Ugrum

Самолет Дуглас С-47 перевезли на материк для реставрации

3 сообщения в этой теме

Новости Седьмой Канал: http://www.trk7.ru/news/92801

Самолёт «Дуглас» перевезли на материк и готовят к реставрации

После более 70 лет под снегом и льдом - самолёт «Дуглас» вернулся на материк. Участники международной экспедиции «Борт Тюрикова. Возвращение» встретились с губернатором Уссом и обсудили дальнейшую судьбу эвакуированного с Заполярья памятника советской авиации. Напомним, самолёт С-47 в послевоенные годы совершил аварийную посадку в таймырской тундре. И в течение последних трёх лет энтузиасты по частям спасали авиационную реликвию.

  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
0:00/ 2:51Скорость1

Главная награда Географического общества в номинации «Экспедиция по России» вручается лично президентом страны. Но проект «Борт Тюрикова. Возвращение» стал сенсацией ещё до признания в Кремле. Эвакуация из таймырской тундры самолёта «Дуглас С-47» началась 3 года назад. Морем, небом, дорогами, но борт доставлен на материк.

— Я так благодарна всем кто принимал участие в этом событии и ребята там такие, с таким энтузиазмом. Я вот тогда впервые поняла что значит, не побоюсь этого пафосного слова, офицерская честь, — говорит дочь командира «Дугласа» Максима Тюрикова Авелина Анциферова.


Самолёт передали Советскому Союзу в 43-ем году по ленд-лизу. В 47-ом году из-за непогоды аварийно сел в заполярьем, по пути из аэропорта Костистый в Дудинку. 9 из 30 пассажиров, находившихся на борту, покинули место аварии в поисках населённого пункта. Останки командира Максима Тюрикова нашли только в 50-ых. 8 его спутников - до сих пор числятся пропавшими без вести. Те, кто остался около самолёта, выжили. Ещё тогда «Дуглас» признали пригодным для капитального ремонта, но за его возвращение браться не стали. 

 

— И спустя много лет, нам очень повезло, нашлись люди, которые предприняли очень большие усилия для того, чтобы этот борт вновь поднялся в воздух, но уже не на своих крыльях, и вернулся в Красноярск, — рассказывает губернатор Красноярского края Александр Усс.

Вместе с партнёрами краевые власти оказывали постоянную поддержку экспедиции. И сегодня у всех сторон есть уверенность, что реставрация «Дугласа» - это вопрос ближайшего времени, однако чёткое понимание по срокам появится в течение года. 

 

— Провели ряд крупных работ, провели дифектовку полностью и пришли к тому что этой работой, по восстановлению «Дугласа», самой части фюзеляжа и других агрегатов крупных, должны заниматься профессионалы. Мы обратились в министерство обороны за поддержкой в рамках специалистов, — говорит председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.

— Когда самолёт отреставрируют, его разместят в парке музее освоения севера. А в качестве локации под его строительство рассматривают остров Молокова

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вдогонку - статья Русского Географического Общества:

https://www.rgo.ru/ru/article/mashina-vremeni-chto-lend-lizovskiy-samolyot-rasskazal-istorikam

МАШИНА ВРЕМЕНИ: ЧТО ЛЕНД-ЛИЗОВСКИЙ САМОЛЁТ РАССКАЗАЛ ИСТОРИКАМ

20 декабря 2018

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

В номинации "Лучшая экспедиция по России" награду присудили проекту "Борт Тюрикова. Возвращение". Это уникальная экспедиция, участники которой вывезли из тундры самолет "Дуглас С-47". Почему специалисты придают такое значение спасению этого самолёта? Чем он знаменит? И какая судьба ждёт "Дуглас-С47" после реставрации? Рассказываем в нашем материале.

"Дуглас-С47" снова поднимается в небо

premiya_rgo_2018_1.mp4

 
 
 
 
 
 

Кадры вручения награды РГО в номинации "Лучшая экспедиция по России" облетели все каналы. Председатель Красноярского краевого отделения Русского географического общества Игорь Спириденко признаётся: такого внимания на самом высоком уровне он не ждал.

kusok_1.mp4

 
 
 
 
 
 

Игорь Спириденко: "Когда мы проявили интерес к этому проекту, мы ещё не знали, что это борт Тюрикова, мы ещё не совсем знали его историю. Ну, мы, наверное, проявили интерес, как … предсказуемо. Потому что мы проявляем интерес ко всему, что необычное, что сложное. Что может как-то испытать нас на прочность".

Товарищ Спириденко – Вячеслав Филиппов. Он - подполковник запаса, сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ, несколько лет воссоздавал историю легендарной Красноярской воздушной трассы и трассы Аляска – Сибирь, по которой во время Второй мировой войны ленд-лизовские самолёты перегонялись из США в СССР. Однажды директор музея авиакомпании "КрасЭйр" показала ему фотографии, которые ей принёс неизвестный геолог. На фото в центре тундры был запечатлён целый американский "Дуглас".

 

На его киле даже виднелся заводской номер 232892 и полустертый бортовой номер на фюзеляже – Н-328. Филиппов выяснил, что этот "Дуглас" пришёл из Америки в Красноярск 12 марта 1943 года, через пару недель после схода с конвейера. На фронт не попал, поскольку его передали в Главное управление Северного морского пути. Экипаж самолёта занимался ледовой разведкой и сопровождением арктических караванов и конвоев в Карском море. После войны самолёт поступил в распоряжение гражданской авиации, выполнял обычные пассажирские рейсы из Красноярска в Игарку и обратно.

 

Однако единомышленников, которые бы поняли, что этот самолёт – живая история, Филиппов нашёл только в Сибирском экспедиционном центре Русского географического общества, который возглавляет Игорь Спириденко. Большое внимание уделили работе с архивами и подбору команды для экспедиции: это не увеселительная прогулка, а серьёзный труд. Отдельная серьёзная задача – транспортировка. Поскольку это территория федерального заповедника, необходимы были разного рода согласования. Долго выбирали лучшее время для работы. В тундре можно работать не больше месяца в году, иначе создаётся серьёзный риск для её экологии.

kusok_4.mp4

 
 
00:00
 
00:00
 

Игорь Спириденко: "Долго спорили, каким нам путём пойти. Чертили, выверяли там. Общались с местными жителями. Общались с опытными экспедиционщиками. Ну и пришли всё-таки к мнению, что тем путём, которым мы сделали эту работу, это был самый верный путь".

В транспортировке участвовало 15 человек. Они демонтировали, укрывали, помогали перемещать. В результате слаженной работы перевозку самолёта завершили раньше запланированного срока.

wx1080_2.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Участники экспедиции поразились сохранности самолёта. Через 70 лет после посадки его ещё можно починить и поднять в небо. По мнению экспертов, причина этого в местном климате. Всё это время "Дуглас" стоял на колёсах. От разрушительного зимнего ветра защищала пелена снега, который весной очень быстро таял.

dfsdfsdd.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Уцелело и оснащение "Дугласа". Правда, не внутри самолета, а вокруг: люди тундры разграбили самолёт по полной программе. Выдрали сиденья, приборы, части механизмов, рацию, печки… И побросали. Тут же. Для запчастей потребовался грузовик.

Видео предоставлено участниками экспедиции

Эти кадры летом 2016 года показали по всем федеральным каналам. Спустя почти 70 лет после аварийной посадки самолёт вновь поднялся в воздух.

До реки Пясина он пролетел на внешней подвеске вертолёта около 80 километров. Там его ждала баржа, которая довезла до Валька, а далее – на трейлерах в Дудинку. Из Дудинки до Красноярска борт Тюрикова доплыл на теплоходе. 

 

556c699e-096c-449f-b70e-d003708f7068_w650_r0_s.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Наиболее сложной оказалась перевозка крыльев. Крылья сильно "парусили" на ветру, раскачивали вертолёт. По воздуху вывозить их не решились, оставили до зимы. Эвакуацию проводили в марте 2017 года караваном вездеходов, на специально изготовленных санях.

kusok_7.mp4

 
 
00:00
 
00:00
 

Игорь Спириденко: "Он важен сам, как такой вот борт уникальный, хорошо сохранившийся и так далее, но есть ещё вторая сторона медали – героическая.  Это история тех людей, которые прикасались к этому самолёту, находились рядом с ним".

Сейчас Красноярское краевое отделение РГО организовывает в Красноярске "Парк-музей освоения Севера. Одним из главных экспонатов музея станет многострадальный ленд-лизовский "Дуглас".

wx1080.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Происшествие с C-47 на Таймыре

"Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 00:30 из Кожевниково вылетел самолёт и взял курс на Красноярск. В 5:30 вынужденная посадка. Жертв нет" – это первое послание, написанное командиром экипажа Максимом Тюриковым на обшивке самолёта.

 

werwer.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Рейс для Максима Тюрикова был тяжёлым. Днём самолёт выполнил пассажирский перелёт из Красноярска в Косистый (бухта Кожевникова). Там он забрал шесть освободившихся заключённых, а экипаж стал готовить борт к обратному рейсу в Красноярск. Попутно он должен был забрать пассажиров в Хатанге, Дудинке и Туруханске.

На обратном пути планировалось дозаправиться в Хатанге и через Дудинку и Туруханск отправиться в Красноярск. Официальные данные об этом полёте довольно скудные: в 00.30 по московскому времени самолёт поднялся в воздух, через полчаса связь с бортом пропала. Пилоты лишь успели передать, что попали в снежный заряд. Так синоптики называют пургу и ливневый снег в Заполярье. Сообщили, что летят вслепую, видимости из-за облаков нет, и что отказал левый двигатель. Через двадцать минут Хатанга приняла обрывки ещё одной радиограммы, сигналы были очень слабыми — вероятно, аккумуляторы "Дугласа" практически разрядились. Экипаж самолёта сообщал, что идёт на посадку в заснеженной местности, точные координаты неизвестны.

wx1080_3.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Надеялись, что самолёт обнаружат быстро. Но долгожданная помощь не приходила. Через три дня после падения капитан с двумя членами экипажа и шестью пассажирами (теми самыми заключёнными) отправился искать ближайшее селение. С тех пор они, за исключением капитана Тюрикова, числятся пропавшими без вести.

После посадки самолёт остался цел, в нём можно было укрываться от ветра. На борту был серьёзный перегруз 852 килограмма. Это продукты, вещи, топливо. Из них продуктов – самый минимум. Ведь летели не в турпоход, а домой или в гости. Вместе с пассажирами остался второй пилот Сергей Аношко. Позднее он вспоминал: "Продукты поделили на части, экономили, на каждого в день – по ложке крупы. Дни шли. Люди были измотаны, но бодрились". По примеру командира они тоже начали делать записи на обшивке.

"Сидим одни. Всё на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретим весело", – написал кто-то из пассажиров 1 мая 1947 года. Грелись, разводя костёр рядом с самолётом: сжигали бумаги, часть одежды. Раскапывали снег, доставали из-под него сухую траву, кустарник и мох. Держались из последних сил.

mah00030_2.mp4

 
 
00:00
 
00:00
 

Игорь Спириденко: "Я могу предположить, что всё-таки советский человек – он был особенный человек. Учитывая, что там были и женщины, и дети, всё равно, наверное, была некая ответственность, и они друг друга поддерживали. У них было топливо, у них была обшивка, которую они отдирали, жгли. Там были бочки из-под топлива. То есть люди грелись. Спали они внутри борта, то есть были защищены от ветра. У них были консервы, но немного. Они разделили это всё по горсточке на каждого человека на сутки. И я думаю, что силой духа, только так они держались. Но это именно потому, что это были советские люди".

О пропаже борта Тюрикова информацию передали во все населённые пункты края. Радисты прислушивались к эфиру, и вот сигнал с "Дуглас C-47" услышала 19-летняя радистка из Волочанки Лида Торгашина. Шли только первые сутки с момента пропажи самолёта. Это случилось часов через 10 после посадки. Она рассказала о морзянке руководству, но её не послушали. Погода ухудшалась, поиски решили прекратить как бесперспективные. Спустя две недели жена бортрадиста Алексея Смирнова от отчаяния направила телеграмму в Кремль Сталину. Через два часа пришёл ответ.

telegramma_stalina.jpg

Телеграмма И.Сталина
Телеграмма И.Сталина

Иосиф Сталин: "МУЖАЙТЕСЬ ЛЮДИ НАШЕЙ СТРАНЕ ДОРОЖЕ ВСЕГО ПОИСКИ ВОЗОБНОВЛЕНЫ НАПРАВЛЕНЫ ЛУЧШИЕ ЛЕТЧИКИ ШАТРОВ ФЕДОРЕНКО И ДР НАДЕЙТЕСЬ ХОРОШИЙ ИСХОД С УВАЖЕНИЕМ И.СТАЛИН".

Лётчики снова начали прочесывать тундру. Один из них – Фёдор Шатров – прислушался к словам радистки Торгашиной. 11 мая люди возле "Дугласа" услышали в небе гул мотора. Всех их вывезли на Большую землю. У некоторых были обморожения и истощение, но главное – все они остались живы. Останки командира обнаружили через шесть лет в 120 километрах от места аварии.

Командир судна Максим Тюриков – настоящий ас. Из 36 лет жизни 15 – лётный стаж. Он прошёл войну и выбирался из разных более скверных передряг. Максим Дмитриевич – выпускник Хабаровской школы пилотов. В прошлом летал в Енисейской авиагруппе Главного управления Северного морского пути, где считался одним из лучших пилотов. Был награждён орденом Красной Звезды (1944 г.), знаком "Почётный полярник" (1943 г.), медалями "За оборону Советского Заполярья", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".

Самолёт эвакуировать не могли, а потому списали его, после чего он оказался забытым и заброшенным. 

tyrtyrt.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Другие факты об экспедиции и уникальном самолёте можете узнать из документального фильма

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжение

https://www.rgo.ru/ru/article/otkliknulis-pervye-rodstvenniki-passazhirov-s-borta-tyurikova

ОТКЛИКНУЛИСЬ ПЕРВЫЕ РОДСТВЕННИКИ ПАССАЖИРОВ С "БОРТА ТЮРИКОВА"

6 марта 2019

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

6 марта "Комсомольская правда" опубликовала материал о первых родственниках пассажиров, откликнувшихся на поиски Красноярского краевого отделения РГО. Масштабные поиски ведутся по всей стране, и вот "Комсомолка" разыскала семью Сергея и Екатерины Тарасовых, спасшихся в 1947 году во время авиакатастрофы в Сибири.

Текст статьи мы приводим ниже.

«Я внук пассажиров «Дугласа»!» – этот звонок в редакцию «Комсомолки» показался нам чудом. Полустертые фамилии и имена, сделанные на фюзеляже химическим карандашом, – это все, что было известно о тех, кто был на борту самолета, аварийно севшего на севере Красноярского края почти 70 лет назад.

Найти родственников, а уж тем более пассажиров злополучного рейса казалось нереальным. Мы проверили десяток архивов Таймыра и Красноярского края, но даже у ФСБ о крушении «Дугласа» нет ни слова. Фамилии удалось восстановить сотрудникам Русского географического общества, которые уже больше 10 лет по крупицам собирают информацию о том ЧП. Благодаря их усилиям история «Дугласа» облетела весь мир, а сам самолет перевезли в Красноярск и сейчас восстанавливают.

wx1080_2.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

И вот после серии материалов «Комсомолки» в редакцию позвонил наш читатель Сергей Савченко. Оказалось, на борту находились его бабушка, дедушка и дядя.

Затерянные в тундре

«Дуглас С-47» под управлением военного аса Максима Тюрикова потерпел крушение в тундре в ночь на 23 апреля 1947 года. Вылетел самолет с мыса Косистый (Таймыр, бухта Кожевникова) в Красноярск. Но по пути попал в снежный заряд (так синоптики называют пургу и ливневый снег в Заполярье. – Ред.) и потерял ориентиры. Через пять часов после взлета у машины отказал один двигатель, затем перегрелся второй. Тогда 36-летний Максим Тюриков совершил чудо – в сложнейших условиях посадил самолет на обледеневшее болото. Это спасло жизнь экипажа и пассажиров. К слову, вместе с обычными пассажирами на том рейсе летели расконвоированные заключенные.

«Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 из Кожевниково в 00.30 вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5.30 вынужденная посадка. Жертв нет», – в надежде, что надпись рано или поздно обнаружат, вывел химическим карандашом на обшивке Тюриков.

После жесткой посадки выяснилось, что рация разрядилась, хотя подать сигнал, конечно, пробовали: авиамоторист Николай Шахаданов в отчаянии отстукал морзянкой произвольный набор. Но услышали ли его, никто не знал.

Спустя несколько дней Тюриков вместе с бортмехаником Николаем Шахадановым, бортрадистом Алексеем Смирновым и шестью пассажирами, в том числе несколькими заключенными, отправился за подмогой. Исследователи до сих пор не знают, сколько именно осужденных ушли с ним, но большинство полагает, что четверо. Шли люди в никуда, наудачу. Никто не знал, далеко ли до ближайшего жилья. Но не исключено, что этот поход спас жизни остальным пассажирам «Дугласа». Экипаж самолета решил увести часть осужденных подальше от женщин и детей...

inx960x640.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Самолет искали несколько дней, потом перестали. И тогда жена бортрадиста Алексея Смирнова в отчаянии дала в Кремль телеграмму на имя Сталина. Поиски возобновили. Летчики прочесывали тундру, и через три недели после крушения самолет и пассажиров нашли в 220 км от Волочанки: «Дуглас» на несколько сотен километров сбился с курса. Всех найденных удалось спасти.

Тело Максима Тюрикова обнаружили лишь в 1953 году у истоков реки Шайтанка, в 120 км от места крушения. Установить личность пилота помогла найденная в его вещах записная книжка.

Имена на фюзеляже

В истории «Дугласа» до сих пор много тайн. Даже точное количество пассажиров рейса неизвестно. Удалось восстановить примерный список фамилий по надписям на фюзеляже.

– По количеству пассажиров на борту много разночтений: в одном документе – 26 человек, в другом – 29, – рассказывает Вячеслав Филиппов, сотрудник Музея Военно-инженерного института СФУ, много лет занимающийся историей «Дугласа C-47». – Люди они все в основном гражданские, искать сведения о них непросто. Очень повезло, что сохранились эти записи внутри фюзеляжа. У меня ушло много времени на расшифровку, многие буквы стерты...

«Комсомолка» опубликовала этот список. И вот – звонок...

wx1080_3.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

«Бабушка вспоминала и плакала»

Сергея Савченко назвали в честь деда. Сейчас ему 63 года, он живет в станице Медведовская (Краснодарский край), работает агрономом.

– Дед и бабушка всю жизнь вспоминали этот рейс, – рассказал «КП» внук пассажиров «Дугласа С-47». – Как только какое семейное торжество или так, тоска на них найдет по молодости, обязательно говорили об этом. Бабушка (по документам она была Харитина, но дед называл ее Катей, да и остальные вслед за ним) часто плакала, когда вспоминала...

Когда супруги Тарасовы вместе с маленьким Вовкой (ему шел шестой год) улетали с Косистого, думали, навсегда. У Сергея еще в сентябре 1946 года закончился трудовой договор с «Нордвикстроем», где он работал старшим буровым мастером. Катерина трудилась насосчицей на нефтедобыче, но тоже уволилась, чтобы уехать вместе с мужем. Однако улететь сразу не получилось – до самой весны ждали подходящей погоды. В Заполярье зима капризная, то и дело пурга. Тогда им казалось: это удача – попасть наконец-то на борт до материка.

– Бабушка рассказывала, что самолет приземлялся очень жестко, – продолжает Сергей Савченко. – С хвоста на них полетели чемоданы, коробки, баулы (на борту было около 800 кг груза. – Ред.). Несколько человек вышвырнуло с сидений – у одного была сломана рука, у других ушибы. С ними летела беременная женщина, но срок был ранний – ей повезло не удариться.

Когда первый шок прошел, экипаж и пассажиры поняли, что не знают, где именно находятся. Тюриков, по воспоминаниям Сергея Тарасова, считал, что до Хатанги (место промежуточной остановки) недалеко. И решил идти за помощью. Ушли с ним 9 человек – бортмеханик, бортрадист и еще шесть пассажиров.

– Дед говорил, что среди оставшихся были два осужденных и второй пилот Сергей Аношко – ему глаза травмировало при посадке, он ничего не видел. Сам дед не пошел, потому что бабушка встала стеной: не пущу – и все тут, ребенок маленький на руках. И потом, у деда самого ведь глаза не было, его выбило еще в 42-м году лопнувшим на морозе буровым тросом, – рассказывает Сергей Савченко.

Сергей Тарасов был мужчиной крупным и по-деревенски крепким. Рассудив, что человек он надежный, Тюриков оставил ему личный пистолет, в котором было три патрона – на случай, если от отчаяния кто-то из пассажиров взбунтуется или нападут осужденные.

Жгли траву и вещи

Бесконечно долгие дни ожидания переходили в недели. Большую часть времени мела пурга – благо самолет почти не пострадал при посадке, и в нем можно было укрыться от холода. Да и одеты все были тепло, по самые глаза укутаны в кухлянки (длинные шубы ниже колена из шкуры оленя. – Ред.). Без такой шубы на Севере никак. Мужчины откапывали из-под снега сухую траву, жгли ее для тепла вместе с вещами.

– Бабушка и другие женщины готовили тюрю на воде, замешивали туда хлеб из пайков, муку. Все, что было съедобного, настаивали и хлебали, крупу размачивали, – говорит Сергей.

Тарасов вспоминал: по мере того, как заканчивалась еда, осужденные вели себя все наглее, шептались между собой. А однажды открыто заявили: «Мы-то не пропадем, еда кончится – барашков будем резать». Тогда Тарасов достал пистолет Тюрикова и сказал: «Я вам покажу барашков! Пули три – на вас двоих точно хватит».

img-2649.jpg

Фото предоставлено участниками проекта
Фото предоставлено участниками проекта

Один из дней выдался относительно теплым и ясным, шестилетний Вовка играл неподалеку от самолета. И вдруг услышал гул вдалеке. Прибежал к взрослым, сказал, что слышал самолет. Ему не поверили: «Тебе показалось». Потом на несколько дней зарядила пурга, на расстоянии вытянутой руки ничего не было видно. Но когда вновь разъяснилось, в небе снова показался самолет.

– Дед говорил, что он покружил и улетел, но потом вернулся – сбросил еду и записку: «Мы вас нашли. Будем вывозить», – рассказывает Савченко. – Забрали их уже другим бортом. Но дед подробно не говорил, как вывозили.

После этого случая Катерину и Сергея Тарасовых жизнь еще побросала по стране: они работали на нефтедобыче на Сахалине, потом на Камчатке. Когда вышли на пенсию, вернулись на Кубань, в родную станицу Медведовскую. Сергей построил большой дом, где теперь живет его внук с семьей.

– О том, что пассажиров «Дугласа» ищут, я сначала прочел в вашей газете, – рассказал «КП» Сергей Савченко. – А потом жена увидела по телевизору, как президент в Кремле награждает сотрудников Русского географического общества (проект Красноярского краевого отделения РГО «Борт Тюрикова. Возвращение» признан лучшей экспедицией года. – Ред.). И говорит мне: это же тот самый самолет, о котором наш дед все время говорил. Вот я и решил позвонить.

Несколько лет назад в местной газете «Знамя труда» вышла заметка об этом. Но широкого резонанса, по понятным причинам, не было. И вот теперь вся страна знает о еще одном пассажире «Дугласа С-47».

…Это очередная, но не последняя страница в истории самолета. «Комсомолка» продолжает искать пассажиров легендарного рейса.

СПИСОК ПАССАЖИРОВ

Вот какую запись оставили на фюзеляже самолета пассажиры «Дугласа С-47»:

«В 1947 году 22 апреля потерпели аварию в …

1. Перцевко Мария Ильинична;

2. Рзаев А.;

3. Васенькина-Коршавина Нина Сергеевна;

4. Васенькин Иван Гаврилович;

5. Долгов Петр Михайлович;

6. Капанадзе Виссарион Илларионович;

7. Потылицына Анна Васильевна;

8. Винокуров Георгий;

9. Макшанов Александр Кузьмич;

10. Игнатов Иван;

11. Демченко Николай Михайлович;

12. Егумнова Антонина Ивановна;

13. Бородин Александр Иванович;

14. Коваль Василий Сергеевич;

15. Кравченко Николай;

16. Мазуркина Таисья Андреевна;

17. Украинский Виктор Федорович;

18. Тарасов Сергей Васильевич;

19. Тарасов Владимир Сергеевич;

20. Тарасова Екатерина;

21. Ахмаджанов;

22. Тенюков Семен Павлович;

23. Краснотанов Василий Дмитриевич».

Имен заключенных Норильлага, которые были на борту, в этом списке нет.

ЕСТЬ ВОПРОС

Откуда на борту зэки?

Сколько было на борту самолета осужденных и каких именно, до конца не ясно.

– Вообще в поселке на мысе Косистый, откуда летел «Дуглас C-47», в то время лагеря не было, там находилось спецпоселение, – рассказал «КП» Алексей Бабий, руководитель Красноярского отделения общества «Мемориал». – Заключенные там отбывали послелагерную ссылку – отмечались при комендатуре, жили и работали. Хотя начальство могло откомандировать в спецпоселение для выполнения каких-то работ, например, расконвоированных заключенных из Норильлага. Под стражей их не содержали, но и свободой это не назовешь, официально это все-таки заключенные. Что касается контингента Норильлага в целом, то примерно 40 процентов там были так называемые бытовики – люди, отбывавшие срок за мелкие правонарушения. Например, опоздал на работу на 15 минут – во время войны это был тяжелый проступок. Уголовников было процентов 20. Вот эти две категории могли быть амнистированы. Политических, которых было около 40 процентов, в том году еще не амнистировали, и сроки у них, конечно, были значительно больше, чем у уголовников или бытовиков.

В ТЕМУ

Пилота похоронили как героя

– Нас с братом воспитывали дедушка с бабушкой, наша мама умерла от болезни, – рассказала «КП» Авелина Анциферова, дочь Максима Тюрикова (сейчас ей 78 лет, живет в Красноярске). – Отца похоронили как героя в Красноярске на Троицком кладбище. Тогда тетя Тамара, жена бортрадиста, благодаря которой и возобновили поиски, сильно плакала, говорила: «Вам хоть кости удалось захоронить, а моего Леши так и нет...». О тех, кто ушел с отцом от самолета, действительно больше ничего не известно.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу