Опубликовано: 15 декабря, 2019 Добрый вечер всем участникам форума! Чуть меньше месяца назад завершилась история еще одного летчика, погибшего в нашей области. Началась она еще в феврале 2013 года, когда в ЦАМО попался такой документ Обратил на себя пункт 18 этого документа, из которого следовало, что останки летчика лежат с обломками в воронке. Из комплекта аварийных документов, ввиду последнего дня работы в ЦАМО, удалось скопировать от руки схему места падения, которое находилось у границ аэродрома "Ундол" в Собинском районе Ивановской (сейчас Владимирской) области. Предварительно было установлено, что Телицын Матвей Петрович, 1920 года рождения, д. Берёзово Шиловского района Рязанской области, погиб при катастрофе Ла-5, сдавая госэкзамен перед выпуском из Высшей офицерской школы воздушного боя. По книге учета потерь школы числится похороненным в Ундоле, а семье отправлено извещение на московский адрес. Поиск мы начали в октябре 2015 года, и с первого же захода нашли распаханный на поле шлейф мелких обломков. Далее поиск продолжался несколько раз, но учитывая, что все послевоенные годы и до настоящего времени поле использовалось для выращивания сельскохозяйственных культур, то удавалось это сделать или осенью после уборочной (а кукурузу на корм скоту убирают в октябре), или зимой. Попытки зацепить воронку долго ничем не заканчивались. Кроме того, схема, как оказалось, повернута не по сторонам света, а просто нарисована по принципу "художник так видит". Из срисованной еще в 2013 году схемы аэродрома выходило, что угол в 90 гр. у поля аэродрома был один - северо-восточный, значит самолет упал восточнее аэродрома. Трудностей добавляла бетонная дорога на насыпи (синий цвет на схеме), которая опоясала по кругу огромную площадь поля для возможности проезда сельхозтехники, и непонятно было, с какой стороны от дороги может быть воронка (обломки находили по обеим сторонам, но больше восточнее), а самые грустные мысли были о том, что воронка оказалась под дорогой. Не дожидаясь результатов поиска на поле, дали информацию в Комсомольскую Правду в Рязанскую область, из которой родом и был погибший летчик. Евгений Баранцев из рязанской Комсомолки дал сведения на областное телевидение и через несколько дней родственники летчика вышли на связь из города Шилово Рязанской области. Они и предоставили фотографии летчика, которые хранились в семье. Самые близкие родственники, которые живут сейчас, это его племянник Телицын Александр Петрович и его дочь, внучатая племянница Долгополова Марина Александровна. По информации, которая была у родственников, Матвей Петрович погиб под городом Тамбов!!!, а где это случилось, им было неизвестно. Случилось это потому, что отец его был в это время на фронте, а мачеха жила в том же селе Берёзово, откуда Матвей и был родом. Ещё школьником он уехал родителями в Москву, в 1935 году его мама умерла и была похоронена в Москве, оттуда он ушёл в армию. Отец женился второй раз и с началом войны в Москве никого не было, кто мог бы получить извещение. 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 декабря, 2019 Окончательно мы определились с местом падения только в этом году, когда весной из ЦАМО привезли фотографии с места падения, копии документов о катастрофе и плюс еще приобрели аэрофтосъемку аэродрома "Ундол", сделанную немецким разведчиком 17 мая 1942 года. Привязка получилась по одному зданию, которое фигурировало и на схеме, и на фото места падения и на немецком снимке. Исходное фото из аварийного акта А это уже результат сопоставления 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 декабря, 2019 Накладкой на гугловскую карту стало ясно, что место падения все же пне под дорогой, а восточнее на 50-100 м и на границе двух участков поля. Договорившись с хозяином поля, провели в начале октября разведку и за 15 минут вышли на воронку, которую зафиксировали прибором Детеч (не реклама)), причем прибор реально помог, так как ТМ-808 не сработал на воронку, даже при повторной проверке. В присутствии хозяина поля, Огнева Виктора Павловича, зашурфили место сигнала, на глубину до метра сразу пошли куски головок цилиндров, в земле было много зеленоватого порошка от разложившегося сплава, фрагменты резины с колеса шасси. Увидев это дело, Виктор Павлович, до этого скептически отнесшийся к нашей просьбе поработать на поле, сразу дал согласие на проведение подъема воронки и обещал помочь с техникой. Результаты разведки сразу сообщили родственникам, которые так же собрались приехать на подъем. 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 декабря, 2019 (изменено) Работы прошли в два этапа в выходные 12-13 октября и 18-19 октября. Первый этап был в ручном режиме без техники (трактор снял дерн с травой для дальнейшей рекультивации места и все), народу нас собралось около 70 человек, поэтому мы наивно надеялись сделать максимум за два дня. При постепенном углублении в воронку поняли, почему ТМ не сработал на воронку как надо, а так же, как на шлейф обломков вокруг. До глубины метров 2-2,5 практически не было крупного металла, в основном куски дельта древесины с сохранившимся лаком в плотной глине. Самое крупное, что попалось на глубине около 2,5 м - посадочный щиток, да плюс по стенкам с двух противоположных сторон воронки показались перебитые лонжероны (половинки их), стоящие в воронке вертикально. Изменено 15 декабря, 2019 пользователем AgafonovE 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 декабря, 2019 После 2,5 метров пошел сильный запах бензина, стали попадаться уже более осязаемые обломки без следов огня и разложения металла, в том числе и номерные. На фото внизу на дне воронки вода с бензином, которая сходила с полостей, образованных обломками, грунтовой воды не было совсем. Традиционно выше мотора и кабины, на глубине 2,5 м нашелся обломок храповика. К обеду первого дня приехали родственники, на глазах которых из воронки были подняты номерные фрагменты самолета и мотора, подтверждающие факт гибели в этом месте младшего лейтенанта Телицына. Сокращенный номер самолета был выбит на фрагменте предположительно капота, причем через точку "24.16", полный заводской номер самолета в доументах - 3921ФН2416 Номер мотора нашелся и неоднократно продублировался на корпусе механизма толкателя головки цилиндров, совпал полностью - 8213140 Скажу сразу, что указанные на фото детали родственники забрали с собой для формирования экспозиции в краеведческом музее Шиловского района, поэтому понять на чем стоял номер самолета не удалось. Надо будет запросить фото помытого обломка со всех сторон, думаю будет понятно. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 декабря, 2019 На второй день стали расширять раскоп, так как стало понятно, что глубина воронки намного больше, чем мы думали, на 2,5 метрах щуп в 1,7 м уходил по ручку, попутно цепляясь за облмки но крупных элементов не набивалось. Попалась вот такая бирочка с датой "19.5.44", которая от чего-то отвалилась, кстати данная дата по документам, день рождения мотора самолета, но в том месте где нашли, от мотора не было фрагментов. В общем к середине второго дня стало понятно, что дойти до обломков кабины нереально вручную, поэтому обратились к Виктору Павловичу за помощью. Так как экскаватора в его хозяйстве не было, он пообещал договориться с другой организацией о предоставлении нам на один день экскаватора для доработки воронки. Из интересного, на глубине почти в 3,5 м вдруг подняли лопату в отличном сохране, что дало пищу для некоторых гипотез, вплоть до того, что она была на борту самолета Однако её сохран говорил о другом, что позже подтвердилось, т.к. из воронки подняли несколько кусков прекрасно сохранившихся толстых необрезных досок, которые были местами сломаны под весом грунта. Лопата, судя по загибу верхнего правого угла, просто застряла в обломках и при попытке выдернуть провалилась глубже, в полость, которая видимо после падения некоторое время сохранялась, но стенки воронки стали сходиться и попытка извлечь летчика сразу после падения не удалась. Это кстати соответствовало рассказам старожилов, что после одного падения была глубокая воронка и военные пытались пару дней там что-то достать, но потом место засыпали. Место этой воронки указывалось дальше к реке Клязьме, но видимо, как уже было, место перепутали, так как сами не были прямыми свидетелями, а по рассказам своих родителей, работавших на аэродроме. Лопата так же вызвала некоторые сомнения в наличии останков в воронке, так как до 3,5 метров так и не попалось ничего от летчика, его экипировки. Хотя и от кабины не было ничего тоже, даже стекло попалось пару раз мелкими обломками. Воронку оставили открытой, на дне уже просто невозможно было находиться из-за большого количества бензина в глине, пары которого очень плохо выветривались с глубины. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 декабря, 2019 Продолжение истории буду публиковать завтра, прошу извинить, но завтра слишком рано вставать)) 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 декабря, 2019 Итак, продолжу. Второй этап работ начался 18 октября, нам предоставили технику, с помощью которой уже дорабатывалась воронка. Но что глубина залегания будет такой, мы никак не представляли. В итоге, экскаваторщик на гусеничном Хитачи сделал себе площадку метра на 1,5 ниже уровня земли и стал выбирать воронку, в которой сначала пошли разорванные баки с протекторами и остатками топлива, куски лонжеронов, одна из лопастей винта с сильно загнутым концом, и только потом пошли конструкция хвостового оперения, после которого была кабина. Кабина оказалась ниже 7 метров и залегала уже не в глине, а намытом столетиями слое черного ила с законсервированными в нем остатками растений. Самолет упал аккурат в то место, по которому когда-то очень давно протекала река Ворша, это видно и на гугловских картах (еле заметный след от русла). Работать ниже 6-ти метров уже было опасно, так как стенки стали угрожающе покрываться трещинами, решили перебирать все что вынет ковш наверху. В итоге почти все останки пилота удачно попали в ковш вместе с креслом и остатками кабины, которые ко всему прочему были в добавок густо опутаны проводами, тросами и трубками, в некоторых местах пришлось все это разрезать чтобы перебрать как следует. На излете стрелы экскаватор выложил патронные ящики и стал цеплять зацепами на дне что-то массивное, но длины стрелы не хватило. По нашим расчетам, 7,5 м стрела + метр-полтора вынутого грунта для работы экскаватора = 8,5-9 метров. То есть мотор и вооружение ушли до примерно до 11 метров в глубину. Пока экскаваторщик готовил новую площадку под свою машину, решив поставить ее на 2,5-3 метра ниже поверхности поля, со дна до этого сухй воронки стал бить фонтан, который за 15 минут наполовину заполнил котлован водой, кроме того, попытка въехать на новую площадку чуть не привела к опрокидыванию экскаватора в котлован, так как под ним поплыл грунт. В итоге работы были закончены ввиду достижения главной цели - найти останки летчика. Мотор оставили будущим поколениям поисковиков с более серьезной техникой)) Примерно на 5,5-6 метрах Четко виде цвет ила, вынутого с глубины более 6-ти метров На последнем фото только половина панорамы огромного раскопа на месте падения. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 декабря, 2019 Что подняли от самолета Протектор с баков Не смотря, что в воздухе шел учебный бой между двумя Ла-5, в ящиках были боеприпасы. Так как их было немного, предположительно экипажи отраблтали первую часть задания на полигоне по наземным целям, а потом над аэродромом уже шел воздушный бой на глазах госкомиссии. Лопасть винта Фрагмент хвостового с перкалью и звездой на ней Хвостовая стойка Топливный фильтр открылся с руки и слили остатки бензина Один из патронных ящиков. Ни на крышках, ни на стенках никаких номеров Один из цилиндров, внутри поршень с номером (единственный найденный поршень, остальные несколько цилиндров были пустые). Фото поршня с номером есть, не нашел в куче информации пока Рация 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 декабря, 2019 Еще от самолета в куче 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 декабря, 2019 Главно - останки летчика нашли практически полностью, основной массой в районе кресла пилота, в парашюте, остатках комбинезона, ботинках, крагах и шлемофоне. Состояние останков на такой глубине - скелет + жировоск, поэтому остатки одежды, обувь и перчатки положили в гроб потом, ибо очистить от органики это было нереально. Раздроблен оказался череп, остальной костяк полный, кроме нижних берцовых костей, которые оказались раздроблены. Останки легко обнаруживались среди черного ила. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 декабря, 2019 Самое интересное, практически истлел комбинезон, все кожаное потеряло нитки, парашютная сумка разошлась на выкройки, истлели ремни парашюта и привязные ремни, однако прекрасно сохранилась бумага, дерево и металл, который был с летчиком. Парашют оказался целым, открывали его позже, был без штампа. Из личного - портсигар, в нем 8 папирос и 5 монет, на крышке надпись "КОСТЯ ПЕТРОВ ... УНДОЛ ... 1944 ГОД" На груди оказалось портмоне, которое практически растворилось (осталась часть ткани и картонная вкладка), внутри обрывки почтовой карточки (была снаружи), свидетеьство парашютиста ВВС КА, расчетная книжка офицерского состава, 1260 рублей купюрами, остатки кандидатской карточки в члены ВКП(б), остатки двух облигаций военного займа 1943 года Свидетельство сейчас уже проявилось, карандаш, находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике Расчетная книжка тоже сейчас на реставрации, прочиталась сразу, что интересно, выдана 558 БАО, который как раз обеспечивал аэродром "Ундол" с 1941 года Выложил не все развороты книжки, только где хоть какие-то надписи есть 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 декабря, 2019 Самолет совсем новый был, отправлен из Горького 15 июня 1944 года. Мотор родной. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 декабря, 2019 Только что, linnet сказал: Самолет совсем новый был, отправлен из Горького 15 июня 1944 года. Мотор родной. Совершенно верно, кроме того, он совсем не горел, что и дало такие находки. Я позже выложу весь пакет аварийного акта, там все видно. Спасибо! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 декабря, 2019 (изменено) Был еще планшет, тоже практически развалился, внутри комок грязи из которого "вышли" пара парадных погон, в которых не было даже дырок под звездочки, карта, брошюра воениздата предположительно по выживанию в дикой природе (видел страницу с картинками как шалаш сделать), линейка, сломанная пополам, карандаш Карту расслоили аккуратно в 39-й школе Владимира, что удалось спасти, так же отправили в музей для очистки и закрепления Книжку прямо комком в музей передали, не стали рисковать, вдруг в ней еще что есть внутри. Погоны так же на реставрации. Учитывая, что еще вся бумага была пропитана бензином, однозначно без помощи специалистов по очистке бумаги тут не обойтись Изменено 16 декабря, 2019 пользователем AgafonovE 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 декабря, 2019 Аварийный акт 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 декабря, 2019 Окончание истории завтра, осилить сразу такой объем не успеваю)) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 декабря, 2019 (изменено) Так как родственники уже были найдены и заранее изъявили желание похоронить останки лётчика на кладбище д. Берёзово Шиловского района, то все формальности удалось быстро решить и захоронение провели 21 ноября 2019 года. Останки были перевезены транспортом, который выделила Владимирская таможня, наших поисковиков доставил транспорт областной администрации и муниципалитетов Муромского и Меленковского районов. 20 ноября с останками лётчика простились в селе Ворша, недалеко от которого и погиб Матвей Петрович. Кстти, его имя в 2016 году было увековечено на воинском захоронении на сельском кладбище, хотя я писал в администрацию, что скорее всего останки пока в воронке, но они решили внести имя на плиты. Во всяком случае это не хуже, чем совсем никак. Вот такой планшет сделали для родственников в музее. Небольшой митинг на воинском захоронении в Ворше. Изменено 17 декабря, 2019 пользователем AgafonovE 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 декабря, 2019 На следующий день 21 ноября Матвей Петрович вернулся на Родину и был похоронен рядом с братом и отцом. Могила отца Матвея, который прошел войну, и его мачехи. 5 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 декабря, 2019 Ну и подборка публикаций https://vk.com/@-2567435-v-berezovo-torzhestvenno-pohoronili-letchika-pogibshego-v-19 https://zebra-tv.ru/novosti/jizn/vozdushnaya-katastrofa-pod-vorshey-1944-god/ Letchik_Telitsyn.pdf 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 декабря, 2019 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 декабря, 2019 @AgafonovE Женя молодцы!Колоссальная работа была проведена!Успехов и далее! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 декабря, 2019 Только что, Аirborn сказал: @AgafonovE Женя молодцы!Колоссальная работа была проведена!Успехов и далее! Марат, спасибо! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 декабря, 2019 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах