок храповика.

oFWkuDxUVS8.jpg

К обеду первого дня приехали родственники, на глазах которых из воронки были подняты номерные фрагменты самолета и мотора, подтверждающие факт гибели в этом месте младшего лейтенанта Телицына.

J8pmSp2KANE.jpg

Сокращенный номер самолета был выбит на фрагменте предположительно капота, причем через точку "24.16", полный заводской номер самолета в доументах - 3921ФН2416

Nyz0XKNF3Z8.jpg

Номер мотора нашелся и неоднократно продублировался на корпусе механизма толкателя головки цилиндров, совпал полностью - 8213140

Скажу сразу, что указанные на фото детали родственники забрали с собой для формирования экспозиции в краеведческом музее Шиловского района, поэтому понять на чем стоял номер самолета не удалось. Надо будет запросить фото помытого обломка со всех сторон, думаю будет понятно. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На второй день стали расширять раскоп, так как стало понятно, что глубина воронки намного больше, чем мы думали, на 2,5 метрах щуп в 1,7 м уходил по ручку, попутно цепляясь за облмки но крупных элементов не набивалось.

bb7Vvjtus7Q.jpg

Попалась вот такая бирочка с датой "19.5.44", которая от чего-то отвалилась, кстати данная дата по документам, день рождения мотора самолета, но в том месте где нашли, от мотора не было фрагментов. 

lg8Suf-sRis.jpg

В общем к середине второго дня стало понятно, что дойти до обломков кабины нереально вручную, поэтому обратились к Виктору Павловичу за помощью. Так как экскаватора в его хозяйстве не было, он пообещал договориться с другой организацией о предоставлении нам на один день экскаватора для доработки воронки.

Из интересного, на глубине почти в 3,5 м вдруг подняли лопату в отличном сохране, что дало пищу для некоторых гипотез, вплоть до того, что она была на борту самолета

u8WX2VDW59o.jpg

Однако её сохран говорил о другом, что позже подтвердилось, т.к. из воронки подняли несколько кусков прекрасно сохранившихся толстых необрезных досок, которые были местами сломаны под весом грунта. Лопата, судя по загибу верхнего правого угла, просто застряла в обломках и при попытке выдернуть провалилась глубже, в полость, которая видимо после падения некоторое время сохранялась, но стенки воронки стали сходиться и попытка извлечь летчика сразу после падения не удалась. Это кстати соответствовало рассказам старожилов, что после одного падения была глубокая воронка и военные пытались пару дней там что-то достать, но потом место засыпали. Место этой воронки указывалось дальше к реке Клязьме, но видимо, как уже было, место перепутали, так как сами не были прямыми свидетелями, а по рассказам своих родителей, работавших на аэродроме.

Лопата так же вызвала некоторые сомнения в наличии останков в воронке, так как до 3,5 метров так и не попалось ничего от летчика, его экипировки. Хотя и от кабины не было ничего тоже, даже стекло попалось пару раз мелкими обломками. Воронку оставили открытой, на дне уже просто невозможно было находиться из-за большого количества бензина в глине, пары которого очень плохо выветривались с глубины.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжение истории буду публиковать завтра, прошу извинить, но завтра слишком рано вставать))

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Итак, продолжу.

Второй этап работ начался 18 октября, нам предоставили технику, с помощью которой уже дорабатывалась воронка. Но что глубина залегания будет такой, мы никак не представляли. В итоге, экскаваторщик на гусеничном Хитачи сделал себе площадку метра на 1,5 ниже уровня земли и стал выбирать воронку, в которой сначала пошли разорванные баки с протекторами и остатками топлива, куски лонжеронов, одна из лопастей винта с сильно загнутым концом, и только потом пошли конструкция хвостового оперения, после которого была кабина. Кабина оказалась ниже 7 метров и залегала уже не в глине, а намытом столетиями слое черного ила с законсервированными в нем остатками растений. Самолет упал аккурат в то место, по которому когда-то очень давно протекала река Ворша, это видно и на гугловских картах (еле заметный след от русла). Работать ниже 6-ти метров уже было опасно, так как стенки стали угрожающе покрываться трещинами, решили перебирать все что вынет ковш наверху. В итоге почти все останки пилота удачно попали в ковш вместе с креслом и остатками кабины, которые ко всему прочему были в добавок густо опутаны проводами, тросами и трубками, в некоторых местах пришлось все это разрезать чтобы перебрать как следует. На излете стрелы экскаватор выложил патронные ящики и стал цеплять зацепами на дне что-то массивное, но длины стрелы не хватило. По нашим расчетам, 7,5 м стрела + метр-полтора вынутого грунта для работы экскаватора = 8,5-9 метров. То есть мотор и вооружение ушли до примерно до 11 метров в глубину. Пока экскаваторщик готовил новую площадку под свою машину, решив поставить ее на 2,5-3 метра ниже поверхности поля, со дна до этого сухй воронки стал бить фонтан, который за 15 минут наполовину заполнил котлован водой, кроме того, попытка въехать на новую площадку чуть не привела к опрокидыванию экскаватора в котлован, так как под ним поплыл грунт. В итоге работы были закончены ввиду достижения главной цели - найти останки летчика. Мотор оставили будущим поколениям поисковиков с более серьезной техникой))

d_268RgC_1Y.jpg

N4gfDTJycJI.jpg

bGidAwLAZjA.jpg

Примерно на 5,5-6 метрах

9NWWZaHDJlk.jpg

Четко виде цвет ила, вынутого с глубины более 6-ти метров

pLvYbyiNpBE.jpg

На последнем фото только половина панорамы огромного раскопа на месте падения.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что подняли от самолета

Yk98JaAUMpc.jpg

Протектор с баков

X9ip6IKKs4Q.jpgUpDnxiTGav0.jpg

Не смотря, что в воздухе шел учебный бой между двумя Ла-5, в ящиках были боеприпасы. Так как их было немного, предположительно экипажи отраблтали первую часть задания на полигоне по наземным целям, а потом над аэродромом уже шел воздушный бой на глазах госкомиссии.

sVdSrUMPLdQ.jpg

GSsNDZJylTo.jpg

Лопасть винта

jT0qgm6m8Tc.jpg

Фрагмент хвостового с перкалью и звездой на ней

Prrx-eYfEdg.jpg

Хвостовая стойка

Lc7bEbuds3A.jpg

WaFoSRUT5Us.jpg

Топливный фильтр открылся с руки и слили остатки бензина

woUt3TYk63s.jpg

BFeGWY6f92I.jpg

Один из патронных ящиков. Ни на крышках, ни на стенках никаких номеров

Jd5nUVc8CLM.jpg _HUNUREYuFc.jpg

Один из цилиндров, внутри поршень с номером (единственный найденный поршень, остальные несколько цилиндров были пустые). Фото поршня с номером есть, не нашел в куче информации пока

IMG_0092.JPG P91027-162318.jpg

Рация

 

ILPHPg8Hm_I.jpg

Jd5nUVc8CLM.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Главно - останки летчика нашли практически полностью, основной массой в районе кресла пилота, в парашюте, остатках комбинезона, ботинках, крагах и шлемофоне. Состояние останков на такой глубине - скелет + жировоск, поэтому остатки одежды, обувь и перчатки положили в гроб потом, ибо очистить от органики это было нереально. Раздроблен оказался череп, остальной костяк полный, кроме нижних берцовых костей, которые оказались раздроблены. Останки легко обнаруживались среди черного ила.

J7LGxIC6JAI.jpg

QDhrpGMcA7M.jpg

IMG_0087.JPG

IMG_0088.JPG

IMG_0089.JPG

IMG_0091.JPG

IMG_0094.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самое интересное, практически истлел комбинезон, все кожаное потеряло нитки, парашютная сумка разошлась на выкройки, истлели ремни парашюта и привязные ремни, однако прекрасно сохранилась бумага, дерево и  металл, который был с летчиком.

12XWSPOG-w8.jpg

99an10YiCnM.jpg

J_fwOFirc_s.jpg

Парашют оказался целым, открывали его позже, был без штампа.

Из личного - портсигар, в нем 8 папирос и 5 монет, на крышке надпись "КОСТЯ ПЕТРОВ ... УНДОЛ ... 1944 ГОД"

Uwdu8eaz_W8.jpg RyzK1pY1sZU.jpg 2wmRrBUFVmI.jpg

На груди оказалось портмоне, которое практически растворилось (осталась часть ткани и картонная вкладка), внутри обрывки почтовой карточки (была снаружи), свидетеьство парашютиста ВВС КА, расчетная книжка офицерского состава, 1260 рублей купюрами, остатки кандидатской карточки в члены ВКП(б), остатки двух облигаций военного займа 1943 года

IMG_0102.JPG

IMG_0103.JPG IMG_0104.JPG

Свидетельство сейчас уже проявилось, карандаш, находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике

IMG_0106.JPG

IMG_0111.JPG

IMG_0118.JPG

IMG_0124.JPG

IMG_0119.JPG

IMG_0150.JPG

Расчетная книжка тоже сейчас на реставрации, прочиталась сразу, что интересно, выдана 558 БАО, который как раз обеспечивал аэродром "Ундол" с 1941 года

IMG_20191027_0001.jpg

IMG_20191027_0002.jpg

IMG_20191027_0003.jpg

IMG_20191027_0008.jpg

IMG_20191027_0011.jpg

IMG_20191027_0012.jpg

IMG_20191027_0013.jpg

IMG_20191027_0014.jpg

Выложил не все развороты книжки, только где хоть какие-то надписи есть

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, linnet сказал:

Самолет совсем новый был, отправлен из Горького 15 июня 1944 года. Мотор родной.

Совершенно верно, кроме того, он совсем не горел, что и дало такие находки. Я позже выложу весь пакет аварийного акта, там все видно. Спасибо!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Был еще планшет, тоже практически развалился, внутри комок грязи из которого "вышли" пара парадных погон, в которых не было даже дырок под звездочки, карта, брошюра воениздата предположительно по выживанию в дикой природе (видел страницу с картинками как шалаш сделать), линейка, сломанная пополам, карандаш

xiRTg2i47-Q.jpg nkt5sXERlcs.jpg 2iMPxxpdyGU.jpg

Карту расслоили аккуратно в 39-й школе Владимира, что удалось спасти, так же отправили в музей для очистки и закрепления

Книжку прямо комком в музей передали, не стали рисковать, вдруг в ней еще что есть внутри.

EduKlrukqUo.jpg

GS7ZMF90UqY.jpg

Погоны так же на реставрации.

Учитывая, что еще вся бумага была пропитана бензином, однозначно без помощи специалистов по очистке бумаги тут не обойтись

Изменено пользователем AgafonovE
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так как родственники уже были найдены и заранее изъявили желание похоронить останки лётчика на кладбище д. Берёзово Шиловского района, то все формальности удалось быстро решить и захоронение провели 21 ноября 2019 года. Останки были перевезены транспортом, который выделила Владимирская таможня, наших поисковиков доставил транспорт областной администрации и муниципалитетов Муромского и Меленковского районов. 

20 ноября с останками лётчика простились в селе Ворша, недалеко от которого и погиб Матвей Петрович. Кстти, его имя в 2016 году было увековечено на воинском захоронении на сельском кладбище, хотя я писал в администрацию, что скорее всего останки пока в воронке, но они решили внести имя на плиты. Во всяком случае это не хуже, чем совсем никак.

gow-d5jr7nk.jpg

HViH_KWva20.jpg

0kkr5lQKNe0.jpg

U7gR4LFcVMk.jpg

Вот такой планшет сделали для родственников в музее.

8rVTokvDWNU.jpg

Небольшой митинг на воинском захоронении в Ворше.

 

Изменено пользователем AgafonovE
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На следующий день 21 ноября Матвей Петрович вернулся на Родину и был похоронен рядом с братом и отцом.

CWF_6CVAlw8.jpg

gKkQpje7Ir8.jpg

EbyiSgrYPnI.jpg

JfwMkSqfUWs.jpg

7zhzhGIP9l0.jpg

Могила отца Матвея, который прошел войну, и его мачехи.

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@AgafonovE Женя молодцы!Колоссальная работа была проведена!Успехов и далее!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Аirborn сказал:

@AgafonovE Женя молодцы!Колоссальная работа была проведена!Успехов и далее!

Марат, спасибо!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу