Ugrum

Про Як-3 летчика Б. Еремина, подаренном ему колхозником Ф. Головатым

10 сообщений в этой теме

Статья Информационного агентства REGNUM: regnum.ru/news/2600181

Вернётся ли именной Як-3 в Саратов? Борьба за крылатую легенду

Подробности

 5
Вернётся ли именной Як-3 в Саратов? Борьба за крылатую легенду
САРАТОВ, 28 марта 2019, 03:20 — REGNUM  Ветераны Саратовского авиазавода продолжают многолетнюю борьбу за возвращение в Саратов легендарного именного истребителя Як-3, в мае 1944 года купленного на этом предприятии местным колхозником Ферапонтом Головатым и подаренного земляку, командиру 31-го гвардейского истребительного авиационного полка, тогда ещё подполковнику, а позднее генерал-лейтенанту, Герою Советского Союза Борису Еремину. Истребитель после долгих лет нахождения в музее США вернулся в Россию, но на саратовскую землю так и не попал, осев в частном подмосковном музее, хотя в апреле 2015 года активисты получили подтверждение от высших властей РФ, что крылатая легенда вернётся на родину. Прошло почти четыре года, но ситуация так и не сдвинулась с мёртвой точки. Ветераны надеются, что в преддверии 75-летия Победы удастся добиться возвращения «ястребка».ИА REGNUM разбиралось в ситуации, сложившейся вокруг авианаследия.


Легендарный истребитель Як-3 зав. № 1712, в годы Великой Отечественной войны прославивший уничтоженный в 2012 году Саратовский авиазавод (САЗ), был приобретён на предприятии в мае 1944 года за 100 тыс. рублей колхозником Ферапонтом Головатым и передан в дар земляку — лётчику-истребителю, командиру 31-го гвардейского истребительного авиационного полка подполковнику Борису Еремину, впоследствии Герою Советского Союза и генерал-лейтенанту.

Это был второй самолёт, приобретенный на саратовском авиазаводе Головатым и подаренный лётчику. Первый Як-1Б зав. № 81 110 был куплен в декабре 1942 года.

 

На Як-3 была нанесена дарственная надпись «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага». Передача подарка состоялась 29 мая 1944 года, и совсем скоро с этой даты исполнится 75 лет.

Еремин воевал на своём «ястребке» под Львовом, в Польше, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии и Германии, сбив шесть фашистских самолётов (на именном Як-1Б было сбито ещё восемь). Последний бой он принял в небе Будапешта в мае 1945 года.

В августе 1945 года крылатая легенда по распоряжению Верховного главнокомандующего была переправлена в Москву для участия в Параде Победы, но из-за погодных условий лётный парад не состоялся.

В мае 1947 года Борис Еремин передал своего «боевого товарища» как музейный экспонат и историческую ценность в Центральный Дом Авиации и космонавтики им. М.В. Фрунзе. В 1958 году истребитель по договоренности с генеральным конструктором перешёл нынешнему ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Силами завода, тогда носившего название завод №115, экспонат отреставрировали и выставили в музее предприятия.

По сведениям ветеранов САЗ, в 1991 году у ОАО, в чьём музее стоял истребитель, возникла необходимость изыскивать средства для дальнейшей деятельности. Одним из направлений стала работа по созданию самолётов-реплик пяти Як-3 для последующей реализации их в авиационные музеи мира.

Знаменитый авиаподарок по разрешению Министерства внешних экономических связей СССР в сентябре 1991 года переправили в Санта-Монику (США) для бесплатной экспозиции на три года, но в 1994 году самолёт в Россию не вернулся, хотя три года по контракту истекли. О легендарном самолёте лица, отправившие его в США, просто «забыли».

Борис Еремин, узнавший о том, что подаренная ему реликвия так и не вернулась на Родину, стал писать в общественные и государственные организации, прося о содействии в возвращении своего самолёта. В октябре 2000 года лётчик-истребитель от своего имени, от родных дарителя Ферапонта Головатого и ветеранов войны обратился к начальнику Центрального музея Военно-воздушных сил полковнику Александру Гончарову с просьбой о содействии в возвращении «фронтового товарища».

ерой Советского Союза, генерал-лейтенант Борис Еремин умер в 2005 году, так и не дождавшись возвращения в Россию своего «ястребка», его дело продолжил генерал Юрий Фотинов. А новый виток борьбы за самолёт начался в 2013 году, когда уже ветераны Саратовского авиационного завода, собирая материалы для книги о разорении предприятия, узнали о самолёте, получив документы от директора Народного музея истории САЗ.

Один из соавторов книги, к которому и попали документы про авиалегенду, Александр Бернадский в комментариях ИА REGNUM отметил, что самолёт он нашёл с помощью интернета сразу же, тот был в калифорнийском «Музее полетов» в г. Санта-Моника (США).

Ветераны САЗ Валентин Аристархов и Александр Бернадский подключились к борьбе за возврат самолёта, написав обращения ряду должностных лиц, в том числе и губернатору Саратовской области Валерию Радаеву, а в сентябре 2013 года депутат Госдумы Ольга Алимова, также получившая письмо ветеранов, обратилась к министру обороны РФ Сергею Шойгу, министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову с просьбой о возврате легендарного самолёта в Россию.

По словам Бернадского, МИД оперативно взялся за этот вопрос, связавшись с Госдепом США, и через него начав переговоры с музеем, где базировался Як-3.

В апреле 2014 года стало известно о готовности американского музея «вернуть боевую реликвию» бесплатно. В ноябре 2014 года самолёт покинул порт Лос-Анджелеса, взяв курс на Родину. В Санкт-Петербурге он оказался в середине декабря 2014 года. Таможенная эпопея длилась более четырёх месяцев — до апреля 2015 года.

Вот только в родной Саратов самолёт так и не вернулся. По воле ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» после таможни попав в частный музей техники Вадима Задорожного в посёлке Архангельское Московской области. Изначально планировалось, что в частный музей самолет будет доставлен для реставрации с последующей доставкой в Саратов, но на календаре март 2019 года, а легендарная техника так и остаётся в частных руках, хотя его ждали к 70-летию Великой Победы — к 9 мая 2015 года, оставив центральное место в экспозиции специально для этого построенного музея трудовой славы Саратовской области.

В многочисленных ответах госведомств, включая администрацию президента РФ, МИД РФ, Минкультуры РФ, полученных ветеранами САЗ и депутатом Ольгой Алимовой в апреле 2015 года, неоднократно подтверждалось, что самолёт вернётся в Саратовскую область, но шло время, а Як-3 оставался в Архангельском.

Между тем Минкультуры России в своём ответе от 9 июня 2016 года, данном Александру Бернадскому, подтвердил, что самолёт Як-3 является федеральным имуществом. В марте 2017 года Росимущество сообщило, что самолёт внесён в реестр федерального имущества как федеральная собственность, и о том, что запросило в музее трудовой славы Саратовской области документы для оформления договора на безвозмездную экспозицию самолёта. Документы были оперативно предоставлены. Но всё было остановлено из-за вмешательства в этот процесс занимавшего тогда пост вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина.

ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» уже в октябре 2018 года в своём ответе на запрос депутата Госдумы Николая Панкова заявляет, что самолёт не является федеральной собственностью и принадлежит ОАО на основании статьи о приобретательской давности. При этом ОАО ссылается на то, что в реестр федерального имущества в январе 2017 года он был внесён ошибочно, а уже в октябре Росимущество, судя по ответу ОАО, поручило исключить его из реестра.

Ветераны САЗ с подобными заявлениями не согласны и продолжают борьбу за возвращение легенды на саратовскую землю.

 

«Все их доводы о «собственности» являются лишь передергиванием известных фактов под нужные выводы, которые противоречат законам СССР и РФ. ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» в письме утверждает, что оно является собственником самолета Як-3 зав. № 1712 согласно ст. 254 ГК РФ «Приобретательная давность», и это не требует иных документов, подтверждающих собственность. Это мотивируется тем, что самолёт Як-3 зав. № 1712 находится на балансе и ОКБ открыто владеет этим самолётом на протяжении 60 лет — после того, как он был получен из Дома авиации им. М.В. Фрунзе по приемо-сдаточному акту от 8.10.1958 года как списанный, разукомплектованный и непригодный для музейного экспонирования.

Приведенные выше выводы ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» противоречат законам СССР и РФ, так как по ГК РФ приобретательная давность начинает считаться только в июля 1990 года (при СССР её не было) и предполагает собой непрерывное нахождение вещи у владельца (ОКБ) в течение 15 лет. Однако, самолёт был в ОКБ только год после введения приобретательной давности из необходимых 15 лет, все остальное время он был в США. Кроме того, собственником ОКБ может стать только по решению суда, которого также нет. Таким образом, у ОКБ нет документов на право собственности на Як-3», — заявил Александр Бернадский, добавив, что самолёт-истребитель как объект науки и техники XX века по российскому законодательству должен находиться исключительно в федеральной собственности, не подлежит приватизации, а неоформление документов на собственность не лишает Россию права на него.

Активисты, борющиеся за возвращение самолёта в Саратов, считают, что без выполнения Росимуществом своих обязанностей, а именно оформления самолёта в федеральную собственность и изъятия его из чужого владения, которое они считают незаконным, воплотить мечту не выйдет. В настоящее время для положительного решения вопроса с возвращением Як-3 в Саратов они направили очередные письма депутатам Госдумы от Саратовской области Николаю Панкову и Евгению Примакову.

 

 

 

Изменено пользователем Ugrum
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конечно, надо вернуть. У них еще полведра той говенной краски осталось, которой они Як-1 покрасили. Надо поторопиться, а то засохнет и пропадет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

вот и дсмается как же так?......"Кровавые пендосы" безвозмездно вернули, хотя подозреваю, что добрые рЮсские люди его за океан вполне возмездно продали.. Таможня несколько месяцев! И потом вся остальная тягомотина

Машине однозначно место на родине героя!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не безвозмездно, а в соответствии с договором, по которому возврат должна была оплатить сторона, предоставлявшая машину для промоакции. Так и было. ОКБ оплатило возврат до копеечки.

Опять имярек волну гонят ради дешевого пиара и своих политических дивидендов перед наступающим праздником. Где были эти "правдорубы", когда их завод не просто обанкротили, но и буквально стерли с лица земли? Заметим единственный завод, который так показательно уничтожили на постсоветской территории!!! И единственный, который имел опыт и кадры, строившие самолеты ВВП! Як-42, выпускавшийся на САЗе,  с минимальной модернизацией вполне мог бы заменить на перепутье 90-х всю кучу забугорных машин "второй и третьей свежести", до тех пор, пока не появился более современный Як-242 (МС-21), что и случилось бы намного раньше.

https://zen.yandex.ru/media/id/5bb34b471f55fb00a91a5a9e/vosstavshii-iz-pepla-saratovskogo-aviacionnogo-zavoda-saz-5c6be4e231fe3800ae84a761

https://zen.yandex.ru/media/id/5bb34b471f55fb00a91a5a9e/kak-unichtojalsia-aerodrom-saratoviujnyi-5c7700368c5bb800b3d78f8f 

Все их "правдорубство" - лишь способ заработать. Например, та же группа, прикрываясь заботами об отмене неправильной приватизации САЗа сейчас занимается не восстановлением завода (спите спокойно торгаши из Апельсина и жители новых жилых микрорайонов), а... бомбоубежищем. Не хилым таким

https://zen.yandex.ru/media/id/5bb34b471f55fb00a91a5a9e/samoe-bolshoe-bomboubejisce-saratovskogo-aviazavoda-s-liftami-i-igrovymi-avtomatami-5c6bed57f14e8600aeccedba

Видно есть свой коммерческий интерес у кого-то.

57 минут назад, Battleclown сказал:

Машине однозначно место на родине героя!

Напишите Трампу - пусть подарит Як-3 Саратову, как президентство Гуайдо, как Голаны Израилю.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

про договор, понял! я только предположил.

Про МС-21 тоже придется Трампу писать..... И с какой стороны он "более современный"  вопрос с следующиму поколению патриотов......

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Сергей Кузнецов сказал:

тема уже есть

Извините, не знал. Или не помнил. Попалась на мой взгляд, интересная статья, решил ознакомить с ней форумчан. Если есть целесообразность, прошу Модераторов объединить темы.

С уважением, -

Ugrum

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
32 минуты назад, Battleclown сказал:

про договор, понял! я только предположил.

Недавно очередная волна аналогичного "патриотизма" захлестнула - проект Як-141 супостатам якобы ОКБ "продало" и они теперь всем своим F-35B грозят. Когда недавно у западного обосревателя увидел цифру 400 млн.долларов https://nationalinterest.org/blog/buzz/crazy-story-how-stealth-f-35-fighter-was-born-45387 и сообщил - в ОКБ ржали, как в том уфимском роддоме.

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, Ugrum сказал:

Извините, не знал. Или не помнил. Попалась на мой взгляд, интересная статья, решил ознакомить с ней форумчан. Если есть целесообразность, прошу Модераторов объединить темы.

С уважением, -

Ugrum

Спасибо за статью. Предупрежден - вооружен!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
34 minutes ago, Сергей Кузнецов said:

Недавно очередная волна аналогичного "патриотизма" захлестнула - проект Як-141 супостатам якобы ОКБ "продало" и они теперь всем своим F-35B грозят. Когда недавно у западного обосревателя увидел цифру 400 млн.долларов https://nationalinterest.org/blog/buzz/crazy-story-how-stealth-f-35-fighter-was-born-45387 и сообщил - в ОКБ ржали, как в том уфимском роддоме.

сложно представить, кто в ОКБ "ржал"......... был там примерно 10 лет назад. Молодеж, да пара стариков.. И куча "перспективных менеджеров", искреннн считаючих, что 9 женщин могут родить ребенка за один месяц...... Родили конечно., Теперь всё, мы в лидерах!(((((((

а так, да кудаж ОНИ без нас.....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу