Жека

Як-1б № 13114, 402 ИАП

20 сообщений в этой теме

На месте падения Яка нашли вот такую деталь. Судя по всему крепление от бортового вооружения УБС. Подскажите есть ли на нем номер вооружения и если есть, то в каком месте его искать?

20190323_145104.jpg

20190323_145114.jpg

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это переднее крепление УБС. Увы, стандартный, взаимозаменяемый узел. Вряд ли на нем может оказаться серийный номер. При съемке пулеметов, его обычно оставляли на месте, чтобы не нарушать пристрелку. При необходимости снятия узла (для ремонта, например) вместо него могли поставить любой и отрегулировать, пристреляв оружие заново или даже просто холодную пристрелку сделав.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один раз видел на полозьях станка от УБ номер, могу скинуть вечером фотку если конечно поможет. Но это было на Пешке

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока других зацепок, кроме этого кронштейна, нет.

Место разграблено в послевоенные годы. Состояние металла оставляет желать лучшего.

IMGP0403.JPG

IMGP0404.JPG

гильза.JPG

двигун.JPG

расчалка.JPG

IMGP0410.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самолет, скорее всего, из 3 ИАК. По нему есть ведомости номеров вооружения. Останков пилота, либо парашютной системы, на месте падения не обнаружено.

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потеря, скорее всего, 28 апреля - 3 мая 1943 г.: штурм Крымской. Самолет падал со стороны Семенцовки.

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чистка кронштейна результатов не дала, зато на одном из фрагментов блока двигателя нашелся частично читающийся номерок. На фото плохо видно, но набито там 1891.

IMG-20190327-WA0007.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Як-1б № 13114 с мотором М-105ПФ № 4-1891 из состава 402 ИАП 265 ИАД 3 ИАК был сбит в воздушном бою южнее ст. Крымской 30.04.1943 г. Пилот мл. л-т Макаров Олег Павлович, 1919 г.р., выбросился с парашютом, приземлился в расположении своих войск.

01.05.43 г. мл. л-т Макаров награжден орденом Красная Звезда

06.05.43 г. мл. л-т Макаров награждён орденом Отечественной войны 1-й степени

В последствии ст. л-т и к-н Макаров в 1944 и 1945 г.г. соответственно дважды награжден орденами Красного Знамени. Победу встретил в Берлине.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня по базе проходит почему-то дата потери самолета, как н.в.з. 27.4.43 г. (ЦАМО ф.20242 оп.1 д.152 л.102)?

И мотор: 2 документа 4-1891 и 1 документ 4-1871

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Ведомости от 23.04.43 г. самолет Як-1б № 13114 закреплен за Макаровым. Либо 27.04.43 г. на этом самолете вылетел кто-то другой, либо в приказе от 1 мая по 402 иап перепутали даты. Этим приказом списали 5 самолетов за 27 апреля и 3 самолета за 30 апреля. Это соответствует количеству потерь в эти дни по Оперативным сводкам. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если в приказе ошибки нет, и самолет потерян 27 апреля, то в этом бою было сбито 5 наших Яков. В трех случаях летчики погибли с самолетами: Аркуша, Михеев и Калинин. Еще двое выбросились с парашютами, оба получили ранения: Волчков и Манукян. Остальные участники боя подтверждают, что видели два парашюта.

Манукян вылетал на самолете, который был за ним закреплен 24.04.43 г. - Як-1б № 01121. И списан он по приказу 27.04.43г.

Остается только Волчков. Закрепленного за ним самолета Як-1б № 25118, вообще нет в списках на списание за апрель 1943 г. Значит 27.04.43 г. он вылетал на "чужом" самолете.

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кроме Манукяна можно любого из этих четырех пилотов взять.

27.4.43 по полковому учету не вернулись 5 Як-1б №№ 13114, 27113, 43113, 23113, 01121

По боевому расчету 25.4.43 г. (Список самолетов и моторов, закрепленных за летно-техническим составом частей 265-й иад): Аркуша - 24119, Михеев - 47117, Калинин - ?, Волчков - ?, Манукян - 21121

 ? потому что в расчете нет фамилий ни Калинина, ни Волчкова. Кроме того, у двух машин из потерь не указаны в расчете пилоты - № 13114 и 27113 - просто написано мл.л-т

Кстати, раз такая чересполосица, то я бы и Манукяна тоже не исключал.

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Акруша, Михеев и Калинин погибли вместе с самолетами. А останков и парашютной системы на месте падения нет. Значит это не они. В оперативной сводке написано, что остальные участники боя видели два раскрывшийся парашюта. Соответственно это Волчков и Манукян. За Манукяном был закреплен самолет 01121 и списан по итогам этого боя самолет 01121. Остается Волчков. В ведомости закрепления самолетов за летным составом от 24 апреля есть и Калинин (27113)  и Волчков (25118).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я вообще-то к тому, что раз два списка (потерь летчиков и потерь самолетов) в большей своей части (3 машины и 3 летчика) не совпадают по вторичным документам, то вполне вероятно, что и Манукян мог идти в бой не на № 01121 и Калинин мог погибнуть не на № 27113. Тем более со времени составления расчета (на бумаге!) прошла всего пара-тройка дней, а в реале все могло оставаться по-старому (новые пары и группы ведь еще слетать надо).

Отбрасывать версию с Волчковым ИМХО не надо, но доказательства за и против придется еще на земле и в архиве поискать.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Работу  на земле никто конечно не отменял. В паре километров от этого места есть еще один непознанный пока Як-1б без пилота. Сосредоточимся теперь на нем.

Что касается на помощь архива, то на нее рассчитывать не приходится. Даже на запросы, направленные через Военный комиссариат края, они ответили, что это в последний раз и больше с вопросами по самолетам не обращайтесь. Если только кто-то из форумчан заглянет в дела 402 ИАП.

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу