Аirborn

Як-1 № 2169 с мотором ПА 225-555,с-т Платонов,91-ИАП.

42 сообщения в этой теме

Приветствую всех коллег!началась наша весенняя  разведочная экспедиция,и сразу есть повод создать тему,так как уже нужна Ваша помощь!

Работали на МП нашего "ястребка", как всегда до нас там побывали и думаю не раз сборщики металллома.Самолёт упал в самый центр глубокого оврага,да ещё грунт весь с известняковым камнем,удар судя по мелким фрагментам лежащим вокруг был очень сильный!Масса патронов в порванных лентах ШКАС,есть и гильзы 20мм от ШВАКа,удалось пока найти только немного навесного оборудования,но есть и номера,один из них думаю с планера самолёта(ранее нам такой уже попадался в другом месте),и есть номер мотора на деталях!интересен кусочек кожанного хлястика с карабином от планшета летчика.

посмотрите коллеги,может кто что подскажет какого полка самолет и кто им управлял!

DSC01084.JPG

DSC01080.JPG

DSC01082.JPG

DSC03770.JPG

DSC03773.JPG

DSC03774.JPG

DSC03775.JPG

DSC03784.JPG

Изменено пользователем Аirborn
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Як-1 № 2169 с мотором ПА 225-555 25.5.42 г. убыл с завода 292 с летчиком 91-го иап

По неподтвержденным данным потерян 09.07.42 91-м иап 234-й иад как н.в.з.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ТО @Аirborn : а с правильной, лицевой стороны эта табличка совсем нечитабельна?

10 часов назад, Аirborn сказал:

DSC01082.JPG

 

Отзеркалил, для наглядности...

С ув., -

Ugrum

D1.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ОБД: Платонов Павел Иванович, сержант, 1922 г.р. н.в.з. 09.07.42 г. района Буда-Монастырская.

Отец Платонов Иван Илларионович, Орловская обл., Жирятинский р-н, Павловичевский с/с, д.Литовки

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо огромное Вам Всем коллеги за инфу!! Надо значит искать останки на МП!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Место падения самолёта обнаружено в 19 км на юго-восток от Буда-Монастырская!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброй ночи уважаемые коллеги!

Три дня работали отрядом на самолетах в Жиздринском районе,одновременно искали детали и номера на МП нашего бомбера Пе-2 и штурмовика Ил-2,упавших на растояний 300 метров друг от друга,а в крайний день с утра отправились на МП самолёта летчика Платонова.Главная задача была наитти хоть что то от летчика и детали парашютной системы.С апреля месяца,когда были там ,местность было не узнать,все позарастало кустами и высоченной травой,ручей бодро бежавший весной по каменистому дну оврага пересох,и только небольшие лужи напоминали о нем.За день до этого я ещё раз внимательно расспросил мужика,собиравшегося неоднократно там металл,где и что он находил,и сделав из этого выводы,пришёл к мысли,что надо искать ниже по течению ручья возможные останки.И вот, распределив ребят по ручью и склонам оврага начали поиск на металлодетекторы.за полтора часа поиска кроме массы патронов  и звеньев от ШКАСа,рваного и горелого мелкого алюминия,ничего не попались серьёзного.

Но все же удача нам улыбнулась далее,сначала один из мальчишек нашёл карабин от подвесной системы парашюта в метрах 5  вниз по течению от эпицентра падения,потом мой заместитель накопал в грунте ещё пряжку от подвески,что нас всех очень вдохновило!

Но далее, следующий час поиска снова не принёс ничего нужного,мы метр за метром шли вниз по течению ручья,когда удалось на растояний примерно 30 метров от МП,среди завалов под ветками( лесорубы год назад вырубили огромную деляну леса, и завалили весь овраг бревнами и ветками)поймать сигнал детектора.Растаскав ветки,обнаружили небольшую лужу с каменистым дном,начали её выгребать и тут один из пацанов среди жижи и камней вытащил ребро человека!Далее в ходе раскопок удалось обнаружить на дне лужи массу фрагментов скелета и несколько пряжек парашютной системы.Пока мы извлекали наиденные фрагменты, другой мальчишка на детектор   так же на дне ручья обнаружил кусок соединения половинок картера,где были выбиты оба номера мотора!

К концу поиска,учитывая ,что по традиций мы ставим обелиски погибшим летчикам ,насобирали камни с ручья и подготовили площадку под обелиск.

Сегодня связались с представителем губернатора Брянской области и попросили помочь с поиском родственников погибшего летчика.

20190710_140929.jpg

20190710_141032.jpg

20190710_141810.jpg

20190710_141828.jpg

20190710_141821.jpg

20190710_143444.jpg

20190710_152830.jpg

20190710_155912.jpg

20190710_155920.jpg

20190710_160537.jpg

20190710_161647.jpg

20190710_161725.jpg

8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kusnez

Доброй ночи уважаемые коллеги!

Пока поиск родственников идёт полным ходом,мы воспользовались почти единственным солнечным днем,и решили доставить свежеотлитый обелиск к МП  отважного летчика-истребителя.Потому как до МП транспорт не доходит,решили тащить обелиск на руках,а это около 400 метров!

И пусть открыт обелиск будет только осенью,в следующий наш заезд на работы,но уже над головой героя воины стоит красная непобедимая звезда! 

20190722_172129.jpg

20190722_172412.jpg

20190722_173828.jpg

20190722_182832.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Раиса Сергеевна, которую Тимофей нашел в Летовниках, отыскала родственницу Платонова Павла Ивановича.
Зовут ее Анна Петровна 1937г.р.
Ее отец Платонов Петр Иванович, дедушка Платонов Иван Илларионович.
У Ивана Илларионовича было 3 сына, в том числе Платонов Павел Иванович 1922г.р. - наш пилот. Все они пропали без вести во время войны.
Со слов Анны Петровны, она последняя в роду.
Просила поблагодарить всех поисковиков нашедших Павла Ивановича и сообщить, где его похоронили.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, kusnez сказал:

Раиса Сергеевна, которую Тимофей нашел в Летовниках, отыскала родственницу Платонова Павла Ивановича.
Зовут ее Анна Петровна 1937г.р.
Ее отец Платонов Петр Иванович, дедушка Платонов Иван Илларионович.
У Ивана Илларионовича было 3 сына, в том числе Платонов Павел Иванович 1922г.р. - наш пилот. Все они пропали без вести во время войны.
Со слов Анны Петровны, она последняя в роду.
Просила поблагодарить всех поисковиков нашедших Павла Ивановича и сообщить, где его похоронили.

Спасибо коллега большое!

Я сегодня с ней имел беседу,уже есть у родственников настрой похоронить на родовом кладбище,где ,как я понимаю лежать все родственники летчика!О далнейших новостях будем сообщать!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день уважаемые коллеги!

В связи с предстоящим захоронением на малой родине останков погибшего летчика,хочу задать сообществу те же вопросы,что задавал на соседней своей теме:

"помогите наитти сведения о боевом пути летчика,возможно количестве боевых вылетов,и обстоятельствах последнего боевого вылета и воздушного боя??"

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброй ночи уважаемые коллеги!

К сожалению пока не удалось наитти дополнительных сведений о гибели летчика,но родственников находиться все больше и больше!

Определена дата захоронения в Брянской области, останков погибшего летчика-14 сентября 2019г.Удалось наитти у родственников фото погибшего летчика ,сержанта Платонова Павла Ивановича,сделанное в г.Бежица.

Захоронение состоится на кладбище д.Княвичи Жирятинского р\на Брянской обл.14 сентября , в 12.00.

Приглашаю поисковое сообщество по возможности принять участие.

image (18).jpg

image (19).jpg

Изменено пользователем Аirborn
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

День добрый уважаемые коллеги!

Повторюсь еще раз,сами понимаете,на захоронений будет много родственников со стороны погибшего летчика,и естественно будут вопросы о нем.

Помогите  сведениями о боевом пути летчика,возможно количестве боевых вылетов,и других обстоятельствах последнего боевого вылета.Заранее спасибо.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 27.08.2019 в 09:00, Аirborn сказал:

Помогите  сведениями о боевом пути летчика,возможно количестве боевых вылетов,и других обстоятельствах последнего боевого вылета.

Марат, лучше начинать искать сведения об обстоятельствах того дня издалека - так картина полнее...

Кстати, где точно нашли самолет так и не прозвучало - в долине Жиздры недалеко от Речицы где-то?

Из Оперсводки 1 ВА №188 за 09.07.1942 и уточнения следующих пары дней.

00000176.jpg

00000180.jpg

00000184.jpg

https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=454756965

Итоговые потеря дивизии за день 09.07.42 - 1 Як-1 НБЗ (пилот пропал), 1 Як-1 сбит (пилот выпрыгнул), 1 ЛаГГ-3, 4 Як-1 и 3 Як-7 - вынужденные посадки на своей территории) 

Из того что есть дополнительно:

9 июля 1942 года 234 ИАД  выполняла следующие задачи в период наступления 16 Армии:

- прикрытие наступающих частей в районах: Буда Монастырская, Запрудная, пос. Которецкий, Зимницы, Дмитриевка, Букань

- две группы прикрывали штурмовики: при вылетах 232 ШАД на аэ. Орел и 214 ШАД  на аэ Брянск

На 09.07.42 91 ИАП дислоцировался в Козельске.

По 91 ИАП за июль 1942 следующая статистика в целом:  на 01.07.41 - 18 самолетов (19 летчиков); всего за июль 394 боевых вылета (429 часов налета); Проведено 43 воздушных боя; Сбито противника - 18 самолетов.

Потери: сбиты ИА - 2 самолета (оба летчика погибли); НБЗ - 3 самолета и пилота (позже 2 вернулись); видимо вынужденных (?) - 5 (3 в ремонт и 2 в поле).

На штурмовки 91 ИАП практически не привлекался. На каждую боевую потерю июля приходилось 79 самолето/вылетов (86 часов налета) - чуть лучше среднего по дивизии.

Из пяти потерянных в июле пилотов 91 ИАП (сбитых и НБЗ) есть краткие причины и обстоятельства по четверым:

07.07.42 - потеря командира 91 ИАП подполковника Петровец А.К. (1905 гр) в районе Болхов - "Увлекся воздушным боем. Из-за  отсутствия наблюдения за ведущим и товарищами, при плохой организации взаимодействия, ведомая им группа в 7 экипажей потеряла его из виду в воздушном бою и не знает что случилось". (Позже командир 91 ИАП вернулся, а с 05.1943 командовал 20 ИАП / 137 Гв. ИАП и там тоже летал на боевые).

07.07.42 - потеря ком.звена 91 ИАП мл. л-т Карасев А.А. (1917 гр) и пилот мл. л-т Доценко М.М. (1919 гр) - "Недостаточная осмотрительность в воздухе и как следствие неожиданная атака противника. Следуя в паре после выполнения задания на аэродром не заметили увязавшихся за ними двух Ме-109. При планировании были расстреляны в упор над аэродромом Козельск на глазах у всего личного состава полка". (первый похоронен 3 км СВ окраины Козельска на кладбище, а второй 3 км ЮВ Козельска на правом берегу Жиздры).

07.07.42 - потеря зам. комэска 91 ИАП лейтенанта Горизонт А.И. (1920 гр) - "Излишняя горячность, преследование противника в одиночку далеко на его территорию. Преследуя бомбардировщики противника далеко за линию фронта оторвался от группы и не вернулся на свой аэродром". (Пилот остался жив в тот раз. Был подбит самолетами противника - сел вынужденно на территории противника в районе Брянска, самолет сгорел, пилот попал в партизанский отряд "Орловской области", где находился с 07.07.42 по 07.08.42. В плену у немцев не был. Погиб позже - 29.11.1943).

Основная причина потерь 234 ИАД в июле 1942 "Молодой летный состав не имел ещё должных навыков ведения воздушного боя, как следствие отрывались от группы, становясь легкой добычей для противника, который специально следит за одиночками" - примеров не приводится, но видимо их было много. 91 ИАП прибыл в дивизию в конце июня 1942 с 7 человек молодого летного состава (37%) с налетом на Яках 12-19 часов - при этом они практически сразу использовались в боях. По 234 ИАД в 1942 году в среднем процент неопытных летчиков по прибытию полков для боевой работы был около 50%.

Из всех июльских потерь 91 ИАП сержант Платонов П.И. (1922 гр) был самым молодым летчиком (2 года разницы и более), но обстоятельства и причины потери мы не знаем пока - можно только предполагать.

Может коллеги и дополнят или уточнят...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 23.04.2019 at 9:40 AM, Ugrum said:

ТО @Аirborn : а с правильной, лицевой стороны эта табличка совсем нечитабельна?

Отзеркалил, для наглядности...

С ув., -

Ugrum

D1.jpg

Коробка фильтров

479894D7-5373-4104-9918-D1D5E641A721.jpeg

Изменено пользователем Polk1818
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Получается вот карта района Боевого задания истребителей 234 ИАД в тот день (в т.ч. 91 ИАП)...  Если нашли 19 км юго-восточнее Буды Монастырская, то либо бой сместился юго-восточнее, либо сержант Платонов П.И. отбился от группы и уходил с отклонением курса на свой аэ. (возможно подбит или потерял ориентировку ?)

Мог ли он пропасть при вылете на аэ. Брянск? Но на Брянск с 214 ШАД летали 523 ИАП (ЛаГГ-3) и 18 Гв.ИАП (Як-7). Логичнее если 91 ИАП и 513 ИАП на Як-1 летали с 232 ШАД на аэ. Орел. 

Карта БЗ 91 ИАП 09071942.jpg

По соседнему 523 ИАП за 09.07.42 (с аэродрома Рысня или Потрасово):

- вылет 4.00-5.07 - 5 ЛаГГ-3 - в район Запрудная, Катарецкий, Зимница, Буда-Монастырская - в 4.45 воздушный бой с 6 Ю-88 - сбит группой 1 Ю-88 в районе Буда-Монастырская. Потеря: Подбит ЛаГГ-3 ведущего комэска Харченко - ВПв районе Сухиничи, поломан, летчик невредим

- вылет 4.30-5.35 - 4 ЛаГГ-3 - в район Широковка, Дмитровка, Катарецкий - воздушный бой с 15 Ю-88 в 4.43-4.54 - сбиты: 1 Ю-88 (4.52) в районе Широковка (комэск Симонов), 1 Ю-88 (4.54) в районе Славинка (штурман АЭ Букин); подбит 1 Ю-88 (4.54) - ушел на свою территорию (штурман полка Кузькин). 

- вылет 10.30-11.31 - 5 ЛаГГ-3 - в район Букань - воздушный бой с 9 Ме-109 и 4 Ю-88. Подбит 1 Ю-88.

- вылет 11.19-12.26 - 5 ЛаГГ-3 - в район Букань, Буда Монастырская, Которецкий - встреч с противником не было

- вылет 15.45-16.40 - 10 ЛаГГ-3 - налет на аэ Брянск - из грозы не вышли на цель и сбросили бомбы (20 АО-25) с пикирования на ст. Батогово. Уничтожен паровоз и 12 вагонов, цистерна с горючим, разрушены пути, разбито 5 автомашин. 4 ЛаГГ-3 после сброса бомб штурмовали скопления войск на станции. 

По соседнему 18 Гв. ИАП за 09.07.42 (с аэродрома Красные Острова):

В течение дня производил: Прикрытие главной группировки 16 Армии в районе Запрудная, пос. Которецкий, Зимницы, Буда-Монастырская, Дмитриевка, Букань; Прикрывал и сопровождал Ил-2 на штурмовку аэ. Брянск. Произведено 37 (?) самолето-вылетов. Проведено 7 воздушных боев, при этом сбито 5 самолетов противника.

Например: В районе Игнатовка (7-8 км западнее Запрудное-Букань) группа в 6 Як-7 встретила 30 Ю-88 и 6 Ме-109, идущих на бомбежку наших войск. Наши летчики несмотря на численное превосходство противника вступили с ним в бой. Не дав самолетам противника сбросить бомбы на цель. В результате воздушного боя было сбито 3 (?) самолета противника.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kirche Кирилл спасибо большое,ценная информация!

Прикладываю скрин МП  самолёта Платонова.Он обозначен красной каплей.Если нужно точнее,могу скинуть координаты!

IMG_20190829_032038.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня состоялась передача останков лётчика в селе Полюдово Жиздринского района. Там же были захоронены останки 21 воина погибших при освобождении Жиздринского района.

DSC04864.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, 100pudov сказал:

Сегодня состоялась передача останков лётчика в селе Полюдово Жиздринского района. Там же были захоронены останки 21 воина погибших при освобождении Жиздринского района.

DSC04864.JPG

Марат! Здорово! А где будут захоронены останки Платонова? и Когда?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер уважаемые коллеги!

Продолжаю рассказ о захоронений наших павших  летчиков.Вчера рассказывал ,как захоронили гв.мл.лейтенанта Зангиева В,Д.в Сев.Осетий.Сегодня расскажу в кратце о захоронений на малой родине летчика,сержанта Платонова Павла Ивановича. 

Как было сказано выше ,передача останков летчика прошла в Жиздринском районе,в селе Полюдово,при большом стечений народа,это и школьники,обшественные организации,администрация района и села и многие другие.Приехали на передачу и представители администраций Брянской области.После выступлений и награждений ветеранов труда района,поисковиков прошло отпевание,которую читал  настоятель местной церкви.Под троекратные залпы салютной группы 28-й гвардейской ракетной дивизии РВСН,дислоцированной в г.Козельске мы провели захоронение останков 21 -го воина ,поднятых в это лето,между поиском самолетов( 17 поднятых нашим отрядом,1 местным отрядом и 3 поднятые одним из отрядов Брянской обл.)По окончанию процедуры захоронения,по ранее спланированному плану старшеклассники местной школы выдвинулись на автобусе за нашим УАЗиком по проселочным дорогам к месту падения самолета Платонова.Удалось их подвезти достаточно близко(не зря весь прошлый вечер мы с Серегой-торпедой махали топорами по очистке дороги)),детям пришлось проитти каких то 30 метров и они оказались у ярко синего обелиска с красной звездочкой на краю оврага.После короткого "Урока МУжества" проведенного на МП самолета ,была привинчина табличка к обелиску  и все склонили головы в минуте молчания в честь павшего героя войны.Детям был дан наказ,что это место должно стать святым для каждого жителя села,а для школьников теперь есть патриотическая тропа памяти.

Следующим утром мы уже неслись на УАЗике  в Жирятинский р\н Брянской области ,в машине в последний путь следовали останки сержанта Платонова П.И. в контейнере.Родственники,которых к этому утру уже нашлось аж 16 человек в Московской и Брянской области,прибыли на захоронение к воинскому мемориалу в селе Княвичи.Приятно было наблюдать,а порой и помогать и подсказывать районной администрации как готовиться процедура торжественных захоронений героя войны.Прибыли официальные лица,юнармейцы,ветераны войны,труженики тыла,много было селян,в строю присутствующих увидел к своей радости  прибывших  проводить в последний путь летчика поисковиков из Брянска и Дятьково.Конечно было масса вопросов от родственников о том где  и как был найден их близкий?

Времени на рассказ особо не было и я воспользовался своим выступлением в рамках процедуры и поведал всем,что мог рассказать им о их земляке. Самой старшей родственнице,которой было уже за 80 лет, я вручил памятный планшет с  деталями от  самолета летчика.От администрации Брянской области выступил зам.губернатора Брянской обл.Александр Коробко,всеобщее  восхищение и порой слезу и ком в горле  вызвало выступление  начальника протокольно-организационного отдела  губернатора Брянской области Александра Ермакова,в прошлом известного актера,брата Героя России,офицера ВДВ Олега Ермакова.Нужно было видеть,с  какими эмоциями  он читал стихотворение о последнем полете боевого летчика!

Когда мы с Сергеем начали опускать в могилу гроб с останками павшего героя,звук тишины над березами разорвал рокот поршневого авиамотора,обратив взор вверх люди увидели в голубом небе силует небольшого бело-синего самолета,который совершал круги над местом захоронения.Когда затихло эхо троекратного залпа автоматов,самолет типа "спорт-круизер" под управлением начальника Брянского авиационно-спортивного клуба Сорокового Игоря Николаевича  трижды прошел над мемориалом с покачиванием крыльями,прощаясь с погибшим летчиком,вызвав огромное чувство гордости  и благодарности у всех присутствующих.

После захоронения на поминальном обеде,с родственниками было решено собраться на МП,на  обелиске в следующем году на день гибели героя.

.Вот так закончилась еще одна история пропавшего без вести  77 лет назад  летчика Великой Отечественной!

DSC00135.JPG

DSC00183.JPG

DSC00207.JPG

DSC00211.JPG

DSC00218.JPG

DSC00223.JPG

DSC00228.JPG

DSC00246.JPG

DSC00258.JPG

DSC00284.JPG

DSC00298.JPG

DSC00340.JPG

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу